IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Азербайджанские Национальные Инструменты.
Xari-bulbul
сообщение 20.10.2005, 15:39
Сообщение #1


Qarabağlı qız
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,389
Регистрация: 13.04.2005
Из: Qarabag
Пользователь №: 59



Духовые азербайджанские национальные инструменты:

IPB Image Балабан IPB Image Зурна IPB Image Ней

IPB Image Тулум IPB Image Свирель


--------------------
Все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие.

Джордж Оруэлл "Скотный двор"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Nanu6ka
сообщение 20.10.2005, 15:42
Сообщение #2


Nanu6ka_Hlopushka
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 3,372
Регистрация: 11.04.2005
Из: Moscva
Пользователь №: 39



a chto v perevode na ruskiy slovo Zurna?


--------------------
IPB Image
IPB Image

Расстояние ...между нами
припятствие, которого не одолеть..
Но ве равно я буду тебя ждать...
И слезы- не повод...
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Xari-bulbul
сообщение 20.10.2005, 15:49
Сообщение #3


Qarabağlı qız
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,389
Регистрация: 13.04.2005
Из: Qarabag
Пользователь №: 59



IPB Image Балабан

По письменным источникам на территории Азербайджана в свое время бытовали свыше 20 духовых музыкальных инструментов, отличающихся между собой по конструкции, способу звукоизвлечения и звучанию. Они, согласно современной классификации, относились к губным (ней, ксул, ян-тутек, най, мусигар, келенай, мизмар, тутек, бурбуг), язычковым (сумсу, сумсу-балабан, тулум, шапбыр-балабан, зурна, архан), мундштучным (буг, бургу, гавдум, каранай, нефир, шах-нефир, шейпур) видам духовых инструментов.
Ныне из перечисленных музыкальных инструментов употребляется менее половины, причем наиболее распространенными являются балабан, зурна, тутек, ней и тулум. Среди последних своим нежным, бархатным, необыкновенно лирическим и певучим звучанием отличается балабан, часто называемый из-за сплющенной трости “ясты-балабаном”. В Нахчыванской АР, Гянджа-Газахской и Карабахской зонах Азербайджана он известен под названием “баламан”, “мей” или “дюдюк”.
Балабан один из древних духовых инструментов азербайджанского народа. Его название встречается в эпосе “Китаби-Деде Горкуд”, в стихах классиков азербайджанской поэзии.
Балабан состоит из ствола, трости, регулятора и колпачка.
Ствол (гёвда) представляет собой полую цилиндрическую трубку длиной 280-320 мм, изготовленную (процесс называется 'балабан чэкмэк') из абрикосового (преимущественно), орехового, грушевого, самшитового, тутового, кизилового, алычового (дикого) деревьев, а также из унаби.
Верхнему концу ствола (баш, кюп) придают шаровидную форму, а нижний конец (аяг) немного заостряется. Звуковой канал диаметром 10 мм просверливается дрелью. На лицевой стороне просверливают восемь отверстий (сэс пэрдэси). Музейные экземпляры этого инструмента свидетельствуют о том, что в прошлом их количество доходило до 6-7. На тыльной стороне, в точке, соответствующей половине расстояния между первым и вторым отверстиями лицевой стороны, открывается еще одно отверстие.
С целью улучшения строя и тембра звучания инструмента, иногда на тыльной стороне в нижнем конце просверливается дополнительное отверстие - низам пэрдэси (регулирующее отверстие).
Названия игровых отверстий отражают функциональные (баш пэрдэ - 1-е, шах пэрдэ - 4-е, ачыг пэрдэ - 6-е, аяг пэрдэ - 8-е, арха пэрдэ - тыльное), ладовоинтонационные (сегях пэрдэси - 2-е и 5-е, махур пэрдэси - 7-е и др.) и акустические (низам пэрдэси) признаки инструмента.
В верхнюю часть ствола вставляется трость (гамыш, гаргы, дил), которая изготавливается из камыша (тростника), растущего в безводных местах. Такие камыши не впитывают влагу. Камыш со стороны очищенного наружного слоя сплющивается, образуя двойной язычок плоской формы, и на эту часть надевается регулятор в виде хомута. На другой конец камыша вставляют деревянный стержень диаметром 7-12 мм. Немного ниже от узла конец стягивается и обматывается ниткой. Это делается для того, чтобы при движении регулятора вниз, камыш не сплющивался. На него наносят растительное масло и обжигают на пылающем угле или лампе.
Регулятор (хэрэк, богазлыг, боюндуруг, улама, экме) делается из ивы или виноградной ветки длиной 60 мм и шириной 10 мм. Деревянная ветка разрезается в продольном направлении на две части. После шлифования и смягчения на кипяченной воде изогнутые концы дерева соединяются между собой ниткой и надеваются примерно на середину трости.
При движении его вверх или вниз вдоль мундштука изменяют длину его вибрирующей части и тем самым меняют строй инструмента - в верхнем положении он понижается, а в нижнем - повышается.
Для предохранения трости от повреждения после игры на него надевается деревянный колпачок-зажим (гапаг, агызлыг, кип, бэнд, яшмаг, сыхнаг, гапанча, гысгач) из ивы, фундука, кизила или тутового дерева. Во избежание потери, его соединяют ниткой с регулятором.
Во время игры балабан держат прямо перед собой слегка в наклонном положении, и воздух вдувается в трость инструмента. Под воздействием вдуваемого воздуха, тонкие тростниковые пластинки вибрируют и возникает звук. При этом звук долгое время не прерывается даже тогда, когда исполнитель набирает воздух в легкие. Высота звука изменяется посредством закрытия или открытия игровых отверстий пальцами обеих рук.
Строй инструмента регулируется при помощи регулятора, расширением звуковых отверстий и передвижением мундштука вниз или же вверх. Чтобы уменьшить строй инструмента на полтона или тон, мундштук передвигается назад, или же сверху на корпус надевают “бочонок” - йедэк, удлиняя длину ствола на 8-10 мм.
Полутоны получаются закрытием или открытием игровых отверстий наполовину. Например, для получения звука 'соль диез' нужно открывать наполовину отверстие, которое издает звук 'ля'. Для получения звука 'соль бемоль' следует открывать тыльное отверстие наполовину.
Наполовину закрытые отверстия на лицевой части ствола открываются или закрываются с боковой стороны. А тыльное отверстие открывается снизу вверх и в обратном направлении, т.е. сверху вниз, закрывается. Чтобы получить чистые полутоновые звуки, следует разместить средние части пальцев над отверстиями.
Диапазон инструмента от 'соль' малой октавы до 'до' второй октавы. Маститые музыканты путем напряжения мышц губ (додаг сыхма) и усиления вдуваемого столба воздуха извлекают также звуки 'до диез', 'ре' и 'ми бемоль' второй октавы. А другая игровая манера (богаз вурма) используется для получения прерывистого звучания.
В низком (бэм) регистре звучание балабана тусклое, звонкое, в среднем (орта) регистре - мягкое, лирическое, а в высоком (зил) регистре - нежное и ясное. Балабанисты регулированием вдувания, полузакрытием или открытием отверстий, изменением степени сжатия трости губами в среднем и в высоких регистрах получают хроматические звуки.
Сконструированы также альтовый, теноровый и басовый разновидности балабана.

Продолжение далее:


--------------------
Все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие.

Джордж Оруэлл "Скотный двор"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Xari-bulbul
сообщение 20.10.2005, 15:51
Сообщение #4


Qarabağlı qız
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,389
Регистрация: 13.04.2005
Из: Qarabag
Пользователь №: 59



В Азербайджане выросли маститые балабанисты. Среди них можно указать Али Керимова, Шахалы Исмаилова, Гасана Бахшалы оглу, Алиша Гайтараноглу, Мусеиба Аббасова, Шахмурада Тахирова, Бахруза Зейналова, Хасрата Гусейнова, Иззаталы Зульфугарова, Рза Мамедова, Гарачи Исмаила, Джаннаталы Гаджиева, Агасафа Сеидова, Гасана Магеррамова, Алиджавада Джавадова и Фархада Гусейнова.
В настоящее время наибольшей популярностью пользуются дуэты музыкантов (на гоша-балабане, т.е. на парном балабане): один из них - уста (мастер) - исполняет основную мелодию, а другой - демкеш, зуйтутан, зуйчу (подмастерье) - аккомпанирует ему бурдоном на одном постоянном по высоте низком звуке. В сопровождении этого дуэта исполняются песни, танцы и инструментальные пьесы.
При выступлении на свадьбах, праздниках и сопровождении танцев к этому дуэту присоединяется исполнитель на мембранном инструменте гавале, нагаре или гоша-нагаре. Ансамбль, включающий два балабана и ударный инструмент, был популярным в народе под названием 'балабанчылар дэстэси'. В прошлом при звучании его в составе ансамбля сазанде, наряду с таром и каманчой, он играл активную роль во время паузы вокальной партии, или уступая им издавал бурдонные звуки. Кроме того, в качестве прикладного назначения на нем играют пастушечьи наигрыши ('Чобан баятысы', 'Гоюн овшары') и траурные мелодии ('Матем авазлары' - траурные причитания). Как отмечает в своих воспоминаниях известный азербайджанский певец, режиссер и педагог Гусейнгулу Сарабский (1879-1945), балабан использовался охотниками для заманивания перепелок в расставленные для них сети.
Балабан используется и в ашукских ансамблях. При этом часто применяется его малая разновидность (джура), которая настраивается под саз. В ашукских ансамблях он дублирует мелодию напева, или же на тонике лада создает фон бурдоном. В инструментальных вступлениях к пению ашука, балабанист исполняет основную мелодию, а ашук на сазе сопровождает его гармоническими созвучиями. Нередко балабанист, аккомпанируя ашуку, одновременно пританцовывает.
Темброво-динамические возможности инструмента ярко проявляются при сольном исполнении мугама дуэтом балабанистов, несмотря на то, что его звукоряд не позволяет исполнять все его разделы. Поэтому обычно мугамные дастгяхи исполняются балабанистами в сокращенном виде. При этом, учитывая диапазон инструмента, выбираются различные тональности, свойственные мугамам и его разделам. Роль уста-балабанчи в вокально-инструментальном варианте исполнения мугамов часто меняется. В одних случаях он отходит на задний план, выдерживая только бурдонные звуки, в других - особенно во время наступления большой паузы в вокальной партии, играет активную роль в ведении мелодии или же при подключении в подходящий момент к исполнению мугамных разделов.
В оркестре народных инструментов в сольном исполнении балабанам поручаются мелодические фразы, а как аккомпанирующий инструмент используются для исполнения гармонических аккордов и бурдонных звуков.
Балабан, как сольный инструмент очень хорошо звучит в произведениях: 'Вторая фантазия' Узеира Гаджибекова, 'Азербайджан чёллеринде' ('На полях Азербайджана') Муслима Магомаева, 'Регс сюитасы' ('Танцевальная сюита') Халила Джафарова. В этих произведениях умело использованы балабаны в высоких и низких регистрах.
Художественно-технические возможности балабана (особенно при исполнении аккордов) ярко проявляются в пьесе 'Хаяла даларкан' Сулеймана Алескерова, впервые сочиненной для балабана и оркестра народных инструментов, и в 'Пьесе' для четырех балабанов Назима Азимова.
В поэме 'Памяти неизвестного солдата' Огтая Зульфигарова звучание балабанов обеспечивает приятную тембровую окраску симфонического оркестра.
В пятидесятые годы игра на балабане была включена в систему профессионального музыкального образования, изучаемой по учебно-методическим пособиям - “школам”. На нем обучаются в Национальной Консерватории.
Балабан или ясты балабан известен под этим же названием в Иране и Дагестане, мей - в Турции, дудуки или дудук - в Грузии, Кабардино-Балкарии и Армении, гуань - у уйгуров. Интересно отметить, что под названием балабан (буламан, буламон) или балабон в Кабардино-Балкарии, Узбекистане и Таджикистане распространены духовые инструменты другой конструкции. Они напоминают предшественника балабана - сюмсю-балабан, бытовавший в недалеком прошлом в Азербайджане.
Мелодии, извлекаемые на балабане, ярко отображают все тонкости и прелести музыкального мелоса. Поэтому этот музыкальный инструмент - один из самых любимых у азербайджанского народа.

IRS - Наследие.


--------------------
Все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие.

Джордж Оруэлл "Скотный двор"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Xari-bulbul
сообщение 20.10.2005, 15:55
Сообщение #5


Qarabağlı qız
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,389
Регистрация: 13.04.2005
Из: Qarabag
Пользователь №: 59



QUOTE(Nanu6ka)
a chto v perevode na ruskiy slovo Zurna?


Зурна от персидского сурна, сурнай, буквально - праздничная флейта


--------------------
Все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие.

Джордж Оруэлл "Скотный двор"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Nanu6ka
сообщение 20.10.2005, 15:58
Сообщение #6


Nanu6ka_Hlopushka
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 3,372
Регистрация: 11.04.2005
Из: Moscva
Пользователь №: 39



QUOTE(Xari-bulbul)
QUOTE(Nanu6ka)
a chto v perevode na ruskiy slovo Zurna?


Зурна от персидского сурна, сурнай, буквально - праздничная флейта

a pochemu dopustim kogda krichat i ti ne slishel a potom otzivaeshsya i govoryat zurna?
vot eto chto v perevode?


--------------------
IPB Image
IPB Image

Расстояние ...между нами
припятствие, которого не одолеть..
Но ве равно я буду тебя ждать...
И слезы- не повод...
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Xari-bulbul
сообщение 20.10.2005, 16:02
Сообщение #7


Qarabağlı qız
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,389
Регистрация: 13.04.2005
Из: Qarabag
Пользователь №: 59



Так отвечают некультурные люди.
А действия некультурных людей не всегда подвергаются объяснению логики.
Может из-за звучания этого слова.


--------------------
Все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие.

Джордж Оруэлл "Скотный двор"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Xari-bulbul
сообщение 20.10.2005, 16:33
Сообщение #8


Qarabağlı qız
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,389
Регистрация: 13.04.2005
Из: Qarabag
Пользователь №: 59



Балабан – это древний азербайджанский язычковый духовой инструмент, история которого уходит в глубину веков. С названием балабан можно столкнуться в древнем азербайджанском эпосе «Китаби дэдэ Коркуд» (6-7 в. н.э.), а также во многих других древних письменных и устных памятниках азербайджанского народа. Из-за замечательного звучания этого инструмента, он стал широко распространен в Закавказье и на Ближнем Востоке в целом.

Слово «балабан» состоит из 2-х частей: «бала», что в переводе с азербайджанского означает маленький (немного) и «бан», которое является названием формы звука. В музыкальном контексте это словосочетание можно понимать, как «малый звук», что является достаточно точным определением, потому как звуковой диапазон балабана необширен.

Балабан используется в музыке ашыгов, оркестрах, соло и дуэтах. Обычно выступают два музыканта: первый - солист, который проигрывает мелодию, а второй – помощник (дэмкеш), в задачу которого входит звуковое сопровождение солиста и создание непрерывного музыкального фона, который создает особый колорит исполняемой мелодии. Слово дэмкэш переводится, как «непрерывный, длинный звук». Часто балабан сопровождает такие ударные инструменты, как нагара, гоша, кявал и др.

В азербайджанской музыке балабан сохранил очень широкий спектр применения – он задействуется при исполнении мугамов, национальных песней, танцев, а также народных мелодий.

Длина балабана варьируется от 280 до 370 мм. Длина тростника, перемещая который изменяется тон проигрываемой мелодии – между 90-100 мм. Ширина балабана находится в формате 2-х сложенных тростников. Звук в балабане образуется от вибрации 2-х тростниковых пластинок, возникающих под воздействием вдуваемого воздуха. Обычно балабан имеет 8-9 звуковых отверстий на лицевой стороне, и одно – на оборотной. При изготовлении балабана обычно используют либо персиковую, либо абрикосовую древесину. Звуковой диапазон балабана обычно составляет промежуток от «ля» малой октавы до «до» второй октавы, хотя некоторые мастера могут достигнуть «до диез», «ре» и даже «ми бемоль» второй октавы. Главное отличие балабана от других духовых инструментов заключается в том, что он не имеет металлического звучания (потому как в своем составе практически не имеет металлических элементов), благодаря чему его звучание приобретает изящный бархатный тембр.

Балабан задействован во многих композициях, как азербайджанских, так и зарубежных авторов. Например, в «Шехерезаде» Ф.Шуберта, «Песне падения» П.Чайковского, «Песне о Тбилиси» Лагидзе, романсах «Сэвгили джанан» и «Сэнсиз» У.Гаджибекова и мн. др.
(Alikhan Samedov, перевод - Seymur)


--------------------
Все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие.

Джордж Оруэлл "Скотный двор"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Xari-bulbul
сообщение 20.10.2005, 17:00
Сообщение #9


Qarabağlı qız
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,389
Регистрация: 13.04.2005
Из: Qarabag
Пользователь №: 59



IPB Image Зурна

Памятники древней культуры, стихотворные строки классиков поэзии, миниатюрная живопись, заметки путешественников свидетельствуют о том, что в Азербайджане любили сочинять, петь, слушать песни, мелодии и мугамы, танцевать в сопровождении различных музыкальных инструментов. Свидетельством тому является богатство фольклорной музыки и разнообразие народных инструментов. В памятниках письменности средневекового Азербайджана находим название 32 струнных, 23 духовых, 16 перепоночных (мембранных) и 17 самозвучащих инструментов. По силе звучания среди них особенно отличался духовой инструмент зурна, который в народе также называют “гара зурна” (дословный перевод “черная зурна”). Это название инструмента связывают с цветом ствола (он со временем чернеет), или же с необычайной громкостью звучания. Некоторые исследователи отмечают, что название инструмента произошло от слов “сур” (радость, праздник) и “най” (тростник), т.е. инструмент, сопровождающий праздничные, свадебные церемонии и обряды. Не исключено, что название инструмента в основе имеет слово “зор-ун” – звук, извлекаемый силой.

Зурна упоминается еще в эпосе “Китаби – Деде Горгуд”, стихах средневековых поэтов Гатрана Тебризи, Хагани, Ширвани, Низами Гянджеви, Имадеддина Насими, Габиби, Нейматуллаха Кишвери. Под её звуки азербайджанский народ провожал своих сыновей на защиту отчизны, а в мирные дни без нее не проходила ни одна свадьба, праздничное шествие, народные игры и спортивные состязания, скачки, увеселения, бой петухов и баранов. Под чарующие звуки зурны шло шествие жениха и его близких к дому невесты, подносили подарки, провожали невесту с подругами в баню. Под мелодию “Гялин атланды” невеста садилась на лошадь и отправлялась в дом жениха, а наигрышем “Сэхэри” (“Утренняя”) завершалась свадьба. Звуки зурны были слышны во время спортивной игры “Зорхана”, представления “Джыдыр”, “Кендирбаз”, “Коса и гялин”. На пародийных представлениях (масгара) выступали зурначи. На инструменте играли во время жатвы и сенокоса. Зурна применялась и в обрядовой культовой музыке звучала совместно с гавалом в траурном обряде “Ашура гюню”. Зурна была распространена и среди цыган.

Отношение к этому инструменту нашло свое отражение в различных изречениях, пословицах: zurnanın sesi uzağdan xoş geler (звук зурны лишь издали приятен); qız öz başına qalsa, ya nağaraçıya, ya zurnaçıya geder (если девушку не держать строго, она выйдет замуж за нагарачы или зурначы); dumbulla gelen zurna ile geder (кто придет с думбулом, тот уйдет с зурной) и поговорках - zurnaya qoyub çalmaq (положив в зурну, играть, т.е. опозорить, опорочить, обесславить), zurnası sonraya qalıb (его зурна осталась на потом – так говорят о плохих последствиях), eline zurna vermek (положить в руку зурну, т.е. пустые обещания), zurna baхlamaq (зурну вешать – говорить в след, клеветать), zurna çalmaq (играть на зурне – бессмысленные, пустые разговоры).

В Азербайджане прославились виртуозные исполнители-зурначи, имена которых передаются из поколения в поколение: в Карабахе Наджафгулу, Мамед, Танрыверди, Мухтар Маныев, Акбар, Черкез, Орудж, Балакиши, Гашим, Дадаш, Гараш Аллахвердиев, Ибрагим Искендеров, Фарадж Кялянтарли, Кераналы Раджаб, Рустам, Сулейман Зумурхача, Гюльоглу Беарчина, Абдулла, в Товузском районе – Овалара и в Гяндже – Туттек Бейлар, в Лачыне - Байрамалы, в Басаркечаре – Меджид Шихалиева, в Губа-Хачмазской зоне - Гарачы Ага, Гюльбаба, Уста Аловсат, в Ширване - Али Керимов, Мансыр Рустамов, в Сальяне - Гасан Бахшы оглу. Их исполнительское мастерство продолжили Габибиллах Джафаров, Алафсар Рагимов (Шекинский район), Аббас Исмайлов, Мусеиб Аббасов, Акбер Гасанов (Товуз), Мухаммед Аббасов (Барда), Мамед Мамедов (Шамкирский район), Нурага Рахманов, Агаси Агасизаде, Амрах Оджагов (Девечи), Абыш Абышов (Хачмаз), Ибад Ибрагимов (Уджарский район), Алиш Мурадов (Агдам), Агали Алиев (Гянджа), Абдулла Гасымов (Газах), Хасрат Гусейнов, Рашид Мамедов (Кюрдамир), Иззаталы Зульфигаров (Гобустан), Манаф Мамедов (Сальян), Алиджавад Джавадов (Исмаиллы) и другие.

Заслуживает внимания тот факт, что на двух американских космических кораблях “Вояджер”, отправленных в космос в 1977 г. с прикрепленными контейнерами с позолоченной граммофонной пластинкой для выяснения существования других цивилизаций, наряду с произведениями Баха, Бетховена, Стравинского, Чака Верри, Луи Армстронга, Блайд Вилли Джонса, была запись и азербайджанской народной мелодии в исполнении зурны.
Зурна – одна из немногих музыкальных инструментов, способная сильно взволновать слушателей. Это прежде всего связано с конструктивными особенностями самого инструмента.
Составные части зурны – ствол, втулка, штифт, трость, розетка и колпачок.

Пронзительное звучание зурны обусловлено небольшим диаметром трости, наличием штифта и широкой мензурой.
Во время игры зурну держат прямо перед собой слегка наклонив ее, губы исполнителя соприкасаются с розеткой и, воздух, проходя через трость, штифт, втулку, вдувается в ствол. Применяется способ звукоизвлечения (вдох носом воздуха, одновременно выдох его через рот), при котором звук не прерывается долгое время. Как правило, при исполнении коротких мелодических фраз исполнитель дышит ртом, а длительных, тянущихся звуков – через нос. Легкие и полость рта играют роль “резервуара”, из которого воздух постепенно поступает в звуковой канал инструмента. Благодаря такой своеобразной технике дыхания, на зурне становится возможным исполнять протяжную мелодическую линию.

Диапазон зурны от “си бемоль” малой октавы до “до” третьей октавы. Но возможно и исполнение звуков “до диез”, “ре”, “ми бемоль”, “ми”, “фа”, “фа диез”, “соль” третьей октавы. Маститые исполнители могут брать и “до” четвертой октавы. Эти звуки среди народных музыкантов известны под названием “звуки сэфир”.
По словам старейших музыкантов Азербайджана в свое время были распространены зурны, имеющие стволы различной длины. В зависимости от этого они именовались: “баш тавар” (длина ствола 350-370 мм), “орта тавар” (300 мм, употребляется ныне), “джуре” (250 мм), “орта джуре” (200 мм) и “аяг джуре” (150 мм). Первая разновидность звучала на полтона ниже, а третья на полтона выше относительно зурны “орта тавар”.

Продолжение далее:


--------------------
Все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие.

Джордж Оруэлл "Скотный двор"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Xari-bulbul
сообщение 20.10.2005, 17:06
Сообщение #10


Qarabağlı qız
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,389
Регистрация: 13.04.2005
Из: Qarabag
Пользователь №: 59



Инструмент звучит в составе ансамбля зурначей, куда входит уста (исполняет мелодию) и демкеш (аккомпанирует усте выдержанными бурдонными звуками). Отсюда исходят понятия “гоша-зурна” и “зу(й) тутмаг”. Этот дуэт сопровождает ударный инструмент - нагара. В Шекинской зоне дует зурначей дополняется двумя мембранными инструментами – ана косом (большая нагара) и бала косом (малая нагара).
Наиболее популярны ансамбли зурначей “Дженги” из Сальян (рук. Манаф Мамедов) и “Чырахгала” из Девечи (рук. Нурага Рахманов).
В ансамбле “Дженги” звучат семь зурна, один балабан и четыре нагары.

В 1959 году во время декады Азербайджанской литературы и искусства в Москве выступил ансамбль зурначей, состоящий из семи исполнителей. В 1962 году под руководством Алафсара Рагимова был организован сводный ансамбль, в составе которого участвовали пять уста зурначей, пять демкешов (из них двое играли на зурне, а трое - на балабане) и три нагариста.
На зурне исполняют танцы, сигнальные позывы, героические мелодии, преимущественно связанные с именем народного героя Кёроглу, марши и инструментальные пьесы, входящие в традиционный репертуар этого инструмента.

Уникальными являются своеобразные сюиты – “Чахарзен дестгяхы” из репертуара зурначи Али Керимова (1874-1962), включающая такие танцевальные мелодии как: Гарабагы, Юмма Гарабагы, Шахпэрдэ Гарабагы, Баяты Гарабагы, Гахраманы, Мирзаи, Баязы и “Дестгях Кёроглу” в исполнении Габибуллаха Джафарова (1896-1987), сотоящий из следующих составных частей: 1) Агыр Кёроглу, 2) Шеки яллысы, 3) Кёроглунун Шеки сэфэри, 4) Дженги Кёроглу, 5) Кёроглу гайтармасы, 6) Уч бармаг, 7) Дели Кёроглу.
Зурна входит в состав оркестра народных инструментов в качестве солирующей. Инструмент используется и в симфоническом оркестре. Значительное место отведено зурне в классической опере У.Гаджибекова “Кёроглу”. Инструменту обычно поручается сопровождение героических и танцевальных сцен.

Композитор Джаваншир Гулиев впервые для зурны и симфонического оркестра написал пьесу. В составе оркестра народных инструментов технические и художественные возможности зурны ярко демонстрируются в произведениях “Дженги” У.Гаджибекова, “Гахраманы” С.Рустамова, “Дженги” А.Герая и “Дженги” С.Алескерова.

Хотя конкретное место зарождения зурны точно не установлено, известен ее ареал распространения. Это – в основном тюркский мир, с обособленными центрами развития зурны: анадолийский, южно-тюркский (охватывал арабские страны периода господства династии Мамлюков, происходящих от турков и народов Кавказа), северо-тюркский (включает казанский, чувашский и балканский центры), азербайджанский, узбекский, казахско-киргизский центры. От этих центров зурна была заимствована соседними народами.

Если в западном тюркском мире были распространены различные виды зурны – каба, джура, асафы, шихаби, араби, аджеми, бахтияры, отличающиеся между собой, в основном, по длине ствола, то в восточном тюркском мире – только зурны более крупных размеров (до 400-450 мм).

В наши дни, зурна, кроме Азербайджана, под таким же названием известна на территории Турции, Ирана, Грузии, Аджарии, Армении, Дагестане, Чечни и Ингушетии, Греции, Македонии и в арабских странах. В Дагестане её называют также зурнай (кумыки), зурнау (лакцы), зинрав (даргинцы), сурьмай (кубачинцы), в Кабардино-Балкарии – накырэ или накира. Инструменты типа зурны распространены в Афганистане, Узбекистане, Таджикистане и Кара-Калпакии, где именуются сурна, в Египте – замр, а в Алжире – зорна, гаита. Среди уйгуров она известна под названием сунай или сона, калмыков – бичкю, бурятов – бишкур.

IRS - Наследие


--------------------
Все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие.

Джордж Оруэлл "Скотный двор"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Vita
сообщение 23.10.2005, 13:16
Сообщение #11


AEM
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,432
Регистрация: 10.04.2005
Пользователь №: 6



НАГАРА
user posted image

Общее наименование азербайджанских барабанов.
В зависимости от размеров их называют кьос нагара, бала нагара (или чюре нагара) и кичик нагара, т. е. большой, средний и малый барабан. Употребляют в качестве ритмического инструмента в различных ансамблях, особенно с зурнами (см. выше пост Xari-bulbul).
Игра на нагаре отличается большим ритмическим и динамическим разнообразием.

Основным перкуссионным инструментом Азербайджана является naghara (нагара) – цилиндрический барабан с двумя мембранами. В Азербайджане есть пословица, связанная с нагарой: "Toydan sonra-naghara!”, что в буквальном переводе означает “После свадьбы правит нагара!”


--------------------
Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая, при этом относительно бесконечности первой из них у меня имеются сомнения.

Альберт Эйнштейн

IPB Image
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Xari-bulbul
сообщение 27.10.2005, 16:41
Сообщение #12


Qarabağlı qız
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,389
Регистрация: 13.04.2005
Из: Qarabag
Пользователь №: 59



Ударные азербайджанские музыкальные инструменты:


IPB ImageГолтуг нагара

IPB ImageГоша (парная) нагара

IPB ImageДюмбек



--------------------
Все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие.

Джордж Оруэлл "Скотный двор"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 12.12.2011, 12:19
Администрация форума Вirlik не несёт ответственности за сообщения и размещенные материалы на форуме.
Всё написанное является частным мнением независимых пользователей форума.