Помощник
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Таты или Горские Евреи?, Таты- это не Евреи! |
Истина |
18.01.2006, 15:22
Сообщение
#41
|
Знаток Группа: Пользователи Сообщений: 151 Регистрация: 18.10.2005 Из: Москва Пользователь №: 514 |
Всякий раз, как только речь заходит о горских евреях, начинается путаница между понятиями «горские евреи» и «таты». Даже в специальной литературе иногда из-за недостатка знаний, иногда сознательно, стремясь поставить под сомнение принадлежность горских евреев к еврейскому народу, смешивают татов и горских евреев. Известно, что часть татов-мусульман действительно ведет свое происхождение от исламизированных горских евреев. Сами горские евреи и таты ощущают свою принадлежность к разным, хотя и взаимосвязанным этническим общностям. Нет никакого сомнения, в том, что, несмотря на значительную культурную, языковую и, может быть, историческую близость горские евреи и таты-мусульмане представляют собой два различных этноса. Абсолютное большинство татов-мусульман проживают в Азербайджане, причем таты записаны в паспортах и, следовательно, в переписях, как азербайджанцы, а горские евреи, как правило, как евреи.
Иначе дело обстоит во входящем в состав Российской Федерации Дагестане. Основную массу татоязычного населения Дагестана составляют горские евреи, татов-мусульман в Дагестане почти нет. В советские годы весьма активно насаждалось представление о том, что все носители татского языка вне зависимости от вероисповедования, составляют единый татский народ. Горские евреи в Дагестане начали массово записываться в паспортах татами, дабы избежать национальной дискриминации в качестве евреев. Можно утверждать, что запись в паспорте «тат» в Дагестане свидетельствует о горско-еврейском происхождении владельца этого паспорта. В результате такого своеобразного решения вопросов, статистические данные по численности горских евреев и татов оказались заведомо фальсифицированы, а этнонимы «горский еврей» и «тат» перепутаны. Определенную роль в этой исторической путанице сыграло и то, что печать и литература на татском языке сформировалась именно среди горских евреев и на основе татско-еврейского диалекта. Причем пишущие на этом языке называли себя татским, а не еврейскими или, скажем, горско-еврейскими писателями. Сам по себе этноним «таты» впервые появился в 8 веке. Таты не столько этноним, сколько социальный термин. Тюрки-завоеватели называли татами оседлые народы, говорившие на иранских языках, и шире – всякое покоренное ими оседлое земледельческое население. В настоящее время кроме Кавказа он используется для именования ираноязычного населения иранского Азербайджана. Слово «тат» также отчетливо слышится в этнониме таджик, обозначающем ираноязычное население Средней Азии. Что касается восточного Кавказа, то там таты проживают на Апшероне и в районе Шемахи. Причем в этих районах они сильно тюркизированы. И в предгорьях Кавказа на севере Азербайджана районы Кубы, где они все еще сохраняют языковую и культурную самобытность. Несмотря на то, что горские евреи говорят на татском языке, в своих собственных глазах и в глазах народов горские евреи несомненно являются отдельным этносом. Принадлежа к разным конфессиям, таты и горские евреи практически не вступают в браки друг с другом. Татско-еврейский спор длится не первый год. Таты и горские евреи, пытаясь разрешить свои противоречия, держаться подальше от политиков и чиновников. Таты и горские евреи на своём примере убеждают других – на межнациональные темы спорить необходимо, но только тогда, когда эти споры не преследуют неблаговидных политических целей. -------------------- Истина где-то там...
|
GIZIL OGLAN |
21.12.2006, 15:38
Сообщение
#42
|
Знаток Группа: Пользователи Сообщений: 338 Регистрация: 23.04.2006 Из: г.Москва Пользователь №: 1,373 |
Начиная с периода ахеменидской (500гг. до н.э.), а позднее михранидской и сасанидской, персидской завоевательной экспансии на Ближнем Востоке, в регионе появляются крупные сосредоточения персидских этнических масс за пределами исторической Персии. В ходе многовекового отрезка, эти массы как смешались с теми или иными этническими группами и народами на местах, так и сохранили свою собственную культуру и язык, а также передали её другим народам и племенам. В большинстве своем эти персидские этногруппы сохранили староиранское (доисламское) название персов, то есть называют себя «парс», своего рода (и ошибочно) не идентифицируя себя с основной массой персидского народа, проживающего в Иране, и после принятия Ислама именующегося нынешними ирани (фарси). Чисто теоретически, никакой разницы между Парсами и Фарси нет. Вернее, фарси называют себя персы-мусульмане Ирана, а парсами в большинстве случаев принято идентифицировать Парсов-зороастрийцев Бомбея («гебров»).
Несмотря на это, парсами (помимо зороастрийцев) называют себя также многие персидские этнические группы в Афганистане, Узбекистане, Азербайджане. Так, официальным языком Афганистана является Парс-дари, несмотря на небольшое количество собственно афганских персов (парс-дари или парс-кабули), этот язык до сих пор является языком общения для всех остальных народов Афганистана, начиная от хазарейцев и заканчивая пушту, белуджами, узбеками. В Узбекистане есть несколько очагов с сохранившимся староперсидским языком и бытом. Это практически полностью персоязычный город Бухара, а также ряд поселений и городов близ Таджикистана и в Ферганской долине. В Индии, в г. Бомбей и его окрестных селах сосредоточена одна из крупнейший общин парси. В частности, именно близ Бомбея находится село Сураханы, одноименное с таким же селом на Абшероне. Парсы издревле составляли костяк и большинство населения Ширванского государства, просуществовавшего почти тысячу лет, от развала Сасанидской Персидской Империи до 1536 года, когда Ширван был присоединен к Сефевидскому Ирану, и расформирован на ханства: Бакинское, Шемахинское, Губинское. Заселение парсами Ширвана и получение этой местности собственно данного названия, уходит вглубь веков, в те времена, когда происходили первые экспансии Ахеменидской и Михранидской Персидских Империй на Кавказ. После присоединения Ширвана к Сефевидскому Ирану шахом Исмаилом (Хатаи), и ликвидацией государственности Ширвана, происходит этнокультуральный упадок края в целом, и парсийского этноса в частности. Так, полностью утрачивается грамота парсийского языка, в течение тысячи лет являющегося государственным языком Ширваншахов, и парсийский язык, обделенные единой грамотой и централизацией, делится на несколько говоров и диалектов, как и сами парсы, население Ширвана, получившее ряд новых «самоназваний»-кличек, в духе «даглы», «галалы», «чаловлу», «аранлы», и так далее. Позднее, в период русской колониальной экспансии, и позднего нефтяного бума, происходит одна из самых тяжелых утрат для нашего этноса, такая как утрата языка (не полная, но значительная) абшеронскими парсами, чему следствием явилось «разбавление» населения Баку и пригородов в период нефтяного бума и позднее. В эпоху СССР парсы не числятся в качестве этноса, вернее, их записывают «татами». В Азербайджане есть четыре «татских» говора: северо-татский, включающий в себя Кубинский, Дивичинский, Сиазанский; южнотатский, включающий в себя Шемахинский и Хызинский говоры, Лахиджский, и Бакинский (абшеронский). А также язык горских евреев, также записанных в «таты» в 1933 году. Из всех говоров только северный и его представители (жители Кубинского и Девечинского районов) называли себя татами (и то после 15 века), а, например шемахинцы и хызинцы, и уж тем более абшеронцы - никогда себя татами не называли и не идентифицировали. Лахиджцы себя именовали «лахидж», сураханинцы и другие абшеронцы - парси, шемахинцев и хызинцев называли аранлы (ширванлы) и даглы, соответственно «месту обитания». В настоящий момент ведется целенаправленная работа по возвращению и восстановлению исторического и законного названия нашего этноса. P.S Немного фактов. в настоящее время в Азербайджанской республике около 100 000 носителей татского языка., и около 2 млн дээтнизированных (ассимилированных ) парсов. основателем Азербайджанской республики был тат (парс) Мухаммед Амин Расулзаде, в 1918 году. также татами были первые секретари Аз.респ Багиров Мирджафар, Ахундов Вели, Муталибов Аяз (первый президент) На языке парси творили такие поэты средневековья как Хагани Ширвани, Фяляки Ширвани. и многие другие. Из числа татов происходят видные азербайджанские драмматурги, писатели, композиторы, эстрадные певцы, художники, скульпторы итд. Джафар Джабарлы, Микаил Мушвиг, Зейнаб Ханларова, итд итп. Практически все азербайджанские художники и скульпторы что родом из абшеронских поселков татского происхождения. татом был также Мехди Гусейнзаде ("Михайло") - советский подрывник -диверсант в Югославии, возглавлявший партизанские отряды на момент присоединения к России в 1803 году население Баку состояло из 8000 чел, сплошь татов. Население 33 сел из 36 на Абшеронском полуострове в начале 20го было сплошь персидским (татским). Из их числа и были бакинские нефтяные магнаты начала двадцатого века, абшеронцы, такие как Гаджи Зейналабдин Тагиев, Муса Нагиев, итп. Последний раз при СССР численность татов составляла около 1 млн человек (см карту) в 1955 году. Сегодня в Азербайджане нет НИ ОДНОЙ школы с факультативным преподаванием татского языка, либо вечерней школы., хотя языки других нацменьшинств (талышей, лезгин) в школах регионов преподаются. ЦСУ республики Азербайджан зафиксировало в 2002 году 10 000 татов, что меньше даже численности одного татского поселка на абшеронском полуострове - (например Сураханы) Из за неприязни к персам и всему персидскому, искуственно прививаемому в Азербайджане идеологами пантюркизма, таты Азербайджана в определенном плане страдают комплексом отчужденности и стесняются собственного персидского происхождения., которое "не в моде". P.S Информация взята с другого форума. -------------------- HEYATDA UC SEYI SEVDIM: SENI, QELBIMI VE UMID ETMEYI. SENI SEVDIM- SENSEN DEYE. QELBIMI SEVDIM SENI SEVDI DEYE. UMID ETMEYI SEVDIM BELKE NE VAXTSA SEVERSEN DEYE. Musa… |
Текстовая версия | Сейчас: 12.12.2011, 04:09 |