IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Азербайджанские Национальные Инструменты.
Xari-bulbul
сообщение 20.10.2005, 15:39
Сообщение #1


Qarabağlı qız
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,389
Регистрация: 13.04.2005
Из: Qarabag
Пользователь №: 59



Духовые азербайджанские национальные инструменты:

IPB Image Балабан IPB Image Зурна IPB Image Ней

IPB Image Тулум IPB Image Свирель


--------------------
Все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие.

Джордж Оруэлл "Скотный двор"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
Xari-bulbul
сообщение 20.10.2005, 15:51
Сообщение #2


Qarabağlı qız
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,389
Регистрация: 13.04.2005
Из: Qarabag
Пользователь №: 59



В Азербайджане выросли маститые балабанисты. Среди них можно указать Али Керимова, Шахалы Исмаилова, Гасана Бахшалы оглу, Алиша Гайтараноглу, Мусеиба Аббасова, Шахмурада Тахирова, Бахруза Зейналова, Хасрата Гусейнова, Иззаталы Зульфугарова, Рза Мамедова, Гарачи Исмаила, Джаннаталы Гаджиева, Агасафа Сеидова, Гасана Магеррамова, Алиджавада Джавадова и Фархада Гусейнова.
В настоящее время наибольшей популярностью пользуются дуэты музыкантов (на гоша-балабане, т.е. на парном балабане): один из них - уста (мастер) - исполняет основную мелодию, а другой - демкеш, зуйтутан, зуйчу (подмастерье) - аккомпанирует ему бурдоном на одном постоянном по высоте низком звуке. В сопровождении этого дуэта исполняются песни, танцы и инструментальные пьесы.
При выступлении на свадьбах, праздниках и сопровождении танцев к этому дуэту присоединяется исполнитель на мембранном инструменте гавале, нагаре или гоша-нагаре. Ансамбль, включающий два балабана и ударный инструмент, был популярным в народе под названием 'балабанчылар дэстэси'. В прошлом при звучании его в составе ансамбля сазанде, наряду с таром и каманчой, он играл активную роль во время паузы вокальной партии, или уступая им издавал бурдонные звуки. Кроме того, в качестве прикладного назначения на нем играют пастушечьи наигрыши ('Чобан баятысы', 'Гоюн овшары') и траурные мелодии ('Матем авазлары' - траурные причитания). Как отмечает в своих воспоминаниях известный азербайджанский певец, режиссер и педагог Гусейнгулу Сарабский (1879-1945), балабан использовался охотниками для заманивания перепелок в расставленные для них сети.
Балабан используется и в ашукских ансамблях. При этом часто применяется его малая разновидность (джура), которая настраивается под саз. В ашукских ансамблях он дублирует мелодию напева, или же на тонике лада создает фон бурдоном. В инструментальных вступлениях к пению ашука, балабанист исполняет основную мелодию, а ашук на сазе сопровождает его гармоническими созвучиями. Нередко балабанист, аккомпанируя ашуку, одновременно пританцовывает.
Темброво-динамические возможности инструмента ярко проявляются при сольном исполнении мугама дуэтом балабанистов, несмотря на то, что его звукоряд не позволяет исполнять все его разделы. Поэтому обычно мугамные дастгяхи исполняются балабанистами в сокращенном виде. При этом, учитывая диапазон инструмента, выбираются различные тональности, свойственные мугамам и его разделам. Роль уста-балабанчи в вокально-инструментальном варианте исполнения мугамов часто меняется. В одних случаях он отходит на задний план, выдерживая только бурдонные звуки, в других - особенно во время наступления большой паузы в вокальной партии, играет активную роль в ведении мелодии или же при подключении в подходящий момент к исполнению мугамных разделов.
В оркестре народных инструментов в сольном исполнении балабанам поручаются мелодические фразы, а как аккомпанирующий инструмент используются для исполнения гармонических аккордов и бурдонных звуков.
Балабан, как сольный инструмент очень хорошо звучит в произведениях: 'Вторая фантазия' Узеира Гаджибекова, 'Азербайджан чёллеринде' ('На полях Азербайджана') Муслима Магомаева, 'Регс сюитасы' ('Танцевальная сюита') Халила Джафарова. В этих произведениях умело использованы балабаны в высоких и низких регистрах.
Художественно-технические возможности балабана (особенно при исполнении аккордов) ярко проявляются в пьесе 'Хаяла даларкан' Сулеймана Алескерова, впервые сочиненной для балабана и оркестра народных инструментов, и в 'Пьесе' для четырех балабанов Назима Азимова.
В поэме 'Памяти неизвестного солдата' Огтая Зульфигарова звучание балабанов обеспечивает приятную тембровую окраску симфонического оркестра.
В пятидесятые годы игра на балабане была включена в систему профессионального музыкального образования, изучаемой по учебно-методическим пособиям - “школам”. На нем обучаются в Национальной Консерватории.
Балабан или ясты балабан известен под этим же названием в Иране и Дагестане, мей - в Турции, дудуки или дудук - в Грузии, Кабардино-Балкарии и Армении, гуань - у уйгуров. Интересно отметить, что под названием балабан (буламан, буламон) или балабон в Кабардино-Балкарии, Узбекистане и Таджикистане распространены духовые инструменты другой конструкции. Они напоминают предшественника балабана - сюмсю-балабан, бытовавший в недалеком прошлом в Азербайджане.
Мелодии, извлекаемые на балабане, ярко отображают все тонкости и прелести музыкального мелоса. Поэтому этот музыкальный инструмент - один из самых любимых у азербайджанского народа.

IRS - Наследие.


--------------------
Все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие.

Джордж Оруэлл "Скотный двор"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 12.12.2011, 12:19
Администрация форума Вirlik не несёт ответственности за сообщения и размещенные материалы на форуме.
Всё написанное является частным мнением независимых пользователей форума.