Помощник
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Ive |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() потому! ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1,033 Регистрация: 07.10.2005 Из: рай Пользователь №: 415 ![]() |
ИСКУССТВО АЗЕРБАЙДЖАНА ЗА РУБЕЖОМ Во всех странах, у всех народов принято уважать свое прошлое и беречь его свидетельства в виде памятников материальной культуры. У нас же проблема безразличия к культурному достоянию, увы, приобрела характер и масштабы неприятной традиции. Если бы это была проблема сегодняшнего или хотя бы вчерашнего дня, то, наверное, можно было бы и не бить тревогу. Быть может, именно об этой черте нашего характера и существует фраза: "тюрки народ талантливый, но плохо берегут созданное". ![]() Сегодня мало найдется в мире авторитетных музеев, где бы отсутствовали образцы азербайджанского искусства. В ведущие музеи Москвы и Санкт-Петербурга мы вывозили свои творения сами, либо же отдавали их по первому требованию. А как же было не отдавать? Ведь все обязательные к исполнению указания поступали к нам именно из этих городов. И потом, быть представленными в музеях, имеющих статус общесоюзных, представляя тем самым "советскую культуру" в целом – об этом в то время мечтали многие. Так, во времена коммунистического режима в центральных музеях было накоплено немало образцов искусства с "окраин", однако при развале СССР об их возвращении никто почему-то и не подумал. Хотя сама Россия подняла вопрос о собственных долях во всесоюзных объектах, располагавшихся на территориях бывших союзных республик, и получила большую часть требуемого. Этой обстановкой, когда взаимные претензии можно было решать путем переговоров, удачно ![]() в том же Эрмитаже немало произведений, которые с полным правом могли бы затребовать и мы. Среди них бронзовая люлька XIII века, глазированный кирпич ханегяха Пир Гусейна XIV века, бронзовый поднос V-VIII вв., иллюстрированная "Хамса" Низами XVв., произведение искусства Мирзы Гадима Иревани XIX в. и др. Помимо этого, в бывшем Музее этнографии народов СССР в Санкт-Петербурге также хранятся ценнейшие образцы азербайджанского искусства. Если в Оружейной палате (стальной налокотник XVI в., художественный щит XVI в., стальной шлем XVI в., отражающие высокий уровень развития отечественного искусства обработки металла в указанный период) в Москве экспонируются уникальные старинные образцы нашего искусства, то в Государственном историческом музее, Музее искусств народов Востока, Государственной Третьяковской галерее – также и современные. ![]() Говоря о наших творениях в знаменитом парижском Лувре, я каждый раз вспоминаю кражу "Джоконды" Леонардо да Винчи из этого музея в 1911 г. неким итальянским маляром. При расследовании выяснилось, что этот похититель не мог смириться с превращением творения его великого соотечественника в достояние чужой страны. Я далек от намерения кого-то призывать к воровству, но одновременно хочу спросить, кто из наших состоятельных сограждан или ответственных за культуру ![]() Возвращаясь к прерванной теме, хочу сказать, что в музеях Франции хранятся лишь работы, по-настоящему представляющие собой образец высокого искусства. Именно к таковым относятся хранящиеся в Лувре бронзовый сосуд XII века, тебризский ковер XVI века, а в Музее декоративного искусства – художественные ткани XVI века и сюжетный ковер XVI века. География художественных экспонатов отечественного происхождения не ограничивается перечисленными ![]() ![]() Сегодня все международные тяжбы и споры относительно образцов материальной культуры регулируются конвенциями и другими документами, принятыми в XX веке. Один из таких документов – Гаагская конвенция 1954 года, запрещающая нанесение ущерба, разграбление культурного наследия только во время военных действий. Необходимо остановиться на еще одной проблеме. Хотя все эти творения больше и не в наших руках, мы не должны забывать, что они принадлежат нам. Не забывая этого, мы обязаны сделать так, чтобы и другие знали это, чтобы наши недобрые соседи не могли успешно пропагандировать по всему миру образцы азербайджанской культуры как "армянские". Увы, таких случаев было и есть предостаточно. Такое происходит и по незнанию, и преднамеренно. Если нам все же удаться, проявив характер, добиться возвращения нашего культурного достояния в наши музеи, то и остальные проблемы потеряют свою остроту. В этом деле большие надежды возлагаю на интеллигенцию и состоятельных сограждан. Нельзя забывать, что никто за нас не будет беречь созданное нами. До сих пор мы достаточно натерпелись за свое невнимание к этому важному делу, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. В противном случае, будет утрачено и то немногое, что осталось у нас. P.S. В работе использованы исследования академика Расима Эфендиева, имеющего большие заслуги в уточнении адресов произведений отечественного искусства за рубежом. Список некоторых крупнейших зарубежных музеев, где хранятся образцы азербайджанского художественного творчества США Нью-Йорк: Музей Метрополитен, частная коллекция Джона Рокфеллера, Галерея антикварного искусства Вашингтон: Текстильный музей, Галерея Фрир Лос-Анджелес: Музей искусств Великобритания Лондон: Музей Виктории и Альберта, Британский музей, Галерея ковров стран Востока Франция Париж: Лувр, Музей декоративного искусства, Дом-музей Александра Дюма Лион: Музей декоративного искусства, Музей старинных ковров Марсель: Музей изящных искусств Швейцария Берн: Музей истории, Музей ковра, магазин турецкого антиквариата Женева: Музей керамики, магазин ковров стран Востока Цюрих: Музей прикладного искусства Базель: магазин кавказских ковров, Музей истории Россия Москва: Оружейная палата, Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Музей искусств народов Востока Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, Музей этнографии народов СССР Турция Стамбул: Музей дворца Топкапы, Музей ковра, Музей турецких и мусульманских произведений Измир: Археологический музей. [/b] -------------------- Свободу Национальному Герою Азербайджана Расиму Акперову
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 12.12.2011, 01:29 |