Помощник
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Гянджа-земля талантов ..., Таланты,архитектура,фотографии,события.. |
NO ONE |
24.11.2005, 15:47
Сообщение
#101
|
А-X Группа: Пользователи Сообщений: 41 Регистрация: 10.04.2005 Пользователь №: 22 |
Краткая справка
ГЯНДЖА (в 1804 - 1918 Елизаветполь, в 1935 - 89 Кировабад), город в Азербайджане, у севоро-восточного подножия Малого Кавказа, на р. Гянджачай (бассейн Куры); железнодорожная станция 278 тыс. жителей. основан в 7 в. В 1138 разрушен землетрясением, перенесён на новое место. В 12 - 13 вв. крупный торгово-ремесл. и культурный центр Азербайджана. В 18 в. центр Гянджинского ханства. С 1804 в составе России; с 1868 центр Елизаветпольской губернии В 1905 - 07 один из революц. центров Азербайджана (М. А. Азизбеков, Н. Н. Нариманов, С. Г. Шаумян и др.). Современном Гяндже - второй (после Баку) промышленный и культурный центр Азербайджана. основан отрасли промышленности: лёгкая (текст, и ковровый комбинаты, хл. - очистит, завод и др.) и пищевая; заводы - стройматериалов, фарфоровый, алюминиевый, грузовых автомобилей, мебельная фабрика и др. 3 вуза, театр, Краеведческий музей, картинная галерея "Низами", Музей средневековой азербайджанской миниатюры. Сохранились: остатки крепостных стен, башен, мостов на древней территории Г. (12 - 13 вв.), культовый комплекс Имамзаде (мавзолей 14 в., мечети, гробницы 17 в.) к северо-востоку от Старой Гянджи; Джума - мечеть (1606), караван - сарай, баня, остатки крепостных стен 17 в., купольные жилые дома 17 - 18 вв., мечети и мавзолеи 19 в.; мавзолей над могилой Низами - уроженца Гянджи (1947). Памятники: Низами (1946), поэтессе Мехсети Гянджеви (1982). Родина великого Низами, памятник древнейшей культуры - город Гянджа расположен на северо-восточном подножье Малого Кавказа, на Гянджинско-Газахской низменности, по обоим берегам Гянджачая. Этот город, сыгравший большую роль в общественно-экономической, политической и культурной жизни Азербайджана, находился на пересечении караванных дорог, где останавливались путники, наслаждались беседами чужеземные ученые. Перелистывая страницы богатой истории, в каждой строчке мы встречаем следы древнего города, слышим его голос и ощущаем его дыхание. Существуют различные точки зрения об истории формирования Гянджи как города. Одни относят основание города к периоду до нашей эры, большинство же - к началу средних веков. Говоря об истории города, нельзя забывать о том, что он формировался как общественно-экономический и культурный центр. Гянджу, как и другие города Азербайджана ( Кабала, Нахичевань, Шеки, Шемаха ), следует рассматривать как поселение, которое имело благоприятное географическое расположение и постепенно перешло в город. Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба (гассаб - мясник), жившего в период правления четвертого Халифа Али ибн АбуТалиба (656-661) и отличавшегося своей справедливостью и честностью. Во времена когда население города исповедовало идолопоклонство он скрытно принял веру Мухамеда. То, что кто-то мог поменять свои взгляды и веру только скрытно, говорит о том, что в этот уже в VII веке в Гяндже была сильная политическая власть и влиятельное духовенсто. Ещё в 40-х годах, во время археологических раскопок, исследователи пришли в такому заключению, что на территории Гянджи еще до нашей эры были поселения. В истолковании топонима "Гянджа" также имеются разные мнения. Топоним ( "Джанза" - у арабов , "Гяндза" - у грузин ) воспринимался как пехлевийское слово, что обозначало - клад, сокровище, место хранения урожая. Ни одно из этих толкований не имеет научной основы. По Реслеру, этот термин присущ азербайджанскому языку. В другом соображении отмечается, что данный термин связан с именем племени Ганджаков, что ближе к истине. В науке давно доказано существование этого племени. Ряд мест в Азербайджане и Средней Азии связан с именем этого племени. Историки Средней Азии оспаривают и доказывают, что они являются выходцами этого племени. В первой половине VII в. Гянджа разрушена персами, а во второй половине - арабами.В конце VII в. город был превращен в арену битв между арабами и хазарами. В "Дербенднаме" отмечается, что в начале VII в и в VIII в. территория Азербайджана неоднократно подвергалась набегам, в результате чего значительно пострадала и Гянджа. После Барды, столицы Аррана, Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, здесь часто останавливались караваны. В обращении были арабские динары и дирхемы. Начиная с X в., когда Барда теряет роль столицы, Гянджа начинает играть важную роль в общественно-экономической и культурной жизни страны. В жизни города торговля и ремесло занимают важное место. Для развития ремесла здесь имеется экономический потенциал. Железные, медные , квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьем. По мере формирования Гянджи как столицы страны особое внимание уделяли и укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вокруг были вырыты рвы. На этой фотографии запечатлены остатки когда-то величественной Гянджинской крепости. На переднем плане видна угловая башня крепости, другая башня находится где-то в отдалении около 600 метров в части помеченной красной стрелкой. Эта стена проходит вдоль берега Гянджачайа, когда-то являющимся естественной преградой, а сейчас - реки постоянно подтачивающей и без того ветхие стены крепости. В IX-X вв. в связи с ослаблением халифата и в Азербайджане стали появляться самостоятельные феодальные государства ширваншахов, саджадитов, саларидитов, раевадитов. В середине Х в. Гянджа, находившаяся в руках саларидитов, стала затем столицей шададитов. Во времена правления Фадлуна I ( 895-1030 ) Гянджа окрепла еще больше. Шададиты построили здесь крепость, дворцы, мосты, каравансараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость. В 1063 г. кузнец Ибрагим изготовил знаменитые врата Гянджи. По мере превращения Гянджи в крупный центр, расширялась и ее территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шелк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных .Гянджа считалась и религиозным центром. Так, резиденция Албанского каталикоства была переведена из Барды в Гянджу. Гатран Тебризи об этом периоде писал так: "Сейчас гянджа преврaтилась в райский край" . В середине ХI в. Азербайджан подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I (1038-1068) в 1054 двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи Шавир согласился стать вассалом Тогрул бека. Он преподнес ему дорогой подарок и в его честь была прочтена хутба. Нашествия сельджуков не прекращались. В 70-х годах XI в. Фадлун III , правитель шададитов, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 г. сельджукский правитель Малик шах ( 1072-1092 ) послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на сильное сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленен и, таким образом, был положен конец царствованию династии шададитов, которые правили более 100 лет. Правление Гянджой Малик шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара . Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном ( 1105-1117 ) все еще оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи. В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, в ответ на это сельджукские войска вторглись в Грузию и ограбили ее. Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 25 сентября 1139 года. Киракос Гянндзакеци писал: "…Туман и облака окутали горы и равнины, произошло ужасное землетрясение. Гянджа разрушилась…В результате этого Кяпаздаг разрушился и обрушился на речки, которые стекали с оврагов, загородив им путь. Так образовалось озеро" [ 6, 63 ]. Озеро Гек-гель (Гек- синее, гель-озеро) в данное время находится на территории одноименного заповедника и является одним из самых живописных мест Азербайджана. Но автор забыл упомянуть или тогда не знал о семи других озерах образовавшихся в результате этого землетрясения и также отличающихся своей редкой красотой. Это - Марал-гель, Джейран-гель, Ордек-гель, Залигелю, Аггель, Гарагель и Шамлыгель. Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя города, грузинские феодалы совершили нашествие, захватили много трофеев и забрали с собой знаменитые врата Гянджи. Остатки этого памятника материальной культуры Азербайджана до сих пор находятся во дворе Келатского монастыря Грузии. Длительные междоусобные феодальные войны ослабили сельджукское государство.Это создало условия для усиления местных феодалов и появления новых государств. Одним из них было государство Атабеков, основанное Шамсадином Эльданизом. Гянджа стала резиденцией этого государства в Арране. Начало XII-XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи- второй столицы государства Атабеков, ибо благодаря тому, что ее изделия стали известны далеко за пределами страны, она поднялась до уровня "матери Арранских городов". Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась "гянджинский шелк", получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока . Продолжение следует........... |
S.S |
13.12.2006, 13:08
Сообщение
#102
|
Знаток Группа: Пользователи Сообщений: 198 Регистрация: 11.11.2005 Пользователь №: 661 |
Keb_ab, вы знаете, кого обычно называют легендарным? Например, Короглу можно называть легендарным. Потому, что в дастане говорится что, якобы он каждый раз ел одну барану на обед. Вот это нереально. Поэтому и его называют легендарным.
А что сделал Джавадхан? Просто защитил свою честь. Можно ли его назвать легендарным из-за этого? Его можно назвать храбрым, смелым, а не легендарным. -------------------- КОГДА-ТО ОДИН ФИЛОСОФ НА ВОСТОКЕ ВЫШЕЛ НА УЛИЦУ, И ЗАКРИЧАЛ: KISHI AXTARIRAM!
|
Keb_ab |
13.12.2006, 13:41
Сообщение
#103
|
HomoSapiens Группа: Пользователи Сообщений: 3,588 Регистрация: 28.01.2006 Пользователь №: 1,050 |
Keb_ab, вы знаете, кого обычно называют легендарным? Например, Короглу можно называть легендарным. Потому, что в дастане говорится что, якобы он каждый раз ел одну барану на обед. Вот это нереально. Поэтому и его называют легендарным. А что сделал Джавадхан? Просто защитил свою честь. Можно ли его назвать легендарным из-за этого? Его можно назвать храбрым, смелым, а не легендарным. Странные вы... Что вы все цепляетесь за слова? Если бы речь шла только о защите своей чести... Человек отдал свою жизнь и жизнь близких ему людей за свободу своей родины, за свободу своего народа. Это-ли не пример для подражания? Или Вы считаете, что съев за раз барана (хотя про Кёроглу слогали дастаны не за это его качество, а именно за те, которые были присущи и Джавадхану), можно считать себя легендарной личностью? Тогда. если хотите, я дам Вам адресные данные некоего Гусейна из Кюрдамира, который тем и славится, что может съесть годовалого барашка за раз. Для меня (и ещё многих людей), Джавадхан остаётся легендарной, сильной личностью! Личность, который ставил интересы и свободу своего народа превыше всего. К Вашему сведению, только после смерти Джавадхана, началось массовое переселение армян в Карабах при непосредственной поддержке русской армии и генерала Цицианова. Чтобы не быть голословным: Победа России в Русско-Иранской войне 1804 - 1813 годов и "Гюлистанский договор", приведший к разделу Азербайджана решительно продвинули вперед переселение и объединение армян. После захвата Эривани в ходе Русско-иранской войны в 1826 - 1828 годах этот план начали претворять в жизнь. Проект переселения был подготовлен армянским каталикосом Нерсесом Аштарекеци. В подготовке и внедрении этого плана большую роль сыграл и А.С. Грибоедов. В ноябре 1827 года приглашенному из Петербурга для осуществления руководства переселением армян, находящемуся в то время в Тебризе Егизару Лазаряну Нерсес писал: "Теперь я попросил верного защитника нашей армянской национальности господина А.С. Грибоедова о том, чтоб он не забывал о моей просьбы о наших пленных христианах и чтобы везде, где он побывает, способствовал бы их принятию под могущественный русский флаг. Я также попросил его высочество господина Паскевича и теперь пишу господину Грибоедову А.С. , а также прошу и ваше высочество склонить господина Ивана Фёдоровича Паскевича к тому, чтобы во время перемирия не забыл включить в соглашение статью, предусматривающую свободное возвращение армян, живущих в городах и сёлах Ирана, на свою родину под покровительством России." XV статья подписанного 10 февраля 1828 года "Туркменчайского договора" предусматривала переселение армян. Из XV статьи: "Его высочество Шах дарует всеобщее прощение всему населению области, называемой Азербайджан. Кроме того, начиная с этого дня, в течение одного года они имеют право вместе со своей семьёй переходить из Ирана в Россию без каких-либо препятствий со стороны местных начальников и чиновников, а также продавать движимый товар, не облагаясь никакими таможенными пошлинами и налогами. Что касается недвижимого имущества, то для его продажи или какого - то добровольного решения о нём, определяется пять лет". Для организации переселения армян в Нахичевани и Эривани был создан комитет по переселению. Переселенцам были определены большие льготы: они в течение 6 лет освобождались от налогов и воинской повинности, им выплатили пособия за счёт контрибуции, полученной от Ирана и т.д. После некоторых подготовительных мероприятий началось переселение. Число армян, переселённых из Ирана, составляло 40 - 50 тысяч человек. В ходе и после Русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов из Турции было переселено 90 тысяч армян. Переселение армян из Турции и других восточных государств было продолжено и в течение последующего периода. Основным направлением переселения было Закавказье. В 1911 году Н.И. Шавров писал: "Из живущих в настоящее время в Закавказье 1 миллиона 300 тысяч армян свыше одного миллиона не является коренным населением, а переселено нами". При переселении армян в Закавказье особое внимание обращали на то, где именно их размещать. А.С. Грибоедов писал: "Из районов, захваченных русской армией - Тавриза, Хоя, Салмаза, Мараги всех армян нужно поселить в Нахичевани, Эриване и Карабахской области". Эта рекомендация Грибоедова была достойно выполнена. Шавров писал: "Армяне размещались, в основном, на благодатных землях Елизаветполя (Гянджи) и Эриванской губернии, где их было ничтожно мало. Нагорная часть Елизаветпольской губернии (Нагорный Карабах) и берега озера Гёйча были заселены этими армянами ". Таким образом, начинается изменение этнического состава названных территорий в результате заселения их армянами. -------------------- И всё таки: "Муа? Тапоах адама..."
Caste jubet lex adire ad deos, animo videlicet. |
Текстовая версия | Сейчас: 12.12.2011, 04:03 |