Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Мечети Азербайджана
КСАМ > Религия > Религия
Индира
Вот собираюсь в очередной раз в Баку, хотелось бы побольше узнать о мечетях Баку - какие советуете посетить? Начнем с Баку, а потом по всему Азербайджану. У кого есть информация об их истории, прошу поделиться.
Индира
Благодарю за внимание к этой теме smile.gif

Xrushzade, меня не столько интересовало, где собирается молодежь, сколько история и архитектура бакинских мечетей, хотя, безусловно, мусульманская жизнь бакинской молодежи - не менее интересная тема )). Касаясь мечети на Shahidlar Xiyabanina, что-нибудь можете про нее рассказать?

NO ONE, чем именно на ваш взгляд примечательна мечеть ТЕЗЕ-ПИР? И также, если есть информация, - история, архитектура, события, с ней связанные...

Очень интересно также узнать побольше о тех местах, которые вы назвали святыми )). Насколько мне известно, в Исламе нет святых (поправьте меня, если я ошибаюсь). Но есть места, исторически связанные с той или иной известной в Исламе личностью, об этих местах также хотелось бы узнать подробнее.
Ch@rm
Советую "Зеленую мечеть"-часто посещаемое мною место,по проживанию в Баку! :!:
Индира
[quote=Ch@rm]Советую "Зеленую мечеть"-часто посещаемое мною место,по проживанию в Баку! :!:[/quote]

Спасибо за совет smile.gif Повторюсь, что хотелось бы не просто названия читать, а историю мечетей или хотя бы адрес расположения :roll:
Ch@rm
Неужели кто-то не знает адрес расположения "Зеленой мечети"?
Бакылы
[quote=Ch@rm]Неужели кто-то не знает адрес расположения "Зеленой мечети"?[/quote]

он находится около цирка на улице Самеда вургуна, перед гор ГАИ
Индира
[quote=Ch@rm]Неужели кто-то не знает адрес расположения "Зеленой мечети"?[/quote]

Ch@rm, в мире проживает порядка 50 млн. азербайджанцев (более точные сведения приветствуются), из них только 8 с небольшим живут в Азербайджане. Даже если вы решили, что все, кто проживает в Азербайджане, знают каждую улицу в Баку, то все-таки среди 42 оставшихся млн. парочка таких безграмотных, кто не знает адреса расположения "Зеленой мечети", все-таки найдется, как думаете? smile.gif О других народах уж вообще говорить не приходится, неучи прям какие-то да? laugh.gif

P.S. Эта тема создана для того, чтобы мы делились информацией. Но если вы поклялись хранить адреса мечетей как государственную тайну, то я не настаиваю smile.gif .

Бакылы, спасибо! smile.gif
Ch@rm
Никто не клялся!!!С Чего вы взяли? :roll: каждый отвечает так ,как его душе угодно...9естественно не выходя за рамки темы,а тем более приличия!) :wink:
Индира
[quote=Ch@rm]Никто не клялся!!!С Чего вы взяли? :roll: каждый отвечает так ,как его душе угодно...9естественно не выходя за рамки темы,а тем более приличия!) :wink:
[/quote]

Я рада, что вы не агент разведки smile.gif Или по крайней мере, не сознаетесь в этом сразу ))) Но предпочитаю надеяться, что каждый будет писать не то, что его душе угодно, а то, что полезно для общего блага и никого не задевает smile.gif .

Мы должны помнить и уважать чувства тех, кто по объективным причинам родился далеко от родины и бывает там раз в пять лет, например, и старается быть ближе к ней по возможности хотя бы виртуально. А ваш вопрос выглядел бы для них жестоким упреком sad.gif . Надеюсь, теперь, переместившись по указанному адресу в своем воображении, они ощутят теплый аромат Родины.
Ch@rm
Я сама уже 5 лет как не была на родинеи была очень рада,увидев вашу тему.И не ожидала такой реакции с вашей стороны.Давайте лучше перейдем к мечетям и их расположениям :!:
Индира
[quote=Ch@rm]Я сама уже 5 лет как не была на родинеи была очень рада,увидев вашу тему.И не ожидала такой реакции с вашей стороны.Давайте лучше перейдем к мечетям и их расположениям :!:[/quote]

Хм.. какой реакции? Я попросила указывать адреса, вместо этого получила упрек в незнании, вы считаете это логичным? Наверное, вы действительно очень обрадовались теме, раз решили ответить в таком тоне smile.gif .

Я тоже против того, чтобы ссориться, и всеми руками ЗА взаимоуважение.
Ch@rm
Я ссориться и не думала,что говорить о том,что собиралась иль нет.Я прекрасно знаю адрес.Неужели в первом же посте его необходимо было указать?К чему такой контроль?Давайте будем попроще :wink:
Индира
[quote=Ch@rm]Я ссориться и не думала,что говорить о том,что собиралась иль нет.Я прекрасно знаю адрес.Неужели в первом же посте его необходимо было указать?К чему такой контроль?Давайте будем попроще :wink:[/quote]

Похоже, здесь у всех фобия контроля :?
Ответьте, зачем надо было упрекать тех, кто не знает адреса, и продолжим тему smile.gif
Ch@rm
Я давно ваам предлагаю продолжить темы....
Я никого не упрякала.
Если есть контроль,то о какой демократии можнт идти речь?!
Так вот,авы какую мечеть посещаете чаще всего? smile.gif
Fatima
Индирочка,я не поняла ваших возражений по отношению к CH@rm?
Вы спросили какие советуете посетить ,она-же ответила.. Зеленую..
ТО-ЕСТЬ Goy mascid.А еслиб изначально спросили адрес вам-бы и на этот вопрос с удовольствием ответии.
Индира
Fatima, почитайте внимательнее - как только я спросила адрес, то получила от Ch@rm весьма странный ответ. Цитирую, если вы так и не прочитали его )):

QUOTE
Неужели кто-то не знает адрес расположения \"Зеленой мечети\"?


Объяснения причин такого отношения к моему интересу я так и не получила. Или вы видете только то, что хотите увидеть? )))

Ch@rm, ни на один мой вопрос я от вас не получила адекватного ответа, более того, ваши необоснованные упреки и восклицания не по теме продолжаются.

QUOTE
Если есть контроль,то о какой демократии можнт идти речь?!


Позвольте полюбопытствовать, что именно вы назвали контролем?
Не говоря уже о том, что понятия "контроль" и "демократия" лежат в разных плоскостях, и второе не означает полное отсутствие первого.
Впрочем, мои попытки получить от вас хоть один адекватный ответ пока так и не увенчались успехом. В связи с чем диалог со своей стороны считаю оконченным.

Вернемся к мечетям, а любителям т.н. "свободы слова" предлагаю писать в соответсвующих рубриках.
Ch@rm
Вы ошибаетесь,я ответила на вашу тему( а не на вопрос),тем ,что какой мечети я отдаю предпочтение.И только после задала этот вопрос.

На вопрос вопросом не отвечают-это не этично.

Я надеюсь,что мы в ближайшем будущем начнем делиться мненими и впечатлениями,связанные с мечетями.

Р.S.Хорошо,что Надежда умирает последней.
Индира
[quote]На вопрос вопросом не отвечают-это не этично. [/quote]

laugh.gif

Мой вопрос: Повторюсь, что хотелось бы не просто названия читать, а историю мечетей или хотя бы адрес расположения.

Ваш ответ: Неужели кто-то не знает адрес расположения "Зеленой мечети"?

No comments.

P.S. Про бакинские мечети тут больше похоже никто ничего не знает, так что придется нам с вами общаться вдвоем :wink:
Vita
Ch@rm, не нужно отказываться от выше сказанных вами слов, нечего их по-другому трактовать.

Индира, не приставайте к человеку. Она и так поняла, что была неправа. smile.gif
Ch@rm
Я ничуть не отказываюсь от своих слов.Я просто уточняю. Расположение и последовательность моих реплик было совершенно другим,а не таким,каким это расположение преподносит Индира.

Р.s.По поводу нашего с вами диалога вполне с Вами согласна. :wink:
Индира
[quote=Ch@rm]Я ничуть не отказываюсь от своих слов.Я просто уточняю. Расположение и последовательность моих реплик было совершенно другим,а не таким,каким это расположение преподносит Индира.[/quote]

Ch@rm, ну это уже смешно. Последовательность сообщений очевидна - для этого достаточно взглянуть на первую страницу темы. А вот обвинения в том, что я что-то "преподношу", крайне неприятны. Надеюсь, до оскорблений с вашей стороны не дойдет, а эту легкую клевету я вам прощаю smile.gif .

Vita, а к кому тут еще приставать, если никто ничего не пишет? smile.gif
Ch@rm
С моей стороны вы оскорблений никогда не услышите!(Правда никогда нельзя говорить никогда! smile.gif )

Удачи вам в дискуссиях с увлекающимися адресами наших мечетей! :wink:
Индира
[quote=Ch@rm]Удачи вам в дискуссиях с увлекающимися адресами наших мечетей! :wink:[/quote]

Хм, а с чего вы взяли, что я собираюсь с ними дискутировать? :? Если человек не отвечает вопросом на вопрос, то возникает диалог, а не дискуссия. И если, конечно, ответы адекватные. Надеюсь, они здесь будут. laugh.gif А к вам вопросов больше нет, все равно ответа не получу smile.gif .

Итак, возвращаемся к теме.
Vita
[quote=Индира]Vita, а к кому тут еще приставать, если никто ничего не пишет? smile.gif[/quote]

Но это ведь не повод для того, чтобы приставать.
Не вредничайте, Индира. :wink:
Индира
[quote=Vita] Не вредничайте, Индира. :wink:[/quote]

Не буду вредничать, если не будет повода smile.gif
Вернемся к теме.

Мечеть Мухаммада ибн Абу Бакра (Сыных-гала)

Это наиболее ранний памятник (датирован XI в.) в старой крепости Баку. В народе эта мечеть известна как Сыных-гала («Сломанная башня») - т.к. верхняя часть минарета была разрушена во время бомбардировки города в 1723 г.

Расположена недалеко от нынешнего берега моря в юго-западной части крепости.

Состоит из прямоугольной со стрельчатой аркой комнаты с мехрабом; на северной стене мечети, налево от входной двери, снаружи вставлена небольшая четырехугольная каменная плита сарабской надписью: «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Это здание мечети приказал (построить) устад, начальник Мухаммад сын Абу Бакра.. Год один и семьдесят и четыреста» (471 год Хиджры = 1078/79 г. н.э.). Строитель мечети, по-видимому, был начальником ремесленного цеха. Дата соответствует годам правления ширваншаха Фарибуза I.

К западу, рядом с мечетью, находится невысокий минарет высотой 12 м, отличающийся от других минаретов Баку и Апшерона своей толщиной и массивностью. Своей формой минарет напоминает крепостную башню. Верхняя площадка имеет барьер из каменных плит с высеченным геометрическим орнаментом. Ниже, под барьером, находятся крупные сталакиты, под которыми вокруг минарета помещена изящная надпись куфическим шрифтом с сурой 17 («Аль-Исра») из Корана (аяты 81-82):
81: Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель».
82: Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам он не прибавляет ничего, кроме убытка.
]
Ive
Древнейшая мечеть в Азербайджане

С середины VII века берет свое начало формирование в азербайджанском зодчестве нового культового сооружения - мечети. Ранних комплексов мечети в настоящее время практически не сохранилось на территории Азербайджана. Общеизвестно, что древнейшие памятники зодчества Ислама были тесно связаны с правлением арабов в Азербайджане. Арабы, завоевав новые страны, распространяли религию Ислама. На этих территориях они первым долгом строили мечети, в том числе и Джума мечети (Соборные пятничные мечети), откуда шло приобщение населения к новой религии. Одно из таких - Джума мечеть в Шамахе.
IPB Image Древнейшая и крупнейшая в Азербайджане Шамахинская Джума мечеть, по преданию, была основана в VIII веке. Время строительства мечети относится к правлению Кавказом и Дагестаном знаменитого арабского полководца Масламе бен абд-Аль Мелика, брата Омейядского халифа Валида I (705-715), когда Шамаха была выбрана им в качестве резиденции. В те годы арабские правители, укрепив крепости этого древнего и богатейшего культурным наследием города, начали на его территории новые строительства. Арабы придавали Шамахе большое значение, что отчетливо видно из величественного архитектурного образа Джума мечети, этого монументального культового сооружения.
Народное предание, связанное с историей Шамахинской Джума мечети, подтверждается некоторыми серьезными фактами и исследованиями. После очередного землетрясения 1902 года, вызвавшего большие разрушения в Шамахе и сильно повредившего мечеть, город был обследован особой комиссией, которая пыталась выяснить их причины. Тогда же прибывший из Тифлиса в составе комиссии, геолог, принц Шахкули Каджар определил по арабской надписи год основания Джума мечети, который относится к 126 году мусульманского летоисчисления (744 год по миладу). Основывающийся на этот факт известный исследователь истории архитектуры Ш.Фатуллаев считает Шамахинскую Джума мечеть самой ранней мечетью Закавказья после дербентской Соборной Пятницкой мечети (734 год по Миладу).
IPB Image На историю сооружения Шамахинской Джума мечети проливает свет и ее планировочная организация. Прямоугольная в плане, вытянутая в длину на 46,5 м и шириной около 17 м, мечеть имеет громадный молельный зал, разделенный на три самостоятельные квадратные секции, связанные между собой открытыми широкими проемами. Каждая часть имеет отдельный михраб и входной проем. Поэтому некоторые исследователи называют Шамахинскую мечеть трехзальной.
Такая планировка в какой-то степени напоминает плановую организацию широко известной арабской мечети Омейядов в Дамаске, построенной в 708 году халифом Валидом II и прозванной Большой мечетью. Эта мечеть, впоследствии ставшая политическим, культурным и религиозным центром империи Омейядов, уникальная в своем планировочном решении, также имеет огромный молельный зал (длиной 132 м, шириной более 37 м) с тремя михрабами (михраб - священная ниша). Дамасская Большая мечеть в последующие годы оказала влияние на архитектуру религии Ислама не только в самой Сирии, но и далеко за ее пределами. Планировка Дербентской и Шамахинской Джума мечетей является наглядным подтверждением такого влияния и на территории Азербайджана.
Арабские мечети во главе с Дамасской Большой мечетью интересны в своей плановой организации. Наиболее древние элементы неоднократно перестраивавшихся огромных арабских базиакальных сооружений дают возможность предположить, что многие из них были возведены задолго до появления Ислама. Отдельные предания донесли до нас сведения, что в VII веке под мечети были перестроены многие христианские храмы. Исследователи считают, что особенности частей и базиакальный план, характерный для храмов, подтверждают эти сведения. При перестройке христианских храмов в мусульманские мечети естественным образом менялось расположение михрабов в сторону Мекки.
Впоследствии на основе исследованных храмов, возникла большая группа мечетей: в г.Шамахе трехзальная Джума мечеть и аналогичной планировки мечеть в соседнем селении Ахсу (ныне город недалеко от Шамахи). Обе эти мечети - постройки одной эпохи - VIII века, и уникальны в своем планировочном решении. Они почти не имеют аналогов в Азербайджане по композиции интерьера. С сожалением приходится констатировать, что Ахсуинская Джума мечеть в 1918 году была сожжена армянскими националистами.
После значительных разрушений и повреждений, полученных Шамахинской Джума мечетью во время частых войн и землетрясений, она неоднократно реконструировалась и реставрировалась. Потому сегодня трудно говорить о первоначальном объемно-пространственном решении этого древнего памятника столицы Ширвана. По мнению специалистов, мечеть удалось сохранить благодаря некоторым вынужденным изменениям в ее плановой структуре. Но все же, дошедшая до нас Шамахинская Джума мечеть начала ХХ века построена на старом фундаменте мечети, разрушенной во время землетрясения 1902 года. Опираясь на исторические источники, можно отметить некоторые особенности этого памятника зодчества религии Ислама.
IPB Image По сведениям летописца эпохи сельджукидов Имадеддина Исфахани, Ширваншахские правители, начиная с 1123 года, в целях обороны от разбойных набегов грузин за помощью обращаются к сельджукскому султану Махмуду (1118-1131). Летописи сообщают, что в это время в Шамахе "нападавшие разрушили мечеть, свалили минарет, разбойничали в городе". Нет сомнений в том, что разговор идет о главном религиозном храме Шамахи - Джума мечети и о единственном ее минарете в те времена.
Заметные строительные работы в г.Шамаха начались после укрепления во власти Ширваншаха Манучехра III, когда тот взял на себя обеспечение независимости и охраны страны. Об укреплении им городских крепостей Шамахи и Гюлистана и об основании городов Гардман и Садун сообщают в своих записях дворцовые поэты Афсаладдин и Фалаки Ширвани. Оставшиеся строительные книги содержат информации об укреплении Манучехром III в Баку крепостных стен и возведении Джума мечети.
Во время 40-летнего правления Манучехра III восстанавливается разрушенная грузинами и монголами Шамаха. Знаменитый Хагани, сравнивая Шамаху того времени с Самаркандом и Бухарой, подчеркивает, что "слава его города затмила славу Бухары". Историк-археолог нашей современности Г.Джидди, основываясь на исторические источники и строительные книги, сообщает о прозвище "Великий Хаган", которым назвали Манучехра III за большие заслуги. При укреплении Шамахи он уделяет особое внимание и капитальному восстановлению разрушенной Джума мечети, что еще раз подтвердилось в 1970 году во время археологических раскопок на территории комплекса. Приходится лишь сожалеть, что раскопки остались незавершенными. Тем не менее, они создали довольно полные представления о размере и форме мечети, о ее объемно-пространственных параметрах. Из них явствует, что комплекс Джума мечети, сохраняя значение композиционного центра, своим объемом и силуэтом всегда выделялся среди культовых и гражданских сооружений. Но самое главное, это - сохранение древнейшей планировочной организации мечети во время капитальных ремонтов, поскольку одно из постановлений шариата гласит, что при перестройках мечетей необходимо максимум сохранить прежний план мечети. Таким образом, перед нами, за исключением несущественных искажений, мечеть с планировочным решением очень древнего происхождения и с оригинальной трактовкой композиции.
Побывавший в 1656 году в Шамахе тюркский ученый-путешественник Эвлийя Челеби также называет Джума мечеть в числе 4-х самых крупных культовых сооружений города. Его описания совпадают с результатами археологических раскопок 70-х годов прошлого века. Эвлийя Челеби в своем произведении сообщает и о некоторых заметных структурных изменениях Джума мечети в эпоху Сефевидов. Единственная известная нам пока зарисовка Джума мечети, сделанная с натуры в 1847 году русским художником Г.Гагариным, который в своих картинах изобразил архитектурные памятники и других городов Азербайджана, так же подтверждает реконструкцию мечети во время правления Сефевидов.
Рисунок Г.Гагарина, несомненно, воспроизводит Джума мечеть в том объеме, который сохранился с древнейших времен, несмотря на ремонты и изменения, связанные с землетрясениями и войнами, обрушившимися на город. Масштаб и монументальность Джума мечети переданы достаточно убедительно, чтобы представить себе одно из крупнейших культовых сооружений раннего Ислама. На картине отчетливо видна трехзальная структура мечети. Трехчастное внутреннее пространство перекрыты большим центральным и небольшими боковыми куполами. Центральный стрельчатый купол, столбы боковых секций, вытянутый интерьер главного молельного зала несколько роднят Шамахинскую мечеть с Дербентской. Примечательно, что Гагарин своим рисунком запечатлел контуры конической формы купола, самого крупного в средневековой Ширванской архитектуре (диаметром в 13,20 м).
Значение работы Гагарина еще больше увеличилось буквально через несколько лет, когда в 1859 году в Шамахе разразилось очередное страшное землетрясение и Джума мечеть сильно пострадала. По мнению Ш.Фатуллаева, большая заслуга в капитальной реконструкции Шамахинской Джума мечети после землетрясения принадлежит тогдашнему губернскому и городскому архитектору К.Гаджибабабекову (1811-1874).
IPB Image Землетрясение 1902 года снова разрушило мечеть. Организовывается комитет по сооружению мечети, который разбирает ее до основания и предлагает архитектору Зивербеку Ахмедбекову, уроженцу города Шамаха, составить проект нового здания Джума мечети с сохранением контуров разрушенного здания. Начались строительные работы по его проекту, в ходе которых возникли разногласия между Зивербеком и комитетом, в результате чего он покинул стройку. После этого комитет обратился к гражданскому инженеру И.К.Плошко с просьбой продолжить проектирование мечети. Плошко в 1909 году предложил комитету свой вариант решения с учетом старого плана и неоконченного строительства. В этом проекте, сделанном с высоким профессионализмом, привлекали внимания стройные фланкирующие минареты и раскрытые балконы с легкими павильонами. Согласно его проекту, симметрично-осевая композиция широко распространенной на мусульманском Востоке мечети с парными минаретами акцентирована была большим центральным куполом. Такой вариант среди стран, исповедующих Ислам, впервые был применен в ХV веке Тебризской школой зодчества. В предложенном архитектором мотиве можно было заметить и отзвуки ансамбля дворца Ширваншахов в Баку. В интерпретации Плошко плановая структура Шамахинской Джума мечети обогатилось динамичным содержанием и особой живописностью. Ликвидировав боковые опоры молельного зала, архитектор пытался создать более цельный и монументальный интерьер. Для одинаковой величины трех залов мечети он с особой художественно-пластической выразительностью задумал нетрадиционные в Ширванской зоне купола, конструкция которых - металлический каркас - была заказана в Варшаве. Чтобы усилить композиционную значимость, Плошко разработал высокий многооконный пояс, на который опирается мягкой формы центральный купол. Вокруг него должны были быть четыре декоративных минарета. В проекте также задуманы были орнаментальные декоры, шебеке (оконные решетки с прорезными узорами) и декоративные столбцы.
Отмеченные достоинства позволяют сказать, что И.Плошко профессионально удалось создать композиционно совершенный образ мечети своего времени. Удачное сочетание традиций местного Ширванского зодчества и мотивов архитектуры Ислама придало его работе характер выразительного культового храма. В формировании этого образа приняли участие и приемы западной архитектуры, к которой принадлежал сам автор.
Строительство мечети поручено было Дж.Садыгбекову. Из-за материальных трудностей в ходе работы из проекта были вычеркнуты такие важные элементы, как центральный купол, боковые минареты, галерея, портал, центральная лестничная площадка и т.д. Недостроенная полностью Шамахинская Джума мечеть в 1918 году снова пострадала: на сей раз в результате варварских действий армянских националистов. В то время безоружное мирное население Шамахи в целях спасения от армянских погромов укрывалось в мечети. Оголтелый враг тогда решил поджечь храм. В результате невиданного доселе варварства подлого врага пострадали не только дети, женщины, старики, но были уничтожены уцелевшие во время землетрясений манускрипты и раритетные издания. Почерневшие от гари камни и стены молельного зала, как исторический документ об армянском вандализме, и сегодня являются свидетелями того кошмара.
Основанная 1260 лет тому назад Шамахинская Джума мечеть в настоящее время также остается одним из крупных культовых сооружений Кавказа. Но в ее истории, величественном виде все еще сохраняется какая-то незавершенность, недосказанность. Завершение проекта архитектора И.Плошко, продолжение археологических раскопок на территории комплекса мечети устранили бы эти недоделки и еще больше прояснили бы некоторые вопросы истории древнего сооружения.
Шамахинская Джума мечеть уже который год находится в ожидании принятия соответствующего ее статусу и исторической значимости решения о благоустроенности. Во имя этого благородного дела, во имя претворения в жизнь заветов святых, когда-то служивших здесь, мы приглашаем всех, в первую очередь диаспору Азербайджана, а также государственных и деловых людей нашей страны к совместной работе.


TOTANI
В Ичери Шехер рядом с Девичьей башней есть такая мечеть "Лезги мечети". Считается одной из самых древних в Баку.
почему
QUOTE(TOTANI @ Mar 3 2006, 11:11 AM) *
В Ичери Шехер рядом с Девичьей башней есть такая мечеть "Лезги мечети". Считается одной из самых древних в Баку.


я не была, но многие говорят что она оч.уютная...

IPB Image



самая древняя Мечеть в Азербайджане

Şamaxı Cümə Məscidi

Ərəblər işğal etdikləri ölkələrdə İslamı yayırdılar. Bu ərazilərdə dini geniş təbliğ etmək məqsədilə onlar ilk növbədə cümə məscidləri inşa edirdilər. Bu baxımdan ərəblər öz ölkələrindən kənarda Azərbaycanda hələ VII əsrdə məscid tikdiriblər. Onlardan birincisi 733-cü ildə Dərbənddə, ikincisi isə 743-cü ildə Şamaxıda inşa olunmuşdur.

Şamaxı Cümə məscidi Memarlıq ənənələri və abidələri ilə məşhur olan Şamaxı zonası xüsusilə, Şamaxı şəhəri XIX əsrin ikinci yarısından başlayaraq təkrar baş vermiş zəlzələdən sonra çətin dövrünü yaşamağa başlamışdı. Ona görə də Şirvanın paytaxtında qədim və orta əsr abidələrindən heç nə qalmamışdır.

Dövrümüzə qədər gəlib çatmış Cümə məscidi 1902-ci ildə İ.K.Ploşko və memar Zivərbəy Əhmədbəyovun layihəsi ilə qədim məscid özülü üzərində tikilmişdir.

Şamaxının Cümə məscidi təkcə VIII əsrə aid edilən İslam memarlığının qədim tarixi baxımından deyil, həm də yaxşı plan həllinə görə Cənubi Qafqazın görkəmli dini tikililəri sırasında dayanır. Ərəblər birinci dəfə şəhərdə çox da böyük olmayan və mehrabı Məkkəyə istiqamətləndirilmiş məscid inşa etmişdilər. Şəhərin başqa tikililərindən bir o qədər də fərqlənməyən bu məscid haradasa yeni dini tikililərin memarlıq cizgilərini əks etdirirdi. Ola bilər ki, Şamaxı məscidinin günbəzi yerli təbii əhəng daşı ilə taxta parasız (taçparasız) inşa olunmuşdu. Bunu deməkdə bizə yerli konstruksiya və yerli inşaat materialı imkan verir. Hər halda dini tikililərdə yeni konstruksiyanın meydana çıxması nəticəsində həm şəhərin ətraf tikililərinin, həm də Şamaxı ticarət mərkəzinin kompleks şəkildə obrazı dəyişmişdi.

İslam dininin yerlərdə möhkəmləndirilməsini nəzərə alaraq məscidlərin, xüsusilə Cümə məscidlərinin memarlığına xüsusi diqqət yetirilirdi. Ona görə də qədim memarlıq formaları köklü şəkildə yeni formalı tikililər arasında əriyirdi və bu baxımdan şəhərlər sanki öz aralarında inşa olunan cümə məscidlərinin genişliyi və tərtibatı ilə yarışırdılar.

Şəriət qanununda deyildiyi kimi qədim məscidlər yenisi ilə əvəz ediləndə mümkün qədər əvvəlkinin plan həllini saxlamaq lazımdır. Bu baxımdan XX əsrin əvvəllərində qədim məscidin özülü üzərində inşa edilmiş Şamaxı Cümə məscidinin ilkin planını təyin etmək mümkündür. Əgər nəzərə alsaq ki, şəriətin bu qanununa 10 əsrdən çox bir müddətdə ciddi riayət edilib, onda haqqında söhbət gedən məscid də öz qədim özülü üzərində tikilərək ilkin plan həllini saxlaya bilmişdir. Uzunluğu 47 metr, eni 28 metrə çatan düzbucaqlı formalı məscidin nəhəng zalı kvadrat şəkilli 3 sərbəst hissəyə bölünərək bir-biri ilə arasındakı geniş keçidlərlə əlaqələndirilir.

Məscidin belə plan həlli müəyyən dərəcədə məşhur ərəb məscidlərini - konkret desək eyni dövrdə (VIII əsr) inşa edilmiş Dəməşqdəki Ömeyat və Kordovadakı böyük məscidi yada salır. Belə plan quruluşuna malik olan məscidləri mərkəz xətti boyunca memarlıq və konstruksiyasına xələl gətirmədən hər iki istiqamətə genişləndirmək olar. 1926-cı ildə Q.Aleksandroviç Şamaxıdan 3 kilometr aralıda yerləşən qonşu Ağsu kəndində hələ 1918-ci ildə ermənilər tərəfindən yandırılan və dağıdılmış bir məscid xarabalığı aşkar etmişdir. Üəmin məsciddə aparılmış tədqiqatlar göstərir ki, onun da memarlıq planı Şamaxı Cümə məscidi ilə eynidir. Məscidin inşa olunma dövrü VIII əsrdə Şirvanı və Dağıstanı işğal edərək İslamı yayan xəlifə Validin qardaşı Əbu Müslümün hakimiyyəti illərinə təsadüf edir. Aleksandroviç məscid divarlarındakı müxtəlif hörgü qalıqlarına əsaslanaraq onun çox qədim olması və müxtəlif dövrlərdə bərpa edilməsi nəticəsinə gəlmişdir. Doğrudan da Şamaxı və Ağsu məscidləri eyni dövrdə tikilib. Onlar Şirvan abidələri qrupuna daxil olub islam memarlığının nadir nümunələridir. Bu məscid interyerlərinin bilavasitə analoqu yoxdur. Ola bilər ki, Ağsu kəndindəki məscidin plan həlli Şamaxı ­ümə məscidinin təkrarıdır. Demək olar ki, elə bu vaxtlar, yəni Azərbaycanda mədəniyyət və incəsənətin çiçəkləndiyi dövrlərdə (XII-XIII əsrlər) Şamaxı Cümə məscidinin konstruksiya və memarlıq qaydalarına toxunmadan onun plan strukturunda bərpa və tamamlama işləri aparılmışdır. Aleksandroviç yazır ki, təəssüf, yanğın zamanı (1918-ci il) məscidin ilk inşa olunma tarixini göstərən daş da tamamilə sıradan çıxdığı üçün onun haqqında dəqiq məlumat verə bilmirik. Ona görə də Şamaxıda əldə etdiyimiz qiymətli məlumatlar Cümə məscidinin tarixi üzərinə də müəyyən işıq salır.

Zəlzələdən sonra yaradılmış xüsusi komissiya şəhərin belə çox dağıntıya məruz qalma səbəblərini araşdırdı. Elə o zaman Tiflisdən gəlmiş geoloq Şahqulu Qacar ərəb yazılarına əsasən Cümə məscidinin əsasını müsəlman tarixi ilə 126-cı illə bağlamışdı. (Marçenkonun dağılmış Şamaxı şəhəri haqqındakı məruzəsinin mətni, 26.04.1902-ci il iclasında Peterburqda A.İ.Nosaleviçin çıxışı. Mülki mühəndis xəbərləri. S.P.b,1902,e 2 mart-aprel, s.62). Beləliklə, demək olar ki, Şamaxı Cümə məscidi 743-cü ildə tikilmişdir və təkcə Cənubi Qafqazda deyil, həm də Yaxın Şərqdə, Dərbənddə inşa edilmiş məsciddən sonra (733-34) ən qədim məsciddir.

General-leytenant Yermolovun knyaz Mədətova yazdığı məktubdan göründüyü kimi, Şamaxının ümumi plan həllində mühüm tarixi rol oynayan Cümə məscidi Qafqazın hakim dairələrinin diqqət mərkəzində olmuşdur. Məktubda yazılır: Təcili olaraq böyük Cümə məscidinə yığılan ərzağın başqa otağa köçürülməsinə göstəriş verilsin və məscidin təmiri üçün lazım olan dəqiq plan çıxarılaraq mənə göndərilməsi mülkü mühəndis zabitinə tapşırılsın. Qədim məscidin planı əldə olunmamışdır. Lakin rus knyazı rəssam Q.Qaqarin Azərbaycanın bir çox memarlıq abidələri kimi 1847-ci ildə Cümə məscidinin də şəklini çəkmişdi. Q.Qaqarinin naturadan çəkdiyi şəkildə zəlzələdən sonra və eləcə də digər səbəblərdən Cümə məscidi üzərində aparılmış bərpa, yenidənqurma və bəzi bəzək elementlərinin dəyişdirilməsi ilə yanaşı hələ də onun qədim görünüşü bütün aydınlığı ilə özünü büruzə verir. Ona görə də Cümə məscidi miqyası və monumentallığı ilə islamın qədim, iri həcmli dini tikililəri haqqında ümumi təsəvvür yaradır. Məscidin mərkəzi simmetrik kompozisiyasını konusvari tamamlayan günbəz xüsusi nəzərə çarpır. Daxili fəza həllinin 3 hissədən ibarət olmasını fasadda əks etdirən mərkəzi böyük və ona tabe edilən balaca yan günbəzlər ümumi hissənin rəngarəngliyini daha da canlandırır. Məscidin ümumi memarlığını daha da dinamik göstərmək üçün onun günbəzi üfüqi istiqamətlənmiş gövdəsinin əksinə qoyulur.

1859-cu ildə baş vermiş güclü zəlzələ nəticəsində inzibati-ticarət mərkəzi olan Şamaxı adi əyalət şəhərlərindən birinə çevrildi. Lakin şəhər və quberniya memarı Qasımbəy Hacıbababəyovun (1811-1877) düzgün layihələndirməsi əsasında Şamaxının əvvəlki məhəlli planı zəlzələdən sonra bərpa olunub saxlanıldı. Bununla yanaşı onun layihələri ilə şəhərin plan strukturuna uyğun olaraq bir çox dini, yaşayış, ticarət və sair təyinatlı tikililər inşa olundu. Şamaxının şəhər teatrı (1858), hamam, Cümə məscidinin qonşuluğunda (1877) inşa olunmuş 2 minarəli məscid və sair bu qəbildən olan tikililərdir. Cümə məscidində əsaslı bərpa işləri məhz 1859-cu il zəlzələsindən sonra aparılmışdır.

Q.Hacıbababəyovun Cümə məscidi kompleksinin bərpa olunmasında bilavasitə iştirak etməsi barədə dəqiq məlumat yoxdur. Lakin o zamanlar şəhərin baş memarı kimi fəaliyyət göstərmiş memarın Şamaxı Cümə məscidinin bərpasına bilavasitə rəhbərlik etməsi heç bir şübhə doğurmur. 1902-ci ildə yenidən baş vermiş güclü zəlzələyə qədər Şamaxının Cümə məscidi kompleksi öz əhəmiyyəti və nəhəng görünüşü ilə şəhərin mərkəzi siluetində yenə də ucalırdı. Lakin zəlzələdən şəhərin demək olar ki, bütün yaşayış, dini və mülki tikililəri tamamilə dağılmış, o cümlədən Cümə məscidinə böyük ziyan dəymişdi. Şirvanşahlar paytaxtının şanlı memarlıq tarixini əks etdirən şəhər misilsiz itkilərə məruz qalsa da xarabalar içindən yenidən qalxıb dirçəlirdi. 1903-cü ilin oktyabrında ­ümə məscidinin ianə yolu ilə bərpa olunması üçün komitə yaradıldı. Komitə qarşısında çox əsrlik Şirvan qüdrətinin simvolu olan yarıuçuq Cümə məscidinin qorunub saxlanması əsas və məsuliyyətli tapşırıq oldu. Komitə Cümə məscidinin layihə işlərini əslən şamaxılı olan mülki mühəndis Zivərbəy Əhmədbəyova həvalə etdi, ona uçulmuş cizgilərini saxlamaqla öz bünövrəsi üzərində məscidin lahiyələndirilməsi tapşırıldı. Tikinti işləri sürətlə aparıldı (Özülün mərkəzi və arxa divarı bərkidilib yan hissələrdə işlər davam olundu) lakin komitə ilə memar arasında əks fikirlər meydana çıxdı və nəticədə Zivərbəy Əhmədbəyov tikintini tərk etdi. Komitə məscidin layihə işlərinin davam olunmasını mülkü mühəndis İ.K.Ploşkoya təklif etdi. Ploşko öz variantını təklif etməklə yanaşı həm də Z.Əhmədbəyovun memarlıq variantını saxladı. 1909-cu ildə İ.K.Ploşkonun komitəyə təqdim etdiyi layihədə İslam memarlığının, dini tikililər obrazının şərhi ustalıqla təcəssüm etdirilirdi. Bu ciddi və simmetrik xarakterli həlledici kompozisiya statik qurğu deyildi. O çox planlı, rəngarəng, memarlıq dinamikası üzərində inşa olunurdu. Baş fasadın oxvarı taçbəndlərlə sıralanmış üfiqi həcmi üzərində göyə ucalan və sonucu stalaktitli geniş çardaqla qurtaran qamətli minarələr dominantlıq edir. Şaquli minarələr tarım dartılmış məftilə bənzəyir. Bu minarələrin memarlıq motivinin əla siluetindən biz Şirvanşahlar saray ansamblının əks-sədasını görürük. Məscidin inşası maddi çətinliklər üzündən ləng getsə də, mərkəzi və yan günbəzlərdən başqa, bütün işlər tamamlandı. Məscidin daxili həcm məkanını bəzəyən günbəzaltı metal karkas Varşavada hazırlanmışdı.

Azərbaycan memarlıq tarixində Cümə məscidinin böyük əhəmiyyəti vardır. Belə ki, onun ətrafında geniş və ardıcıl surətdə elmi-arxeoloji və memarlıq tədqiqatları aparmaq lazımdır. Bu tədqiqatlar Bakıdakı Məhəmməd, yaxud Sınıqqala məscidi ilə təmsil olunmuş Şirvan-Abşeron memarlığının da bir çox aspektlərini işıqlandırmağa imkan verər.
[size=3][/size]



IPB Image

IPB Image
Масюня....)
Эта мечеть находится в Азербайджане.
Я честно никогда не была, но говорят, что очень красиво и уютно.


IPB Image
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2011 Invision Power Services, Inc.
|