Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: 31 марта - День геноцида азербайджанцев
КСАМ > Армяно-Азербайджанский конфликт > История Армяно-Азербайджанских отношений
Asadulla
31 марта – День геноцида азербайджанцев
[ 31 Maр. 2007 11:43 ]

Прошло 89 лет со дня геноцида учиненного против азербайджанцев со стороны армянских дашнаков и большевиков.

По информации АПА, в ночные часы 30 марта 1918 года массовые истребление в Баку завершились убийством стариков, женщин, детей. В массовых убийствах продолжившихся с 30 марта до 2 апреля армяно-большевистские банды под руководством Степана Шаумяна в Баку убили тысяча людей, подожгли мусульманские святыни, конфисковали имущество жителей Баку на общую сумму 400 млн. манатов. Во время массовых убийств, самый величественная мечеть города Тезепир был подвержен интенсивному пушечному огню, армяне подожгли памятник зодчества здание «Исмаиллие». Политика геноцида армян против азербайджанцев не ограничилась городом Баку. 31 марта армянские дашнаки в 53 селах уезда Шамахы убили 8 тыс. 27 азербайджанцев, в том числе 2 тыс. 560 женщин и 1277 детей. Число безвинно убитых азербайджанцев в Губе составило более 16 тыс. Армянские дашнаки в Лянкяране, Мугане, Нагорном Карабахе сожгли тысячи сел, жестоко убили десятки тысяч человек. 15 июля 1918 года Комиссия чрезвычайного расследования созданная Азербайджанской Демократической Республикой собрала многочисленные документы по этому поводу и представила правительству. В 1919 году парламент Азербайджана принял решение о признании 31 марта Днем геноцида азербайджанцев. Несмотря на то, что в годы советской власти этот день был забыт, после восстановления суверенитета на основе исторических документов были проведены многочисленные исследования по поводу событий 31 марта 1918 года и изданы книги. 26 марта 1998 года президент Гейдар Алиев подписал распоряжение «О геноциде азербайджанцев». После этого, 31 марта отмечается как геноцид азербайджанцев.
Сегодня 31 марта – в разных странах мира проводятся мероприятия памяти жертв геноцида 1918 года. /АПА/
http://ru.apa.az/news.php?id=28899
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Allah Şəhidlərimizə Rəhmət Eləsin
Asadulla
ЭТОГО ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ!

Солмаз Рустамова-Тогиди, доктор исторических наук

Мартовские события 1918 года в Баку, когда от рук большевистско-дашнакских частей погибло более 10 тысяч ни в чем не повинных людей, в подавляющем своем большинстве азербайджанцев, являются одной из самых страшных и трагических страниц новейшей истории Aзербайджана. Резня и грабежи тюрко-мусульманского населения города продолжались три дня, в течение которых в городе и его окрестностях творились невиданные жестокости. Ужасающие размеры зверств в отношении азербайджанцев не оставили безучастными ни одну из политических сил, действующих в то время в городе, не говоря о гражданском населении и представителях других наций.
Даже сам С.Г. Шаумян, главное ответственное лицо за эти кровавые события, вынужден был признать, что "в результате гражданской войны пострадала масса бедных и бездомных мусульман, т.к. нам пришлось прибегнуть к помощи армянского полка и мы не могли допустить себе роскошь отказаться от их услуг", что не помешало ему тут же подчеркнуть, что "...победа настолько велика, что это мало омрачает действительность". Однако действительность была настолько кровавой и трагической, что не могла не омрачать существование не только всех оставшихся в живых жителей города и национальных сил азербайджанского народа, но даже идейных союзников большевиков, возглавлявших Бакинский Совет. Все азербайджанцы - члены различных политических партий левого толка - понимали и признавали, что под предлогом борьбы с мусаватистами дашнакско-большевистские отряды фактически вели целенаправленное уничтожение мирного азербайджанского населения. Даже меньшевики, не питающие никаких симпатий к азербайджанцам и "Мусават", квалифицировали мартовские события именно как национальную резню, а не как "гражданскую войну", как пытался представить их глава Бакинского Совета С.Г.Шаумян.
Весьма примечательно, что первая попытка дать политическую оценку, как мартовским событиям, так и политике геноцида против азербайджанцев, была предпринята вскоре в середине июля 1918 г. Азербайджанской Демократической Республикой, провозглашенной всего полтора месяца до того. Еще находясь в Гяндже, Совет министров счел необходимым выразить свое отношение к происходящим событиям, выслушав доклад Министра иностранных дел М.Гаджинского:"Вот уже четыре месяца, как разные части территории Азербайджана раздираются бандами, которые под именем большевиков, безответственных армянских частей и прочее творят неслыханные зверства над жизнью и имуществом мирного мусульманского населения. В то же время общественное мнение Европы настраивает(ся) совершенно противоположно благодаря неправильной информации посылаемой организаторами этих банд" - говорилось в докладе и подчеркивалось что, как в общегосударственных интересах, так и в интересах потерпевших групп населения необходимо создать организацию, которая занялась бы "точной регистрацией всех случаев насилия, обстоятельств, при которых совершались эти насилия; установление виновников и размеров причиненных ими убытков". Организацию предполагалось создать в виде Чрезвычайной следственной комиссии, результаты ее работы опубликовать на разных европейских и турецком языках и широко распространить. В докладе особо подчеркивалось, что к организации этой комиссии надо приступить немедленно, "ибо многое, что легко можно установить теперь по горячим следам в смысле опроса лиц, фотографирования и удержаний других вещественных доказательств, позднее сделается затруднительным, а может быть совершенно невозможным".
Надо отдать должное первому правительству молодой Азербайджанской Республики, в сложнейших и тяжелейших условиях своего существования и деятельности так оперативно и дальновидно отреагировавшей на эти события и предпринявшей конкретные действия! На том же заседании - от 15 июля 1918 г. - Совет Министров принял постановление о создании Чрезвычайной следственной комиссии (ЧСК) "для расследования насилий, произведенных над мусульманами и их имуществом в пределах всего Закавказья со времени начала Европейской войны".
ЧСК, возглавляемая присяжным поверенным Алекпер бек Хасмамедовым, состояла из представителей разных национальностей, в основном юристов. Определившись в начале в составе из 7 человек, в дальнейшем к ее работе привлекались другие представители следственно-прокурорских и судебных органов гг. Баку и Гянджа. Примечательно, что наиболее активное участие в работе комиссии принимали Исмаил бек Шахмалиев, А.В. Новатски, Н.М.Михайлов, Н. Сефикюрдский, А.Е.Клуге, М.Текинский, В.В.Губвилло и др. профессиональные юристы и общественно-политические деятели. Комиссия исследовала мартовскую трагедию, изучив в первую очередь зверства армян в Шемахе, тяжкие преступления, совершенные в Иреванской губернии. С октября 1918 г., уже после переезда правительства в Баку, была начата работа по расследованию мартовских событий в г.Баку и его окрестностях. Была также создана особая структура при Министерстве иностранных дел с целью информирования мировой общественности о подлинном течении этих событий. Проводя колоссальную работу по розыску и допрашиванию свидетелей и подготовке соответствующих документов, к концу мая 1919 г. комиссия почти завершала следственную часть своей работы. Собранные ЧСК материалы к августу 1919 г. составляли 36 томов и 3500 страниц. 6 томов, 740 страниц из них отражали насильственные акты, произведенные над мусульманским населением Баку и его окрестностей. Другие тома следственного материала свидетельствовали о жестоких преступлениях, совершенных армянами в Шемахинском, Губинском уездах, в Гяндже, Нухе, Карабахе, Зангезуре и других районах Азербайджана.
По результатам своей работы ЧСК подготовила 128 докладов и проектов решения о возбуждении уголовных дел против 194 лиц, обвиняемых в различных преступлениях. По мере завершения отдельных следственных дел обвиняемые в преступлениях против мирных жителей привлекались к ответственности. Так, к середине августа 1919 г. в Баку были арестованы 24 (среди них отличающийся особой жестокостью С.Лалаев-Лалаян, скончавшийся в тюрьме в 1919 г.), а в Шемахе около 100 человек, в основном армянской национальности, обвиняемые в расправе над азербайджанцами.
Как и следовало ожидать, аресты среди армян, в том числе обвинение и привлечение к уголовной ответственности некоторых представителей армянской интеллигенции, вызвали бурю негодования со стороны армянской общественности и прессы. В августе 1919 г. Парламентская фракция "Дашнакцутюн" выступила с осуждением деятельности Чрезвычайной Следственной Комиссии, обвиняя ее и Министерство юстиции в незаконных действиях. Пытаясь так же оценить работу этой комиссии якобы с моральной точки зрения, она с присущей им циничностью заявляла: "Должен ли быть положен когда-либо конец всему тому, что имело место в прошлом и дало кровавый обмен массовыми жертвами в марте и сентябре? Нежелание кончить с прошлым и предать забвению его кровавые страницы является показателем того, что правительственные круги и представляемые ими общественные течения не хотят идти по пути установления действительного правопорядка и нормальной жизни, вызывая с каждым днем все новые и новые призраки прошлого, возбуждая с обеих сторон чувства мести и вражды". Армянам вторили и некоторые представители местных организаций российских политических партий. Так, газета Бакинского Комитета партии эсеров "Знамя труда" (27.08.1919), также вопрошая "Кому в конце концов нужно бередить сейчас еще не изжитые раны?", пыталась осудить деятельность комиссии уже под другим предлогом:"С юридической стороны рассматривая вопрос о расследовании событий, можно указать, что лишь та государственная власть может производить расследования о событиях, на территории которой эти события произошли. В данном случае за период событий на территории Шемахинского и Геокчайского уездов не Азербайджанская Республика являлась государственной властью, а российская власть была тогда, следовательно, ей и принадлежит право производства расследования событий".
К чести "правительственных кругов и представляемых ими общественных течений", шумиха, поднятая вокруг деятельности Чрезвычайной Следственной Комиссии, нисколько не повлияла на ее работу. Напротив, в Министерство юстиции и председателю ЧСК поступали от членов комиссии отчеты и рапорты, обобщающие расследованные ими факты и свидетельства. А факты и свидетельства эти кричали и протестовали циничным и наглым вызовам "кончить с прошлым и предать забвению его кровавые страницы".
"Наступающими армянскими солдатами руководили главным образом представители армянской интеллигенции. Один из таких отрядов забрался в дом на Николаевской улице и расстрелял восемь женщин и детей. Другой отряд, забравшись в дом Бала Ахмеда Мухтарова по Персидской улице, вывел на улицу девять видных представителей мусульманской интеллигенции и на Соборной площади растрелял их. Когда в этом доме доктор Тагиев вынул документ и предъявил армянским солдатам в подтверждение того, что он, Тагиев, признает власть большевиков, солдаты его все же расстреляли со словами, что они дашнакцаканы и никаких большевиков не признают. В числе других лиц, задержанных в доме Бала Ахмеда Мухтарова и затем расстрелянных, был сам хозяин дома, полковник Табасаранский, ротмистр Султан бек Амирджанов, доктор Керим бек Султанов, Джавад бек Ашурбеков и др.; трупы Султанова и Ашурбекова были брошены в горевшее здание гостиницы "Дагестан".
Эти строки - лишь один эпизод из очередного доклада члена Чрезвычайной Следственной Комиссии А.Е.Клуге. Десятки тысяч погубленных и израненных судеб, миллионные убытки, сотни тысяч разграбленных и разрушенных домов, сожженных деревень, уничтоженных памятников культуры, национальных архитектурных сокровищ, школ, больниц, мечетей и т.д. Многотысячные документы и свидетельства, собранные всего несколькими добросовестно выполнявшими свою работу людьми - членами Чрезвычайной Следственной Комиссии имели огромную ценность не только с юридическо-правовой точки зрения, но и представляли неоценимое историко-политическое и дипломатическое значение.
К сожалению, комиссии не суждено было завершить свою работу. Политическая ситуация, сложившаяся в Азербайджане (пребывание и роль английского военного командования в Баку, его отношение к Азербайджанскому правительству, расклад политических сил и т.д.), с одной стороны, принятие закона об амнистии Азербайджанским парламентом в феврале 1920 г. в связи с признанием де-факто независимости Азербайджанской Республики странами - участниками Парижской Мирной Конференции, с другой стороны, намного расслабили деятельность ЧСК. Согласно этому закону, все уголовные дела, возбужденные на почве национальной вражды были прекращены. В результате даже небольшое число арестованных по материалам ЧСК преступников было отпущено на свободу.
Однако само преступление не было предано забвению. Азербайджанская Демократическая Республика отметила в 1919 и 1920 годах 31 марта как общенациональный день скорби. Да и Чрезвычайная Следственная Комиссия, хоть и не столь активно, продолжала свою работу, собирая фактические документы и стараясь как можно полнее отразить страшную действительность недалекого прошлого. Но апрельским переворотом 1920 г., положившим конец существованию Азербайджанской Демократической Республики, было прекращено и само существование Чрезвычайной Следственной Комиссии.
Новые политические силы, пришедшие на смену национальным властям, в корне изменили отношение к мартовским событиям 1918 г. На протяжении десятилетий эти события в советской историографии преподносились как спровоцированная якобы мусаватистами гражданская война. Документы же Чрезвычайной Следственной Комиссии, хранящиеся под грифом "Секретно", долгие годы были недоступны исследователям, которые в любом случае были лишены возможности дать им обьективную оценку. Стоит довольствоваться и радоваться хотя бы тому, что они не были за эти годы уничтожены и, став сегодня достоянием не только научной общественности, но и всего общества, требуют к себе серьезного и всестороннего внимания, так как многочисленные вопросы, возникающие после ознакомления с ними, еще не получили своего ответа. А сама проблема, ставшая причиной этих событий, к сожалению, еще очень долго не будет терять своего актуальнейшего историко-политического и дипломатического значения. В этой связи представляется целесообразным публикация отдельных материалов из следственных дел ЧСК, которые создают более-менее общую картину тех событий. Ниже приводится один из таких документов - показания 35-летнего жителя Баку, помощника командира парохода "Николай Буниятов" Кязима Алескер оглу Ахундова. Показания К.Ахундова представляют интерес не только тем, что он был свидетелем описываемых им событий, но, будучи политически и граждански активным человеком, к тому же членом партии левого толка, объективно оценивает происходящее и принимает деятельное участие в предотвращении убийств и грабежей, а также наказании преступников.
Протокол допроса
1918 г. Декабря 7-го дня. Город Баку.
Чрезвычайная Следственная Комиссия при Азербайджанском Правительстве допрашивала нижепоименованного в качестве свидетеля, и он, предваренный о содержании 307 и 443 ст. Уст. Угол. Судопр., показал:
Кязим Алескер оглу Ахундов, 35 лет, помощник командира парохода "Николай Буниятов" (г.Баку, Верхне-Тазепирская, 17)
17 марта (29 марта) с.г. в начале восьми часов вечера я направился на заседание большевиков, бывшее в доме Муса Нагиева, на углу Биржевой и Красноводской улиц. Меня на заседание большевиков не впустили, так как там в то время происходило исключительно партийное заседание, а я принадлежал к партии социалистов-революционеров и вместе с тем состоял членом Бакинского Совета Рабочих, Солдатских и Матросских Депутатов. Тогда я зашел в Военно-Революционный Комитет, помещавшийся в том же доме Муса Нагиева, в гостинице "Астория". В это время началась стрельба со стороны Петровской площади. По словам армян и Авакьяна, всадники мусульманского дивизиона открыли стрельбу по красногвардейцам и по контрольной роте. В Военно-Революционном Комитете Авакьян раздавал винтовки и патроны всем приходящим к нему армянам без различия положения и профессии. Я вышел на улицу. Со всех домов армяне-военные и не военные выходили с винтовками. Я пошел по Молоканской улице, пробираясь через толпу армян и пересекая улицы Красноводскую, Гоголя и Мариинскую. Все названные улицы были запружены вооруженными армянами, и от накопления толпы армян движение конок приостановилось. Я вернулся в Военно-Революционный Комитет. Около 12.1\2 часов ночи прибыла в Военно-Революционный Комитет делегация, состоящая, как мне помнится, из Абас Кули Кязымзаде, Касума Касумова, доктора Тагиева, Бейбут хана Джеваншира, Тер-Микаэльянца и др. Позже явился доктор Леон Атабекян, который просил Аракельяна - товарища председателя Исполнительного комитета уладить события мирно, иначе возникнет национальная резня армян с мусульманами. Перестрелка все усиливалась, и трещали пули. Позже я узнал от всадников мусульманского дивизиона, что во время их посадки на пароход "Эвелина" для отправки в Ленкорань явился отряд армянских солдат и предложил всадникам сдать им ружья, и на отказ всадников отряд армян открыли стрельбу. Всадники в свою очередь ответили ружейным огнем. Армяне направили на пристань Русско-Кавказского пароходного товарищества, где стоял пароход "Эвелина", пули с четырех сторон, а именно с угла Меркурьевской и Мариинской улиц, с угла Красноводской и Меркурьевской улиц, с Большой Морской и с пристани N19. Всадников также обстреливали из ружей армяне в количестве 1500 человек. В Военно-Революционном Комитете делегация выработала условия сдачи всадниками ружей, направилась на пристань, предварительно по телефону предупредив всадников о приходе делегации. С появлением делегации стрельба с обеих сторон приостановилась. Переговорив со всадниками дивизиона, делегация вернулась в Военно-Революционный Комитет для получения гарантий в том, что если всадники сдадут ружья, то самих всадников пропустят невредимыми. Лишь около 6 часов утра 18 марта делегация от всадников приняла ружья, патроны и седла. Я в семь часов утра пришел домой и проспал до трех часов дня. Делегация разошлась вместе со мной, и мусульмане были довольны, что дело улажено. В три часа дня 18 марта моя жена меня разбудила и сообщила, что в городе ожидаются события. Я встревожился, так как знал, что армяне уже несколько месяцев усиленно вооружались, свозя ружья, пулеметы, патроны в армянские части города, в Арменикенд и деревни. В городе я узнал, что было в Благотворительном обществе "Исмаилие" заседание мусульман, и на это заседание явился Тер-Микхильян, (так указано в документе), который официально заявил от имени Армянского Национального Комитета и партии "Дашнакцутюн", что если мусульмане выступят, то армяне примкнут к мусульманам и помогут мусульманам изгнать большевиков, за что мусульмане благодарили, но ответили, что они не думают выступать. Мусульмане в городе были встревожены чем-то, но сами не давали себе отчета. Я направился в Исполнительный комитет и смог дойти только до Парапета, где увидел много армянских вооруженных солдат, а мимо них я не рискнул идти. 4 часа 40 минут по моим часам, около армянского собора, что против Парапета, отряд армян Егиша Пахлавуни, называемый боевой дружиной Армянского Национального Комитета, открыл из ружей по мусульманам стрельбу. Почти одновременно открыл стрельбу в части города по названием Шемахинка другой армянский отряд Левона Саатсазбекова.
19 марта с раннего утра началось наступление армянских солдат, еще когда мусульмане спали. Первые наступления армяне повели на районы города Керпичхане, Мамедли и Похлы Даре, населенные мусульманами. Эти районы и другие мусульманские районы города обстреливали с моря из пушек военные пароходы "Ардагань" и "Жанръ", а со стороны Арменикенда армяне обстреливали из пушек. Матросы не желали выступить против мусульман, но выступили исключительно благодаря провокации армян, которые убедили матросов в том, что мусульмане в Крепости поголовно вырезали всех русских и всех христиан. Когда же матросы убедились, что мусульмане не трогают русских, а напротив, даже их кормят, то прекратили стрельбу из пушек. 19 марта вечером мусульмане принуждены были признать ультиматум большевиков и заключили мир, но армяне и после подписания мира продолжали убивать мусульман. Большинство мусульман думали, что армяне не выступят против них и поэтому до 20 марта не стреляли в армян. 20 марта на всех мусульманских домах появились белые флаги, но армяне продолжали врываться в дома и убивать мирных мусульман, женщин и детей выводить из домов и на улице убивать. Поджигать дома мусульман. Еще 19 марта армяне почти совершенно уничтожили районы города Керпичхане, Мамедли и Похлы Дере. Русские и матросы не могли удержать армян, но оказывали мусульманам помощь, где только было возможно. 21 марта начальник авиационной школы дал мне 4 флотских и мы с винтовками направились на Базарную улицу, которую армянские солдаты поджигали, грабили дома, лавки и магазины мусульманские, а самих мусульман убивали.
Мы трех армян мародеров на Базарной улице расстреляли, и у одного армянина в мешке нашли серьги со следами человеческого мяса. До 24 марта армяне истребляли мирных мусульман, и прекратили избиение уже после требования Туркестанского 36-го полка и после угроз моряков, а также после энергичного вмешательства председателя Исполнительного комитета Джапаридзе. Моряки пригрозили, что откроют стрельбу из пушек по армянской части, если армяне не прекратят избиения мусульман, и военные пароходы "Ардаган" и "Красноводск" подошли к пристаням, расположенным в восточной части города. 24 марта моряки мне дали 10 вооруженных матросов под начальством летчика Розенблюма, с коими охранял до 6 часов утра 25 дня район города Чемберекенд.
25 марта я занялся уборкой трупов с Николаевской улицы. Я с другими мусульманами подобрал 3 гимназистов мусульман, 11 мусульман, проколотых штыками и разрубленные шашками, труп одной русской, три трупа мальчиков мусульман от 3 до 5 лет, 8 русских мужчин, 19 трупов мусульман персидско-подданных и 67 мужчин мусульман разных профессий. Все эти трупы мы на автомобилях свезли в мечети.
Кроме меня армяне подбирали трупы мусульман и свозили на повозках и автомобилях на старую пристань "Вулкан", куда свезли 6748 мусульманских трупов мужчин, женщин и детей. 26 марта я отправился в районы города "Мамедли" и "Похлы дере", где мусульмане не могли закончить уборки трупов до 31 марта. С этих районов мусульмане трупы свозили на кладбище. В район города под названием "Керпичхане" я повел с собой техника Владимира Соколова для фотографирования трупов. Соколов произвел три снимка. Первый снимок: труп женщины с пулевой раной на голове, на теле пять штыковых ран и разрубленная правая ключица. На правой груди трупа женщины лежит еще живой ребенок со штыковой раной в ногу и сосет грудь матери. Второй снимок: к стене комнаты пригвожден ребенок лет двух гвоздем казачковым (длиною в) вершков сем-восемь. По шляпе гвоздя видно, что гвоздь заколочен камнем, который тут же лежит. Третий снимок: на постели труп 13-14-летней девушки. Поза ее показывает, что ее изнасиловали много лиц. Постель между раздвинутых ног запачкана кровью. На шее следы пальцев. Эти снимки Соколов сфотографировал в трех домах. Когда мы вошли в четвертый дом, то нам представилась следующая картина: на полу большой комнаты голый труп женщины 22-23 лет, два трупа старух, ребенок в пеленках, ноги и руки ребенка грызут три собаки, труп девочки шести лет и труп мальчика восьми лет. Собак я пристрелил. Соколов закрыл лицо платком и зарыдал, выбежав из комнаты и ушел к дому (домой), отказавшись фотографировать. Я остался один и стал заходить в дома. Во всех домах трупы мусульман, мужчин, женщин и детей во всевозможных позах и кругом мертвая тишина, которая увеличивала ужас. Еще и теперь, после девяти месяцев, при одном только воспоминании меня охватывает ужас. Всех картин ужасов и смерти мне трудно рассказывать, могу только сказать, что весь район "Мамедли" и район "Похлы дере" состоял из развалин и трупов, кроме мусульман, убиравших трупы, никого не было из этих районов. На возвратном пути, около Центральной тюрьмы я встретил более 400 трупов, мужчин, женщин и детей. Почти все трупы были раздеты и лежали головой к западу.
Армяне задались целью уничтожить всех мусульман, но им мешало русское население города и воинские части, состоящие из русских. После мартовских событий до прихода турок армяне при всяком удобном случае убивали мусульман и грабили; главным образом всех мусульман, кои из города переселились в деревни. Так, армяне устраивали засаду в местности "Берк Даре" и убивали и грабили всех мусульман, проезжающих и проходящих из города по дороге в село Коби. Систематическое истребление и ограбление мусульман армянами понудило Исполнительный комитет послать отряд по охране города во главе с Рябовым и меня с 15 вооруженными. Отряд Рябова состоял из 12 вооруженных лиц. Мы окружили 18 армян, отобрали у них винтовки и арестовали их. Армяне убивали мусульман и в деревнях, трупы бросали в ямы или в колодцы. Молодых мусульманов армяне уводили в свои дома и насиловали. Много мусульманок армяне увели в Арменикенд. Сами мусульмане и потерпевшие мусульманки скрывают свой позор и не рассказывают, что с ними сделали армяне, уводя их из домов в плен".
*29 марта 1918 г.
** Имеется в виду ультиматум, предъявленный большевистскими лидерами партии "Мусават" и другим азербайджанским организациям, в котором от последних требовалось открытого и безоговорочного признания власти Бакинского Совета, выведение за пределы Баку и его районов азербайджанских воинских частей, и в первую очередь "дикой дивизии", а также принятия срочных мер для открытия железнодорожного пути от Баку до Тифлиса и от Баку до Петровска.
http://www.zerkalo.az/rubric.php?id=15532
Asadulla
Открыт сайт, посвященный геноциду азербайджанцев
http://www.genocide.az/
Asadulla
Что же произошло в марте 1918 года?
2007-03-31 11:53

Сегодня в Азербайджане отмечается День памяти жертв массовых убийств азербайджанцев в Баку, Шемахе и других городах, совершенных армянами в марте 1918 году. Кстати, еврейские организации США обратились в НАНА с просьбой расследовать факты, свидетельствующие об убийстве 3 тысяч евреев в Губе 1-2 апреля 1918 года со стороны армянских частей российской армии. Еврейские организации намерены направить своих представителей в Баку с тем, чтобы провести по этому поводу совместное исследование в азербайджанских архивах.
Мартовскую резню в Баку советская историческая наука преподносила как результат хищнической политики царского режима. В чисто коммунистическом ключе в учебнике по истории было написано: «царская охранка с тем, чтобы воспрепятствовать пролетарской солидарности трудящихся Закавказья, натравила в 1918 году армян на азербайджанцев, а грузин на армян». В фильме «26 бакинских комиссаров» был эпизод, когда между азербайджанцами и армянами произошло что-то вроде потасовки, но комиссары быстро развели дерущихся по сторонам. Однако люди, которые помнили те события, говорили совсем другое. Моей бабушке было 6 лет, когда солдаты-армяне сожгли ее дом в поселке Баилово. Этот дом в городе называли «йедди пенджара» - семь окон открывались в сторону моря. Она вспоминала, как горел целый квартал, обезумевшие от страха люди неслись по улицам города. Многие, вспоминая мартовские события, утверждают, что если бы турецкая армия под командованием Нурупаши пришла на неделю позже, в Баку не осталось бы ни одного азербайджанца. Это вполне могло случиться, если учесть, что азербайджанское население Баку того времени не составляло большинство. Хотя правительство демократической республики провело расследование, и в архивах содержится 6 томов судебного дела, но до сих пор широкой общественности Азербайджана и тем более за рубежом не известно о трагических событиях 1918 года. По словам историка Алы Балаева, необходимо проследить, на фоне каких процессов происходили эти события. Советская Россия во главе с Лениным стремилась укрепиться в Закавказье, поэтому активно помогала Бакинскому Совету. В конце 1917 г. в Баку началось формирование вооруженных отрядов так называемой Красной гвардии, но в эти отряды не брали азербайджанцев. Особенно интенсивно проходил этот процесс после того, как Военный Революционный Комитет Кавказской армии переехал из Тбилиси в Баку. По приказу Ленина, командование Московского Военного округа отправило в Баку два военных самолета, две бронемашины, 5 тысяч винтовок, 31 миллион рублей, говорит Балаев. К началу 1918 года с Кавказского фронта в Баку прибыли тысячи вооруженных армянских солдат. По призыву С.Шаумяна они записывались в формирующуюся советскую армию. Начальником штаба армии был назначен Аветисов, Газаров - командиром 1-й Кавказской армии, Амазаси - командиром 3-й бригады.

«Ни должно остаться, ни одного живого турка в Баку! Даешь армянский Баку!»

Кроме того, в самом Баку партия «Дашнакцутюн» имела 4500 вооруженных боевиков. Резня азербайджанцев началась утром в последние дни марта 1918 года в Баку, а потом в Шемахе и Губе. Практически велась этническая чистка с тем, чтобы изгнать всех азербайджанцев из страны и полностью захватить власть в Азербайджане.

В канун событий было обнародовано обращение Русского Национального Совета на Южном Кавказе к христианскому населению. В обращении сообщалось, что с 11 по 18 марта все русские юноши в возрасте 19-25 лет подлежат военному призыву и будут мобилизованы. Это мероприятие должно было завершиться 31 марта. Русские полки, возвращавшиеся на родину в результате ликвидации Кавказского фронта, продавали за мизерную цену оружие и боеприпасы молоканам и армянам. Многие русские солдаты предпочитали оставаться в Баку, так как на родине у них царил голод и разруха. Балаев отмечает, что впоследствии Шаумян и его окружение ловко воспользовались этими силами, направив их против мусульманского населения. Азербайджанское население, видевшее, как вооружаются в Баку дашнаки и большевики, еще с февраля 1918 г. начало покидать город. За неделю до мартовской резни партия «Дашнакцутюн» заявила о необходимости захватить власть в Баку, говорит он. Только после этого мусульманские организации начали создавать собственные силы самообороны. По их инициативе в Гяндже, Баку, Лянкяране формировались мусульманские воинские части, а в Бакинской кадетской школе велась подготовка офицеров из местных мусульман. Однако все эти процессы шли медленно и с запозданием. С другой стороны, в вооружении христианского населения Кавказа была заинтересована Англия. Британцы надеялись использовать местных христиан против наступающей на Южный Кавказ турецкой армии. После крушения русской империи армянские политические организации взяли курс в сторону Британии, поэтому азербайджанцы в конце февраля 1918 г. в Закавказском Сейме выступили против вступления английских войск на территорию Кавказа и потребовали прекращения переговоров с представителями британского командования.

Опоздавшее пробуждение…

Одной из основных целей «Дашнакцутюн» было уничтожение самой крупной политической организации азербайджанцев - партии «Мусават». Они надеялись, что уничтожение и изгнание мусульманского населения Баку подорвет социальную базу этой партии, отмечет Балаев.

Дашнаки вели специальную пропагандистскую работу в Каспийской флотилии, костяк которой составляли русские. Активный участник этих событий «большевик» Н.Асриянц писал в своих воспоминаниях: «В феврале 1918 г. Т. Амиров сообщил нам о том, что мы должны выполнить особое задание С.Шаумяна и А.Джапараидзе. С.Шаумян заблаговременно известил нас о том, что в час ночи будет дан сигнал. По этому сигналу мы должны штурмом занять штаб «Мусавата», что мы и сделали».

Однако чтобы начать все это, нужен был подходящий повод. И такой повод представился в инциденте с пароходом «Эвелина», говорит Балаев. Дело обстояло так. Сын азербайджанского миллионера и мецената Г.З.Тагиева, Мамед Тагиев, служивший в Лянкяране, погиб в результате неосторожного обращения с огнестрельным оружием. Офицеры мусульманского полка приехали в Баку, чтобы участвовать в его похоронах. Они планировали возвращаться в Лянкяран на «Эвелине». И тут дашнаки распустили слух среди Русского Национального Совета, каспийских матросов, партии эсеров, меньшевиков о том, что якобы эти офицеры получили задание совместно с мусульманскими воинскими отрядами уничтожить русско-молоканские села в Мугани. К сожалению, провокация удалась: все неазербайджанские политические и военные силы выступили за разоружение офицеров. Срочно 30 марта был создан Революционный комитет обороны города Баку и его районов. В комитет вошли С.Шаумян, А.Джапаридзе, Н.Нариманов, Г.Корганов, И.Сухарцев, С.Саакян, М.Еремян. По инициативе Ревкома обороны была задержана отправка «Эвелины», а офицеры на пароходе были разоружены, говорит историк. В ответ мусульманское население, собравшись в мечетях, потребовало возвращения офицерам их оружия. Представители Мусульманского национального комитета с помощью большевистского комитета «Гуммет» попыталась забрать из Ревкома оружие офицеров. Хотя по этому поводу были достигнуты определенные соглашения в ходе встреч С.Шаумяна с М.Э.Расулзаде и Н.Наримановым, но это оказалось уловкой большевистско-дашнакской коалиции, говорит Балаев.

30 марта в 5 часов вечера в Баку раздались первые залпы артиллерии по мусульманским кварталам. Огонь вели вооруженные формирования «Дашнакцутюн», Армянского национального совета и большевиков. После первых орудийных залпов город наполнился вооруженными отрядами. На деле политические партии - противники большевиков поддержали эту акцию, якобы направленную против мусаватистов, но на деле это было уничтожение мусульманского населения города.

Балаев отмечает, что обстрел мусульманских кварталов также велся с моря, что породило в городе панику. Есть свидетельства того, что среди матросов был распространен слух о том, что будто мусульмане истребляют в городе русское население. Лишь спустя несколько часов после длительного обстрела русские матросы узнали, что это была провокация и прекратили вести огонь. Есть очень примечательный факт. Из Мугани в город были доставлены военные подразделения молокан. Они отказались участвовать в расстреле мирного населения. Тогда отряда молокан быстро разоружили и расформировали. Утром 31 марта армянские части вошли в мусульманские кварталы. Документы архивных фондов подтверждают, что армянские солдаты целенаправленно убивали мирных жителей. Неслыханные зверства учиняли они особенно в отношении мусульманок, заживо пригвождали их к стене, отрезали им конечности, уши, носы, прокалывали животы и т.п. После того как были уничтожены мусульманские кварталы в различных частях города, вечером 31 марта началась «операция» в Ичери шэхэр, сообщает историк. Руководили «операцией» Ананченко, Шаумян, Овчиян, Галстян, Саркисов, Манучаров, Акопов и другие «красногвардейцы». Имеются десятки документов, подтверждающих, что трупы убитых мусульман сжигали, чтобы скрыть масштабы преступлений. В течение трех дней 18-21 марта и 30 марта - 1 апреля, согласно обобщающему отчету чрезвычайной следственной комиссии, в Баку было убито 12 тысяч человек тюркско-мусульманского населения. Меньшевистская газета «Наш голос» в те дни писала: «Всюду трупы - искореженные, изуродованные, обезображенные… Сильно пострадала мечеть Таза-пир от артиллерийских обстрелов… Широкие массы исполнены гнева и ненависти, перерастающих в чувство яростного мщения, с которым не так-то легко будет справиться…».
http://www.1news.az/articles.php?item_id=2...01&sec_id=4
Asadulla
История жестоко наказывает тех, кто о ней забывает
16:46|31/ 03/ 2007

БАКУ, 31 марта – «Новости-Азербайджан», Парвана Мамедова. Историю нельзя забывать, она жестоко наказывает тех, кто о ней забывает, сказал на мероприятии, посвященном геноциду 1918 года, профессор, доктор исторических наук Халеддин Ибрагимли. «Если бы мы не забыли мартовские события 1918 года, в истории азербайджанского народа не произошло бы Ходжалинского геноцида», - отметил он.

По словам Ибрагимли, каждый из нас обязан изучить свою историю и сделать правильные выводы. «Трагедии имеются в истории каждого народа, но они не должны сломить его волю, и наоборот, должны укрепить и вдохновить его на дальнейшую борьбу», - говорит он.

Мы не только не должны забывать, мы обязаны сделать все, чтобы о наших трагедиях узнали во всем мире. «Мировое сообщество должно знать об этом. Ведь преступления армян – это не только преступления против азербайджанского народа, это преступления против всего человечества», - отметил профессор.
http://www.newsazerbaijan.ru/obsh/20070331/41689233.html
Masalli
Эх...как же тяжело,когда каждый раз думаешь об этом....сколько терпеть...АЛЛАХ РЕХМЕТ ЕЛЕСИН ХАМЫСЫНЫ!!!! sad.gif
Masalli
Найдено массовое захоронение жертв геноцида, учиненного армянами, в Губе

армяне надеялись скрыть свое преступление, рассчитывая, что вода унесет кости

Кости, найденные в массовом захоронении в Губе, принадлежат жертвам геноцида, учиненного армянами в 1918 году

«Сегодня в институт была представлена справка, составленная членами экспедиции, исследовавшими массовое захоронение в Губе, Азербайджан.

Антропологические исследования подтвердили, что эти люди – мусульмане».

Об этом в интервью заявила директор Института археологии и этнографии НАН Азербайджана Маиса Рагимова.

По ее словам, найденное захоронение – одно из свидетельств зверств, учиненных армянами в Губе в 1918 г.

«Место, где разбросаны человеческие кости, обнаруженные на левой стороне реки Гудиялчай при реконструкции спортивного комплекса, нельзя назвать могилой, потому что кости свалены друг на друга.

Кости найдены в двух колодцах на берегу реки. Глубина одного из колодцев 5 м, другого – 2,5 м, между ними расстояние в 2 м.

В наиболее глубоком колодце обнаружены сотни человеческих скелетов. То, что не найдено ни одного целого скелета, свидетельствует о том, что тела убитых сначала расчленялись, а затем сбрасывались в колодец».

Эти слова принадлежат члену научной экспедиции, кандидату исторических наук Аскеру Алиеву.

Он отметил, что среди множества черепов и детских костей удалось найти только 35 целых скелета. В колодцах не найдено волос, остатков одежды или вещей.

«Вероятно, в связи с переполненностью первого колодца костями, рядом был вырыт другой, менее глубокий. Второй колодец пока не вскрыт», - сообщил Алиев, отметив, что итоги исследований представлены местным организациям.

В ходе исследования костей установлено время смерти людей. По словам археолога, в древних костях идет процесс цементирования, найденные же в Губе человеческие кости еще не потеряли влаги. А это значит, что с момента смерти прошло 80-90 лет.

Исследование окрестностей колодцев показывает, что расправа произошла не здесь:

«По-видимому, армяне надеялись скрыть свое преступление, рассчитывая, что вода унесет кости, поэтому и закопали их на берегу».

А.Алиев подчеркнул, что научная экспедиция завершила свою работу, теперь необходимо создать государственную комиссию по данному вопросу.
FJ
Цитата(Masalli @ 13.04.2007, 22:46) *

Найдено массовое захоронение жертв геноцида, учиненного армянами, в Губе

армяне надеялись скрыть свое преступление, рассчитывая, что вода унесет кости

Кости, найденные в массовом захоронении в Губе, принадлежат жертвам геноцида, учиненного армянами в 1918 году

«Сегодня в институт была представлена справка, составленная членами экспедиции, исследовавшими массовое захоронение в Губе, Азербайджан.

Антропологические исследования подтвердили, что эти люди – мусульмане».

Об этом в интервью заявила директор Института археологии и этнографии НАН Азербайджана Маиса Рагимова.

По ее словам, найденное захоронение – одно из свидетельств зверств, учиненных армянами в Губе в 1918 г.

«Место, где разбросаны человеческие кости, обнаруженные на левой стороне реки Гудиялчай при реконструкции спортивного комплекса, нельзя назвать могилой, потому что кости свалены друг на друга.

Кости найдены в двух колодцах на берегу реки. Глубина одного из колодцев 5 м, другого – 2,5 м, между ними расстояние в 2 м.

В наиболее глубоком колодце обнаружены сотни человеческих скелетов. То, что не найдено ни одного целого скелета, свидетельствует о том, что тела убитых сначала расчленялись, а затем сбрасывались в колодец».

Эти слова принадлежат члену научной экспедиции, кандидату исторических наук Аскеру Алиеву.

Он отметил, что среди множества черепов и детских костей удалось найти только 35 целых скелета. В колодцах не найдено волос, остатков одежды или вещей.

«Вероятно, в связи с переполненностью первого колодца костями, рядом был вырыт другой, менее глубокий. Второй колодец пока не вскрыт», - сообщил Алиев, отметив, что итоги исследований представлены местным организациям.

В ходе исследования костей установлено время смерти людей. По словам археолога, в древних костях идет процесс цементирования, найденные же в Губе человеческие кости еще не потеряли влаги. А это значит, что с момента смерти прошло 80-90 лет.

Исследование окрестностей колодцев показывает, что расправа произошла не здесь:

«По-видимому, армяне надеялись скрыть свое преступление, рассчитывая, что вода унесет кости, поэтому и закопали их на берегу».

А.Алиев подчеркнул, что научная экспедиция завершила свою работу, теперь необходимо создать государственную комиссию по данному вопросу.

что-то не очень похоже на правду............такое же захоронение, как недавно откопанный "древний город" под Кремлём
Masalli
Цитата(FJ @ 14.04.2007, 16:39) *

что-то не очень похоже на правду............такое же захоронение, как недавно откопанный "древний город" под Кремлём

ты считаешь,что Москва не древний город?
FJ
Цитата(Masalli @ 14.04.2007, 18:39) *

ты считаешь,что Москва не древний город?

считаю....просто позавчера по телику показывали сюжет из кремля....там откапали древний город....а за неделю говорили, что Москве будет 1000 !!! Да ещё говорил чиновник и с ухмылкой.....
Терпеливый
Цитата(FJ @ 14.04.2007, 15:39) *

что-то не очень похоже на правду............такое же захоронение, как недавно откопанный "древний город" под Кремлём



Наверное правдивее слушать про армян. про "1 500 000" и т.д.

Ещё уйма таких захоренений существует. Ведь геноцид азербайджанцев со стороны армян 200 лет продолжается.
FJ
Цитата(Терпеливый @ 15.04.2007, 22:10) *

Наверное правдивее слушать про армян. про "1 500 000" и т.д.

Ещё уйма таких захоренений существует. Ведь геноцид азербайджанцев со стороны армян 200 лет продолжается.

согласитесь, что их версии более правдивы и доказуемые чем наши
Шушалы
Их версии кем доказуемые? Опять таки ихняя диаспора,армянское лобби которое вкладывают миллионы в пропоганду.А у наших- мой карман дороже всех.Элементарно Ходжалинскую трагедию не могут преподнести миру.Только мы сами знаем,читаем и ругаем.
дизайнер
Цитата(FJ @ 16.04.2007, 18:38) *

согласитесь, что их версии более правдивы и доказуемые чем наши

да че ты всегда на их стороне!я че-то не пойму dry.gif
FJ
вот почему вы везде видите армянское лобби......то что был геноцид армян уже доказанный факт и которые пересмотреть можно, но что-либо изменить нереально .....вот например Турции или Ирану надо пересмотреть своё отношение к нац меньшинствам......надо выработать свой "стиль"....зачем тупо перенимать опыт других стран...........и если честно, ходжалинская трагедия, это пример стандартной войны........не было и не будет войны без массовой гибели населения. уничтожения городов и т.п........нашему правительству надо так разлулить ситуацию, чтоб Армения либо сама объявила нам войну, либо наконец-то перестать народу вырезано и сделать так чтоб армяне отдали нам Шушу , сам Гарабах уже аннексирован и с этим, мирным путём, ничего не сделаешь

Сообщение отредактировал Asadulla
sevochka
Дуз дейирдел-"гурд агаджы ичинден йейир"(((((((((((((
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2011 Invision Power Services, Inc.
|