IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Карабах в Античности
Ive
сообщение 16.01.2006, 18:31
Сообщение #1


потому!
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,033
Регистрация: 07.10.2005
Из: рай
Пользователь №: 415



Карабах в Античности

Албаны впервые упоминаются в связи с событиями последней трети IV века до н. э.(Арриан, III, 8, 4). Албанское государство возникло на рубеже IV - III вв. до н.э. С I в. н.э. Албанией правил род Аршакидов. Сообщая об этом периоде, албанские и армянские авторы свидетельствуют, что южная граница Албании проходила по реке Араз (Аракс) (Моисей Каланкатуйский, 1, 4; Мовсес Хоренаци, II, 8), т.е. все междуречье Куры и Араза, входило в состав Албанского царства. Это были исторические земли Карабаха: Гардман, Сакасена, Ути, Арсаг (а не "арцах", как утверждают армяне), Пайтакаран, Сисакан (История Азербайджана, т. II, Баку, 1988, с. 15-21).

IPB ImageАрмянский автор Мовсес Хоренаци, сведения которого подтверждает албанский историк Моисей Каланкатуйский (I, 4), сообщает: "... выпала в наследство вся Албанская равнина с ее горной частью, начиная от реки Ерасха (т.е. Араз - Авт.) до крепости, называемой Хнаракертом (зона Агстафы - Авт.) и гардманы, цавдеи и княжество Гаргарское" (II, 8). Ясно, что речь идет о событиях I в. н.э., ибо "... парфянин Валаршак (очевидно, Вологез I (51/52-79/80) назначает именитого, храброго Арана правителем страны (т.е. Албании)". Важно, что сообщение это исходит от албанофоба Мовсеса Хоренаци, для которого албаны были "вечно лживыми людьми" (III, 3). Из названных албанских племен утии, цавдеи и гаргары обитали в зоне Карабаха. Следовательно, все правобережье Куры, от излучены реки Араз до Акстафы, было занято албанскими племенами. Итак, наши источники определенно свидетельствуют об албанском происхождении племен Карабахского региона и принадлежности этой территории Албанскому государству.

Должно сказать, что Армения никак не могла владеть землей Карабаха ни "искони", ни вследствие завоевания. Это - мифологема, придуманная раннесредневековыми армянскими авторами, и имеющая хождение в армянской историографии по сей день. Из исследований самих арменистов следует:

- прародина армян - Балканы, историческая область Фракия;

- в Малой Азии их предки появились вместе с киммерийцами;

- первое армянское государство было создано на территории Малой Азии;

- на Кавказе армяне в массовом порядке появились в первой трети XIX века;

- "Кавказская Армения" - понятие начала XX века, когда была возрождена армянская государственность на землях азербайджанских ханств - Нахичеванского и Эриванского (История армянского народа. Ереван, 1980, Капанцян Г.А. Хайаса - колыбель армян. Ереван, 1947, Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975; Парсамян В.А. История армянского народа. Ереван, 1972).

Поэтому нет каких-либо оснований считать, что в IV-I вв. до н. э. Карабах входил в состав "Армении". Если это было бы так, то сатрап Мидии Атропат не имел бы возможности командовать сакасенами, обитавшими в междуречье Куры и Тертера. Между тем хорошо известно, что в Гавгамельской битве (последняя треть IV в. до н. э.) мидяне, которыми командовал Атропат, были "соединены" с кадусями, албанами и сакасенами (И.Г.Алиев. Очерк истории Атропатены,. Баку, 1989, с. 53). В то время не было не только армянского "централизованного рабовладельческого государства", но и вообще "Великой Армении". Выше отмечалось, что подобная дефиниция представляет собой мифологему, особенно в те периоды, когда вообще никакого армянского государства не существовало. Так было после событий IV, VI, XI веков:

- первый раздел и ликвидация армянской государственности в малой Азии имели место в 387 году: земли Армении разделили между собой Византийская и Сасанидская империи;

- второй раздел и ликвидация армянской государственности в Малой Азии имели место в 591 году, когда земли Армении были включены в состав Сасанидской империи;

- третий раз армянскую государственность ликвидировали в первой половине XI века (Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI веков. Москва, 1988, с.5; Саркисян Г.Х., Худавердян К.С., Юзбашян К.Н. Потомки Хайка. Ереван, 1998, с.46, 78-79, 90-93).

Таким образом, более 1400 лет армянской государственности не существовало. Ее удалось создать в 1918 году там, где она никогда не существовала: на землях бывших азербайджанских ханств - Нахчыванского и Эриванского.

Что касается Албании, то ее положение в I-IV вв. было несравненно лучше, чем Армении. Если ей иногда и приходилосьIPB Image придерживаться то римской, то парфянской ориентации, она, в отличие от Армении, не теряла самостоятельности, о чем, свидетельствует собственный албанский чекан (А. Похомов. Башни-мавзолеи в Барде и их надписи. Баку, труды Аз. ФАН. ССР. т.XXV, 1936 г. с.81-96 Раджабли А.М. Нумизматика Азербайджана. Баку, 1997, гл.I). Римлянам не удалось включить Албанию в состав Римской империи в качестве провинции (Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М.-Л., 1959, с.121). В начале II века, когда весь Кавказ был подчинен Риму, самостоятельной оставалась лишь Албания (Там же, с.129).

Во второй половине III века Албания была настолько независимой, что в отличие от соседей, албаны могли позволить себе "не принять письма" сасанидского царя царей Шапура I (Там же, с.134). Таким образом, можно констатировать, что на исходе античности Карабах оставался этнически и политически утийско-албанской частью суверенного Албанского государства. В политическом отношении Нагорный Карабах - Арсаг в I-IV веках был подвластен албаснким Аршакидам (Мамедова Ф.Дж. Политическая история и историческая география Кавказской Албании, Баку, 1984).

История, экономика и культура Кавказкой Албании, а значит и ее составной части - Карабаха, отражены главным образом в сообщениях античных писателей и в археологическом материале. Исчерпывающие сведения об исторической географии, населении, хозяйстве и торговле, общественном устройстве и культуре этой страны содержатся в "Географии" Страбона, "Естественной истории" Плиния Старшего, "Землеописании" Помпония Мелы, "Параллельных жизнеописаниях" Плутарха, "Анналах" Корнелия Тацита, "Географическом руководстве" Клавдия Птолемея, трудах Аппиана, "Римской истории" Диона Кассия, "О животных" Клавдия Элиана, сочинениях Курция Руфа, Флавия Арриана и Юлия Солина.

IPB ImageВажным источником по античной истории Карабаха являются труды азербайджанских археологов, которые в течение многих лет вели обширные раскопки в Карабахской зоне. Благодаря им удалось выявить и изучить памятники материальной и духовной культуры, ремесло и торговлю, торговые пути и товары, городскую и сельскую жизнь, формы хозяйства и занятий местного населения. Наряду с оседлыми землевладельческим населением, в Албании обитали номады. В последние века до нашей эры и первые века нашей эры они занимали бассейны Куры и Араза. Античные авторы называют их саками, массагетами, гуннами (К.Г.Алиев. Античная Кавказская Албания. Баку, 1992). Жители Карабаха являлись преимущественно оседлыми земледельцами. Возделывали твердую и мягкую пшеницу, ячмень и просо. Для хранения зерна пшеницы, ячменя и проса использовали хозяйственные ямы и большие глиняные кувшины. Широко применяли каменные зернотерки и ручные мельницы. В Карабахе выращивали также инжир, маслины, грецкие орехи, гранаты, персики и черешню. Все это свидетельствует о наличии в Карабахе многоотраслевого культурного оседлого земледелия.

Высокогорные альпийские луга и речные долины Карабаха благоприятствовали развитию скотоводства. Разводили местную породу лошади, прозванную позднее Карабахской. Именно отсюда в Албанию проникали особые конские породы, отличавшиеся от других. Разводили также крупный и мелкий рогатый скот. Карабахские овцы и козы античного времени очень напоминают современные породы мелкого рогатого скота, играющего ведущую роль в сегодняшнем скотоводстве.

В Карабахе было широко развито многоотраслевое ремесло. Здесь обнаружены древние горные выработки а также множество металлических изделий из грунтовых, кувшинных, катакомбных и других погребений. Их изучение показывает, что в древнем Карабахе было развито производство изделий как из железа и бронзы, так из золота и серебра. Для обработки металла применяли горячую и холодную ковку, чеканку и отливку в формах.

Широко было развито ткачество, сырьем для которого главным образом служили шерсть и лен. В древнем Карабахе имелись крупные и мелкие города и селения. Согласно Птолемею, в зоне Куры насчитывалось 29 полисов и коме (Птолемей. Указ. соч., с. 816). Они были связаны друг с другом магистральными и проселочными дорогами. Античные писатели относительно подробно говорят о путях, связывавших древнюю Албанию с внешним миром. Страбон отмечает проход из Албании в Иберию. Отмечается, что этими дорогами пользовались Гней Помпей и Канидий - один из полководцев Марка Антония. Древний географ упоминает проход из Иберии в Албанию в связи с албанской исторической областью Камбисеной и рекой Алазани. Страбон сообщает, что аорсы, владеющие северным побережьем Каспия, торгуют индийскими и вавилонскими товарами (Страбон. География, кн. XI).

Кроме сухопутных торговых магистралей в источниках отмечаются морские и речные пути. Известно, что в I в. н.э. могучий РимIPB Image простирал свои щупальца далеко на восток. В связи с этим в античной литературе появилось значительное количество новых сведений о Каспийском море. О контактах между римским миром и древней Албанией свидетельствует греческая надпись из Беюк-Дегны: Элий Ясон посвящает ее Эвнону, своему благодетелю. Судя по имени, Элий Ясон - грек, пребывал в Албании, преследуя, по-видимому, торговые цели. Ведь проникновение римских негоциантов на восток, начатое в связи с выявлением торговых путей еще во времена Лукулла и Помпея, продолжалось и впоследствии. О торговле свидетельствует материал из археологических раскопок. Так, к привозным предметам относятся стеклянные изделия, значительная часть монет и гемм, а также раковины каури, некоторые виды бус и скарабеи, амфоры, бронзовые светильники и серебряные блюда. Многие из таких вещей, обнаруженных в Карабахе, связаны с культурными ареалами или греко-римского мира, или восточных, стран и указывают на товарообмен древней Кавказской Албании как со странами Запада, так и Востока, в том числе с Парфией. Торговые связи с далекими и близкими странами осуществлялись главным образом по магистралям Парфянского государства и Атропатены, включавшим Албанию в сферу влияния крупнейших торговых центров того времени.

Авторы, писавшие о неизменной на протяжении веков "великой Армении", базируются на трудах таких раннесредневековых армянских историков, как, Фавст Бузанд, Мовсес Хоренаци. При этом они забывают одно чрезвычайно важное обстоятельство: картина, нарисованная Фавстом Бузандом или Мовсесом Хоренаци, отражает не реальную действительность, а "их собственные идеалы - единую объединенную Армению, противостоящую угрозе зороастрийской Персии" (И.Г.Алиев. Нагорный Карабах: история, факты, события. Баку, 1989, с. 49). Совершенно бесспорно, что эта картина "искажает действительность", ибо Армения, например в IV в., "не была единой, не была объединенной", что отмечает Н.Г.Гарсоян (Там же).

Побасенки раннесредневековых армянских авторов относительно мифологемы "великая Армения", включавшей в себя земли в треугольнике Каспийское - Черное - Средиземное моря, напрочь отрицают какие-либо иные государства, кроме армянского. Однако при том "забывается" такая мелочь, как аллохтонность армян на этой территории, на которую их предки пришли некогда из далекой Фракии на Блаканах.

Г.Ахадоглу



--------------------
Свободу Национальному Герою Азербайджана Расиму Акперову




Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 10.12.2011, 10:24
Администрация форума Вirlik не несёт ответственности за сообщения и размещенные материалы на форуме.
Всё написанное является частным мнением независимых пользователей форума.