IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Ковровое искусство в Азербайджане
Ive
сообщение 17.11.2005, 19:53
Сообщение #1


потому!
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,033
Регистрация: 07.10.2005
Из: рай
Пользователь №: 415



IPB Image

IPB Image


История коврового искусства в Азербайджане зародилась давно, еще в бронзовом веке. Именно в эту эпоху ковер стал неотъемлемым предметом обихода древних жителей этой страны, воплощая в себе эстетику гармонии, идеи, художественный вымысел, полет фантазии, четкость изображения, всю цветовую гамму окружающей природы.

IPB Image

Еще в V веке до н.э. греческий философ Ксенофонт указывал, что иранцы заимствовали обычай изготовлять и пользоваться коврами у далеких предков азербайджанцев – мидян. А античный историк Геродот оставил потомкам сведения о том, как на Кавказе изготовлялись применявшиеся в ковроткачестве растительные краски, обладающие большой прочностью и красивейшими оттенками. Начиная с VI века н.э. исторические и литературные памятники дают обширные и ценные сведения об азербайджанском ковре.

IPB Image

Восторженные высказывания о величайшем разнообразии, искусстве выделки, редкой красоте средневековых азербайджанских ковров часто можно встретить в трудах албанского историка Моисея Каланкатуйского (VII век), арабских авторов Масуди, Табари, Аль-Мукаддаси, Ибн Хаукаль, Аль-Истахри (IX-X века). Особо выделяется в их статьях тема выделки тонких высококачественных безворсовых ковров и ковровых изделий.

В VIII-XV веках азербайджанские ковры превратились в один из основных товаров, вывозимых с Кавказа на Запад. Как символ роскоши и причастности к высокой культуре они запечатлены на многих картинах великих художников Европы. Например, ковер "Зейва" вписан в картину "Мадонна Каниника" голландского живописца Яна ван Эйка (XV век), итальянский художник эпохи Возрождения Пинтурикью в "Сцене из жизни Энея" изобразил ковер "Гянджа" Газахской зоны, нидерландский художник XV века Ганс Мемлинг дал изображения азербайджанских ковров сразу в нескольких своих произведениях, в том числе в известном триптихе, посвященном Деве Марии.

Особый, "золотой век", прожил азербайджанский ковер в XVI веке, с образованием государства Сефевидов, когда на престол взошел шах Исмаил Хатаи. Поэт, историк, философ, шах Исмаил покровительствовал музам: в годы его правления в стране наивысшего расцвета достигли музыка, поэзия, архитектура, различные виды народно-прикладного искусства, в том числе и ковроделие. Художники-миниатюристы, каллиграфы того времени сыграли огромную роль в формировании школы азербайджанского орнаментального искусства, которая позднее оказала огромное влияние на Восток и создала единый, т.н. "тебризский стиль".

С середины XIX века азербайджанскими коврами могли любоваться тысячи посетителей различных выставок, проводившихся во всем мире. И уже на первых международных Тифлисских выставках 1850 и 1857 года уникальные изделия азербайджанских мастеров были удостоены призов. В истории азербайджанского ковра важную роль сыграли Московская политехническая выставка 1872 г. и Всероссийская выставка промышленности и искусства 1882 г., на последней из которых, в частности, экспонировались ковры и вышивки, созданные знаменитой поэтессой Хуршуд Баку Натаван. Эти и многие другие выставки принесли азербайджанскому ковру всемирное признание, славу и награды – золотые, серебряные, бронзовые. А ныне азербайджанские ковры стали достоянием величайших музеев мира, частных коллекций…

IPB Image


Художественные традиции

Любой вид искусства имеет свои технологические особенности, тип, стиль, жанр, школу, и конечно, всех этих особенностей не избежал и азербайджанский ковер, включающий две яркие, неповторимые группы – безворсовые и ворсовые ковры.

Безворсовые ковры именуются еще "коврами быта", обыденной жизни и деятельности народа. Это палас, килим, джеджим, шадде, варни, зили, сумах – представляющие собой как бы начальный этап развития ковроделия, когда ковры создавались путем простого продевания и обвязывания нитей основы и утка. Ворсовые же ковры наиболее сложны по технике вязания: они создаются с помощью узловязания способом – "тюркбаф", открывающим широкое поле деятельности для узоров, сочетания цветов, сюжетов. Именно ворсовые ковры, вобравшие в себя всю красоту окружающего мира, мастерство и вдохновение мастера, и сегодня ткутся разных размеров: малые – халча, гяба, намазлыг, тахт-усту, дошанак и крупные – даст халы, гяба, каждый имеет определенное значение. При этом эстетический принцип азербайджанского ковра вложен в плоскостное решение "картинок", ритмику рисунка, традиционность членения на центральное поле и бордюр, лаконичную геометрию элементов, и все это – во все разнообразии форм, мотивов, художественных идей.

В Азербайджане всегда существовали локальные школы ковроткачества, и школы эти всегда взаимно влияли, обогащали друг друга. В наше время выделяется семь признанных ковровых школ: Бакинская, Губинская, Ширванская, Гянджинская, Газахская, Карабахская и Тебризская. Губинские ковры "Пирябедиль", "Гымыл", "Сырт-чичи" поражают тонкостью выделки и мелким растительным рисунком, убористой цветовой гаммой ярчайших красок, ширванские "Мугань", "Табистан", "Шильян" больше тяготеют к наиболее древним композициям, со строгой идеей ритма и спокойным, монументальным колоритом. Гарабахские ковры "Ханлыг", "Малыбейли", "Лямпа" вбирают в себя мастерство композиции, изобретальность фантазии, красочность колорита, а бакинские "Хили-бута", "Новханы", "Фатмаи" привлекают тонким рисунком и сложнейшим орнаментом. В грубошерстных, с бархатистым переливом коврах Гянджи и Газаха "Фахралы", "Шихлы" и "Борчалы" – крупные стилизованно-упрощенные геометрические построения, в тебризских "Сараби", "Афшан", "Лечек-турундж" – декоративная вязь орнамента, круговые и спиральные формы декора, создающие образ вечной гармонии мира.


IPB Image


Более древнюю историю, чем орнаментальные изделия, имеют сюжетные ковры Азербайджана, темы которых черпались из самой жизни, вдохновлялись прекрасной природой, были тесно связаны с самим укладом, бытом, традициями, социально-историческими процессами. "Содержание" ковров этого типа столь же многообразно, как и сюжеты романов, созданных на протяжении веков. Самые древние по происхождению мотивов и образов это "Овчулуг" – охотничьи ковры, наиболее стойкие в декоративном искусстве Азербайджана. Славятся и ковры с традиционными мотивами восточной классической литературы, излюбленными мотивами которых и по сей день остаются темы и сюжеты произведений великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви.


--------------------
Свободу Национальному Герою Азербайджана Расиму Акперову




Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
Xari-bulbul
сообщение 04.12.2005, 14:09
Сообщение #2


Qarabağlı qız
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,389
Регистрация: 13.04.2005
Из: Qarabag
Пользователь №: 59



Ковровое искусство Азербайджана


В истории культуры каждого народа имеется область искусства, где отражен его богатый духовный мир, воплощены коренные, присущие ему, черты характера, интеллекта, мировоззрения. Для азербайджанского народа таким видом искусства является искусство ковроделия. На протяжении тысячелетий земледельцы и скотоводы Азербайджана, жители городов и сел рождались, жили и умирали на коврах.

Ткачество и ковроткачество известны многим народам, однако был необходим своего рода синтез определенных географических, экономических и социальных условий, чтобы художественное начало в ковроделии стало главенствующим и превратилось в подлинное искусство, всесторонне отразившее суть народной философии, национального характера.


IPB Image

Таким краем, счастливо сочетающим все эти условия, является Азербайджан, где величественные горы, альпийские луга, лесные массивы, просторы степей, долины рек и морское дыхание Каспия сосредоточены на сравнительно небольшой территории и создают в совокупности яркую природно-климатическую палитру со своеобразными ландшафтами, богатыми разнообразной фауной и флорой. В этой уникальной среде формировалось художественное мышление народа, благодаря которому ковроделие выделилось из других видов декоративно-прикладного искусства и превратилось в одну из важнейших сторон творческой деятельности населения Азербайджана.

О том, что ковроткачество в Азербайджане зародилось еще в древнейшие времена, свидетельствуют археологические памятники, остатки ковроткацких инструментов.

Развитие искусства ковроделия в Азербайджане прослеживается с эпохи бронзы. Уже тогда, во II тыс. до н. э., судя по археологическим данным, на азербайджанской земле из мягкой ковровой ткани изготовляли всевозможные предметы быта, отличавшиеся высокими техническими и художественными достоинствами. Греческий историк Ксенофонт в V веке до н. э. сообщал, что иранцы позаимствовали у мидийцев - далеких предков азербайджанцев - обычай широкого пользования коврами не только как предметом домашнего обихода, но и как произведениями искусства, обладающими художественной выразительностью. Примечательно высказывание его современника, "отца истории" Геродота об умении кавказских народов приготовлять растительные краски высокой стойкости и необычайно богатых цветовых оттенков, которые применялись в ткачестве.


IPB Image

Знаменитый английский ученый-искусствовед А.Поуп относит искусство бронзового века к памятникам материальной культуры, обнаруженным на территории Азербайджана. Он утверждает, что найденная небольшая глиняная фигурка коня, относящаяся ко II тыс. до нашей эры, из Маку - города Южного Азербайджана. На этом коне, кроме седла, видна попона с изображениями охотничьей собаки, джейрана, птицы, а также с узорами из цветов и веток.

Начиная с VI века нашей эры, сведения об азербайджанском ковре, несмотря на их разрозненность, более точны и обширны. Следует подчеркнуть, что упоминания об азербайджанском ковроделии в исторических памятниках неизменно содержат высокую оценку ковров, отмечают их прекрасную выделку и редкую красоту. Характерно в этих высказываниях и другое. Авторы сообщают нам о разнообразии форм коврового искусства, широком диапазоне его технологических и художественных особенностей. В анонимном сочинении "Худуд-ал-Алем" (Х в.) отмечается: "Мугань... славится своими чувалами и паласами, города Нахичеван, Хой и Салмас - своими зили, коврами, поясами и другими вязаными изделиями, Ардебиль и Ширван - своими шелковыми и шерстяными изделиями".

Красочные описания ковров оставили нам великие азербайджанские поэты Гатран Тебризи (XI в.), Низами Гянджеви (XII в.), Хагани Ширвани (XII в.). Это соединение поэзии слова высочайшего художественного уровня с поэзией декора, интерес мыслителей, философов к ковроделию свидетельствуют о том, какое важное место занимает ковроткачество в культуре азербайджанского народа, являя собой социальный и национальный феномен, получивший признание во всем мире.

Изображение азербайджанских ковров можно увидеть на средневековых восточных миниатюрах, полотнах итальянских, голландских, фламандских художников XV-XVIII веков. Шедевры азербайджанских мастеров ковроделия уже на протяжении нескольких столетий украшают лучшие музеи мира. Составляя национальную гордость народа, азербайджанский ковер именно в силу своих самобытных художественных особенностей стал общечеловеческим достоянием, явлением интернациональным, способствуя развитию мировой культуры.

IPB Image

Исследования показывают, что Азербайджан всегда являлся школой кавказского ковроткачества. 90% ковровых композиций, прославленных как "кавказские", составляют достижения азербайджанских мастеров. Начиная со II половины XVIII века, в Азербайджане существовали 20 ханств. Некоторые из них, в том числе Карабахское ханство, оказали заметное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь своего времени, оставили яркий след в истории, прикладном искусстве страны. Основным занятием женщин и девушек Карабахского ханства было ковроткачество. Здесь ткали ковры отличного качества. Некоторые из этих ковров до сих пор хранятся в различных музеях мира.

Говоря о карабахской ковровой школе, надо отметить, что развивалась она в двух зонах - горной и низменной. В ХIХ веке основную роль в горной зоне ковроткачества Карабаха играли город Шуша и села Дашбулаг, Довшанлы, Гиров, Тернивиз, Малыбейли, Чанахча, Тун, Туглар, Гадрут, Мурадханлы, Гасымушагы, Губадлы, Гозаг, Мирсеид, Багирбейли, Ханлыг, Тутмас. Начиная со II половины XIX века, население многих районов Карабаха занималось производством ковров в основном для продажи. Например, сотканные в больших количествах в селах ковры затем продавались в Тебризе и Стамбуле. Необходимо отметить, что основными покупателями ковров, производимых в Карабахе, в это время были армянские перекупщики, которые часто давали приобретенным ковровым изделиям вымышленные армянские названия.

Известный кавказовед Я.Зедгенидзе в своей монографии "Елизаветпольская губерния, город Шуша", (Тифлис, 1891), отмечал, что в Шуше ткались в большом количестве ковры на заказ. В качестве заказчиков часто выступали армяне, которые сами ткать ковры на должном уровне не могли. По их требованию, на азербайджанских коврах указывали армянские имена и другие пожелания заказчика. Однако все эти ухищрения не помогли армянам стать хорошими ковроделами, но привели к тому, что до сих пор несведущие "специалисты" называют азербайджанские ковры "армянскими".

IPB Image

Во второй четверти ХIХ века основным центром производства карабахских ковров становится город Шуша, являвшаяся столицей Карабахского ханства. Именно в Шуше наряду с классическими ковровыми композициями появляются новые: "Бахчада гюлляр", "Сахсыда гюлляр", "Булут", "Атлы-итли". Опубликованные в конце ХIХ века материалы свидетельствуют о том, что сотканные в Шуше в тот период ковры и паласы по красоте и качеству во всем Кавказе занимали одно из первых мест.

На выставке 1867 года в Париже шушинские ковроткачи, такие, как Мешеди Байрам Курбан оглу, Джаббар Хаджи Акпер оглу, Фатьма Ага Шериф кызы, Ахмед Дашдемир оглу, были удостоены премий. Шушинские ковры экспонировались в 1872 году в Москве на Политехнической выставке и были также удостоены премий. Бостонский музей Высшего Искусства (США) имеет в своей коллекции уникальный ковер XVIII века, сотканный в Шуше. В музее Текстиля (США) имеется датированный XVIII веком знаменитый шушинский ковер "Афшан", в музее “Метрополитен” в Нью-Йорке хранится ковер XVIII века "Верни". Все они постоянно получают восторженные отзывы специалистов и посетителей.

Вместе с общественным, социально-экономическим развитием города Шуши культура и искусство достигли здесь совершенства, что, в свою очередь, способствовало зарождению особой шушинской школы ковроткачества. Благодаря особенностям шерсти местных пород овец, ковры Карабаха отличались особенно высоким, густым, пушистым ворсом. Карабахские ковры по своим художественным и технологическим способам производства, по размерам отличались от аналогичных изделий в других ковроткаческих школах Азербайджана. Эти ковры были соразмерны помещениям красочных дворцов карабахских ханов, они приходились также по вкусу жителям ханства. Именно для карабахской ковровой школы характерно производство комплектов, состоящих из трех- пяти халы и ковров больших размеров, так называемые "дасты". Ткались они исключительно с особенностями, присущим этой ковровой школе. Карабахские ковры отличались жизнерадостным и ярким колоритом. Их цветовая палитра очень богата, насыщенна, она отображает тончайшую гамму цветов природы Карабаха.

В карабахскую школу ковроткачества по художественному построению, технологическим особенностям, цветовому решению входили и такие ковроткацкие центры, как Зангезур и Нахчыван. Классическими образцами карабахской школы являются ковры с композиционными узорами "Аран", "Бахчада гюллер", "Балыг", "Буйнуз", "Барда", "Бахманлы", "Карабах", "Годжа", "Гасым ушагы", "Лемберан", "Муган", "Талыш", "Лянкяран", "Лемпе", "Малыбейли", "Хангервенд", "Ханлыг", "Хантирме", "Челеби", "Шабалыд бута".

Геометризованные формы растительных мотивов и красочная гамма цветовых сочетаний придают карабахским коврам своеобразие.

В общей сложности карабахские ковры насчитывают около 33 различных композиций, часть которых заимствована и переработана на основе тебризских и иранских ковров. Распространена и сюжетная тематика: "Атлы-итли", "Итли-пишикли", "Марал-джейран", "Уч падишах". Сотканные в Карабахе шелковые, ворсовые и безворсовые ковры всемирно известны. Относящийся к XVI-XVII вв. и сотканный в Барде образец шелкового зили хранится в Берлине в музее Искусств, вытканный в ХIХ веке в селении Лемберан безворсовый ковер "Верни" хранится в музее “Метрополитен” в Нью-Йорке. Золотым фондом считается коллекция карабахских ковров и ковровых изделий из фонда Государственного музея азербайджанского ковра и народного прикладного искусства им. Лятифа Керимова. В статье представлены несколько ковров из вышеупомянутой коллекции. К сожалению, в свое время самый уникальный из этих карабахских ковров украшал экспозицию филиала музея ковра в г. Шуше, разместившегося в архитектурном здании, принадлежавшем одному из влиятельных людей Шуши Керим беку Мехмандарову. Сегодня 20% территории Азербайджана захвачено армянскими вооруженными формированиями. Это земля Карабаха. На оккупированных территориях неизвестна судьба множества древних памятников, а также ценных экспонатов 22 музеев, оставшихся под оккупацией. Их около ста тысяч, и многие из них сегодня выдаются за памятники армянской культуры. Это, в первую очередь, относится к карабахским коврам из коллекции Шушинского историко-краеведческого музея.

Правительство Азербайджана прилагает все усилия для защиты и возврата культурных ценностей, принадлежащих азербайджанскому народу. Сохранение культурного наследия является обязанностью каждого гражданина страны, что зафиксировано в ст. 40 Конституции Азербайджанской Республики.

Ройа Тагиева, искусствовед


Принятый в 1992 году в члены ООН и ЮНЕСКО Азербайджан присединился ко всем международным соглашениям по защите культурного наследия. Особенно актуально для Азербайджана его присоединение к Гаагской Конвенции 1954 года "О защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов", а также к Парижской Конвенции ЮНЕСКО от 14 ноября 1970 года "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности". Народ Азербайджана верит и надеется, что придет время, когда на прекрасной земле Карабаха вновь будут ткать бесценные шедевры коврового искусства - ковры Карабаха.

IRS - Наследие


--------------------
Все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие.

Джордж Оруэлл "Скотный двор"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 12.12.2011, 12:21
Администрация форума Вirlik не несёт ответственности за сообщения и размещенные материалы на форуме.
Всё написанное является частным мнением независимых пользователей форума.