Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: КАРАБАХ - НАША БОЛЬ И НАША ГОРДОСТЬ (Журнал IRS-Наследие)
КСАМ > Армяно-Азербайджанский конфликт > История Армяно-Азербайджанских отношений
baba dagi
История армяно-азербайджанского конфликта берет начало со времени переселения армян на Кавказ в первой трети XIX века.. Армяне проникли на Кавказ с помощью могущественных покровителей, лжи и фальшивых слез, они не имели каких-либо серьезных историко-географических корней в регионе. Поэтому пришлые армяне-гайки всегда делали ставку на захват земель коренных народов. Очередной виток этой "традиционной" захватнической политики армян в отношении азербайджанских земель пришелся на 1988 год, положив начало целой серии межнациональных конфликтов на пространстве тогдашнего СССР.

На этот раз мишенью захватнических устремлений армян стал Карабах, на который они "положили глаз" еще 150 лет назад во время своего переселения в регион. Начиная с 1989 года, армяне при поддержке своих покровителей сумели оккупировать эту историческую область Азербайджана. История дает нам немало примеров, когда завоеватели в конечном итоге терпят поражение, но армяне никогда не учились у истории. Если бы это было не так, то "Армения, как шарик пинг-понг а не болталась бы между державами Запада и Востока...", ибо "никогда сама себе не хозяйка, никогда не принадлежала твердо одной или другой стороне, всегда поле битвы дипломатов и армий" (Айзек Азимов. "Ближний Восток: история десяти тысячелетий).

В результате Карабах, эта исконно азербайджанская земля, был в конце XX века захвачен армянами, которые изгнали местных азербайджанцев и устроили там самое разнузданное разрушение и разграбление материальных и культурных ценностей. Военная агрессия Армении против Азербайджана привела к гибели десятков тысяч людей, множество безвинных попали в плен, подверглись зверским издевательствам и пыткам, получили увечья. Трагедия карабахского городка Ходжалы принадлежит к числу крупнейших преступлений против человечества в XX веке. В одну февральскую ночь 1992 года сотни мирных людей - стариков, женщин, детей - были убиты, их трупы обезображены и поруганы. Таков моральный облик поборников идеи "великой Армении". Чтобы отвлечь внимание от собственных кровавых деяний, они выдают себя за "многострадальный" народ, всячески стремясь внедрить в умы надуманный тезис о так называемым "геноциде армян". К сожалению, порой они добиваются своей цели.

С помощью влиятельного лобби и организаций диаспоры армяне ведут идеологическую борьбу против Азербайджана. Их многолетняя пропагандистская кампания вокруг карабахского вопроса дала свои "плоды" - великие державы не проявляют решимости в отношении агрессора, применяют двойной стандарт и тем самым как бы оправдывают оккупацию азербайджанской земли.

Азербайджан в Карабахе не только потерял свои земли, своих сынов и дочерей. Не ограничиваются наши потери также наземными и подземными богатствами. Азербайджан потерял здесь большую часть своей истории, культуры, искусства, одним словом, духовного достояния. Агрессия Армении нанесла Азербайджану ущерб, который нельзя измерить обычными мерками: на обширной территории разрушены исторические, культурные и природные памятники, мечети, древние поселения. Изгнанные с оккупированных земель люди вынуждены изменить свой образ жизни, традиции и обычаи.

Впрочем, похоже, сами армяне уже понимают бесперспективность своей захватнической политики. В последнее время эмиграция из Армении приняла массовый характер. Одна из причин этого - социально-экономические проблемы, а другая, безусловно, связана со страхом ожидаемого "часа X" - времени освобождения оккупированных земель. По мере приближения "часа X" мы должны возвысить наш голос правды, довести его до всего мира. Известно, что армяне ведут за рубежом активную пропагандистскую кампанию против Азербайджана, которая включает издание книг, газет и журналов, съемки фильмов. В результате этой многолетней пропаганды они сумели навязать международной общественности мысль о том, что Карабах - это армянская земля. Со своей стороны, мы на протяжении долгого времени не смогли довести до мировой общественности правду о Карабахе, его истории, этнографии, о причинах конфликта.

Для заполнения пустоты в этой области, с целью распространения объективной информации о корнях армяно-азербайджанского конфликта мы решили подготовить специальный номер нашего журнала, посвященный Карабаху. В этот номер вошли очерки, посвященные истории, культуре, археологии, музыке, литературе, кулинарии. За последние десятилетия по всем перечисленным темам армянами и учеными, работавшими при их финансовой поддержке, написаны и опубликованы сотни наименований книг, в которых история и современность предстают в искаженном свете.

Нашей целью при выпуске этого специального номера была подготовка своего рода мини-энциклопедии о Карабахе. Мы не смогли разместить в номере все материалы, которые планировали. Это дает нам основание выпустить в будущем продолжение. Мы думаем сделать специализированный "карабахский" выпуск нашего журнала регулярным В следующем таком выпуске мы собираемся поместить статьи известных в мире ученых и экспертов. Надеемся, что представленный вниманию номер журнала будет переведен на другие языки и распространен по всему миру.

Номер готовился в сжатые сроки, при немалых трудностях. Выражаю благодарность всем, кто помогал при подготовке материалов, кто оказывал моральную поддержку в этом нелегком деле. Вас же, дорогой читатель, призываю быть на стороне правды и отвергать ложь.



Муса МАРДЖАНЛЫ,
главный редактор
baba dagi
Наши земли ждут нас...

--------------------------------------------------------------------------------

Тот ущерб, который был нанесен Азербайджану во время карабахской войны невозможно оценить числами. Они не вмещаются ни в цифровые, ни в статистические данные, так как затронули нашу культуру, наши духовные, материальные ценности. Но можно привести частичный список, отражающий наши материальные утраты.
Во-первых, армянские агрессоры нагло захватили 20% земли суверенной Азербайджанской Республики. В результате этой агрессии было убито около 20.000 человек, 50.000 раненные и остались инвалидами, более миллиона человек лишились родной земли, стали вынужденными переселенцами, 5.000 человек пропали без вести.
Кроме того, в результате войны и оккупации территории Азербайджан понес огромный социально-экономический ущерб. Общая сумма прямых и косвенных потерь составила около 56 млрд. долларов США.
В регионе были мощные коммуникативные линии протяженностью 25 тысяч километров, автомобильные дороги – 3.984 километров, электрические линии – 14 тысяч километров, водопровод – 2,3 тысячи километров, газопровод – 2 тысячи километров, канализационные линии – 240 километров, 2.500 трансформаторов, 34 тысячи телефонных номеров. Кроме этого, на оккупированной территории остались 4 аэропорта, железная дорога (Баку-Агдам-Ханкенди и Баку-Нахчыван-Ереван).
В результате оккупации азербайджанских земель армянами 647,9 тысяч гектаров плодородной земли было уничтожено, в том числе 199 тысяч гектаров посевной земли, 62 тысячи гектаров многолетних посевов, более 50 тысяч виноградника, 244 тысячи голов крупно и мелко рогатого скота и т.д. Кроме того, на оккупированных территориях было оставлено большое количество тракторов, комбайнов, автомобилей, а также 7.296 гидротехнических установок, 36 насосных станций, 26 водо-поливных систем и т.д.
На оккупированных территориях было разрушено – 690 школ, 250 детских садов, 65 профессиональных учреждений, 2 высших учебных заведения. В результате войны 23 тысячи учителей остались без работы, а свыше 210 тысяч школьников и студентов - без образования. На оккупированных территориях было разрушено около 700 медицинских учреждений (поликлиники, родильные дома, детские больницы, станции скорой помощи, аптеки и т.д.). Ущерб, нанесенный здравоохранению, составляет 1,2 миллиардов долларов США. В результате оккупации территории Азербайджанской Республики, армянские вооруженные силы разрушили и уничтожили – 1.421 домов культуры и клубов, 8 районных, 32 городских, 10 детских и 683 сельских библиотек, 6 парков культуры и отдыха, 47 детских музыкальных училищ, 3 театра, 3 галереи, 464 исторических памятников, около 40 тысяч исторических изделий и 4,6 миллионов книг.
Из 22 разграбленных музеев армянскими агрессорами унесено 40 тысяч музейных ценностей и экспонатов, в том числе всемирного значения на сумму 20,5 миллиарда манат. Захватчиками в числе разграбленных и уничтоженных музеев Кельбаджарский историко-краеведческий музей с уникальными историческими экспонатами, золотыми и серебряными изделиями, редкими и дорогостоящими камнями, коврами и другими изделиями ручного и прикладного характера, музей истории города Шуши и музей хлеба в городе Агдаме, а также музей каменных памятников в Зангеланском районе. В Агдамском, Лачынском, Физулинском, Шушинском, Губадлинском, Джебраильском и других районах разрушено 20 современных зданий дворцов культуры. В клубах, домах и дворцах культуры захваченных районов уничтожены 103,2 тысячи мягких и жестких кресел, 5600 музыкальных инструментов, 481 киноаппаратов, 20 кинокамер, 423 видеомагнитофонов и магнитофонов, 5920 комплектов мужской и женской сценической одежды, 40 звуко и усилительных установок, 246 сценических прожекторов.
В учреждениях культуры различных профилей уничтожены 27 роялей, 840 пианино, 886 радиол и приемников, 495 кондиционеров, 218 фотоаппаратов, 365 холодильников, 547 пишущих машин, 57250 единиц стульев, 9450 столов, 10600 книжных полок, 5900 книжных витрин, 2400 каталожных ящиков, 1500 книжных шкафов, 50 больших и малых форм аттракционов и игровых автоматов, 44 специализированных автомашин-автоклубов, автобиблиотек и автомузеев, 1814 телефонных аппаратов, 1240 ковров и ковровых изделий, 650 комплектов сценических занавесей и оборудования.
Только в 4-х Государственных театрах уничтожены театральные люстры, каждая 120-свечевая, в 1,5 тонны весом и стоимостью в 50 миллионов манатов, а также сценическое оборудование и декоративные элементы на сумму 10 миллионов манатов. До сих пор не известна судьба и состояние зданий 1850 учреждений культуры и вспомогательных сооружений, находящихся в захваченных районах, полагаем, что они также разрушены. (Из материалов Организации освобождения Карабаха).
При перечислении этих статистических цифр, мы не преследуем цель призвать кого-то на помощь. Все равно, Армения в конце ХХ века, захватив соседские земли, пойдя против всяких принципов мирного проживания с соседями, поставила под большое сомнение свою государственность. Народ, который игнорирует все человеческие, юридические, религиозные нормы, совершает зверские преступления против мирного населения (причем география армянского террора не ограничивается одним Карабахом) лишает себя будущего.
Но, Азербайджан, сегодня подвергшийся агрессии, никогда добровольно не «подарит» свои земли соседям-предателям! Наступит тот день, когда воинственные сыновья этой земли, наконец, поднимутся на защиту целостности своего государства и отвоюют не только те земли, которые армяне захватили в 80-90 гг. ХХ в., но и те, которые входили в территорию Азербайджанской Демократической Республики.
Хотя сегодня война приостановлена. Это не значит, что мы согласились с потерей своих родных земель. Азербайджанский народ, все же, проявляя большой гуманизм, сегодня оптимальными рассматривает многие варианты решения этой проблемы, как военные, так и мирные. И пусть оккупанты не рассчитывают на спокойную жизнь на захваченных ими землях. Мы на свои исконные земли вернемся… обязательно вернемся!
baba dagi
К истории Карабахского края
Халияддин ХАЛИЛОВ, кандидат исторических наук

-------------------------------------------------------------------------------------
Карабахская земля отличается своей богатой флорой и фауной, геологическими, почвенными, климатическими, термическими и водными ресурсами. Из 9 климатических типов Азербайджана здесь встречается 6. На территории Карабаха протекает более 30-ти разнообъемных рек, имеется 20 озер.
Благоприятные природные условия способствовали зарождению на этих землях древнейших цивилизаций, свидетельством чему является Азыхская пещера, расположенная недалеко от Физулинского района Азербайджанской Республики. Ее возраст составляет 1,2 млн. лет.
Мировая наука относит Карабах к одному из центров древнейшей “Гуручайской культуре”, послужившей основой для культуры Месопотамии, Ближнего Востока и др. Центром азербайджанской, закавказской и переднеазиатской культур Карабах оставался и в каменный век в IV-III вв. до н.э.
Интенсивное социальное расслоение и этноконсолидация способствовали тому, что еще в древности, точнее в I тыс. до н.э. на территории Карабаха стали создаваться первые государственные образования. Так, первое государство скифов-сакков - представителей прикаспийской культуры, также в основном охватывало территорию Карабаха. Оно было создано в VII в. до н.э. Отметим, что сакки являлись тюрками. Это признает мировая наука. Так например, известные русские ученые А.Н.Бернштам, И.В. Пряников писали: “И азиатские и европейские группы имеют сакское происхождение” (А.Н. Бернштам. Происхождение турок. Проблема истории докапиталистического общества. 1935, № 5-6; И.В.Пряников. Маскеты Геродота. Вестник древней истории. Т. 2, 1975).
Отметим, что одна из провинций Карабаха - Арсак получила свое название от названия “смелых” и “мужественных” сакков (А.Хазанов. Социальная история скифов. М., 1985).
В IV-III веках до н.э. образовалось Албанское государство, а Карабах превратился в один из его густонаселенных провинций.
К V в. столицей Албанского государства стал Карабахский город Барда, а католическое управление переселилось из Чоладана в Карабах. С этим началось еще более ускоренное этнокультурное развитие Карабаха (Моисей Калайкатукский. История Агван. СПб., 1961).
Процветание Карабаха продолжалось и в средние века. При Хулагидах он стал свободной этнографической провинцией и назывался “Арран Карабахом”. В XVI в. при Сефевидах было создано Карабахское беглярбекство, а в XVIII в. с распадом беглярбекств, на его месте были созданы два ханства - Карабахское и Гянджинское. Карабахское ханство стало одним из центров высокой азербайджанской культуры и искусства, что было связано с его выгодным стратегическим природным расположением. Здесь создавались произведения как материальной, так и духовной культуры. Азербайджанский литературный язык также возник на основе карабахского диалекта (Тофик Гаджиев. История азербайджанского литературного языка. Баку, 1976). Положительные отзывы о высокой социально-культурной жизни Карабахского ханства сохранились в воспоминаниях, книгах путешественников, ученых, поэтов и писателей, бывавших здесь. Так, известный русский музыковед В.Виноградов писал: “На крупных склонах, озелененных лугами, расположился живописный городок Шуша. Его красивые пейзажи ежегодно привлекают экскурсии туристов. Взор путника ласкают мягкие контуры утопающих в зелени гор. Но эстетические впечатления от Шуши этим не исчерпываются; здесь много музыки, здесь больше, чем в любом другом из районов Азербайджана, можно услышать народных песен, танцев, певцов, инструменталистов. Шуша с давних пор слыла музыкальным центром и славится по всему Закавказью как неисчерпаемый родник народных музыкальных талантов. “Шушинские музыканты” делали историю Азербайджанской музыки и представляли ее не только у себя на родине, но и в других странах Востока” (В.Виноградов. Узеир Гаджибеков и Азербайджанская музыка. М., 1938, с.9).
Великий французский писатель А.Дюма также был в Карабахе и в своё произведение “Путешествие на Кавказ” включил воспоминания о Карабахском ханстве. Его поразило то, как еще с детства в мальчиках воспитывали героизм, мужество и учили пользоваться оружием.

Российская Империя в целях захвата Азербайджана хотела в первую очередь подчинить Карабах. Этим Империя обретала выгодное стратегическое положение и облегчала покорение всего азербайджанского народа. Главнокомандующий кавказской армией Цицианов писал Николаю I: “Польза от сего приобретения происходящая для России состоит: 1. В том, что Карабах по своему местоположению может быть почитаем воротами Азербайджана, - следовательно, и Персии, а потому и будет держать их в страхе” (Акты Собранные Кавказской Археологической Комиссией. Том 2, с. 703).
Русское правительство не прощало себе того, что, несмотря на территориальный захват Карабаха, им не удалось сломить карабахцев. Осуществление этой цели царская власть начала с ханской семьи. Русский историк генерал В.Потто с сожалением писал об изнуренном десятилетним заключением Джафаргулу хане - представителе ханской семьи: “Один из путешественников, видевший Джафара в 1857 году, говорит, что он был уже маститый старик, но что и тогда еще поразило его красивое, типичное лицо, оттененное окладистою бородою и колоссальная фигура, огрубевшая с летами, но говорившая, что в этом теле было прежде много жизни и силы. Стесненность его спокойных движений, его осанка и рост - все это выделяло его из толпы почетных беков, тоже рослых и видных людей… А на Востоке высокий рост, важная осанка служат признаками хорошей крови и аристократизма. Это была одна из крепчайших человеческих натур, которую не в силах были сломить обстоятельства и едва одолевали годы” (В.Потто. Кавказская война. Т.3, вып. 3, СПб., 1887, с.420).
В формировании национального духа азербайджанцев большую роль сыграла культура, традиции, обычаи Карабахского края, в том числе его литературные кружки “Меджлисиунс”, “Меджлиси-фарамуш”.
Карабахская верхняя мужская и женская одежда, особенно мужская папаха своей красотой были известны во всем Ближнем Востоке. В Карабахе также сильны были традиции градостроительства и архитектурного искусства. Карабахские ковры своей популярностью не уступали карабахскому музыкальному искусству.
Известные во всем Востоке ахалтакинские и арабские скакуны были выведены из карабахских. Позже они были использованы и при выведении английских скакунов.
Во всем мире также известны карабахские виды крупнорогатого и мелкорогатого скота, отличающейся своей продуктивностью.
Широкое распространение здесь получило и земледелие, а метод добычи воды из глубины 5-6 км. можно считать одним из чудес света. Все эти достижения, конечно же связаны с умственными способностями, наблюдательностью и реформаторской деятельностью местного населения.
Итак, ко второй половине XIX века Карабахское ханство переживало расцвет, и постепенно, как и во многих других ханствах здесь также чувствовалось стремление к единому централизованному государству.
К этому времени европейские государства достигли больших успехов в науке и технике, намного опередив в своем развитии азиатские. Укрепившиеся европейские империи - Англия, Франция, Австрия и Россия планировали раздел Османской империи и всей Азии. “Восточный вопрос” решался среди них под девизом “освобождения христианина от ига мусульманина” (Новая история стран Зарубежного Востока. М., 1952, с.296-297; История дипломатии. Т.1, М., 1941).
Именно под этим девизом Российская империя захватила Азербайджан, и в том числе и Карабах, используя в качестве своей социальной поддержки христиан албан, а затем армян.
Чтобы как можно больше использовать стратегически выгодный Карабах в “Восточном вопросе” Россия в первую очередь решила “очистить” этот район от тюркского мусульманского населения. С этой целью 6 апреля 1783 г. Екатерина II дала указание христианам албанам и армянам об свержении Ибрагим хана и создании на территории Карабаха армянского государства (Бутов П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 гг., 1869, с.169).
В 1803 году Царская Россия начала военное наступление на Азербайджан. В 1805 году Карабах был захвачен. 10 февраля 1828 г. был подписан Туркменчайский мирный договор, который узаконил захват Царской Россией Северного Азербайджана. Согласно этому договору армяне из Монархии Гаджаров переселились на территорию Северного Азербайджана и были размещены в Ираванской, Карабахской и Ширванской провинциях.
Отметим, что при переписях и албаны причислялись к армянскому населению края. Это подтверждают и сами армянские авторы XIX века. Изучающий производство Карабаха в XIX в. С.Н.Зелинский писал: “Население армянских сел, кроме Ахлатиан, Пирнахот и Шинатага, из Мехринского и Цицианского уездов Зангязура составляют переселенцы из Иранских провинций - Карабаха, Гярмяли, Хоя и Салмаса… Переселенцы не понимают языка местного населения”. Названия перечисленных автором сел сами указывают на то, что здесь жили тюрки-албаны. Другой армянский автор А.Я.Хан-Агов пишет: “Население Джаванширского уезда (Нагорного Карабаха - Х.Х.) в основном татары (тюрки - Х.Х.), армяне же приехали сюда из других мест”. Ученый завершает свою мысль: “Приезжие из Ирана армяне, во многом отличаются от местных карабахских (христианских албан - Х.Х.) языком, даже одеждой. Иранские армяне не понимают местных (албан - Х.Х.), но под воздействием приезжих местных забывают свой язык”.
По указанию генерала Паскевича приезжие армяне расселялись в “мусульманских селах”, а мусульмане вытеснялись из своих родных земель. В.Л.Величко так характеризует этот процесс: “Это был частичный захват Закавказья армянами”. Автор подчеркивает, что “несмотря на то, что армяне на этих местах расселились всего 40 лет назад, но считают себя полноправными хозяевами... Грузины и задолжавшие мусульмане Карабаха говорят, что если российские власти выведут свою армию из Закавказья, то армянам здесь и след простынет” (В.Л.Величко. Кавказ. Русское дело и международные вопросы. Баку, 1990).
После полного расселения среди армян стала расти идея “Великой Армении”, вплоть до Воронежа. Позже армяне уже стали вооруженным путем выгонять местное мусульманское население из своих родных мест, но проявив достойную борьбу азербайджанский народ, положил конец русско-армянской гегемонии и создал свое суверенное государство - Азербайджанское Демократическое Государство.
27 апреля 1920 г. Советская Россия захватила Азербайджан, в результате чего стала постепенно забываться национальная идеология. Это было связано с безжалостными преследованиями, репрессиями направленными против азербайджанской интеллигенции.
19 тыс. км2 Ираванского края Азербайджана было объявлено Арменией, хотя так называемая Армения - родина, хаев находилась некогда в Малой Азии на берегу реки Ефрат. Позже Карабахские области Зангезур и Гёкча тоже были переданы искусственно созданной на территории Азербайджана, Армянской Республике. В результате территория Армянской ССР составила 29,8 тыс. км2. А в 1923 г. на территории Нагорного карабаха была создана НКАР. Таким образом, в начале ХХ в. исконно Азербайджанский Карабах был разделен на части. В поддержку этой политике советские ученые выдвинули фактор о “Древней Армении”, хотя такого государства в истории не было. В Закавказье, Азии и его культурном центре Карабахе армяне исторически не проживали.
Известный русский ученый И.Б.Петрушевский в 1928 г. вместе с Г.М.Тер-Саркесяном совершили путешествие по Карабаху, главной целью которого было изучение культуры, искусства, быта местного населения и собрал огромный материал в этой отрасли.
Относительно армянских христианских монастырей Петрушевский писал, что армяне сюда ходят очень редко, а последнее время вообще не ходят. В этом смысле они проявляют большую скупость. Эти места чаще посещают местные тюрки. При этом они проявляют большую щедрость. Это еще раз доказывает, что армяне в этих местах люди пришлые и местные святые места вообще-то для них не являются таковыми, а азербайджанцы испокон веков, проживающие здесь передают веру в эти священные места из поколения в поколение.
В результате долгого изучения и исследования этноса, быта, культуры местного населения ученый пришел к следующим выводам: “Карабах никогда не был центром армянской культуры. Карабахская культура целостна и принадлежит она азербайджанскому народу” (И.П.Петрушевский. О дохристианских верованиях крестьян Нагорного Карабаха. Воронеж, 1930).
Мы верим, что гуманистические идеи, выдвинутые Достоевским, Чернышевским, Радищевым, Добролюбовым и восторжествовали в России. Надеемся, что так будет и впредь.
baba dagi
О РОДОСЛОВНОЙ АРМЯН и истории их миграции на Кавказ

Рауф Гусейн-заде доктор исторических наук


--------------------------------------------------------------------------------

Зададимся вопросом: почему грузиноведы пишут “Историю Грузии”, азербайджановеды - “Историю Азербайджана”, а арменисты предпочитают писать “Историю армянского народа”? Иными словами, почему они предпочитают писать историю своего этноса, а не страны? (История армянского народа. Ереван, 1951; учебное пособие для ВУЗов под тем же названием. Ереван, 1980). Более того предпосылают этой истории поэтизированно-мифологизированный заголовок: “Потомки Хайка” (авторы - Саркисян Г., Худавердян К., Юзбашян К. Ереван, 1998).

Суть дела видимо в том, что грузины и азербайджанцы твердо знают, где их историческая родина: это та самая этническая территория, где их застала история и где всегда жили их предки - автохтоны Кавказа.

Армяне же, вернее определенная часть их, ныне расселены относительно компактной массой на географическом пространстве, именуемом арменистами “Восточной Арменией”, но которое правильнее обозначать как “Кавказская Армения”. Сюда, на земли азербайджанских ханств Южного Кавказа, они мигрировали из соседней Османской империи и Персии в течение всего XIX и начала XX веков.

История армянского народа, как, впрочем, любого другого этноса, полна разного рода потрясениями. Она имеет очень важные историко-политический, территориально-демографический и миграционный аспекты, касающиеся этапов многовековой и неоднократной миграции предков армян с Запада на Восток, то есть из Европы в Азию. Конкретнее, на начальной стадии миграционных процессов - из исторической области Фракия на Балканах через Малую Азию на Кавказ.

Корифеи арменистики, как впоследствии авторы многократно переиздававшейся “Истории армянского народа”, начиная с XIX века писали, что в VIII веке до н.э. во Фракии, на Балканах объявились киммерийцы - один из “народов моря” согласно древнеегипетской этнической номенклатуре. Здесь они вступили в контакт с предками армян, которых увели с собой на восток - в Малую Азию (Адонц Н. Армения. - Новый энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона. С.-Петербург, 1912, том 3; Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975, с. 12-14; любое издание “Истории армянского народа”, вышедшее в свет до распада СССР в 1991 году).

В качестве справки отметим: киммерийцы обитали на обширных пространствах Северного Причерноморья от Фракии на западе до Кавказа на востоке; теснимые с востока скифами, они через Балканы перебрались в Малую Азию, куда, как считают армянские ученые, и привели вместе с собой “потомков Хайка”, то есть предков армян.

В результате этой первой, начальной миграции далеких предков армянского народа они оказались во Фригии - исторической области в западной части Малой Азии. По свидетельству “отца истории” - знаменитого древнегреческого автора V века до н.э. Геродота, который сам был родом из Малой Азии, армяне пришли сюда с запада и, по его мнению, они являются потомками фригийцев (Геродот. История в девяти книгах. I: 180, 194; III: 93; V: 49, 52; VII: 73).

Русский кавказовед XIX века И. Шопен отметил, подтверждая эту версию: “Армяне суть пришельцы. Это - колено фригийцев и ионийцев, перешедшее в северные долины анатолийских гор” (Шопен И. Новые заметки на древнюю историю Кавказа и его обитателей. С.-Петербург, 1896, с. 26).

Известный арменист XX века Г.А.Капанцян пишет: “Хайаса-Азии - “родина армян” после их миграции с Балкан - находится в Малой Азии” (Капанцян Г.А. Хайаса - колыбель армян. Этногенез армян и их начальная история. Ереван, 1947, с. 240, 242).

Выдающийся русский ученый-востоковед XX века И.М.Дьяконов также пришел к выводу, что древнеармянский язык (грабар) - фригийский; а армяне - часть фригийцев (Дьяконов И.М. Предыстория армянского народа. Ереван, 1968, с. 202-203, 212).

Наконец, знаменитый ученый-фантаст, ученый с мировым именем Айзек Азимов в своей книге “Ближний Восток: история десяти тысячелетий” подтверждает аллохтонность, пришлость армян в нашем регионе, как факт их миграции с запада на восток: “После разрушения Урарту мидянами в регионе появился новый народ - армяне, двинувшиеся из Малой Азии на восток. Сперва они были подданными мидян, потом персов, потом Селевкидов. После того, как Антиох III был разбит римлянами (190 г. до н.э. - прим.авт.), они начали делать первые шаги к независимости... В последующие столетия Армения, как шарик в пинг-понге, болталась между державами Запада и Востока, никогда сама себе не хозяйка, никогда не принадлежала твердо одной или другой стороне, всегда поле битвы дипломатов и армий” (указ. раб., стр. 203, 213). По справедливому замечанию ученого, весь последующий период Армения оставалась буферной территорией, лакомой для соседних держав, которые “по очереди возводили марионеток на армянский трон, и армии маршами и контрмаршами проходили страну” (там же, с.215).

Подобные мнения основаны на том, что предки армян, прежде чем попасть на Кавказ, не одно столетие провели среди фригийских племен. Вот почему М.Абегян писал: “Пока что не выяснено, от какого племени какие элементы воспринял и какому влиянию в какой мере подвергался армянский народ в течение его многовековой жизни в Малой Азии и Малой Армении... Армянский язык только частично индоевропейского происхождения, множество слов и частиц, а также грамматические формы, которые пока что не объяснены, вероятно, происходят от племен, не говоривших на индоевропейских языках, с которыми общалось на западе армянское племя” (Абегян М. Указ. Соч., с. 13).

О том, что армяне - пришельцы с запада, с Балкан, то есть из зоны Средиземноморья, свидетельствуют также присущая им болезнь, именуемая в медицине периодической или армянской. Это сравнительно редкое, генетически обусловленное заболевание, которое избирательно поражает только народы, живущие в бассейне Средиземного моря, особенно армян, а также ряд других народов данного ргеиона (Большая медицинская энциклопедия, том XIX. Москва, с .67).

Скандально известный своей антиазербайджанской книгой “Очаг” армянский автор Зорий Балаян волей-неволей подтвердил этот факт, в вместе с ним некавказское происхождение своих сородичей, отмечая: “мы - особый народ, у нас даже собственная болезнь - “армянская””.

Даже беглый обзор вышеотмеченных публикаций и мнений свидетельствует, что предки армян в прошлом обитали на Европейском континенте, то есть они не являются автохтонами Кавказа. Здесь они - аллохтоны по целому ряду признаков: 1) армянский племенной союз Хайаса, то есть политическое образование потомков Хайка, сложился в Малой Азии (Капанцян Г.А. Указ. соч., с. 240, 242); 2) ни по языку, ни по происхождению они не являются кавказцами (Дьяконов И.М. Указ. соч., с. 202-203, 212); 3) “периодическая болезнь” не поражает коренных жителей Кавказа (Большая медицинская энциклопедия, том XIX); 4) этническая одонтология не подтверждает “кавказское происхождение” армянского этноса (Кочиев Р.С. Закавказье и Северный Кавказ. - В кн.: Этническая одонтология СССР. Москва, 1970, с. 135, 141); 5) русский антрополог В.В.Бунак в специальной работе о черепах железного века (XIV-XIII века до н.э.) из бассейна Севан пришел к заключению: они не имеют ничего общего с более поздними армянскими насельниками этой зоны “Кавказской Армении” (Бунак В.В. Черепа железного века из Севанского района Армении. - “Русский атропологический журнал”, 1928, том XVII, вып. 3-4); 6) по российской этнической номенклатуре XIX - начала XX веков, армяне причислены к “туземцам-кавказцам в географическом смысле” (Чурсин Г.Ф. Кавказ. - Новый энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона, том XX. С.-Петербург, 1915, с. 304); 7) армянские мигранты на Кавказе - пришельцы из разных городов и весей различных государств. Не случайно, съехавшись вместе на Кавказе, они не всегда понимали друг друга, что было замечено современниками, обратившими внимание на их разнородность (Величко В.Л. Кавказ. С.-Петербург, 1904, с. 11, 65-66; Народы Кавказа, том I . Москва, 1960, с. 21; История народов Северного Кавказа. Часть I. Москва, 1988, с. 373; Чурсин Г.Ф. Кавказский край. - Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона, том 26. С.-Петербург).

В связи с последним обстоятельством обращает на себя внимание характеристика армян их соотечественником - путешественником XVII века Симеоном Лехаци. Он пишет о взаимной неприязни, существовавшей среди армян (Симеон Лехаци. Путевые заметки. Пер. с арм. Москва, 1965, с. 145-146).

Эту черту своего характера армяне принесли на Южный Кавказ, и спустя 200 лет после Симеона Лехаци они все еще разнились между собой. Поэтому русский кавказовед В.Л.Величко отметил в начале XX века: “Армяне-католики, люди одной расы с армянами-григорианами, неизмеримо выше последних: умнее, нравственнее, меньше нелюбимы соседями” (Величко В.Л. Указ. соч., с. 126). По наблюдениям великого русского поэта и дипломата А.С.Грибоедова, который стал своеобразным идеологом и практиком переселения армян из Персии на территории азербайджанских ханств Кавказа, переселенцы из Ирана “гораздо полезнее наших грузинских армян, вообще торгашей, не приносящих никакой пользы казне; а перешедшие из Персии большею частью - ремесленники и хлебопашцы” (Грибоедов А.С. Записка о переселении армян из Персии в наши области. - Сочинения в двух томах. Том 2. Москва, 1971, с. 341).

Армян начала переселять на Южный Кавказ в массовом количестве в первой трети XIX века Российская империя. После двух русско-иранских и двух русско-османских войн того периода она решила осуществить христианизацию Кавказа. В качестве инструмента для этой цели подошли восточные христиане - армяне, долгие столетия находившиеся в мусульманской среде - в Османском и Иранском государствах.

Кстати, в связи с усиленно тиражируемым армянскими идеологами и политиками мифом о притеснении армян властями Османской империи и о якобы имевшем место “геноциде армян”, целесообразно отметить следующее замечание Симеона Лехаци, который в связи с длительным пребыванием армян в пределах мусульманских государств еще в XVII веке обратил внимание на следующее очень важное обстоятельство: “Греки - очень злы и несправедливы, и злейшие враги армян. При виде нас они плевали и кричали “шикли”, что значит “собака” или “еретик”. Греки - исконные враги армян. Сколько зла они обрушили на головы наших предков, как уничтожили они царство армянское. Не знаю, чем мы заслужили, что, за исключением греков, все народы, и верующие, и неверующие, любят нас, хотя у народа нашего нет единодушия, и армяне не любят друг друга, чем сделались известны” (Симеон Лехаци. Указ. соч., с. 145-146).

Симеон Лехаци, отправившийся в путешествие по городам и весям Османской империи, особо отметил, что там, под мусульманским владычеством, у армян-христиан не было никаких причин для дискомфорта. Он писал: “Во времена владычества греков ни один армянин не вступал в Стамбул. Когда турки взяли Стамбул, они с приглашениями и уговорами привезли из многих областей армян. Точно так же турки отобрали у греков большие и великолепные земли и передали армянам” (Симеон Лехаци. Указ. соч., с. 145-146).

Русский кавказовед Н.Н.Шавров указывал, что еще в начале XX века османское правительство заботилось о всех своих подданных, в том числе об армянах (Шавров Н.Н. Новая угроза русскому делу в Закавказье. С.-Петербург, 1911, с. 114, 116).

В связи с этим напомним, что армяне именно греков считали своими главными врагами, потому что именно Византия дважды лишала их национальной государственности. Первый раз - в IV веке, когда Византия и Сасанидская империя разгромили армянское государство в Малой Азии и поделили его территорию между собой; в XI веке та же Византия вторично ликвидировала восстановленное в IX веке армянское Анийское царство в той же Малой Азии (Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI веков. Москва, 1988, с. 4-6, 234).

Таким образом, главным недругом армян-христиан являлась христианская держава, из-за которой армяне дважды лишались собственной государственности: в IV и XI веках. В итоге более 1.400 лет они ее не имели. Лишь после массового переселения на Южный Кавказ начиная с первой трети XIX века у них затеплилась надежда на самостоятельное политическое существование. Помимо всего прочего, армян к тому времени здесь скопилось достаточное количество. Так, если в 1873 году на Кавказе было 334.242 армянина, в 1886 году - 690.615, в 1897 году - 786.447, то в 1916 году - уже 1.211.145 (Свод материалов для исследования экономического быта государственных крестьян Закавказского края, том II. Тифлис, 1887, с. 160-170; Материалы для исследования экономического быта государственных крестьян Закавказского края, том II. Тифлис, 1886, с. 234-236; Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Бакинская, Елизаветпольская, Эриванская губернии. С.-Петербург, 1903-1905; Кавказский календарь на 1917 год. Тифлис, 1916, с. 179-195, 218-219). При этом подавляющая масса армян была обустроена на азербайджанских землях: на территории бывших Эриванского, Карабахского, Бакинского, Ширванского, Нахчыванского, и Гянджинского ханств.

Обратим также внимание на то, что армян сюда переселяли в организованном порядке. Их обеспечивали в пути следования охраной, выдавали денежное и продовольственное обеспечение, они переезжали на специально выделенном транспорте; на новых местах они получали лучшие земли и освобождение от налогов. Важную роль в процессе переселения армян на Южный Кавказ, главным образом в Азербайджан, сыграли А.С. Грибоедов и высокопоставленные военные российской армии армянской национальности (ЦГИА России, ф. 1377, оп. 1, д. 41, л. 3; оп. 8, д. 41, л. 4; Ениколопов И.К. Грибоедов и Восток. Ереван, 1954, с. 129; Попова О.И. Грибоедов-дипломат. Москва, 1969, с. 131).

В конечном итоге армяне получили национальную государственность, теперь уже на Южном Кавказе. Это была Араратская республика, созданная в 1918 году. По мнению армянских ученых Саркисяна Г., Худавердяна К. и Юзбашяна К. (книга “Потомки Хайка”, с.222), “28 мая 1918 года стало историческим днем восстановления армянской национальной государственности после долгих веков ее утери”.

Оборотной стороной этого самоопределения армянской нации на азербайджанских землях стала депортация азербайджанского и курдского населения из уездов и городов Эриванского ханства, где азербайджанцы составляли большинство, уничтожение памятников азербайджанской культуры, переименование азербайджанских сел и городов, выдвижение новых территориальных претензий к соседним странам - к Азербайджану, Грузии и Турции. Известный западный политолог З.Бжезинский уже после распада СССР в обобщенной формулировке фактически высказал суждения, вполне соответствующие ситуации, связанной с “территориально-националистическим” синдромом армянских претендентов на чужие земли: “Причиной большинства кровопролитных войн с момента возникновения национализма было либо удовлетворение своих национальных устремлений, направленных на получение больших территорий, либо чувство национальной утраты в связи с потерей “священной” земли. И не будет преувеличением сказать, что территориальный императив был основным импульсом, управляющим поведением государства-нации” (Великая шахматная доска. Москва, 1999, с. 50).[img]http://irs.azerall.info/gen/n10/img/maparm.jpg[/img]
baba dagi
Ираван (Ереван)
Мешадиханум НЕЙМАТ,
доктор исторических наук, член-корреспондент НАНА


--------------------------------------------------------------------------------

Ираван - это один из молодых азербайджанских городов. Он был построен в XVI веке в оборонительных целях в период ожесточенных войн между Османской империей и Сефевидским государством. Основателем этого города был Равангулу хан, от имени которого и получил свое название Ираван. Ираван был построен согласно традициям средневекового азербайджанского градостроения. Французские путешественники XVII в. Таверне и Шарден бывали в Ираване. В их записках находим подробное описание этого города. Оба путешественника даже нарисовали его, но, к сожалению, ни один из этих рисунков не сохранился. С этой точки зрения, для нас большой интерес представляют проекты города, подготовленные русскими инженерами в 1827 г. Они дают подробную информацию об архитектуре этого города.

Ираван состоял из трех частей: крепости, внутреннего и внешнего городов. Крепость имела квадратную планировку. Ее площадь составляла 7 гектаров. Она с трех сторон была обрамлена крепостными стенами в два ряда. Внутренний город находился на берегу реки Зенги. На его территории был построен Комплекс Сарая Сардар хана.

В самом городе имелись многочисленные мечети. Среди них можно назвать ираванскую Джума мечеть. Она была построена по инициативе Шах Аббаса I зодчим Шейх Бахаеддином - известным ученым Ближнего Востока. Здесь также имелись следующие мечети: мечеть Раджаб Паши (1725 г.), Аббаса Мирзы (XVIII в.), Гусейнали хана (Голубая мечеть), Новрузали хана, Ходжа Сафар бека и др. Как правило, при ираванских мечетях имелись красивые сады, в центре которых были бассейны с фонтанами.
Сегодня, в результате разрушительной деятельности армянских агрессоров все эти мечети, каждая из которых представляли собой прекрасное произведение искусства, были разрушены. Сохранилась лишь мечеть Гусейнали хана, известная как 'Голубая мечеть'. Она является единственной памятью о народе, построившем Ираван.

В Ираване имелись также многочисленные караван-сараи. Среди них можно назвать караван-сараи Сардара, Шейх-и-Ислама, Таглы, Сулу, Сусуз, Гаджи, Кемюрчи, Джулфа, Гаджи Ильяса и др. Это свидетельствует о широких торгово-экономических связях Иравана. Каждая из караван-сараев представляла собой настоящее произведение искусства. Они также были уничтожены армянскими варварами, с той целью, чтобы в городе не сохранились никакие тюрко-исламские следы. Все эти произведения средневекового азербайджанского зодчества сегодня армяне представляют как свои. Отнесение, со стороны армян, города Ираван, которому 500 лет, к древнему государству Урарту (которое никакого отношения к армянам не имеет) просто абсурдно.


* * *
МАВЗОЛЕЙ ЭМИРОВ КАРА КОЮНЛУ
Агрессорская политика армян не ограничивается захватом исконно азербайджанских земель. Она затрагивает не только материальные ценности нашего народа, но и духовные. Вульгарный патриотизм армян доходит иногда до пошлости. Хотя, для нас это уже не удивительно, но все же, в своих политических интригах армяне выглядят, порой, просто смешно. Так, армянские националисты, лжеученые заявили мировому сообществу о том, что, якобы, средневековое азербайджанское государство Кара Коюнлу было иранским. Возмутительным моментом является то, что в свою политическую интригу армяне вовлекли и туркменских ученых. По этому поводу был проведен митинг перед Мавзолеем Эмиров Кара Коюнлу в Джафарабаде (ныне Аргаванд (Армения)). На нем приняли участие армянский католикос, туркменские и армянские ученые. Главной темой для обсуждения стала ложная идея о том, что этот Мавзолей был сооружен армянскими архитекторами. Подобное искажение исторических фактов просто возмутительно. Ради восстановления справедливости обратимся к истории, которая говорит с нами языком фактов. Арджиш, расположенный на севере озера Ван, являлся центральной областью Кара Коюнлу. По архитектурно-конструктивным особен-ностям Мавзолей аналогичен Мавзолеями Момине-хатун и Юсифа ибн Кабира в Нахчыване, и может быть отнесен к нахчыванской архитектурной школе Аджеми ибн Абу-Бакра. Мавзолей Эмиров Кара Коюнлу был обследован нами в 1961 году во время совместной экспедиции, организованной Институтом истории АН Азербайджана и Институтом археологии АН Армении. Мавзолей расположен в восьми километрах от Еревана в селе Джафарабад (ныне Аргаванд). Это двенадцатигранное сооружение построено из тесаного туфа, высота которого, без купола составляет двенадцать метров,. В настоящее время на Мавзолее отсутствует купол фриза (22 метров), под карнизом купола арабоязычная надпись крупного шрифта знакомит нас с элементами сулса. Перевод надписи следующий: 'Во имя Аллаха милостивого и милосердного. Коран (II, стих 256.) Повелел построить гробницу, благословленную величайший, благородный, целое великодушие (наделанное благородством) и добрым нравом, опора государей и султанов, прибежище убогих и отверженных, покровитель мудрецов и жаждущих знания, покровитель (помощник) странствующих дервишей и идущих по пути познания божества (мистиков), слава государства и религии амир Пир Хусайн-да продлит (Аллах) его справедливость-ибн ал-амир ал-усопшего, достигнувшего милости прощающего ал-Амир Са' да-да будет пухом земля ему во время господства величайшего султана, повелителя наиблагороднейшего султан султанов; Востока и Юга покровитель государства и религии Пир Будаг хан ибн Юсиф нойон-да продлит Аллах их господства - дата: пятнадцатого Раджаба восемьсот шестнадцатого года'. 15 раджаб 816 г. х, 11.Х1413г. Упомянутые в надписи Пир Хусаин (1411 - 1414), и его отец Амир Са'д длительный период (XV - XVIII вв.) входили в состав азербайджанских феодальных государств Кара Коюнлу, Аг Коюнлу и Сефевидов.
[img]http://irs.azerall.info/gen/n3/img/6_1.jpg[/img]

[img]http://irs.azerall.info/gen/n3/img/6_2.jpg[/img]
baba dagi
АРМЯНСКАЯ АГРЕССИЯ И ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ АЗЕРБАЙДЖАНА
Тарих Достиев, кандидат исторических наук

--------------------------------------------------------------------------------

В результате армянской агрессии в 80-90 гг. XX века было оккупировано 14 тыс. кв.км территории Азербайджанской Республики, убито 11 тыс. ее населения, ранено 30 тыс. человек, около 5 тыс. азербайджанцев числятся пропавшими без вести. Армянскими оккупантами захвачены большие природные ресурсы Азербайджанской Республики, в частности, 100 % - ртути, обсидиана и перлита, 35-60 % - строительных и облицовочных материалов, 40 % - минеральных вод, 23,8 % - лесного фонда, 2 - заповедника, 3 - водохранилища (Гарабаь дцнян, бу эцн вя сабащ. Бакы, 2002). Значительный урон нанесен культурному наследию Азербайджана. Так, на оккупированных землях армянские вандалы уничтожили множество памятников культуры и истории. Армянские ученые традиционно продолжают преступные дела своих предшественников, которые в свое время уничтожая албанские письменные памятники, присвоили себе историю древнего Азербайджана. В постсоветский период эта фальсификация приняла особенно широкий размах.
Армянский археолог А.Е. Симонян в своей статье “Два новонайденных мавзолея Туркменских султанов Кара-Коюнлу в Армении” сообщает, что “в августе 2000 г. экспедиция редакции свода армянских памятников якобы в юго-восточной части Республики Армения обследовала обширный мусульманский могильник и два мавзолея неизвестных в научной литературе” (Симонян А.Е. Два новонайденных мавзолея туркменских султанов Кара-Коюнлу в Армении. Мирас, 2001, №4, с. 94). По описанию, А.Е.Симоняна эти два мавзолея находятся в центральной части могильника, занимающей территорию около 45 га. Расстояние между мавзолеями 7-8 м. Они построены из чисто обтесанных блоков желтоватого известняка и серого базальта на известковом растворе.
Данная статья А.Е.Симоняна имеет явный тенденциозный характер и проникнута необоснованными притязаниями. Она вызвана желанием присвоить памятники средневековой архитектуры Азербайджана.
Так армянский археолог А.Е.Симонян в своей статье (Там же, с. 94-97.) умышленно фальсифицирует исторические факты. Во-первых, мавзолеи, которые он объявляет новонайденными, расположены не на территории Армении, а в селе Джиджимли Лачинского района Азербайджанской Республики, оккупированном армянскими вооруженными силами. Во-вторых, они известны в науке еще с 30-х годов прошлого века. Эти интересные памятники средневековой архитектуры Азербайджана нашли свое отражение в трудах И.П.Щеблыкина (Щеблыкин И.П. Памятники архитектуры Карягинского района. // Труды АзФАН СССР, Баку, 1936, Т.ХХV; Щеблыкин И.П. Памятники азербайджанского зодчества эпохи Низами (материалы). Баку, 1943.), А.В.Саламзаде (Саламзаде А.В. Архитектура мавзолеев Азербайджана XII-XV вв. // Архитетура Азербайджана (Очерки). Баку, 1952; Саламзаде А.В. О рельефных изображениях мавзолея в селении Джиджимли Лачинского района. // Материалы к сессии, посвященной итогам археол. и этнограф. исслед. 1970 г. в Азербайджане. Баку, 1971.), Л.С.Бретаницкого (Бретаницкий Л.С. Зодчество Азербайджана XII-XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока. М., 1966.), М.С.Булатова (Булатов М.С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средний Азии IX-XV вв. М., 1988.), Ф.Г.Мамедова (Мамедов Ф.Г. Архитектурные связи школ зодчества феодального Азербайджана. Баку, 1988.), Дж.А.Гияси (Гийаси Ж. Низами дюврц мемарлыг абидяляри. Бакы, 1991) и других ученых.


Один из этих памятников среди местного населения был известен как мавзолей Малик Аждар, другой Кяр Кюмбез. Мавзолей Малик Аждар был более популярным и почитался среди местных жителей как священное место - пир. Этот памятник, имеющий более развитые формы, чем Кяр Кюмбез, отличается восьмигранной формой в плане, шатровым покрытием, наличием подземной и надземной камер (Бретаницкий Л.С. Зодчество Азербайджана XII-XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока. М., 1966, с.129). А.Е.Симонян при описании этого памятника умышленно искажает его. Он пишет: “Стены шестигранного в плане сооружения постепенно сужаются кверху и завершаются простым карнизом, выложенным из плоских плит”. На самом же деле, этот мавзолей имеет восьмигранную форму в плане, что хорошо видно даже невооруженным глазом из опубликованного рисунка памятника. Субъективный, предвзятый подход привели А.Е.Симоняна к тому, что он относительно принадлежности памятника объявляет: “...творцами мусульманских архитектурных памятников в Армении, в основном, были армянские мастера, сочетавшие многовековые достижения армянской архитектурной школы с принципами и требованиями мусульманских заказчиков”. Это - чистая фальсификация истории Азербайджана, ибо данная территория никогда не входила в состав Армении и армяне здесь не жили. Во-вторых, как по пространственно-планировочному решению, так и по художественному оформлению мавзолей Малик Аждар - типичный памятник азербайджанской архитектуры. Такие мемориальные памятники, представляющие собой восьмигранные строения, без сильно выраженной вертикальной направленности, являются наиболее широко распространенными и в средневековом зодчестве Азербайджана (Саламзаде А.В. Архитектура мавзолеев Азербайджана XII - XV вв. // Архитектура Азербайджана (Очерки). Баку, 1952, с.238; Амензаде Р. Мемориальные сооружения средневекового Азербайджана (восьмигранные мавзолеи). // Азярбайжан Археолоэийасы. 2000, №1-2, с.47-51). Мавзолеи этого типа известны в селе Мамедбейли Зангеланского района, в селе Хазры Габалинского района, в комплексе Ширваншахов в Баку, в селении Шаган Абшеронского полуострова, в селении Яныхлы Товузского района и т.д.
Изнутри стены мавзолея покрыты штукатуркой, на южной стене расположен михраб, указывающий “кыблу” - расположение Мекки, что характерно также для некоторых мемориальных памятников Азербайджана, в частности, михраб встречается в мавзолеях в селениях Хачиндорбатлы, Ашагы Вейсалли, Бабы.
Рельефные изображения мавзолея Малик Аждар также характерны для искусства Азербайджана.
Мавзолей Кяр Кюмбез, построенный из бутового камня с наружной облицовкой из хорошо тесанных каменных плит красноватого цвета, имеет массивный, квадратный в плане объем, завершенный восьмигранным куполом 9, с.77. Этот мавзолей привлекает внимание еще тем, что в его архитектурном облике отчетливо прослеживаются традиции христианского зодчества Кавказской Албании. Известно, что строительство албанских культовых сооружений продолжалось до упразднения албанской церкви, то есть до 1836 года.
Чтобы как-то привлечь внимание туркменских ученых, втянуть их в свою провокационную деятельность А.Е.Симонян подчеркивает: “Оба мавзолея, вне всякого сомнения, являются типичными образцами туркменских надгробных сооружений, возводимых над могилами видных персон, как в самом Туркменистане, так и за его пределами”. А.Е.Симонян доходит до абсурда, объявляя мавзолей №1 (Кяр Кюмбез), принадлежащим Пир-Будагу, а мавзолей № 2 (Малик Аждар) самому султану Кара Юсуфу. Он отмечает, что “тело могучего владыки племени Кара Коюнлу - Кара Юсуфа, умершего во время похода на восток, для противостояния наступающему Шахруху, перевезли и похоронили возле сына, а над могилой воздвигли мавзолей, украсив его царскими символами”. Чтобы как-то обосновать свои выводы А.Е.Симонян интерпретирует надпись мавзолея Малик Аждар как “Юсуф”. Хотя, специалисты, исследующие этот памятник, отметили, что полусохранившаяся надпись, выполненная арабским шрифтом, не читается (Мамедов Ф.Г. Архитектурные связи школ зодчества феодального Азербайджана. Баку, 1988, с.70). Расшифровка А.Е.Симоняна неубедительна еще и потому, что на мусульманском Востоке надписи на мемориальных памятниках правителей и должностных лиц высокого ранга, как правило, содержат все титулы и регалии усопшего.
А.Е.Симонян для достижения цели датирует памятник XV веком, хотя, давно установлено, что мавзолей Малик Аждар датируется XIII в., а мавзолей Кяр Кюмбез XVII-XVIII вв. Уверены в том, что лженаучный подход А.Е. Симоняна вряд ли сможет поставить под сомнение научное исследование мавзолеев Малик Аждар и Кяр Кюмбез. Мавзолеи рассматриваемого типа возводились над могилами не очень крупных представителей знати и в память лиц среднего социального положения.
В заключении своей статьи А.Е.Симонян, с одной стороны, для отчуждения этого памятника от культурного наследия Азербайджана, с другой стороны, чтобы втянуть в свою грязную игру туркменских ученых, еще раз подчеркивает: “Эти замечательные образцы туркменской средневековой архитектуры сохранились почти целиком, однако находятся в аварийном состоянии и нуждаются в безотлагательной реставрации и ремонте”. Спрашивается, чем вызвана озабоченность армянских ученых, не упускающих случая охаивать тюркские народы, видящих в них “кровного врага”.
Из всего отмеченного вытекает вопрос, почему армянские ученые проявляют такой “большой интерес” к тюркским памятникам. Ответ однозначен. Они действует исходя из политических соображений, и их деятельность является явной и продуманной провокацией.

[img]http://irs.azerall.info/gen/n6/img/11_1.jpg[/img]

[img]http://irs.azerall.info/gen/n6/img/11_2.jpg[/img]
Regina
Замечательная подборка статей. СПАСИБО :!:
почему
....НАША ГОРДОСТЬ ..

Карабах – цветущий сад



Карабахский край как единая этнографическая зона сложился в глубокой древности. Начальный этап этого процесса уходит своими корнями в эпоху верхнего палеолита (32-12 тыс. лет назад). С той поры и началось формирование материальной культуры насельников края, их социального, духовного, этнопсихологического облика, развитие истории. В это же время стали проявляться особенности автохтонов края в рамках складывавшейся общеазербайджанской истории и культуры, этнографии и идеологии, хозяйственной и общественной жизни. Топоним "Карабах" стал известен в исторической географии с XIII века. До того времени эта обширная зона именовалась "Аран" - об этом упоминает албанский историк VIII века Моисей Каланкатуйский в своей книге "История албан". Впервые топоним "Карабах" встречается в переписке везира Хулагидов Рашид ад-Дина, автора широко известного исторического сочинения "Джами ат-Таварих" (Рашид ад-Дин. Переписка. Пер. А.И.Фалиной. Москва, 1971, с. 231, 244, 270). По-тюркски "Карабах" означает "большой, обширный цветущий сад".

Карабахский историко-этнографический край Азербайджана - это обширная территория междуречья Куры и Араза, включающая земли от озера Гёйча (Севан) на западе до Каспийского моря на востоке. Именно в Карабахе была обнаружена первая и до сих пор единственная на постсоветском пространстве находка костных остатков первобытного человека (неандертальца), жившего на азербайджанской земле 350 тыс. лет назад. Не случайно Карабах является ядром Кура-Аразской археологической культуры (IV-III тыс. до н.э.), ареал которой включает почти весь Кавказ и Переднюю Азию (Гусейнов М.М. Древний палеолит Азербайджана. Баку, 1985, Касимова Р.М. Азыхская пещера. Баку, 1990). Из 11 климатических зон в Карабахе отмечены 6. Край богат разнообразной флорой и фауной, природными ресурсами. Он издавна известен своим многоотраслевым оседлым культурным земледелием и отгонным скотоводством, ремеслами и товарами, городами, мастерством своих умельцев, поэтами и ашугами, героями и дастанами. Край являлся одной из богатейших провинций Албанского царства и Ширванского государства, затем - Карабахского ханства, а также, уже в составе Российской империи, Елизаветпольской и Тифлисской губерний. Точно так же Карабах выделялся своеобразием, составляя неотъемлемую органическую часть независимой Азербайджанской Демократической Республики 1918-1920 гг., а ныне - Азербайджанской Республики.

Албанское царство, существовавшее на азербайджанской земле с IV века до н.э., состояло из 11 исторических областей, включавших нынешний Северный Азербайджан от древнего Дербенда на севере до реки Араз на юге и от Каспийского моря на востоке до озера Гёйча на западе. Значительную часть этого обширного государства составлял Карабах, включавший области Пайтакаран (Каспиана), Ути, Гардман, Арцах, Сюник (Зангезур), Сакасена (Исторические карты Азербайджана. Баку, 1994). С V века в Карабахе находилась столица Албанского царства - город Партав (Барда), где резидировал глава албанской апостольской автокефальной церкви - католикос.

С этого времени Карабах превратился в зону интенсивного развития албанской (азербайджанской) культуры. Поэтому Карабахская историко-этнографическая провинция с тех пор прославилась не только в Азербайджане, но стала также известна на Кавказе и далеко за его пределами. Впоследствии особенности развития карабахской зоны способствовали тому, что она всегда составляла важную часть местных государств. Так было не только во времена Албанского царства, но и Хулагидского государства (XIII-XIV века), сыгравшего огромную роль в истории Кавказа, Центральной и Малой Азии. В азербайджанском Сефевидском государстве (XVI-XVII века) Карабах составил одно из четырех беглярбекств. При Сефевидах центром Карабаха был город Гянджа, а само беглярбекство охватывало обширное пространство между реками Кура и Араз (Рахмани А.А. Азербайджан в конце XVI и в XVII веках. Баку, 1981, с.88). В него входили известные города Азербайджана вместе с их округами: Барда, Акстафа, Баргушат, Арасбар, Джаваншир, Гянджа.

Во второй половине XVIII - начале XIX веков эта зона вошла в состав Карабахского ханства со столицей в Шуше, а также Гянджинского - со столицей в Гяндже. Среди 20 ханств Азербайджана эти ханства принадлежали к 6 наиболее обширным и могущественным, которые вели между собой борьбу за обладание всей страной.

Карабахская зона исторически сыграла важную роль в становлении азербайджанского литературного языка и народного музыкального творчества. Отсюда родом многие выдающиеся деятели культуры, в том числе поэты и мыслители Вагиф, Видади, Натаван; просветители и писатели Гасан-бей Закир и Абдуррагим Ахвердиев, Фирудин-бей Кочарли и Сулейман Сани Ахундов; основоположник азербайджанской оперы, музыкальной комедии и симфонической музыки Узеир бей Гаджибейли и его брат - выдающийся политический деятель, публицист и журналист Джейхун Гаджибейли; ханендэ (певцы) Хан Шушинский, Сейид Шушинский, первый оперный певец Бюль-Бюль, эстрадный певец Рашид Бейбутов.

Большое влияние на формирование и развитие азербайджанского национального духа, фольклора, воспитание подрастающего поколения оказали литературные школы Карабаха - "Меджлис-и унс" и "Меджлис-и Фарамуш". Всемирную известность получили карабахские скакуны, архитектурная, художественная и ковровая школы. До наших дней сохранились Худаферинские мосты на Аразе, дворцы и мечети Шуши, Барды. Карабах всегда славился своим садоводством и шелководством, виноградарством и хлопководством, овцеводством и бахчеводством.



О Карабахе, его жителях, истории имеются многочисленные свидетельства местных и иноземных авторов. Достаточно отметить несколько из них: "Карабах-намэ" - исторические хроники, принадлежащие перу Мирзы Адыгезал-бея, Мирзы Джамала Джаваншира Гарабаги, Ахмед-бея Джаваншира, путевые заметки выдающегося французского писателя А.Дюма-отца, который в середине XIX века посетил Карабах, где встречался с местными ханами, а также не менее знаменитого француза Э.Реклю, русских кавказоведов В.А.Потто, Н.Н.Шаврова, С.П.Зелинского, В.Л.Величко, османского путешественника Эвлия Челеби.

В первой трети XIX века Северный Азербайджан был захвачен силой оружия и включен в состав Российской империи. Местные государства были ликвидированы. На землях Карабахского ханства была образована Карабахская провинция, которая впоследствии вошла в состав Елизаветпольской и Тифлисской губерний. Осуществляя политику христианизации Кавказа, империя в массовом порядке организованно переселила в течение XIX- начала XX веков в Азербайджан огромную массу армян из Османского и Иранского государств. В итоге, если в первой трети XIX века армян тут было всего 52 тыс. или 9,3% населения, то в начале XX века - более 1 млн. 200 тыс., или 33% жителей (Вердиева Х.Ю. Переселенческая политика Российской империи в Северном Азербайджане: XIX-начало XX веков. Баку, 1999, с.235). Информация обо всем этом и многом другом, что связано с карабахской зоной, содержится в публикации "Описание Карабахской провинции, составленное в 1823 году, по распоряжению главноуправляющего в Грузии Ермолова" (Тифлис, 1866).

После распада Российской империи в 1917 году почти весь Карабах вошел в состав АДР, но западные его части оказались под властью Грузинской (область Гардман) и Араратской (область Зангезур) республик. Так остается до сего дня.
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2011 Invision Power Services, Inc.
|