IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Черное золото..., нефть Баку(до н.э - современность )
NO ONE
сообщение 30.11.2005, 02:21
Сообщение #1


А-X
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 41
Регистрация: 10.04.2005
Пользователь №: 22



Добыча "черного золота" в Баку известна с VII-VIII веков до нашей эры, а перегонка - с XIII века. Местные жители с давних пор использовали нефть. С ее помощью освещали и отапливали дома, жгли известь, покрывали в загустевшем виде крыши своих домов и даже лечились. До XVI века, когда на Востоке получило распространение огнестрельное оружие, нефть была грозной силой. Но потребность в нефти в те далекие времена была небольшой. Подлинная история нефтяного Баку началась сто лет назад, так, в начале XX века Баку давал больше половины всей добываемой в мире нефти.

IPB Image

О нефти Баку уже в средние века знали далеко за пределами Азербайджана. Так, например, арабский географ ал-Истахри, живший в 930 году нашей эры, говорит о добыче белой и темно-серой нефти в Баку. Помимо данных ал-Истахри имеется следующее описание Баку арабского путешественника Абу Дулафа, побывавшего в этом городе в 942 году: "Я шел восемьдесят фарсахов под деревьями по берегу Великого моря Табаристана, пока не дошел до места, называемого Бакуйа, принадлежащего к областям Ширвана. Там я нашел источник нефти, ежедневная арендная плата которого достигает тысячи дирхемов, а возле него - другой источник, изливающий беспрерывно, днем и ночью, белую, как жасминовое масло, нефть, откуп последнего равен первому".
Указанные сведения Абу Дулафа очень ценны, так как они дают представление о доходах с двух колодцев нефти, составляющих сумму в 1.000 дирхемов с каждого ежедневно. Сумма эта говорит о большой добыче нефти в то время и свидетельствует о существовании откупной системы и аренды на добычу нефти при арабах. Что касается арендной платы, упоминаемой в отрывке, то, по-видимому, здесь речь шла о государственных нефтяных колодцах, отданных на откуп, и показанный доход в 1.000 дирхемов с каждого колодца является откупной суммой, получаемой государством от частных лиц. Подобный способ эксплуатации нефтяных источников практиковался и позже при монголах и других завоевателях.
Ал-Бируни в первой четверти XI века очень кратко говорит о Баку: "Баку - промысел белой нефти". Арабский путешественник Абу Хамид ал-Андалуси ал-Гарнати, объехавший юго-западное побережье Каспийского моря в 1131 году, так описывает нефтеносные земли Апшерона и острова на Каспийском море близ Баку: "И есть там остров, черный как уголь, из него вытекает горькая, вонючая вода; и вместе с этой водой выходят четырехугольные камни, похожие на превосходную желтую медь. Люди берут их на гири для весов. А напротив этого острова у моря есть земля черная как уголь, на ней растет трава, обитают разные животные. И выходит из этой черной земли битум и нефть, черная и белая, а находится эта земля недалеко от Баку в области Ширвана".
Хамдуллах Казвини в своем труде "Нузхат ал-кулуб" в 1339-1340 годах пишет о Баку: "Бакуйе относится к пятому климату. Климат близок к жаркому. Урожай бывает больше на пшеницу". Затем Хамдуллах Казвини описывает кустарный способ добычи бакинской нефти: "Величайшее месторождение ее в Бакуйе. И есть там местность, где копают колодцы, дабы нефть выходила наружу. Нефть находится на поверхности воды, и ее извлекают из тех источников".
С XIII века на Апшероне стали появляться западноевропейские путешественники, которые, также как и восточные авторы, отмечали большую добычу нефти в этих местах. Знаменитый венецианец Марко Поло сообщает о бакинских нефтяных источниках следующее: "На грузинской границе есть источник масла (нефти) и много его - до сотни судов можно зараз нагрузить тем маслом. Есть его нельзя, а можно жечь или мазать им верблюдов, у которых чесотка и короста. Издалека приходят за тем маслом, и во всей стране его только и жгут".
Из этого отрывка можно заключить, что нефть употреблялась не только во многих отраслях хозяйственной жизни, но и как лечебное средство. Лечебные свойства бакинской нефти были отмечены с давних времен, ею вылечивали целый ряд болезней.
В 1572 году Баку посетили агенты английской торговой компании, которые проявили интерес к бакинской нефти. Один из агентов этой компании, Джеффри Дэкет, в своих записках сообщает о большой добыче нефти близ Баку, где он был в это время: "Около города, называемого Баку, замечается странное явление. Отсюда выходит на поверхность земли необычайное количество масла, за которым приезжают с отдаленных границ всей Персии. Оно служит всей стране для освещения домов. Это род масла черного цвета и называется нефтью. Ее перевозят по всей стране на мулах и ослах, которых вы часто встретите караванами по 400-500 за раз. Около указанного города Баку есть также другой род масла, белого и очень ценного, и предполагается, что это то же самое, что у нас называется петролеум (горное масло)". Число вьючных животных в караване говорит о значительных перевозках нефти.

IPB Image

Итальянский путешественник Пьетро делла Балле (1618 год) говорит о большой добыче черной нефти близ Баку, стоящей очень дешево и приносящей шаху ежегодно большие доходы. Ценные сведения о нефтедобыче на Апшероне в своей "Книге путешествия" - "Сияхат-намэ" дает известный турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший Баку в 1647 году. Он сообщает, что в окрестностях города Баку в семи местах имеются нефтяные промыслы и нефть каждого из них имеет свой цвет: красный, желтый, черный и т. д., но наиболее ценной была желтая нефть.
О бакинской нефти упоминает также немецкий путешественник Энгельберт Кемпфер, секретарь шведского посольства, посетивший Баку 6-8 января 1683 года. Он осмотрел нефтяные месторождения Апшерона в селениях Бинагади, Рамана, Балахана, и Сурахана.
Петр Великий, снаряжая на юг военную экспедицию под командованием генерала Матюшкина, особо поручил тому прислать в Санкт-Петербург из Баку побольше нефти, «коя является основой вечного и священного пламени», а также мастеровых людей, смыслящих в нефтяном деле. В связи со смертью Петра этот наказ не был осуществлен.
Судя по той информации, которой мы располагаем на сегодняшний день, в 1825 году основными районами нефтедобычи были Сабунчи, Балаханы, Бинагади, Биби-Эйбат и Шубаны. В незначительном количестве нефть добывали также на острове Святом (Пираллахы, ныне остров Артем). Добычу нефти производили в специальных колодцах, открытых ручным способом.
В 1840-м году «ученые мужи» из Петербургской академии наук, рассмотрев присланные для анализа образцы бакинской нефти, вынесли презрительное заключение о том, что «сию вонючую жидкость» можно использовать разве что как колесную мазь...».
Прошел десяток лет, и слава столицы «черного золота» разнеслась по всему свету. Наслышанные о бакинском «Клондайке», сюда со всех концов земли стекались специалисты. Известные ученые, химики, технологи, талантливые инженеры и зодчие, строители и изобретатели нажили здесь немалые состояния.
В 1848 году по инициативе инженера горного управления Семенова была предпринята попытка построить новые колодцы по усовершенствованному способу, предложенному Воскобойниковым. Построенный новым методом (на 11 лет раньше, чем в США) колодец давал по 110 пудов нефти в сутки.
В 1863 году на острове Святом попытались проложить нефтяной колодец механическим способом, однако попытка окончилась неудачей. В 1869 году в Балаханах закладывается первая буровая скважина. Но и это начинание не увенчалось успехом: на глубине 10—15 метров мастер Аллахъяр услышал сильный подземный гул. Основательно испугавшись, мастер и рабочие забросали скважину камнями и песком. Только три года спустя — в 1871 году — пробурили вторую скважину. Она стала давать по 700 пудов, а затем и по 2000 пудов нефти в сутки.
В 1863 году бакинец Джавад Меликов построил первый керосиновый завод, став пионером нефтеперегонного дела в Азербайджане. Несколько ранее, в 1859 году, в Сураханах близ святилища Атешгях Кокорев и Губонин построили фотогенный завод. В шестидесятых годах по совету великого русского ученого Д.Менделеева этот завод был значительно реконструирован. В 1870 году количество керосиновых заводов увеличилось до 47.
В 1871 году нефтяная скважина была пробурена ударным штанговым способом. Механическое бурение стремительно увеличило число скважин, повысило их производительность. Чуть позже произошел переход к паровому двигателю.
В 1872 году была отменена откупная система, являвшаяся серьезным препятствием на пути развития нефтяной промышленности, нефтеносные участки стали предоставляться на длительное пользование частным лицам. Бакинская нефтяная промышленность вступила на путь капиталистического развития. Если в 1872 году в Баку было добыто 1,5 миллиона пудов нефти, то в 1900 году город давал уже более половины мировой добычи (661 миллион пудов) и 95% нефти, добываемой в Российской империи. Соответственно выработка керосина в 1873 году составляла 15.000 тонн, а в 1901 году уже 2.500.000 тонн.
Все более расширялся круг нефтепромышленников. В начале века в Баку действовало более ста нефтяных фирм. В погоне за богатством и миллионами в Баку стекались представители иностранного капитала. В 1879 году зародилось товарищество братьев Нобель, которое, наряду с бурением и эксплуатацией нефтяных скважин, занималось транспортировкой и торговлей нефтепродуктами, имело нефтеперегонные заводы, нефтеналивной флот, вело обширную изыскательскую и научно-исследовательскую работу.
В 1883 году из Парижа в Баку прибывает полномочный представитель Ротшильда, который создает Каспийско-Черноморское акционерное общество. Во владение общества вскоре переходят промысла, завод и другие предприятия русского нефтепромышленника Пешковского. Планы вновь созданного общества простирались далеко: добыча, переработка нефти и, в особенности, ее экспорт. Нобель и офранцузившийся еврей Ротшильд всячески стремились подчинить себе мелких нефтепромышленников. Так, Каспийско-Черноморское общество устроило владельцам промысловых фирм денежный капкан, выдав аванс в два миллиона рублей и связав им на несколько лет руки. Они были вынуждены продавать нефть обществу на выгодных для того условиях. В то же время Ротшильд основал фирму «Мазут» — торговое предприятие своего общества. Заводчики-должники обязывались продавать нефть исключительно «Мазуту». Многих это «благодеяние» вконец разорило.
Бакинские нефтяные магнаты учредили в 1884 году свою организацию — «Совет съезда нефтепромышленников»; это была одна из первых организаций крупной буржуазии в России. Организация отстаивала интересы хозяев перед правительством и вместе с ним расправлялась с рабочими, трудящимся людом. «Совет съезда» обсуждал и выносил решения относительно всего, что касалось нефти. Он выпускал журнал «Нефтяное дело», открыл библиотеку, школу, содержал больницу, аптеку. Это было мощное орудие в руках крупных компаний и монополий. Шесть лет «Совет съезда нефтепромышленников» возглавлял Нобель, а с 1890-го по 1916-й год во главе «Совета» стояли братья Гукаловы, сопредседатели «Каспийского товарищества».
В 1890 году англичанин Джеймс Вишау покупает в Биби-Эйбате нефтяные промысла, а в Черном городе — заводы Шибаева. Создают здесь свои дочерние отделения и представители бельгийских, немецких, американских фирм.
Каждый день появлялись торговые общества, финансово-кредитные и транспортные компании, все новые и новые промысловые фирмы.
В области транспортировки нефти также постепенно происходили изменения. До конца 70-х годов прошлого века нефть перевозили аробщики в бурдюках или бочках. Гасан-бек Зардаби писал по этому поводу в газете «Экинчи» (1 января 1877 года):
«От Балаханов до перегонных заводов — 7—8 верст, аробщики берут за перевозку нефти от пятака и выше и таким образом имеют хорошие барыши. Говорят, в минувшем году возчики получили с хозяев заводов полмиллиона рублей за извоз. Сейчас организовали две компании. Одна хочет пустить нефть от промыслов до заводов по железным трубам, другая — провести железную дорогу. Компания, которая хочет перекачивать нефть по наземным трубам, уже получила соответствующее разрешение правительства и вскоре приступит к работам. Траты составят около ста тысяч рублей. Чтобы провести железную дорогу, собрали сто тысяч, однако требуется еще столько же».
В короткий срок от Тифлиса до Баку проложили железную дорогу длиной 520 верст, — уже в 1883-м году по ней пошли грузовые составы. За восемнадцать месяцев (конец 1878-го — 1880-й годы) из города к сабунчинским и сураханским промыслам протянули узкоколейку длиной 26 километров.
В связи с созданием фирмы «Мазут» — торгового предприятия ротшильдовского Каспийско-Черноморского товарищества — по совету Гаджи Зейналабдина (бакинского миллионера) местными капиталистами во главе с Чолаг Агабалой Гудиевым было создано акционерное общество нефтепровода «Баку—Батуми». У этого общества сразу же появилось немало явных и тайных врагов. Кто боялся конкуренции, кто просто завидовал. Нефтепровод, считавшийся в то время грандиозным сооружением, должен был протянуться от Баку на 800 километров — через Куринскую низменность, склоны Малого Кавказа, подножье Сурамской крепости и Реонскую низменность, — соединив берег Каспия с берегом Черного моря. С вводом в действие нефтепровода бакинская нефть открывала себе широкую дорогу на международные нефтяные базары.
Строительство нефтепровода началось в 1897 году, а завершили его десять лет спустя—в 1907 году.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 10.12.2011, 12:38
Администрация форума Вirlik не несёт ответственности за сообщения и размещенные материалы на форуме.
Всё написанное является частным мнением независимых пользователей форума.