Ровно год назад этот текст отправили на рассылку студентов. однако интересно...


АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА ДЛЯ РОССИИ


У государственной «диаспоральной» политики
российской Федерации
две зоны внимания: зарубежная часть российской (
«русской»,
православной, старообрядческой, советской, российской и
т.п.) диаспоры
и внутрироссийская часть, которая в свою очередь состоит
из землячеств
«коренных» народов России и землячеств народов, имеющих
за пределами
РФ собственные государственные образования (или ключевой
ареал
проживания, как, например, пуштуны). Последние также
делятся на
комплементарные – имеющие опыт совместного с нами
проживания – народы,
и народы нам «далекие», принадлежащие другому типу
культуры(цивилизации). Таким образом, целесообразно
различать
армянскую, азербайджанскую, украинскую и подобные им
диаспоры от
курдской, китайской и пуштунской.
За годы существования Российской Федерации стало
очевидно, что
государственная «диаспоральная» политика Российской
Федерации,
направленная на поддержку и структурирование зарубежной
российской
диаспоры, демонстрирует явную неэффективность и главное
бесперспективность. Русское культурное, языковое и
информационное
пространство в странах СНГ и Балтии неуклонно
сокращается. Нарастают
ассимиляционные процессы, практически нет притока
молодежи в
диаспоральные объединения. Так, на Конгрессе зарубежных
соотечественников не было представлено ни одной
молодежной
организации русского зарубежья Большая часть диаспоры
дальнего
зарубежья информационно и организационно оторвана от
России и от
диаспоральных объединений ближнего зарубежья.
. По экспертным прогнозам, при сохранении
существующих тенденций
в перспективе будет нарастать отрыв зарубежной диаспоры
от России,
ассимиляционные тенденции приведут к ее существенному
сокращению, а
организационно она будет представлять собой «осколки»
некогда единого
этнокультурного образования.
Усилия России по структурированию русского мира и
предотвращению
центробежных тенденций в российской диаспоре явно не
успевают за
разрушительными процессами, происходящими в ней.
Происходит это в
силу ряда факторов.
НЕОБХОДИМА СПЕЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДИАСПОРАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ
Поскольку современная Россия не есть
моноэтническое и
монокультурное государство, а есть фрагмент крупнейшего
в мире
социокультурного образования с особой историей
формирования
«государствообразующей нации», диаспоральная политика
Москвы не
может строиться по типу еврейской, армянской,
венгерской, китайской и
других моделей. Этот опыт должен быть учтен и по
возможности
переработан, но он не может быть применен по отношению к
полиэтническому, полирелигиозному и многокультурному
миру, которым
является т.н. российская диаспора.
Не спасает и декларированная Российским
государством и
поддержанная диаспорой идея собирания и структурирования
русского
мира, которая испытывает серьезные сложности в
реализации. С одной
стороны, современный мир уже поделен и существующие
диаспоральные сети
и этнокультурные миры не настроены пускать в систему
устоявшихся
связей нового и потенциально сильного игрока. С другой
стороны, сама
российская диаспора, без поддержки извне не способна
реализовать
собственный ресурс и структурироваться как «русский мир».
Внешних же
игроков, в том числе и в России, способных реализовать
эту задачу,
практически, нет. Российские ФПГ активно используют
потенциал
диаспоральных сетей, но предпочитают иметь дело с уже
устоявшимися
структурами. У органов федеральной власти нет ни
финансовых, ни
организационных возможностей для выстраивания
эффективной игры. Из
субъектов Федерации идею русского мира декларирует только
правительство Москвы, остальные предпочитают
реализовывать
патерналистскую и репатриационную модели взаимодействия с
«зарубежными
соотечественниками».
СТАВКА НА ЭТНИЧНОСТЬ СЕБЯ НЕ ОПРАВДАЛА
Так называемое русское движение, включающее
общественные
организации и политические партии, созданные по
этническому признаку,
объединяющее в основном неадаптированную часть
нетитульного
населения, стремительно сокращается и маргинализируется.
Это движение
не обладает ни общественным, ни экономическим, ни
социокультурным
ресурсом для того, чтобы стать основой «русского мира» и
решать как
задачи собственного развития, так и быть инструментом
российской
внешней политики.
Адаптированная часть русскоязычного населения
стран СНГ и
Балтии существует изолированно от российских программ по
работе с
соотечественниками. Политические партии и организации,
созданные по
этническому признаку теряют популярность у электората,
причем не
только в странах ближнего зарубежья, либо дискредитируют
себя после
получения депутатских мандатов (недавний пример с За ПЧЕЛ
в Латвии).
. Попытки реализовать прагматическую модель,
используя потенциал
т.н русского бизнеса пока не дали нужного результата,
т.к.
большинство представителей экономических кругов не
предлагают иных
вариантов, кроме той же патерналистской модели
«поддержки бизнеса»,
только на основании «пятой графы». Та часть т.н. русского
бизнеса,
которая тесно завязана экономически на Россию и готова
структурировать
себя как составная часть «русского мира» не видит
реальных предложений
со стороны России, в том числе и по причине поделенности
российского
рынка и нежелании уже действующих экономических игроков
допускать
новых участников, что было достаточно наглядно
продемонстрировано в
Москве. Несмотря на то, что Ю.М.Лужков официально
озвучил идею
здорового протекционизма для деловых кругов русского
зарубежья,
реализация ее саботируется бизнес-кругами столицы.
НЕОБХОДИМ БЕСПОВОРОТНЫЙ ОТКАЗ ОТ АТЕРНАЛИСТСКОЙ
МОДЕЛИ
Во-первых, дл я реализации такой модели у
России явно не
хватает внутреннего ресурса, а во-вторых, и это главное,
в
современных условиях эта модель не оправдывает себя, что
и было
продемонстрировано за последнее десятилетие.
Тем не менее, несмотря на то, что прагматическая
модель
взаимодействия с зарубежной диаспорой официально
декларирована на
самом высоком уровне, в целом ряде государственных и
региональных
структур эта идея не воспринимается, а зачастую
сознательно
саботируется. Примеры: отказ Комитета по делам СНГ и
связям с
соотечественниками ГосДумы включать в состав Совета
соотечественников
представителей деловых кругов российской диаспоры,
категорическое
нежелание ряда посольств в странах ближнего и дальнего
зарубежья
работать с адаптированными слоями русского зарубежья.
Прагматическая
модель не получает адекватного отражения в СМИ России и
русскоязычной
прессе за рубежом, фиксирующей внимание на сугубо
правозащитных
аспектах проблемы.
НЕОБХОДИМА СВЯЗНОСТЬ ВНУТРИ РАЗЛИЧНЫХ ЕГМЕНТОВ
ДИАСПОРЫ
Так и не удалось разработать системы
взаимодействия между
российской диаспорой ближнего и дальнего зарубежья. Это
еще одно
свидетельство отсутствия у идеологов диаспоризации
ближнего
зарубежья «прорывной» объединяющей идеи. То, что все
сегменты
диаспоры могут быть «стянуты» идеей русского мира
осталась как
возможность, но не действительность.
Официально провозглашенный термин
«соотечественники»,
озвученный во всех документах, касающихся проблем
зарубежной
российской диаспоры, на деле не консолидирует, а
разобщает ее, так как
далеко не вся часть российской диаспоры идентифицирует
себя с этим
понятием. По результатам экспертного опроса в странах
Балтии(2002 год)
39 процентов представителей российской диаспоры в Эстонии
и 26,4
процента в Латвии считают использование термина
«российский
соотечественник» по отношению к ним не корректным. В
международной
практике термин соотечественник употребляется только к
гражданам
страны, проживающим на ее территории, либо находящимся на
территории
других стран временно или постоянно.

ИДЕЙНЫЙ ТУПИК
В конце 90-х годов прошлого века
диаспоральная политика
уже находилась в ситуации острейшего кризиса, из которого
удалось
частично выйти с помощью декларации прагматического
подхода к диаспоре
как к важнейшему интеллектуальному, экономическому и
социокультурному
ресурсу России. Однако практика показала. Что проблема не
столько в
России. Сколько в самой диаспоре, Точнее в модели,
согласно которой
определенный тип организаций и лидеров стали представлять
себя как
российскую диаспору.
А наличие несомненного потенциала не означает его
актуализации
и перехода в ресурсное качество. Несмотря на декларации и
подключение
к реализации политики по работе с соотечественниками МИДа
России как
наиболее компетентного внешнеполитического органа.
Диаспоральная
политика. Фактически, зашла в тупик, стало очевидно, что
прагматическая модель не может быть релизована в силу
отсутствия
ресурса для ее реализации у той части Русского мира,
которую
традиционно и считают собственно «русской диаспорой».

МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИАСПОРАЛЬНОГО РЕСУРСА
В итоге, в настоящее время т.н. русские
организации
выполняют две функции: средства политического давления на
сопредельные
государства (причем часто остается непонятным давления в
чьих
интересах? Вспомним историю с попыткой ввести
экономические санкции
против Латвии, активно поддержанную эстонским транзитным
лобби в
Москве) санкции и привлечения ( а нередко банального
отмывания
бюджетных денег бюджетных денег, выделяемых на поддержку
соотечественников различными государственными и
муниципальными
структурами в России и национальных меньшинств
зарубежными и
международными организациями.
. В результате «русскость» из средства
цементирования русского
мира превратилась в способ политической игры и
манипуляций
общественным мнением, как в России, так и в странах
проживания.

СМЕНА МАСШТАБА ИГРЫ
В силу изложенных обстоятельств актуальной
становится
постановка вопроса о подходе к «русскому миру» как
перекрестку многих
этокультурных и религиозных миров, через язык и
культурные нормы,
связанных с Россией и русской культурой. Это открывает
возможность
одключить диаспоральный ресурса других социокультурных
образований
транснационального характера, географически,
экономически, исторически
завязанных на Россию. Необходимо отнестись к
привычному
«чужому» как к своему.
Прежде всего, речь идет об еврейской,
армянской и других
т.н. мировых диаспорах, используя потенциал которых можно
получить
доступ к ресурсу других этнокультурных миров и
разработать возможные
формы кооперации с ними как в интересах российского
государства, так и
зарубежного русского мира.
Диаспоры в современном мире – это мощнейшие
проводящие сети.
Вполне вероятно, что дальнейшее развитие международных
отношений
превратит мировые диаспоры в субъект международного
права. Кто будет
заказчиком и реализатором этого глобального проекта?


КАРТА АРМЯНСКОГО МИРА
Современный армянский мир - сеть
транснациональных связей,
объединяющих различные страты и институты как собственно
армянской
диаспоры, так и Республики Армения, также являющейся
инструментом
реализации интересов армянского мира . Армянский мир как
одна из форм
укрепления присутствия за пределами государственных
границ России и
привлечения дополнительных ресурсов в страну и ее регионы
интересен
Российской Федерации в силу особой представленности
армянской диаспоры
именно в нашей стране.
По количественным показателям в России проживает
больше армян,
чем во всех остальных диаспорах мира и самой республики
Армения.
. Так, если в США проживает 700 тыс. армян, во
Франции - 270
тыс., в Турции - 150 тыс., то в России, по данным
Международного
Центра по связям с армянскими общинами, на 1 января 1999
г.
насчитывалось около 2 млн. армян, 2/3 которых переехали в
Россию за
последние 10 лет.
По качественным показателям(уровень
консолидации,
финансово-экономический, общественно-политический
потенциал) армянская
диаспора России уступает западной, но это временной
процесс, т.к.
русское армянство начинает активно подключать к
транснациональному
ресурсу армянского мира, прежде всего через международные
и
региональные организации армянской диаспоры, через
контакты с
диаспоральными структурами зарубежных стран, через
совместные
бизнес-проекты).

СТЕРЖЕНЬ АРМЯНСКОГО МИРА – АРМЯНСКИЙ ВОПРОС


Современный армянский мир консолидирован, устойчив к
ассимиляции, а
главное структурирован как на региональном, так и
международном
уровнях, включая не только межстрановые связи, но, что
гораздо важнее,
межстратовые.
Устойчивость к ассимиляции достигается
существованием некоего
стержня, будь-то национальная идея, историческая память,
религиозные
воззрения или нечто другое, что сплачивает, сохраняет
этническую
общность и не позволяет ей раствориться в иноэтнической
среде. Для
армян в ХХ веке таковой стала борьба за признание
геноцида, а весь
предыдущий период формирования армянской диаспоры был
идеологически
наполнен религиозной принадлежностью этого народа.
Важнейшим обстоятельством, во многом определившим
судьбу армян
в диаспоре, был монофизитский выбор, сделанный армянской
церковью в У
веке н.э. Монофизитство представлялось еретическим, как
для католиков,
так и для православных, поэтому оно окончательно
выделило армян в
этнос-религию.
Связь этноса и религии у армян привела к особой
устойчивости
диаспоры, сопротивляемости ассимиляции. В средние века
этнические
барьеры были очень слабыми, а переход из одного этноса в
другой –
делом относительно легким. Но для армян, как и для
евреев, хотя и в
меньшей степени, он наталкивался на необходимость
перехода в другую
веру.
Официально идеологической основой консолидации
армянской диаспоры
по-прежнему остается отношение к геноциду и практике
решения
армянского вопроса. Россия имеет непосредственное
отношение к практике
решения армянского вопроса, т.к. еще после
русско-турецкой войны
1877-1Д78 гг. вопрос о положении армян в Османском
государстве стал
предметом дипломатических отношении, при активном
содействии России.
Он был юридически оформлен в соответствующих статьях
Сан-Стефанской
конференции и Берлинского конгресса и, таким образом,
приобрел статус
объекта международного права под понятием «Армянский
вопрос». С этого
момента решение проблемы армянского национального
самоопределения в
основном связывалось с реформами в Османской империи, а
затем и с
предоставлением автономии Западной Армении.
В ходе первой мировой войны и после нее армянский допрос
был поставлен
уже в аспекте выделения Восточной Армении из состава
России и даже
возможности слияния двух частей «исторической Армении».
В постсоветский период, по оценке экспертов из РА,
«армянский
вопрос включает в себя проблему Нагорного Карабаха,
стабилизации и
нормализации армяно-азербайджанских отношении. По другим
оценкам, в
более широком историко-культурном и теоретическом плане
«армянский
вопрос» можно рассматривать как концентрированное
выражение проблемы
безопасности и выживания армян и одновременно их
самоидентификации.
Иначе говоря, борьба за выживание являлась не только
частью армянского
этногенеза, как собственно и всех других народов, но и
одним из
главных факторов национальной консолидации армян.
В настоящее время, идеологическая основа
консолидации армян все
более приобретает сугубо корпоративный характер.
Фактически, армянская
диаспора является ядром армянского мира, обладающего
самодостаточным
общественно-политическим и финансово-экономическим
потенциалом,
реализующим функции лоббирования своих корпоративных
интересов – в том
числе самосохранения и укрепления.
Основой консолидации современной армянской диаспоры
на
институциональном уровне является церковь, общественные,
культурные,
образовательные, политические организации, в том числе
международного
характера, также выполняющих двойную функцию: укрепления
общественно-политического, экономического потенциала
армянского мира и
оказания поддержки Армении.

ПОЗИЦИЯ ЕРЕВАНА

Эти процессы достаточно четко фиксируются руководством
Армении. В
последние годы политика Республики Армения по отношению к
армянской
диаспоре в России претерпела существенную коррекцию. Эти
изменения
выразились в отходе от приоритетного использования
политических
возможностей диаспоры, в т.ч. в плане формирования
позиции российского
истеблишмента по карабахской проблеме, к усилению
экономического
взаимодействия с армянским бизнесом как в целях
привлечения
дополнительного ресурса в Армению, так и укрепления
диаспорального
капитала.
Экономическое взаимодействие Еревана с армянской
диаспорой в
последние годы активизировалось и постепенно становится
ключевым
направлением диаспоральной политики .Основные векторы
усилий
армянского государства в сфере экономического
взаимодействия с
диаспорой пока не определены, но, очевидно, что это одна
из
приоритетных задач внешнеэкономической стратегии РА –
выявить, где
может быть использован экономический потенциал армянской
диаспоры.
Определение форм и механизмов взаимодействия с армянской
диаспорой –
одно из направлений деятельности Экономического агентства
по развитию
РА. Еще одной задачей является переведение армянского
бизнеса в России
из сферы среднего и мелкого в сферу среднего. Уже сейчас
в счет долга
Арменией передано России 5 предприятий, в развитии
которых
предполагается использовать армянский международный
капитал.
Подход к диаспоре как к серьезному политическому,
экономическому
и культурному ресурсу был еще раз продекларирован
президентом
Республики Армения Р.Кочаряном во время визита в Москву (
январь 2003
года), в т.ч. в ходе встреч с представителями
диаспоральных
объединений Москвы и Краснодара.
Следует отметить, что определенная
«деидеологизация»
диаспоральной политики является, с одной стороны,
реакцией на
общемировое усиление прагматической тенденции в
выстраивании
внешнеполитических приоритетов, что характерно для
большинства
современных государств, в том числе в сфере
взаимоотношений с
зарубежными диаспорами.
Ссылки на историческую близость, общность
религиозных основ,
постоянное обращение к теме «армянского геноцида» как к
значимой карте
политической игры в современном прагматическом мире уже
мало кого
могут убедить. В том числе и в России, имеющей
экономические и
геополитические интересы в других закавказских
республиках, в первую
очередь в Азербайджане, чья значимость нередко
перевешивает все
вышеизложенные аргументы.

ПОЗИЦИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ЦЕНТРОВ АРМЯНСКОГО МИРА, ЕГО ТРУКТУРА

С другой стороны, армянский транснациональный
капитал не мог
не отметить перспективности и ресурсности армянского
бизнеса в России,
позволяющего достаточно эффективно, а главное без рисков
для интересов
мирового армянского капитала, входить в экономической
поле крупнейшего
государства.
Актуализация прагматического подхода в
выступлениях главы
Армении носила естественно и геополитический смысл, но
армянским
общественным структурам дали понять, что от них ждут
конкретных шагов,
в том числе лоббистского характера.
Таким образом, армянский бизнес России становится
составной
частью международной сети, что быстро и существенно
укрепляет его
потенциал, пока работающий только на армянскую сторону, в
том числе и
в силу непонимания этой ресурсности со стороны
российских структур и
как следствие отсутствия предложений по кооперации.
Армянский мир напоминает обычную ТНК,
диверсифицирующую свои
риски, во многом за счет транснационального и
кросснационального
характера предпринимательства. Поэтому как только одна из
стран
начинает политику выдавливания армянского капитала или
влияния(речь не
идет об упорядочивании, когда можно договориться),
активность тут же
переносится в более благоприятные сегменты диаспоральной
сети. В итоге
именно страна, а не мир проигрывает.
Армянская диаспора в зарубежных государствах,
прежде всего в
США, накопила солидный опыт по лоббированию политических
и
экономических интересов Республики Армения. Создан ряд
активно
действующих организаций, в том числе международного
уровня,
оказывающих финансовую и гуманитарную помощь Армении.
Среди таковых
Объединенный Армянский Фонд (США), который только за
1988-1998 гг.
передал РА более 30 млн. долларов гуманитарной и
медицинской помощи.
21 млн. долларов были предоставлены армянскими общинами
мира для
осуществления поставки в Армению топлива.
В 1997 г. Объединенным Армянским Фондом (США) был
проведен
телемарафон, во время которого было собрано 9,5 млн.
долларов для
строительства дороги, соединяющей Армению и Нагорный
Карабах.
Благотворительную помощь РА оказывают Армянская Ассамблея
Америки,
Всеобщий армянский благотворительный союз, Армянский
всеобщий союз
физического воспитания и другие организации, а также -
отдельные
представители диаспоры, занимающие влиятельные позиции в
политических
и деловых кругах стран проживания. Американский магнат
армянского
происхождения К.Киркорян в 1997 г. создал фонд в 100 млн.
долларов для
содействия развитию частных предприятий Армении, что
представляет
собой самую крупную инвестицию, когда-либо вложенную в
армянскую
экономику.
Ближнее зарубежье
Армянская диаспора в странах Балтии и СНГ не
обладает таким
солидным политическим и финансовым потенциалом как
западная, но
выглядит гораздо сплоченней и дееспособней, чем
объединения российской
диаспоры в новых независимых государствах. При этом, ряд
стран
ближнего зарубежья пытается использовать потенциал
армянской диаспоры,
прежде всего для укрепления экономических и культурных
связей с США и
другими зарубежными странами ее проживания.

ПОЗИЦИЯ «РУССКОГО АРМЯНСТВА», ЕГО СТРУКТУРА

Основная специфика российского армянства – включенность в
русскую
культурную и языковую среду. Немалая часть армян,
проживающих в
России, в этнокультурном смысле идентифицирует себя с
Россией и
русским народом; есть и те, кто стремится сохранить язык,
традиции
«исторической родины», поддерживать связи с Республикой
Армения и
мировой армянской диаспорой, идентифицируя себя и как
россиян, и как
армян, образуя своеобразный этнокультурный феномен
«русского
армянского мира» либо «армянского русского мира», что в
принципе может
быть тождественно.
По числу объединений и организаций в российских
регионах
армянская диаспора стоит на 4 месте после евреев,
украинцев и татар.
Среди представителей крупного, а особенно среднего
бизнеса, политиков,
деятелей культуры и искусства также немало выходцев из
Республики
Армения, часть которых входит в армянские диаспоральные
объединения
либо оказывает им содействие. Одним из наиболее
авторитетных политиков
в России является председатель партии самоуправления
трудящихся
России, первый заместитель руководителя политсовета
движения «Россия»
Л.Чахмачян, включенный недавно журналом «Лица» в число
наиболее
авторитетных политических деятелей России.
По сравнению с диаспорой в странах дальнего
зарубежья, армянские
общественные организации России пока не обладают столь
сильным
политическим, финансовым и организационным потенциалом и
сами является
объектом патронажа со стороны мировой армянской диаспоры.
Причин здесь
несколько.
Во-первых, армянская диаспора России достаточно
неоднородна как в
социальном, так и в этнокультурном смысле. Так, большая
часть армян,
обосновавшихся в России в «доперестроечный» период,
адаптирована в
правовом и социально-экономическом плане. Значительную же
часть тех,
кто приехал в РФ в конце 80-х - в 90-с гг., составляют
люди с
неопределенным гражданским статусом, испытывающие
затруднения в
трудоустройстве и другие социально-экономические
проблемы.
Как следствие, создаваемые ими объединения носили
характер
адаптационных центров, в которых этнокультурные и
политические задачи
отходят на второй план. В то же время именно среди
армянских
эмигрантов 90-х гг. немало тех, кто сумел создать
финансовые,
коммерческие структуры и активно участвует в лоббировании
экономических интересов, в том числе и мирового
армянского капитала..
Армяне, относящие себя к «коренным россиянам», крайне
насторожено
относятся к армянским мигрантам 90-х гг., не без
основания считая, что
в их среде немало криминальных личностей и групп, чья
деятельность
отрицательно влияет на отношение русского населения и
властей к
выходцам из республик Закавказья.
Этнокультурная неоднородность армянской диаспоры
проявляется в том,
что определенная дистанцированность существует между
армянами -
выходцами из Армении и из других республик бывшего СССР,
особенно
азербайджанскими. Азербайджанские, в первую очередь,
бакинские армяне
определяют в качестве виновника обострения
армяно-азербайджанских
отношений руководство Армении, чьи «непродуманные
политические шаги
создали для армян в Азербайджане нетерпимую обстановку».
Отметим, что
определенный процент в среде азербайджанских общественных
и культурных
объединений Москвы составляют бакинские армяне.
«Особой кастой» в диаспоре называют тбилисских и
среднеазиатских
армян, которых «айастанские» армяне (выходцы из Армении)
считают
«ассимилированными». Вследствие этих причин армянская
диаспора России
менее консолидирована, чем в странах дальнего зарубежья.
Во-вторых, несмотря на то, что экономический потенциал
выходцев из
Армении, проживающих в России, достаточно высок, особенно
в сфере
среднего бизнеса (рестораны, магазины, швейные и сапожные
мастерские,
пекарни), финансирование армянских диаспоральных
объединении
осуществляется ими крайне редко.
Данное положение качественно отличается от механизмов
финансирования
армянской диаспоры в странах дальнего зарубежья. Так, во
Франции и США
армянский бизнес ни только финансирует церкви, школы,
культурные
центры, но и выделяет деньги на представительскую
деятельность
армянских посольств.
В-третьих, особенностью армянской диаспоры России
является отсутствие
«конкуренции» основных партии (Дашнак-цутюн, Рамкавар,
Гнчак),
борющихся за влияние на диаспору. В армянской диаспоре
позитивно
оценивается конкуренция различных партий и движении,
пытающихся
бороться за влияние на нее. Критерием же оценки их
деятельности
является реальный вклад в развитие диаспоры
(финансирование, создание
школ, библиотек, поддержка предпринимательства). Этот
реальный вклад
наглядно демонстрирует, какие партии и движения способны
содействовать
развитию диаспоральных объединений. В России гнчаки и
рамкавары не
имеют сетевой структуры, в отличие от дашнаков, а потому
традиционная
конкуренция трех партий отсутствует.
Таким образом, перед международными армянскими
организациями
применительно к России стоят следующие задачи:
структурирование
общественных организаций армянской диаспоры; преодоление
раскола между
различными стратами российского армянства и создание
механизмов
финансово-экономической поддержки общественных
организаций, в том
числе за счет актуализации лоббистского потенциала .
Стадия
организационного и финансового становления общественно
активной части
российского армянства также будет значительно ускорена,
в первую
очередь благодаря серьезной организационной.
информационной и
материальной подпитке со стороны армянского мира.
В этой связи достаточно симптоматично создание -
Общероссийской
общественной организации – «Союза армян России», в 2000
году.
Председатель – предприниматель Ара Абрамян. В
организацию входит
около 60 региональных структур от Калининграда до
Приморья. Особенно
активны армянские общины – участницы Союза из
Ростова-на-Дону,
Краснодара, Красноярска, Новгорода, Санкт-Петербурга,
Москвы,
Мурманска. САР явился инициатором создания всемирной
армянской
организации (учредительный съезд предполагается провести
в Москве в
октябре 2003 года) с целью мобилизации финансового
потенциала диаспоры
для решения, в том числе, и политических задач.



ПОЗИЦИЯ РОССИИ

В этой связи возникает вопрос, насколько Россия готова к
кооперации с
русской частью армянского мира и в каких формах возможна
эта
кооперация. Очевидно, что в условиях нынешних реформ
кавказцы сумели
быстрее и во многом эффективнее, чем местные жители
многих российских
регионов реализовать свой рыночный потенциал. В настоящее
время в ряде
регионов они контролируют непропорционально большую,
относительно
своей численности часть мелкого и среднего торгового
бизнеса,
автосервиса, сферы общественного питания. Есть и такая
статистика,
что, мол, 70-75 процентов мелкого бизнеса ведется
«нацменами».
Выходцы из республик Закавказья играют весьма
заметную роль в
формировании рыночной среды, а так как становление этой
среды
происходит в условиях и формах, весьма далеких от морали
и законности,
то и репутация мигрантов с Закавказья весьма
неоднозначна. Масштабы и
темпы миграции намного обогнали процессы адаптации
иммигрантов. Кроме
того, потрясения на Кавказе поставили кавказцев в центр
внимания
принимающего общества - и это внимание трудно назвать
доброжелательным.
«Основную массу этнического негативизма по-прежнему
образуют
антикавказские установки», — из года в год констатируют
социологи
авторитетного Всероссийского центра по изучению
общественного мнения
(ВЦИОМ)3. Не менее 70—80% петербуржцев убеждены, что «чем
меньше в
городе приезжих с Кавказа, тем спокойнее» — таков вывод
из многолетних
обследований социологов северной столицы.
Всплеск антикавказских настроений, вылившийся в 1992—93
гг. в
«массовые столкновения с применением автоматического
оружия»,
фиксируют астраханские социологи. Причем отмечается, что
«эта область
многонациональна и многоконфессиональна, в ней с
дореволюционного
периода до настоящего времени не было столкновений,
погромов и
межнациональных конфликтов между русскими, татарами,
казахами и
другими проживающими здесь народами». О «чернофобии», о
том, что
«москвичи не любят кавказцев» и ощущают «исходящую от них
скрытую
угрозу», регулярно пишут журналисты
Не менее распространены и жалобы представителей диаспор
на
дискриминацию, притеснения и унижения со стороны властей,
особенно
милиции. В некоторых регионах России приняты местные
законодательные
акты, прямо направленные против мигрантов с Кавказа.
Особенно часто и
активно обсуждается в российской прессе политика
московских властей в
этом вопросе. Здесь введен особый режим пребывания для
приезжих,
прежде всего из стран СНГ, регулярно проводятся проверки
документов и
другие мероприятия, именуемые журналистами не иначе как
«облавы»,
«зачистки». На неофициальном, а иногда и официальном
уровнях не
скрывается, что основной объект этих мероприятий — «лица
кавказской
национальности».
Армянская диаспора, являющаяся в ряде регионов серьезным
электоратом,
практически, не вписана в их политическую жизнь.
Отдельные
политические партии и движения пытаются использовать
возможности
армянских объединений, но таких примеров не так много.
Объясняется такое положение рядом причин.
1) За годы Советской власти Республикой Армения был
накоплен богатый
опыт взаимодействия с армянской диаспорой, но только в
странах
дальнего зарубежья. В России, в силу понятных причин, до
конца 80-х
гг. армянских диаспоральных объединений быть просто не
могло. РА, в
отличие от Украины, Азербайджана и других республик
бывшего СССР
гораздо позднее разработала официальную концепцию
взаимодействия с
армянской диаспорой в странах ближнего зарубежья. Еще
в конце 90-х
годов посольство РА в Москве, четкой стратегии по
взаимодействию с
армянскими объединениями не имело. Отмечалось, что
среди
диаспоральных объединений нет тех, на кого «можно было
опираться».
Политическая активность армянских организации посольством
РА долгое
время воспринималась настороженно, т.к. «этих люден никто
не
уполномочивал говорить от имени диаспоры и, тем более,
Армении». В то
же время, в посольстве РА всегда осознавали важность
взаимодействия с
диаспорой, но, официально ограничивали ее функции
осуществлением
культурных и гуманитарных программ. Так, отмечалось, что
МИД РА
позитивно относится к созданию армянских
национально-культурных
автономий в Москве и российских регионах, но не
поддерживает дробление
диаспоры по многочисленным общественно-политическим и
иным
объединениям.
Посольство РА в последнее- время осуществляет активный
мониторинг
деятельности региональных армянских организаций.
Объясняется это
следующим: РА не имеет консульств в регионах, хотя
некоторые из них
представляют экономический интерес для Армении. По мнению
сотрудников
посольства РА, влиятельные армянские общины в регионах
могли бы стать
инструментом развития экономических отношений этих краев
и областей с
Республикой Армения.
2) Значительная часть армян, проживающих в России,
негативно относится
к руководству РА и новой армянской элите, считая ее
«некомпетентной и
коррумпированной». Так, беседуя с лидерами армянских
объединений,
приходилось слышать, что политическая и деловая элита РА,
искусственно
сдерживает контакты с диаспорой в России, ограничивает
возможности
влияния российских армян на ситуацию в Армении, считая их
конкурентами. В качестве аргумента такой точки зрения
использовались
ссылки на различие в подходах руководства России и
Армении к
организованному в октябре 2002 года в Москве САР
международному форуму
«Армяне мира на рубеже веков и международные отношения»,
С российской
стороны в мероприятии приняли участие премьер-министр М.
Касьянов,
министры экономического развития и торговли,
промышленности,
иностранных дел. Армянская сторона была представлена на
заметно более
низком уровне. Одной из целей тесных контактов Президента
Р.Кочаряна
во время недавнего визита с лидерами армянской диаспоры
было снятии
этого негативного имиджа и демонстрация взаимной
заинтересованности.
Часть армянской элиты, напротив, полагает, что все
уехавшие из
Армении в 90-е гг. - это «дезертиры» и никакие контакты с
ними не
нужны. По оценке руководства армянских объединении в
России, у них нет
взаимопонимания и четкого взаимодействия с
государственными
организациями РА, т.к. последние видят в диаспоре лишь
источн