Помощник
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Азербайджанские Национальные Инструменты. |
Xari-bulbul |
20.10.2005, 15:39
Сообщение
#1
|
Qarabağlı qız Группа: Пользователи Сообщений: 1,389 Регистрация: 13.04.2005 Из: Qarabag Пользователь №: 59 |
Духовые азербайджанские национальные инструменты:
Балабан Зурна Ней Тулум Свирель -------------------- Все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие.
Джордж Оруэлл "Скотный двор" |
Xari-bulbul |
20.10.2005, 15:49
Сообщение
#2
|
Qarabağlı qız Группа: Пользователи Сообщений: 1,389 Регистрация: 13.04.2005 Из: Qarabag Пользователь №: 59 |
Балабан
По письменным источникам на территории Азербайджана в свое время бытовали свыше 20 духовых музыкальных инструментов, отличающихся между собой по конструкции, способу звукоизвлечения и звучанию. Они, согласно современной классификации, относились к губным (ней, ксул, ян-тутек, най, мусигар, келенай, мизмар, тутек, бурбуг), язычковым (сумсу, сумсу-балабан, тулум, шапбыр-балабан, зурна, архан), мундштучным (буг, бургу, гавдум, каранай, нефир, шах-нефир, шейпур) видам духовых инструментов. Ныне из перечисленных музыкальных инструментов употребляется менее половины, причем наиболее распространенными являются балабан, зурна, тутек, ней и тулум. Среди последних своим нежным, бархатным, необыкновенно лирическим и певучим звучанием отличается балабан, часто называемый из-за сплющенной трости “ясты-балабаном”. В Нахчыванской АР, Гянджа-Газахской и Карабахской зонах Азербайджана он известен под названием “баламан”, “мей” или “дюдюк”. Балабан один из древних духовых инструментов азербайджанского народа. Его название встречается в эпосе “Китаби-Деде Горкуд”, в стихах классиков азербайджанской поэзии. Балабан состоит из ствола, трости, регулятора и колпачка. Ствол (гёвда) представляет собой полую цилиндрическую трубку длиной 280-320 мм, изготовленную (процесс называется 'балабан чэкмэк') из абрикосового (преимущественно), орехового, грушевого, самшитового, тутового, кизилового, алычового (дикого) деревьев, а также из унаби. Верхнему концу ствола (баш, кюп) придают шаровидную форму, а нижний конец (аяг) немного заостряется. Звуковой канал диаметром 10 мм просверливается дрелью. На лицевой стороне просверливают восемь отверстий (сэс пэрдэси). Музейные экземпляры этого инструмента свидетельствуют о том, что в прошлом их количество доходило до 6-7. На тыльной стороне, в точке, соответствующей половине расстояния между первым и вторым отверстиями лицевой стороны, открывается еще одно отверстие. С целью улучшения строя и тембра звучания инструмента, иногда на тыльной стороне в нижнем конце просверливается дополнительное отверстие - низам пэрдэси (регулирующее отверстие). Названия игровых отверстий отражают функциональные (баш пэрдэ - 1-е, шах пэрдэ - 4-е, ачыг пэрдэ - 6-е, аяг пэрдэ - 8-е, арха пэрдэ - тыльное), ладовоинтонационные (сегях пэрдэси - 2-е и 5-е, махур пэрдэси - 7-е и др.) и акустические (низам пэрдэси) признаки инструмента. В верхнюю часть ствола вставляется трость (гамыш, гаргы, дил), которая изготавливается из камыша (тростника), растущего в безводных местах. Такие камыши не впитывают влагу. Камыш со стороны очищенного наружного слоя сплющивается, образуя двойной язычок плоской формы, и на эту часть надевается регулятор в виде хомута. На другой конец камыша вставляют деревянный стержень диаметром 7-12 мм. Немного ниже от узла конец стягивается и обматывается ниткой. Это делается для того, чтобы при движении регулятора вниз, камыш не сплющивался. На него наносят растительное масло и обжигают на пылающем угле или лампе. Регулятор (хэрэк, богазлыг, боюндуруг, улама, экме) делается из ивы или виноградной ветки длиной 60 мм и шириной 10 мм. Деревянная ветка разрезается в продольном направлении на две части. После шлифования и смягчения на кипяченной воде изогнутые концы дерева соединяются между собой ниткой и надеваются примерно на середину трости. При движении его вверх или вниз вдоль мундштука изменяют длину его вибрирующей части и тем самым меняют строй инструмента - в верхнем положении он понижается, а в нижнем - повышается. Для предохранения трости от повреждения после игры на него надевается деревянный колпачок-зажим (гапаг, агызлыг, кип, бэнд, яшмаг, сыхнаг, гапанча, гысгач) из ивы, фундука, кизила или тутового дерева. Во избежание потери, его соединяют ниткой с регулятором. Во время игры балабан держат прямо перед собой слегка в наклонном положении, и воздух вдувается в трость инструмента. Под воздействием вдуваемого воздуха, тонкие тростниковые пластинки вибрируют и возникает звук. При этом звук долгое время не прерывается даже тогда, когда исполнитель набирает воздух в легкие. Высота звука изменяется посредством закрытия или открытия игровых отверстий пальцами обеих рук. Строй инструмента регулируется при помощи регулятора, расширением звуковых отверстий и передвижением мундштука вниз или же вверх. Чтобы уменьшить строй инструмента на полтона или тон, мундштук передвигается назад, или же сверху на корпус надевают “бочонок” - йедэк, удлиняя длину ствола на 8-10 мм. Полутоны получаются закрытием или открытием игровых отверстий наполовину. Например, для получения звука 'соль диез' нужно открывать наполовину отверстие, которое издает звук 'ля'. Для получения звука 'соль бемоль' следует открывать тыльное отверстие наполовину. Наполовину закрытые отверстия на лицевой части ствола открываются или закрываются с боковой стороны. А тыльное отверстие открывается снизу вверх и в обратном направлении, т.е. сверху вниз, закрывается. Чтобы получить чистые полутоновые звуки, следует разместить средние части пальцев над отверстиями. Диапазон инструмента от 'соль' малой октавы до 'до' второй октавы. Маститые музыканты путем напряжения мышц губ (додаг сыхма) и усиления вдуваемого столба воздуха извлекают также звуки 'до диез', 'ре' и 'ми бемоль' второй октавы. А другая игровая манера (богаз вурма) используется для получения прерывистого звучания. В низком (бэм) регистре звучание балабана тусклое, звонкое, в среднем (орта) регистре - мягкое, лирическое, а в высоком (зил) регистре - нежное и ясное. Балабанисты регулированием вдувания, полузакрытием или открытием отверстий, изменением степени сжатия трости губами в среднем и в высоких регистрах получают хроматические звуки. Сконструированы также альтовый, теноровый и басовый разновидности балабана. Продолжение далее: -------------------- Все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие.
Джордж Оруэлл "Скотный двор" |
Текстовая версия | Сейчас: 12.12.2011, 12:19 |