Помощник
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Таты или Горские Евреи?, Таты- это не Евреи! |
Истина |
18.01.2006, 15:22
Сообщение
#81
|
Знаток Группа: Пользователи Сообщений: 151 Регистрация: 18.10.2005 Из: Москва Пользователь №: 514 |
Всякий раз, как только речь заходит о горских евреях, начинается путаница между понятиями «горские евреи» и «таты». Даже в специальной литературе иногда из-за недостатка знаний, иногда сознательно, стремясь поставить под сомнение принадлежность горских евреев к еврейскому народу, смешивают татов и горских евреев. Известно, что часть татов-мусульман действительно ведет свое происхождение от исламизированных горских евреев. Сами горские евреи и таты ощущают свою принадлежность к разным, хотя и взаимосвязанным этническим общностям. Нет никакого сомнения, в том, что, несмотря на значительную культурную, языковую и, может быть, историческую близость горские евреи и таты-мусульмане представляют собой два различных этноса. Абсолютное большинство татов-мусульман проживают в Азербайджане, причем таты записаны в паспортах и, следовательно, в переписях, как азербайджанцы, а горские евреи, как правило, как евреи.
Иначе дело обстоит во входящем в состав Российской Федерации Дагестане. Основную массу татоязычного населения Дагестана составляют горские евреи, татов-мусульман в Дагестане почти нет. В советские годы весьма активно насаждалось представление о том, что все носители татского языка вне зависимости от вероисповедования, составляют единый татский народ. Горские евреи в Дагестане начали массово записываться в паспортах татами, дабы избежать национальной дискриминации в качестве евреев. Можно утверждать, что запись в паспорте «тат» в Дагестане свидетельствует о горско-еврейском происхождении владельца этого паспорта. В результате такого своеобразного решения вопросов, статистические данные по численности горских евреев и татов оказались заведомо фальсифицированы, а этнонимы «горский еврей» и «тат» перепутаны. Определенную роль в этой исторической путанице сыграло и то, что печать и литература на татском языке сформировалась именно среди горских евреев и на основе татско-еврейского диалекта. Причем пишущие на этом языке называли себя татским, а не еврейскими или, скажем, горско-еврейскими писателями. Сам по себе этноним «таты» впервые появился в 8 веке. Таты не столько этноним, сколько социальный термин. Тюрки-завоеватели называли татами оседлые народы, говорившие на иранских языках, и шире – всякое покоренное ими оседлое земледельческое население. В настоящее время кроме Кавказа он используется для именования ираноязычного населения иранского Азербайджана. Слово «тат» также отчетливо слышится в этнониме таджик, обозначающем ираноязычное население Средней Азии. Что касается восточного Кавказа, то там таты проживают на Апшероне и в районе Шемахи. Причем в этих районах они сильно тюркизированы. И в предгорьях Кавказа на севере Азербайджана районы Кубы, где они все еще сохраняют языковую и культурную самобытность. Несмотря на то, что горские евреи говорят на татском языке, в своих собственных глазах и в глазах народов горские евреи несомненно являются отдельным этносом. Принадлежа к разным конфессиям, таты и горские евреи практически не вступают в браки друг с другом. Татско-еврейский спор длится не первый год. Таты и горские евреи, пытаясь разрешить свои противоречия, держаться подальше от политиков и чиновников. Таты и горские евреи на своём примере убеждают других – на межнациональные темы спорить необходимо, но только тогда, когда эти споры не преследуют неблаговидных политических целей. -------------------- Истина где-то там...
|
БОЗ ГУРД |
29.12.2006, 18:12
Сообщение
#82
|
Знаток Группа: Пользователи Сообщений: 320 Регистрация: 14.04.2005 Пользователь №: 65 |
Взято с того самого форума, откуда мой умный друг черпал свои знания, и стал умнее, а я остался тупым ((( решил исправить эту историческую ошибку
http://forum.eastbazar.info/index.php?show...=3101&st=40 "Так вот таты не коренной народ,это часть еврейского этноса. об этом говорят внешние сходства не говоря уже о религие, хотя и говорят на одном из диалектов персидского языка, но ведь в персии всегда было полно евреев.Хотя бывают и таты мусульмани. Наверное это в вашем случае. Некоторые ученые считают что горские евреи таты это потомки хазар. Как утверждает профессор М. Р. Гасанов, татами называют все этнические группы, говорящие на татском языке (с некоторыми диалектическими различиями). В книге М. Р. Гасанова “Дагестан и иранский мир” содержится любопытный вывод: согласно заключению Института этнографии Академии наук СССР, горские евреи (то есть “дагджууд”) образовались от татов, принявших когда-то иудаистскую религию, очевидно, проникшую с Севера от хазар. “В отношении татов иудейского вероисповедания в быту применялось название “дагджууд” (что в переводе означало горец, исповедующий иудаизм); это определяло религиозную, а не национальную принадлежность, так же, как и татов мусульманской веры именовали “татами-мусульманами”. Уклад жизни татов долго оставался полупатриархальным с родовыми пережитками. Старший в роду мужчина был вершителем судеб членов рода. В основе быта лежали адаты: беспрекословное подчинение старшим, обязательная помощь односельчанину, строгое соблюдение правил гостеприимства и др. Бытовали кровная месть и многоженство. Жена выполняла любое указание мужа, на улице закрывала лицо платком, не имела права разговаривать с посторонними мужчинами. Женщин не допускали в религиозные школы и молельные дома, девушек выдавали замуж по воле родителей. Татоязычные этнические группы владели азербайджанским языком в Азербайджане и Южном Дагестане, кумыкским, даргинским, лезгинским - в остальной части Дагестана. Между татами и соседними кавказскими народами существовали добрососедские отношения, что является следствием одинаковых социально-экономических условий жизни, и общности бытовых форм, сложившихся в течение веков. Из книги М.Р. Гасанова." лови еще, что ж ты с форума все не копировал, а только избранное :-) Вопрос о тюркизации населения Азербайджана, тюркизация произошла в XI—XII вв., как это делают некоторые исследователи(например:V.MInorsky, Caucasica, (IV, р. 504. ). V. Minorsky, Iran.., (р. 187.) Faruk Sumer. Azerbaycanin tü rklesmesi tarihine (S. 429-447)) было бы ошибочным. Считать тюрков каким-то пришлым, инородным элементом на территории Азербайджана — также неверно, ибо в данном случае игнорируются большие компактные местные тюркские племенные образования. Только посредством слияния аборигенов-тюрок с пришельцами — огузами с юга и кыпчаками с севера — после ассимиляции последних и начался все более ускоряющийся и закончившийся к XI—XII вв. процесс тюркизации, приведший к образованию особой тюркскоязычной азербайджанской народности на территории Азербайджана и Арана, которая и составила современную азербайджанскую нацию. Наличие тюркских племенных образований на территории современного Азербайджана можно выявить с помощью прямых и косвенных сообщений средневековых источников. В 576 г. в область Гянджи была переселена большая масса гуннов-сабиров (Византийские историки, стр. 411—412) и страна гуннов, таким образом, локализовалась между реками Курой и Араксом. (Грузинская летопись « свирепых бунтурков, живших по течению реки Куры, в четырех с их предместьями» . С. Такайшвили. стр. 1, 5. Ср.: М. Меликсет-Бек. истории появления гуннов в Восточном Закавказье, стр. 710—711 А. Артамонов. Очерки.., стр. . 54)Предводителей этих гуннов арабские авторы называют « тарханами» (ал-Балазури, 209, ат-Табари, III, 1179, 1192) Одним из крупных тюркских племенных образований, по селившихся на территории современного Азербайджана еще в V в., были осевшие на Мугани гунны, которых современные им историки именуют тюрками. (Феофилакт Симмокатта,стр. 36, 77, 102, 160: « Он [Кубад I] направился к племени гуннов, которых наша история неоднократно называл тюрками».) Еще одним доказательством существования на территории Азербайджана и смежных с ним областей тюркских племенных образований является то, что эти племена осели здесь до времени вторжения хазар. Как известно, в составе Хазарского хаганата большое место занимали тюркоязычные племена и сами хазары, очевидно, принадлежали к особой группе тюрок .(V. Minorsky, History of Sharvan and Darbend p.17) Почти все средневековые арабские историки часто именуют хазар тюрками. Коль скоро до последних лет правления сасанида Кавада Северный Азербайджан находился в руках хазар, среди которых большое место занимали тюрки (ал-Балазури, 194, ал-Й акуби, 203, Ибн Ал-Факих, 287, Ибн Хордадбех, 22 2) то очень часто эти страны вместе с Азербайджаном именовались арабами « страной Хазар» (ал-Балазури, стр 194, ат-Табари ,I, 884) Согласно Ибн А'саму ал-Куфи, в долине Аракса, в зоне Байлакана и Варсана (А'sат а1-Кufi. Kitab al-Futuh, Topkapi) был распространен тюркский язык. Особую ценность представляют сообщения средневековых авторов о Варсане (M. Сеидов. O слове « Варсан» , стр. 175-185 ) В источниках слово « варсак» обозначает название местности, тюркского племени и вещей, принадлежащих этому племени. Автор « Шамс ал-лугат» , толкуя слово « варсан» , отмечает, что оно имеет, в основном два значения: « [Варсан] имя местности. Джабали (поэт, живший в XI в.) говорит: "Ты двинул на Варсан много войск и большую армию" (Шамс ал-лугат, т. II. Рукоп. фонд АН Азерб. ССР, инв. № 9284, стр. 437) Такое же толкование дает и « Фарханги Джахангири» : « Варсаз — имя местности» (فرهنگ جهانگيري-, Ferhenge Jahangiri, Рукоп. фонд АН Азерб,ССР, 1047 г. инв. 92/2058, стр.227). Автор словаря « Бурхане-Кaти» толкует слово « варсаз» как "название местности, места и области." (برهان قا طي Burhan Gati - Рукоп. фонд АН Азерб,ССР,инв. 1349, стр.269) Как видим, все эти источники определяют значение слова « варсаз» как название страны, области и местностей. Какая же это страна, область или местность? Нам кажется, что встречающееся в источниках слово « варсан» связано с нашим « варсаз» . В словаре Ш. Сами говорится, что « Варсан» — название, данное всему Азербайджану или его части. ( ش. سام،-قاموس ،استانبول، - S.Sami- Istanbul) Такое толкование дается на основании данных арабских авторов (Ибн ал-Факих, стр 284, 286, Йакут, " Слово Варсан" ) Таким образом, на основании данных источников, название страны Варсан читалось и как « Варсаз» и « Варсак» . Переходя ко второму значению слова « Варсак» , надо отметить, что в источниках оно также употреблялось в значении названия племен и рода. В. В. Радлов, объясняя слово « варсак» , кроме других значений отмечает, что оно означало « имя одного из татарских (тюркских) племен» (В.В. Радлов. Опыт словаря тюркских наречий, т.IV, стр 1961) Д. Келекян, автор « Турецко-французского словаря» , называет словом « Варсак» татарское племя (Diran Kelekian, Dictionnaire turk-franc., p. 1299) В этом смысле высказываются все исследователи истории поздних государственных формирований — Кара-Коюнлу, Ак-Коюнлу, Сефевидов и т. (Hasan bek Rumlu. Ahsan at-Tawarikh, X, p. 486 Don Juan of Persia. A Shiah Catolic pp. 45-46, منجم باشي- صحاهف آلاخبر ) Обеспокоенный быстрым распространением и возможностью захвата подвластных Ирану земель тюркскими (хазарскими) элементами, Хосров I Ануширван отвоевал у хазар Азербай джан и Южный Кавказ и отодвинул границы империи Саса-нидов до Дербенда. Чтобы уменьшить влияние тюрок в этих странах, он немедленно стал заселять их надежными иранскими гарнизонами(ал-Истахри, стр.185) поселив здесь племя сиясиджитов (ал-Балазури, стр. 195 и сл; Ибн ал Факих, стр. 288; ибн Хордадбех, стр. 123, Кудама, стр. 259) а в районе Тифлиса племя согдийцев (ал-Балазури, стр. 195) Кроме того, отмеченные уже нами нашествия хазар на Аран и Азербайджан и их многолетнее господство над Ара-ном еще раз свидетельствуют о большом числе здесь тюрко-язычных элементов еще задолго до нашествия арабов. Таким образом, процесс тюркизации Азербайджана и Арана начался задолго до появления на политической арене арабов, в недрах империи Сасанидов. Появление арабов в Азербайджане и его колонизация задержали вначале этот процесс, но начавшаяся вскоре ассимиляция арабов с тюрками ускорила его и через какие-нибудь сто лет он приобрел весьма размах. Как видим, арабы при завоевании Азербайджана и Арана столкнулись с наличием на этой территории тюркских племен. В арабском источнике мы встретили сообщение о проживании в Азербайджане тюрков до арабского завоевания. Согласно преданию, омейядский халиф Муавия задал однажды йеменцу, древней Абиду ибн Шарийе, вопрос: « Что такое тюрки и Азербайджан?» Абид ответил: « Азербайджан — страна, издревле населенная тюрками» (اشيم كتاب هائی التيجان حيدراباد , Ibn Hashim- Kitab Altijan, Hejdarabad; Togan A. Zeki Validi, Umumi turk tarihine giris, s. 166, Kirzioglu M. Fahrettin, Dede Korkut Oguznameleri, s. 27) Это предание можно было взять под сомнение, если бы указанную версию мы не встретили в составленном в 1126 г. персидском анониме, где говорится: « Азербайджан является страной, которая'издревле находится в руках тюрок» . Излагая сообщение об одной из химьяритских царей Раише, аноним говорит, что эта страна находится в руках тюрок (مجمل التواريخ و القصص , Mejmul al-tavarikhe ve al-geses, p.103) Переселение тюрок в Азербайджан не прекращалось и при арабах. Так, один из тюркских (уже мусульманин) эмиров Мубарак ат-Турки построил в Казвине крепость и дал ей свое имя. (ديوان لغات ايلترك, Divan lugat al-turk, П.К.Жузе). Начавшаяся в Азербайджане при Омейядах ассимиляция арабов с местными тюрками еще более усилилась в халифате Аббасидов Академик Зия Бунятов ТАк, что тюрки были за долго до иранцев. И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ) «Возможно, что причиной преувеличения роли татского элемента со стороны некоторых русских авторов послужило игнорирование того факта, что на протяжении веков термин «тат» использовался в самых различных значениях. Этот термин имеет древнетюркское происхождение, поскольку впервые упоминается в орхоно-енисейских надписях, восходящих к 30-м гг. 8 в. Тюркские племена, принявшие ислам, татами называли не только своих сородичей – тюрок-немусульман, но и другие народы, и в частности персов-шиитов, стоявших вне официального суннитского ислама. Этим объясняется тот факт, что тюрки никогда татами не называли своих единоверцев – арабов. В дальнейшем тюркские кочевые племена, гордившиеся своим кочевым бытом, давали название татов всему земледельческому и городскому населению порабощенных ими стран, независимо от этнического происхождения, т.к. «признак принадлежности к определенному культурному типу был в глазах кочевника важнее, чем признак национальности и языка» 41 Таким образом, в большинстве случаях термин «тат» не имел этнического значения, а определял только образ жизни и социальное значение. Лишь на определенной стадии социально-экономический признак может совпасть с языковым и «данная социально-экономическая группа объединяется как целое общностью языка» и тогда «термин получает этническое значение» 42. Когда же нет такого единства, термин имеет по преимуществу социально-экономическое содержание. В силу этих причин, хотя термин «тат» распространен на огромной территории от верховьев Енисея на востоке до Крыма и Венгрии на западе, но в качестве этнонима используется лишь в отношении небольшой народности, проживающей в северо-восточных регионах Азербайджана и южной части Дагестана. И на территории Азербайджана термин «тат» применялся не только в этническом значении, как это принято считать, но и нередко служил определением образа жизни и социального положения. Как отмечал Б.В. Миллер, в 20-х гг. 20 в. «в пределах Азербайджана, в Шемахинском уезде, тюрки, жители низменности называют татами также и тюрков оседлых, но живущих в горах. В Газахском уезде, в Гарабахе и Гяндже тюрки называют татами всех персидских подданных, независимо от их языка, и даже всех обитателей на юг от Куры, но непременно оседлых» 43. И в наши дни потомки бывших терекеме – этнографической группы азербайджанцев, занимавшихся в прошлом кочевым скотоводством, называют татами оседлое азербайджанское земледельческое население. Поэтому прав Ф.Д. Люшкевич, который рекомендовал в каждом конкретном случае «установить, по какому признаку – социального или этническому – связана та или иная группа с этим названием» 44. 41. Бартольд В.В. Таджики. – Соч., т. 2, ч.1, Москва, 1963, с. 461 42. Миллер Б.В. Таты, их расселение и говоры. – «Известия Общества обследования и изучения Азербайджана», 1929, No 7, с.39 43. Там же 44. Люшкевич Ф.Д. Термин «тат» как этноним в Средней Азии, Иране и Закавказье. – «Советская этнография», 1971, No 3, с.25. Может наоборот?Не путай. Коренное население Ширвана и Абшерона таты, как ни крути. тот же Мухаммед Амин родом из поселка Балаханы. Село говорит на персидском (татском) и сегодня. Благо, можете сходить проверить, в 15км от Баку как никак. Фатмаи - татское село. 100% . оригинальное название Фят Меhи - "северный ветер"., и к некой Фатьме не имеет отношения посмотрите перепись населения по Статистической конторе Российской Империи на 1897 год. "Кавказский Календарь" на shirvan.org P.S В частности село Фатмаи как и Мардакян относится к раннеасимилированным (где то в 10-20 х годах 20 го века) Маштага потеряла язык к 40гг, Кала к 30гг , Амираджан к 60-70, итд И это тоже с того форума http://forum.eastbazar.info/index.php?show...=3101&st=40 хоть бы перефразировал. Сообщение отредактировал БОЗ ГУРД - 29.12.2006, 20:50 -------------------- |
Текстовая версия | Сейчас: 12.12.2011, 04:11 |