Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: 122 года со дня рождения Мамед Эмина Расулзаде
КСАМ > Диаспора > Мероприятия
Истина
Конференция, посвященная 122-летию со дня рождения Мамед Эмина Расулзаде
30 января 2006 г. в 17:30, в Московском Доме Национальностей
состоится конференция, посвященная 122-летию со дня рождения видного азербайджанского политического и государственного деятеля, литератора Мамед Эмина Расулзаде

Организаторы:
Меджлис им. М.Э. Расулзаде и московское общество азербайджанской культуры "Оджаг"

Мероприятие состоится по адресу:
г. Москва, метро Красные ворота (первый вагон из центра),
ул. Новая Басманная, д. 4
Вход свободный



Мамед Эмин Расулзаде (1884 - 1955)

Из статьи Гасана Гулиева "Эмигрантская Литература Азербайджана"
опубликованной в журнале "Литературный Азербайджан" за номером 4 в 2002 году.


В начале века активную роль в общественной, политической и культурной жизни Азербайджана играл и Мамед Эмин Расулзаде (1884-1955), ставший впоследствии одним из создателей Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920).

Окончив русско-татарскую школу, директором которой был С. М. Ганизаде, он продолжил учебу в техническом училище. В 1902 году 18-летний Мамед Эмин создает "Организацию мусульманской молодежи", а в 1903 году появляется его первая статья о чистоте родного языка в газете "Шарги-Рус ("Русский Восток") - единственной в России газете, издававшейся на азербайджанском языке.

Следует отметить, что национально-освободительное движение в Азербайджане в начале ХХ века носило сложный и противоречивый характер, обьединяя партии и деятелей, стоявших на разных идейных и политических платформах.

В этом процессе, связанном с общероссийским революционным движением, можно было выделить два направления - демократически-либеральное, ограничивающееся требованием гражданских свобод и демократизации общественной жизни, и радикальное, представляемое социал-демократами и эсерами, которые стояли за революционный путь свержения монархии. Именно к этому радикальному крылу и примыкал в то время М. Э. Расулзаде - один из основателей организации "Гуммет". Это была первая в Азербайджане партия, созданная для проведения революционной работы среди трудящихся-азербайджанцев. В эти годы М. Э. Расулзаде активно сотрудничает со Сталиным, Наримановым, М. Азизбековым и другими членами партии большевиков в борьбе за свержение царского самодержавия, выступает с многочисленными статьями в органах "Гуммета" - газетах "Гуммет", "Текямул", "Йолдаш", а также в газетах "Иршад" и "Терегги", издаваемых Ахмед-беком Агаевым. В них он откликается на злободневные и актуальные проблемы общественной и политической жизни.

Эти годы уастия в социал-демократическом движении были самыми насыщенными и одновременно самыми противоречивыми для М. Э. Расулзаде, который в конечном итоге разочаровывается в политике большевиков по национальному вопросу.

М. Э. Расулзаде, помимо публицистических работ, проявлял интерес и к художественному творчеству, писал стихи и пьесы. В 1908 году была осуществлена постановка его пьесы "Гаранлыгда ишыглар" ("Огни во тьме"), завершена работа над другой - "Неожиданная беда".

Однако, находясь под наблюдением полиции в связи со своей революционной деятельностью, в начале 1909 года он под давлением властей вынужден был покинуть Баку и отправиться в эмиграцию в Иран, где активно выступил в поддержку демократического движения, за осуществление конституционных реформ в этой стране. С этой целью он пишет статьи, даже основывает газету "Ирани-ноу ("Новый Иран") - издание, по свидетельству современников, нового типа.

Пребывание М. Э. Расулзаде в Иране совпало с разоружением и подавлением отрядов Саттар-хана - лидера национально-освободительного движения в Южном Азербайджане (Иране), приведшего к наступлению реакции в стране. В этой неблагоприятной для его деятельности обстановке М. Э. Расулзаде, ставший к этому времени членом Демократической партии, вместе с лидером этой же партии С. Г. Тагизаде эмигрирует в Турцию (1911). С первых же дней пребывания в этой стране М. Э. Расулзаде принимает деятельное участие в обществе "Турецкий очаг", сплотившем прогрессивную интеллигенцию, в том числе видных азербайджанских политических деятелей, оказавшихся к тому времени в эмиграции, - Али-бека Гусейнзаде, Ахмед-бека Агаева и других.

По предложению и настоянию М. Э. Расулзаде его сподвижники в Азербайджане создают "Мусульманскую демократическую партию "Мусават" (1911).

Наступает 1913 год. Это был год 300-летия династии Романовых, и по этому случаю была объявлена амнистия, которая коснулась и эмигрантов. М. Э. Расулзаде получает возможность вернуться на родину и, оказавшись в Баку, начинает активно участвовать в общественной и политической жизни в качестве одного из лидеров партии "Мусават".

Февральская революция 1917 года открывала возможности для обретения независимости народов России, что определяло и программу партии "Мусават". Участие М. Э. Расулзаде в работе мусульман Кавказа, а затем на съезде мусульман России, его активная деятельность по консолидации передовых сил в Азербайджане выдвинули его в ряд видных общественно-политических деятелей страны.

И когда с окончательным крахом самодержавного строя в России возникла возможность для обоетения независимости. М. Э. Расулзаде сыграл важную роль в создании Азербайджанской Демократической Республики, которая, просуществовав с 1918 по 1920 год, пала под нажимом большевиков и XI Красной Армии, с приходом которой в Баку в апреле 1920 года была установлена Советская власть.

Последующие страницы жизни М. Э. Расулзаде исполнены драматизма: мусаватисты, его соратники по партии и правительству, скрываются, продолжают работу в подполье. Сам М. Э. Расулзаде скрывается в горном селении Лагич, где его арестовывают и доставляют в ЧК. Приезд Сталина в Баку, его участие в освобождении М. Э. Расулзаде и отъезд с ним в Москву открывают новые возможности для сотрудничества с большевиками. Однако, отказавшись от выгодных предложений Сталина, М. Э. Расулзаде тайно, через Финляндию, уезжает в Турцию, где и проводит остаток своей жизни, став непримиримым врагом большевиков, "советизировавших" его Азербайджан.

М. Э. Расулзаде внес заметный вклад в развитие общественной и философской мысли в Азербайджане, Иране, Турции, Германии, Польше, написав большое количество работ и статей по актуальным вопросам политики, международной жизни, национального самоопределения.

В последующие годы, в связи с изменениями политической обстановки в мире ему также приходится часто менять местожительство, перебираясь из страны в страну (Польша, Германия, Румыния и снова Турция). В Берлине он выпускает газету "Истиглал" ("Независимость, 1932 г.), а также журнал "Гуртулуш" ("Освобождение", 1934 г.), в Польше он вместе с поляками создает группу "Прометей", проводит в 1936 году съезд партии "Мусават" в Варшаве. В годы второй мировой войны он выпускает газеты "Азербайджан" и "Худжум" ("Атака"), в которых проводит основную мысль - независимость родины.

Творческое наследие М. Э. Расулзаде охватывает большой и разносторонний материал. Это - написанные в разные годы сотни статей, книга "Сиявуш нашего века" (Стамбул, 1922), научный труд "Азербайджанский поэт Низами" (Анкара, 1951), "Азербайджанская республика" (Стамбул, 1922), "Современная азербайджанская литература" (Берлин, 1936), "Азербайджанская литература" (Варшава, 1936), книга переводов "Образцы русской литературы" (Стамбул, 1912), переводы рассказов М. Горького (Баку, 1914), книги "Народовластие" (Баку, 1917) и "Какое нам полезно правительство?"(Баку, 1917), "Азербайджан и его независимость" (Париж, 1930), "0 пантюркизме" (Париж, 1930), "Современная история Азербайджана" (Анкара, 1951), "Воспоминания о беседах со Сталиным" (Анкара, 1954) и другие.
Истина
QUOTE(Xrushbeyli @ Jan 27 2006, 07:52 PM) *

Истина, спасибо за инфу.
Лично я постараюсь пойти.



Всегда пожалуйстаsmile.gif Милости просим))
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2011 Invision Power Services, Inc.
|