Последнее десятилетие отмечено постепенным возрождением роли Исламской религии в общественной жизни стран бывшего СССР, и в частности России. Этот процесс происходит на фоне повышения интереса к Исламскому культурному наследию во всем мире. Однако в отличие от многих зарубежных стран, на всем пространстве бывшего Советского Союза возрождение Исламского образа жизни носит, к сожалению, спонтанный и хаотический характер. И самой главной причиной этого является то обстоятельство, что на языки народов этих стран практически не переводилась классическая исламская литература, и труды, на которые в своей основе опирается здание исламского богословия. Так, пока нет ни одного полного перевода толкования Корана - тафсиров авторов-классиков (напр. ал-Байдави, ар-Рази), нет полного сборника хадисов хотя бы одного признанного мухаддиса (напр. ал-Бухари или Муслима). И главное на этом фоне, - нет произведений по фикху (напр. "Радд-уль-мухтар…" Ибни Абидина; "Тухфа" Ибни Хаджара ал-Макки), которые бы представили мусульманам религиозно-правовые нормы ортодоксального Ислама.
В результате этого, масса народа остается в неведении относительно основ исламского богословия, и оно становится как бы достоянием лишь отдельных людей, которые благодаря владению иностранными языками имеют доступ ко всей необходимой литературе в этой области. Таким образом, несмотря на повышенный интерес к Исламу среди народов бывшего СССР, основы этой религии по прежнему остаются недоступными основной массе граждан. Отсутствие (по разным причинам) просветительской базы, сильно тормозит научную деятельность в этой области. А это, в свою очередь, приводит к тому, что настоящая Исламская наука и богословие подменяется различными суевериями и иррациональными учениями, по сути, не имеющими никакого подтверждения в исламских первоисточниках. Развитие иррационалистических тенденций грозит религии лишением ее активности в общественной сфере и как бы делает ее лишь субъективным достоянием человека. Религия лишается, таким образом, духа. С другой же стороны, вследствие отсутствия просвещения в области Ислама могут развиваться и некоторые радикальные воззрения, также несвойственные этой религии. Мусульманам, как России, так и других стран постсоветского общества, необходимо прилагать максимум усилий в деле исламского просвещения.
Одной из важнейших областей исламского богословия является правовая наука (фикх). Значение фикха в Исламе велико по причине того, что эта религия, в отличие от всех остальных, четко регулирует абсолютно все процессы, как в индивидуальной, так и в социальной сферах общества. До последнего времени в области фикха также не было ни одного фундаментального труда на доступных гражданам наших стран языке. В связи с этим, приходилось лишь довольствоваться некоторыми опубликованными фрагментами в этой области.
Представленный вниманию читателя подробный и обстоятельный труд по исламскому праву Мухаммада ал-Кок-Кози "Мухтасар Ильмихал", в значительной степени восполняет недостаток работ в этой важнейшей составляющей Исламского богословия. По сути, эта работа, состоящая из 11 частей, является первой в области фикха на русском языке, написанной русскоязычным автором. Она охватывает весь необходимый спектр проблем, связанных с повседневной жизнью мусульманина и мусульманского общества. Все указанные выше обстоятельства делают работу М. ал-Кок-Кози актуальной и необходимой для русскоязычных мусульман. В методологическом отношении автор придерживался классической схемы составления сборников по фикху, принятых в исламской науке для работ данной категории, и ссылался на труды исламских исследователей. В первой части "Мухтасар Ильмихала" освещены вопросы, связанные с идеологическими основами Исламской религии. Последующие части посвящены индивидуальным предписаниям религии, и, наконец, в последней стадии работы освещаются социальные проблемы с позиции "человек-общество".
Однако помимо мусульман работа М. Кок-Козлю "Мухтасар Ильмихал" может вызвать повышенный интерес для немусульманского читателя, интересующегося сущностью и различными правовыми аспектами мусульманской религии.
Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Аллаха Его любимцу, - последнему Пророку Мухаммаду Мустафа - заступнику всех своих последователей в день Суда! Да ниспошлёт свою Милость Всевышний Аллах всему роду Посланника! Да будет доволен Аллах его сподвижниками и будет милостив ко всем, кто следует по указанному им Пути!
В ПЕРВОЙ ЧАСТИ сборника даны предварительные знания по основам Веры в Единого Создателя. В краткой форме рассмотрены в отдельности, каждая из шести обязательных условий Веры. Здесь вы ознакомитесь с краткой биографией Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха) ему и получите сведения о его Сподвижниках, да будет доволен ими Аллах субхана ва тааля.
Даны разъяснения о Сунне и о последовательности получения знаний по Шариату. В этой части вы также узнаете что изучает наука "Фикх" и для чего необходимы эти знания.
Знания, сохранённые в книгах учёных Ахл ас-Сунна, получены по цепи передатчиков, восходящей к Сподвижникам Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Таким образом, - следуя знаниям 4-х мазхабов Суннитов, мы следуем Священному Корану и Сунне. Основы Веры у этих мазхабов едины. Существует лишь различный подход в способах поклонений, что является благом Всевышнего Аллаха для мусульман всего мира. Благодаря знаниям, сохранившимся в книгах учёных этих школ, мусульманин избавлен от опасности толкования священных источников по собственному разумению.
Являясь постоянным последователем одного из выбранного им мазхаба, при затруднительных ситуациях любой мусульманин может исполнить Предписание Всевышнего Аллаха согласно указаниям любой из остальных 3-х богословско-правовых школ Приверженцев Сунны. В этих школах уточнены способы повседневных поклонений (Ибадат), нормы взаимоотношений мусульман (Муъамалат) между собой и остальным миром согласно исследованиям (Иджтихаду) его основателя и учёных следующих поколений.
РЕЛИГИЯ ИСЛАМ
Религия Ислам основана на вере в Единого Создателя всего сущего и на необходимости поклонения лишь Ему, Милостивому и Милосердному Всевышнему Аллаху.
Всевышний Аллах, создав первого человека - Адама, мир ему, в его же лице и первого Пророка, на протяжении тысячелетий избирал из числа людей Пророков, Посланников и ниспосылал через них Священные Писания. Основой верования всех Пророков, основой Священных Книг, разъясняющих религию определённым народам, была религия Ислам - вера в Единого Создателя. Со временем религия искажались из-за потери подлинников Священных Писаний. Причиной этому были войны, пленения и смерть людей, знавших подлинное значение текстов ниспосланных книг. Были и более прозаические причины. Переписчики и переводчики Священных Книг на другие языки добавляли собственные измышления, или включали в тексты измышления других людей в угоду своим правителям. Так появлялись в искажённых текстах "священных писаний" абсурдные измышления о том, например, (да простит нас Всевышний Аллах) что Пророки пьянствовали, прелюбодействовали, убивали невинных людей и т.п. Ещё более греховное в том, что в некоторых "писаниях" появились строки, присущие многобожию. Пророку - человеку придавались черты Единого Создателя. Человека стали называть Господом. Стали говорить о триединстве (?) Всевышнего Создателя (идея заимствована у античных философов). Стали поклоняться изображениям, придавать Господу сотоварищей и т.п.
Именно по этой причине Всевышним Аллахом и была ниспослана последняя Священная Книга - "Благородный Коран" для укрепления истинной веры, утверждения религии "Ислам", - утверждения покорности единственному Творцу. Для исполнения пророческой миссии Всевышний Аллах избрал из числа людей последнего Пророка - Посланника Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Тех, кто следует по пути Ислама, называют мусульманами
ЗНАЧЕНИЕ ВЕРЫ
Основная обязанность человека перед Всевышним Аллахом - это Вера в Единого Создателя. Главной задачей всех Посланников и Пророков как раз и был призыв к Вере в Единого Всевышнего Аллаха. Только такая Вера является Истинной. Значение Веры выше всевозможных материальных и духовных ценностей. Если есть Истинная Вера, то и дела обретают особое значение. В противном случае все, чтобы мы ни делали, чем бы ни занимались, не имеет никакой цены и никакого особого значения, оставаясь простым обозначением наших действий.
Истинная Вера для человека, все равно, что душа для тела, корни для дерева, или фундамент для здания. Как тело не сможет жить без души, дерево не зазеленеет без корней и не сможет устоять здание без фундамента, так и любая нация без истинной Веры будёт стёрта с лица Земли по Воле Всевышнего Аллаха. Примеры исчезнувших цивилизаций, - яркое тому подтверждение. Истинная Вера - светлый луч, сиянием которого озаряется душа человека, окрыляются его надежды и он обретает равновесие. Общество, лишенное веры, блуждает в потемках. Члены общества, не познавшие Истинную Веру, подвержены различным душевным мукам. Только Вера позволяет личности придерживаться своих обязанностей и устоять в рамках повиновения Всевышнему Аллаху даже в самых трудных, экстремальных ситуациях.
Вера, переданная нам Всевышним Аллахом через своего Посланника Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха (далее меиб), имеет четко обозначенные символы. В хадисе, приведённом в книге "Ат-Тадж", точно определены шесть условий, которые мы должны принять: "Вера в Аллаха, в Ангелов, в Священные Книги, в Пророков, в Конец Света (с Воскресением и Судным днём), и в Предопределение". Только тогда Вера является истинной, когда человек примет её всей душой и, утвердив в своём сердце, произнесёт вслух свидетельство. Если человек только говорит о Вере, но не представляет себе и не стремится узнать, каков должен быть образ жизни верующего, то возникают сомнения о его Истинной Вере. Так как, нет у него ни ежедневной молитвы (намаза), ни закяата, ни поста; не различает он Халял (Дозволенное) от Харама (Запретного); не знает и не стремится узнать, что обозначают слова: "Би-сми л-Лаhи" (с именем Аллаха), "Аль-хамду ли-л-Лаhи" (хвала Аллаху), "Инша-ал-Лаhу" (если даст Аллах), "Астагьфиру-л-Лаhy" (прости меня Аллах). Об этих людях в Священном Коране написано: "И среди людей некоторые говорят: "Уверовали мы в Аллаха и в последний день", но они не веруют. Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали. Но обманывают только самих себя и не знают" ... "И когда они встречают тех, которые уверовали, они говорят: "Мы уверовали!" А когда остаются со своими шайтанами, то говорят: "Мы ведь - с вами, мы ведь только издеваемся". Аллах поиздевается над ними и усилит их заблуждение, в котором они скитаются слепо" (Коран; сура 2, айаты 8, 14-15).
Человек, принявший Веру всей душой, исполняющий предписания Аллаха, но не признавший это вслух, ввиду каких то комплексов или опасений за свою жизнь, считается перед Аллахом верующим. Но, чтобы быть достойным членом мусульманской общины, надо всё-таки произнести вслух при свидетелях слова: "Ашхаду ал-ля иляха илля-л-Лаху ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюху" - что обозначает: "Свидетельствую, что нет никакого божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и Посланник!". Если принятие Веры не угрожает жизни человека, а он так и не произнёс "Свидетельство" вслух, то в Судный День с него будет Спрос…… Для полного понимания и принятия Веры, кроме вышеуказанных шести условий нужно знать еще о трех.
- Нельзя принимать Веру перед лицом неотвратимой смерти. Вернее говоря, это поздно, слишком поздно. Пользы от такого "принятия веры в последний миг" - никакой! Обратимся к Благородному Корану: "И когда они увидели Нашу мощь, то сказали: "Уверовали мы в Аллаха единого и отреклись от того, что Ему придавали в товарищи!". "Но не помогла им их вера, когда они увидели Нашу мощь, по установлению Аллаха, которое свершилось над его рабами. И в убытке остались там неверующие!" (40 : 84-85) Самые воинствующие противники Веры хотели бы покаяться и принять Веру в последний миг. Но, увы, такая вера отвергается Всевышним Аллахом. "Я - Господь ваш высочайший" твердил фараон своим подданным, заставляя поклоняться себе как Богу. Но увидев свой смертный час в пучине морской вскричал: …"Верую, что нет божества, кроме того, в кого веруют сыны Исраила, и я из числа предавшихся!" "Да, теперь! А раньше ты ослушался и был распространителем нечестия". (10 : 90-91)
2-е условие: Не может верующий, выбирая одни условия Веры, отвергать другие.
3-е условие: Принимая все условия Веры, все их выполнять не принижая ни один.
Кто ленится исполнять предписания Корана или Сунны, - ставит под сомнение искренность своих намерений. Только искренняя Вера позволяет человеку исполнять все предписания с удовольствием и вдохновением. Только такая Вера может стать источником счастья в этой жизни и уберечь нас от суровой кары в жизни загробной. Дети принимают Веру отцов, ученики - Веру своих учителей. Все это, хотя и считается Верой, но, взрослея, надо расширять свои знания по Исламу. Читать Благородный Коран, хадисы Пророка Аллаха, книги учёных Ислама - Приверженцев Сунны. Благодаря им становится ясно, что Ислам - это огромный пласт общечеловеческой культуры, основанный на образе жизни по Предписаниям Всевышнего Аллаха. А самое главное, это Истинный Путь - Путь к спасению! Мусульманин обязан оберегать и укреплять свою Веру всю жизнь. Вера - святая святых истинного мусульманина. Убережём свой язык от сквернословия, сплетен. Будем держаться подальше от ложных ценностей. Несуразности, произносимые нами иногда - это не пустые звуки. Если на Харам - запретно, мы говорим Халял - разрешено, (да убережёт нас Аллах от такого греха), эти слова ложатся тёмным пятном на наши души и, незаметно, Вера гаснет. Да убережёт нас Всевышний Аллах от неверия!
Шариат - Мусульманское право, религиозные нормы, основанные на Священном Коране и Сунне -образе жизни и высказываниях Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Иман - Вера во всё то, что Всевышний Аллах предписал мусульманам в Священном Коране и в Сунне Посланника Аллаха (меиб). Кроме того, человек принявший Ислам должен засвидетельствовать словами, пропустив их через своё сердце следующее: "Ляа иляха илля-л-Лаху Мухаммаду р-Расулю-л-Лаху" - Нет божества кроме Аллаха и Мухаммад Его Посланник.
Шесть условий веры. Они раскрыты в следующем символе веры, называемом Аманту би-ль-Лахи: "Аманту би-ль-Лахи ва малаикетихи ва кутубихи ва русулихи валь-йавмиль-ахири ва биль-кадири хайрихи ва шаррихи мин Аллаху тааля валь-баьсу баьдаль-мавти хаккун ашхаду ан ляа иляха илля-л-Лаху ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюху"- Верю во Всевышнего Аллаха, в Его Ангелов, в Его Книги, в Его Посланников, в Судный день, в Предопределение. Верю, что и добро и зло создаётся Всевышним Аллахом. Верю, что Воскресение после смерти -истинно. Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха и Мухаммад Его раб и посланник.
УСЛОВИЯ ВЕРЫ:
1) - Вера в Аллаха. 2) - Вера в Его Ангелов.
3) - Вера в Его Книги. 4) - Вера в Его Посланников.
5) - Вера в Судный День и в Воскресение. 6) - Вера в Предопределение; вера в то, что и добро и зло от Аллаха.
Если же кто-нибудь не примет одно из условий веры, то будет считаться, что он не принимает их все. Следовательно, человек, не принявший хотя бы одно из условий веры, не может считаться мусульманином.
ВЕРА В АЛЛАХА
Вера в Единого Создателя - Аллаха субхана ва тааля (хвала Ему Всевышнему), является первым и главным условием Веры, дающим право называться мусульманином. Ранее было сказано, что любой человек, находящийся в здравом уме, обязан верить в существование Аллаха и вместе с этой верой, утвердить в своем сердце, что Он Един! Все вещи от мельчайших частиц до огромной вселенной, и все живое, от самых крупных животных до инфузорий, постоянно свидетельствуют своим присутствием в этом мире о существовании Аллаха (да убережёт нас Аллах от безверия). А человек, являющийся высшим Его творением, просто обязан быть в первом ряду среди свидетельствующих созданий.
В таком случае, существование Луны, Солнца, мириадов звезд и, наконец, самой нашей планеты, со своим удивительным миром растений и животных - разве все это не указывает нам, что и они имеют своего создателя. Разве может четкий порядок и гармония окружающего нас мира, а также все созданное в нем, быть результатом деятельности слепой природы. Следствием шального случая или случайного совпадения.
Живые и неживые создания: небеса над нами, небесные тела, земная твердь, и все что спрятано под землей, одним словом все сущее указывает нам на то, что есть Всемогущий Создатель всего! Создатель вселенной, Господь всех миров. Нет у Него ни товарищей, ни жен, ни детей, ни матери, ни отца. И нет у Него в этом необходимости. Он - Един! Он ни в чём не нуждается. Напротив, всё созданное Им, нуждается в Нём! По Его воле зеленеют поля, растут деревья, дуют ветры и все живые твари рождаются и отдают жизнь. Его Знанию и Воле подвластно всё. Ничто от Него не скрыто. Он знает обо всём, что было ранее любой точки отсчёта, и обо всём, что будет после этого. Мы, Его создания, вынуждены учиться писать, изучать науки, чтобы делать открытия, или изобрести что-нибудь новое. Всевышнему Аллаху в этом нет необходимости. Он Всезнающий. Его знания всеобъемлющи и постоянны. Он Обладатель Воли. Всё подчинено Его Воле. В Его Воле и добро и зло, в Его Воле что-либо дать, или отобрать когда пожелает. В Его Воле создать что-либо в любой форме, в какой пожелает и когда пожелает. Он Слышащий и наши молитвы, и наши просьбы, и все остальные действия. Он Видящий все наши и скрытые, и явные дела. Не нуждаясь ни в словах, ни в языках различных народов, может передать нам всё, что пожелает и внушением, и другим способом, каким пожелает. В Его Власти и создать живую тварь, и дать ей пропитание, и умертвить.
Нам не дано знать каков Он, Всевышний Аллах на самом деле. О Его Величии мы можем судить по Его творениям. Глядя на эти загадочные звёзды, бушующие морские волны, величественные горы, ураганные ветры, сметающие все вокруг, у нас в душе, порою, появляется страх за своё существование. Но закрадывающийся в душу страх моментально рассеется, как только мы осознаем, что это не какие-нибудь неведомые силы, угрожающие нам со всех сторон, и, что все они находятся во власти Всевышнего Аллаха, под Его неусыпным наблюдением. Справедливейший, лишь Он определяет меру всему.
Чтобы люди могли быть спокойны в этом мире и не опасались геенны огненной в загробной жизни, Милостивый и Милосердный Аллах посылал нам свои предписания через своих пророков, посланников, через свои книги. Последним Пророком - Посланником является Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, а последней книгой - Благородный Коран. В Священном Коране и в наследии Мухаммада (меиб), - Сунне, есть описание всего, чему мы должны следовать, что должно быть основой образа жизни человека. Только образ жизни по Исламу поможет нам в этом мире уберечься от искушений Сатаны и спасёт от Ада в будущем. Веря в Аллаха, мы преклоняем голову перед Его Величием. Молим Его о помощи, просим простить наши прегрешения. Высшей степени веры достигает тот, кто больше своей жизни любит Аллаха и постоянно следует по указанному Им пути, выражая свою беспредельную любовь к Нему и Его Посланнику Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха.
Свойства и сущность Всевышнего Аллаха неповторимы, изначальны и вечны. Он свободен от всех недостатков, присущих Его творениям. Свойств этих 14 (четырнадцать). Шесть свойств относятся к проявлению Его сущности - Сыфат-и Затиййа. Восемь свойств - к проявлениям доказательств - Сыфат-и Субутиййа.
Нам не дано знать каков Он, Всевышний Аллах на самом деле. О Его Величии мы можем судить по Его творениям. Глядя на эти загадочные звёзды, бушующие морские волны, величественные горы, ураганные ветры, сметающие все вокруг, у нас в душе, порою, появляется страх за своё существование. Но закрадывающийся в душу страх моментально рассеется, как только мы осознаем, что это не какие-нибудь неведомые силы, угрожающие нам со всех сторон, и, что все они находятся во власти Всевышнего Аллаха, под Его неусыпным наблюдением. Справедливейший, лишь Он определяет меру всему.
Чтобы люди могли быть спокойны в этом мире и не опасались геенны огненной в загробной жизни, Милостивый и Милосердный Аллах посылал нам свои предписания через своих пророков, посланников, через свои книги. Последним Пророком - Посланником является Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, а последней книгой - Благородный Коран. В Священном Коране и в наследии Мухаммада (меиб), - Сунне, есть описание всего, чему мы должны следовать, что должно быть основой образа жизни человека. Только образ жизни по Исламу поможет нам в этом мире уберечься от искушений Сатаны и спасёт от Ада в будущем. Веря в Аллаха, мы преклоняем голову перед Его Величием. Молим Его о помощи, просим простить наши прегрешения. Высшей степени веры достигает тот, кто больше своей жизни любит Аллаха и постоянно следует по указанному Им пути, выражая свою беспредельную любовь к Нему и Его Посланнику Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха.
Свойства и сущность Всевышнего Аллаха неповторимы, изначальны и вечны. Он свободен от всех недостатков, присущих Его творениям. Свойств этих 14 (четырнадцать). Шесть свойств относятся к проявлению Его сущности - Сыфат-и Затиййа. Восемь свойств - к проявлениям доказательств - Сыфат-и Субутиййа.
Сыфат-и Затиййа:
1) Вуджуд - необходимость Его существования.
2) Кыдем - Предвечность. Его существованию не было начала.
3) Бекаа - Вечность. Существованию Всевышнего Аллаха нет конца.
4) Вахданиййат - Единственность. Нет подобия Его свойствам и сущности.
5) Мухалафатун лиль-хаваадис - Неподражаемость. Его свойства и сущность не похожи на свойства и сущности Его творений.
6) Кыям би-нафсихи - Постоянство. Существование Его не зависит от Его творений. Он был, когда ничего не было и будет вечно.
Сыфат-и Субутиййа:
1) Хаййат - Жизнь. Его изначальная и вечная жизнь не похожа на жизнь Его творений.
2) Илм - Знания. Его знания изначальны, беспредельны, неизменны и вечны.
3) Сем - Слух. Всевышний Аллах слышит всё, но не так как Его творения.
4) Басар - Зрение. Зрение Всевышнего Аллаха не таково как зрение Его творений. Оно беспредельно. Он может видеть в самую тёмную ночь чёрного паука, взбирающегося на чёрный камень и слышать его шаги.
5) Ирадат - Воля. Воля Всевышнего Аллаха беспредельна. Нет ничьей более сильной воли, чем Его Воля.
6) Кудрат - Мощь. Ничто не может противостоять неограниченной Мощи Аллаха.
7) Калам - Слово. Способность говорить, не нуждаясь ни в голосе, ни в языке невообразимым для нас образом.
8) Таквин - Способность создавать. Аллах способен создать всё из ничего.
ВЕРА В АНГЕЛОВ
Вторым условием веры является вера в ангелов. Созданные из света, и потому невидимые нашему глазу, эти существа наделены способностью всевозможных превращений. Превращение в различных существ им также легко, как для людей смена одежды. Они невидимы, но они существуют! Не видим же мы, например воздух, которым дышим. Не видны микробы, не видна душа человека. Но мы знаем, что все это существует. Более чем в восьмидесяти айатах Благородного Корана упоминается об ангелах. Следовательно, человек отрицая существование ангелов, посягает на достоверность Корана и становится неверующим - кафиром.
Так как ангелы наделены разумом, поклонение Всевышнему Аллаху вменено им в обязанность. Существуют несколько классов ангелов, каждый из которых выполняет свою задачу. Часть ангелов, называемых "Мукаррабун", находится в постоянном поклонении Аллаху. Имя Всевышнего Аллаха не сходит с их уст. О них сказано в Коране "Небеса готовы разверзнуться над ними, а ангелы возносят хвалу своего Господа и просят прощения тем, кто на земле..." (42: 5). Как мы не можем существовать без воздуха, так и они не могут оставить поклонения.
Не имея мужского или женского пола, ангелы не имеют страсти, далеки от греховности и занимаются только исполнением воли Всевышнего Аллаха. Одни из них постоянно находятся на небесах, другие на Земле. О служителях трона на седьмом небе говорится: "И ты увидишь ангелов, окружающих трон, которые прославляют хвалой Господа своего. Решено между ними по истине, и скажут: "Хвала Аллаху, Господу миров!" (Благородный Коран, 39: 75). Ангелы под названием "Кирамин Катибин" ведут постоянный счет земным делам людей и скрупулезно записывают в персональную книгу жизни деяния каждого человека. Другие ангелы исполняют роль защитников людей. Их называют "Хафаза". Если бы не защита ангелов "Хафаза", люди постоянно подвергались бы нападениям сатанинских сил.
Части ангелов, во главе которых поставлен Азраил, мир ему, поручено забирать души умерших людей. Их зовут "Малаика уль-Мавт". О них Всевышний Аллах говорит: "Скажи: "Приемлет вашу кончину ангел смерти, которому вы поручены, потом вы к вашему Господу будете возвращены" (Сура 32, аят-11). Еще 2 ангела - Мункар и Накир - задают вопросы умершим об их Боге, пророке, религии. Являясь в могилу после погребения, они предстают перед покойниками не всегда в одинаковом виде, а в соответствии с верой или неверием умершего. Перед кафиром они предстают в страшном обличии: совершенно черные со светящимися глазами, свирепые, огромного роста. И вопросы задают они громовым голосом. А перед верующими людьми, ведшими достойный образ жизни, являются в виде приветливого друга, и вопросы задают доброжелательно и с участием. Есть 19 ангелов, обязанных служить в Аду и называемых "Забани". Они громадного роста и очень жестоки. "Сделали Мы властителями огня только ангелов и сделали число их только испытанием...". (Сура 74, аят 31)
Всевышний Аллах по своему усмотрению избирал пророков не только из числа людей, но и из числа ангелов. Четыре главных ангела - Архангелы Джабраил, Микаил, Исрафил и Азраил являются пророками ангелов. Кроме пророческих миссий у них и другие персональные задания от Всевышнего Аллаха. Архангел Джабраил передавал повеления Аллаха очередному Пророку. Микаил уполномочен управлять ветрами и дождевыми тучами. Азраил, как уже было сказано выше, забирает души людей, окончивших свой жизненный путь. А Архангелу Исрафилу Всевышний Аллах поручил постоянно находиться при огромной трубе, напоминающей рог. Исрафил дежурит у этой трубы, называемой "Суур", и ждет приказа Аллаха. Как только Всевышний Аллах даст знак, Исрафил дунет в "Суур", и наступит Конец Света.
Пророки из числа людей выше пророков-ангелов. В то же время пророки-ангелы выше простых людей. Но простые люди, ведущие праведный образ жизни, твердо следующие предписаниям Корана и Сунны, в свою очередь выше рядовых ангелов. Это потому, считают исламские ученые, что ангелам, не имеющим пола, не нуждающимся ни в еде, ни в питье, не имеющим страсти, быть праведными гораздо легче. В то время как человеку приходится постоянно умерять свои страсти, чтобы не впасть в грех, поддавшись искушению Сатаны.
В Благородном Коране говорится, что Всевышний Аллах создал ангелов двух-трех-четырехкрылыми. "Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, сделавшему ангелов посланниками, обладающих крыльями двойными, тройными и четверными. Он увеличивает в творении, что Ему угодно. Аллах мощен над каждой вещью" (35: 1) Не нужно забывать, что крылья ангелов не похожи ни на крылья птиц, ни на крылья ветряных мельниц. Их крылья соответствуют их мощи. Сила и величина ангелов зависят от того, для чего они предназначены. И крылья их соответствуют этому назначению. Только пророки были наделены способностью видеть ангелов. Простые смертные лишены этой возможности. Всевышний Аллах дает нам благость за то, что мы верим в ангелов, хотя и не видим. Люди, находящиеся в здравом уме, больше верят указаниям Аллаха, нежели собственным глазам. Они понимают, что зрение может и обмануть, но слова Аллаха - никогда!
(Из книги "Buyuk hutbe kitab?" - Меhмеd Emre, Istanbul).
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: "И Ангел и Сатана проникая в душу, оказывают очень большое влияние на человека. Сатана отвращает нас от пути Аллаха. Сбивая всякими соблазнами с Истинного пути, упорно тянет нас к плохим поступкам. Всё непотребное и вредное представляет нам очень привлекательным и полезным. Дело Ангела, - призывать к добру, справедливости, богобоязненности. Чувствуя в душе призыв Ангела,- возблагодарите Аллаха. Услышав призыв Сатаны,- просите защиты у Всевышнего Аллаха.".(Из книги "ISLAM DINI" - Хамди Аксеки, Ist.) Аль-хамду ли-ль-Лахи Раббиль алямиин! - Хвала Аллаху Господу миров!
ВЕРА В КНИГИ
Третье условие веры: Всевышний Аллах избрал из числа людей пророков для них, а также, для передачи им своих законов, предписаний, ниспослал им Священные Книги. Несмотря на то, что человеческий разум способен уяснить себе о существовании Всемогущего, Единого Создателя и Вседержителя, он все-таки не может без помощи Аллаха, без Его Священных Книг, понять многого. Какова, например, форма поклонения Создателю? Как распределить это по времени и как строить свои взаимоотношения с другими людьми, с окружающей средой? Что для него является Разрешённым - Халял и что Запретным - Харам? Все эти сведения мы можем почерпнуть в последней Священной Книге - Благородном Коране и в Сунне - изречениях и образе жизни последнего Пророка-Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.
Книги разного объёма ниспосылались и ранее, предыдущим пророкам. Вначале, Аллахом были ниспосланы страницы, свитки (сухуфы), общее число которых - СТО. Затем Всевышний Аллах ниспослал ЧЕТЫРЕ Священные Книги большого формата.
Священные Писания были ниспосланы следующим Посланникам:
СУХУФЫ:
10 Сухуф - Адаму, мир ему; 50 Сухуф - Шиту, мир ему;
30 Сухуф - Идрису (Еноху), мир ему; 10 Сухуф - Ибрахиму (Аврааму), мир ему;
СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ:
Таурат (Тора; Пятикнижие) - Мусе (Моисею), мир ему;
Забур (Псалтырь) - Дауду (Давиду), мир ему;
Инджиль (Евангелие) - Исе (Иисусу), мир ему;
Аль-Кур'ан-уль-Карим (Благородный Коран) - был ниспослан последнему Пророку -Посланнику Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха. С ниспосланием Священного Корана, Всевышним Аллахом было остановлено действие предыдущих Писаний.
Благородный Коран состоит из 114 сур, 6236 аятов. Количество аятов иногда указывается больше, иногда меньше. Это из-за того, что несколько коротких аятов считают как один большой, или наоборот, некоторые длинные аяты считают как несколько коротких. Также, некоторые учёные считают выражение "Би-сми л-Лаhи р-Рахмани р-Рахим" как один аят, другие же считают как несколько и т.д. (Абуллейс Самарканди. См. книгу "Dini Terimler Sozlugu") ]
Со времени ниспослания Благородного Корана ни одна буква этого Священного Писания не была изменена. Тексты всех существующих в мире экземпляров Корана совершенно идентичны. Всевышний Аллах известил своих рабов, что сохранит текст Священного Корана без изменений вплоть до Судного дня.
Не будь этих Священных Книг, человечество осталось бы один на один с суровой природой, и, не имея возможности встать на ИСТИННЫЙ ПУТЬ, блуждало бы в потемках. Кроме Благородного Корана до нас не дошли в подлинниках вышеуказанные Священные Книги. Под их названиями сейчас на руках у людей лишь искажённые варианты, неоднократно переписанные людьми, сбившимися с Истинного Пути. Об этом Всевышний Аллах говорит в суре 2, аяте-79: "Горе же тем, которые пишут писания своими руками, а потом говорят: "Это от Аллаха", - чтобы купить за это небольшую цену! Горе же им за то, что написали их руки, и горе им за то, что они приобретают!"
Да, находящиеся сегодня на руках книги, именуемые Пятикнижием, Псалтырем, Евангелием, трудно отнести в разряд Священных Книг. Их можно было бы назвать историческими. Но кто эти историки, где жили, в какое время - установить невозможно. Да и многие факты, упомянутые в них, по заключениям исследователей - сомнительного качества. Но главное даже не в этом. Главное - сохранились эти Книги до сегодняшнего дня или нет, для истинных верующих в Единого Создателя ясно одно: они все равно были отменены Всевышним Аллахом при ниспослании Благородного Корана! Ведь известно, что с каждым новым Посланником, вместе с новой Священной Книгой, Всемогущий Аллах уточнял Истинный Путь, передавая новые законы и отменяя при этом предыдущие Священные послания. (См. статью "Вера в пророков"). Мусульмане веруют в ниспосланные Свитки и Священные Книги для предыдущих поколений, которые были отменены с ниспосланием Корана: Сухуфы (10+50+30+10), Пятикнижие, Псалтырь, Евангелие - но только в подлинные, изначальные, а не в те, которые сейчас под этими названиями существуют.
Как установили исследователи, в результате трагической истории Израиля, во времена тяжких испытаний - войн, пленения, рабства и гибели людей, знавших Послание Божье на память, подлинник Пятикнижия был утерян. Осталась лишь малая часть, к которой последующие поколения добавляли, в большинстве своём, надуманные истории.
Что касается Евангелия, то здесь мы не найдем существенно новых предписаний или законов. Эта Книга в теперешнем виде состоит, в основном, из увещеваний и наставлений, а Иса (Пророк Иисус), мир ему, жил и проповедовал по предписаниям "Таурат"а (Торы - Пятикнижия). Читая сегодняшнее Евангелие, мы узнаем, что за три года пророчества Иисуса, мир ему, поверили в его проповедь и за ним последовали всего лишь двенадцать апостолов и несколько женщин. У современных христиан на руках Евангелии восьми авторов, а может и более. Так как было время, когда разновидностей Евангелия было так много, что поборник веры римский император Константин созвал Вселенский Собор в 325 г. в городе Никее, где были признаны действительными лишь 4 Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Отметим, что Книга стала называться не "Священное Евангелие", как подобало бы ниспосланной через Иисуса Единственной Книге с таким названием, а они названы (теперь их почему-то стало четыре) в связи с авторством людей, причем живших в разное время. Кроме этого, упомянутые Евангелия имеют много противоречий, и, далекие от подлинного Евангелия, не могут считаться Божественным Посланием. Не имея возможности по существу ответить на вопросы прихожан, служители Церкви рекомендуют верить, не задавая вопросов. По свидетельствам учёных, подлинное Евангелие было утеряно после первых 80-ти лет христианства.
Ниспосланный Всевышним Аллахом через своего пророка Благородный Коран, позволил обрести людям новое Священное Писание, включающее в себя основу всех предыдущих Книг. Кроме этого, Коран содержит новые законы и предписания, предназначенные для всего человечества вплоть до Судного Дня.
Священный Коран сохранился до наших дней в подлинном виде. Ни единой строки, ни единой буквы не исчезло со времени ниспослания. Книга эта сохранится без изменений под защитой Всевышнего Аллаха до Конца Света.
(Из книги: "Vaaz ve Irsad" - Mehmed Emre, Istanbul).
Аль-хамду ли-ль-Лахи Раббиль алемиин! - Хвала Аллаху Господу миров!
ВЕРА В ПРОРОКОВ
Четвёртое условие - вера в Пророков. Пророки, это люди, избранные Аллахом субхана ва тааля из числа лучших представителей данного племени или нации. Это величайшее благо Всевышнего Аллаха, так как людям трудно было бы собственным умом определить свой духовный выбор. Разъясняя Истинный Путь указанный Всевышним, Пророки тем самым спасли людей, поверивших в Священное Писание от многобожия и идолопоклонства. Для укрепления Пророков Аллах субхана ва тааля награждал их способностью совершать чудеса. Они могли совершать действия, невозможные для простых людей без Воли на то Всевышнего