Помощник
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Азербайджанские национальные танцы |
Иуда |
20.10.2005, 12:47
Сообщение
#1
|
profi Группа: Пользователи Сообщений: 47 Регистрация: 10.04.2005 Пользователь №: 7 |
Азербайджанские танцы
Азербайджан - край ярких, неповторимых и самобытных танцев, пришедших к нам из глубокой древности. Все они отличаются друг от друга местом рождения, ритмами музыки, формами движения и поэтической темой. Многие из них стремительны и темпераментны. Первые сведения о танцах мы получаем из наскальных изображений заповедника Гобустан. Это были ритуальные танцы, посвященные охоте, рыбной ловле и другим занятиям древнего человека. Многие танцы были посвящены огню, и это не случайно. Огонь давал человеку тепло, свет, защищал его от холода, хищных животных, снимал страх перед мраком, расширял ассортимент, и качество приготовления пищи. Танцы были самым распространенным видом искусства наших далеких предков. Наиболее древними являются "Яллы", "Джанги", "Аста карабагы", ("медленная карабагы"), "Гянджа", "Казахи вокзалы", "Гызлар булагы" ("Родник девушек"), "Алай", "Семени", "Терекеме", "Новрузу", "Узундере", "Мирзеи", "Йузбир" и другие. Важную область азербайджанского национального - фольклора составляет танцевальная музыка, отмеченная, как и песенная, многообразием жанрового и образно-эмоционального содержания. Как и в народных песнях, в танцах нашли свое отражение характер, мысли и чувства, тип темперамента их создателей. Но в отличие от песни многое в художественной специфике танца определяет пол и возраст танцующего. Женские танцы - сдержанны, пластичны, отличаются мягкой лиричностью танцевального грациозно-плавного движения. Например, "Вагзалы", "Узундере", "Гяшянги", "Танец мудрости" или "Мирзеи" - танец стариков; мужские - оживленные, бурно - стремительные, отмеченные удалью, силой. Например, "Газахы", "Гайтагы", "Ханчобаны", "Шалахо", "Брильянт". Основная часть народных танцев, сольные - как мужские, так и женские, но встречаются также парные и групповые. В народе бытуют танцы, которые независимо от характера и темпа исполняются только женщинами. Например "Нэлбэки", "Джейраны", "Халабаджи", или только мужчинами. Например "Джанги", "Гайтагы". Значительная часть народных танцев связана с трудовыми процессами и бытовыми обрядами. Таковы, например, группа танцев "халай", приуроченная также к земледельческим циклам, или "Вагзалы", сопровождающая обычно свадебный кортеж. Бытуют в народе образцы коллективных танцев. Такова группа различных по эмоциональному строю хоровых танцев, чаще исполняемые только мужчинами, или танцы того же класса "Халай", исполняемые только женской группой. Совместными группами мужчин и женщин исполняется танец "Йорду-йорду" - "Кто кого утомит". Одним из самых распространенных и самых древних коллективных танцев является "Яллы" - хороводный сельский танец, уходящий своими истоками в обрядовые действа древности. "Яллы" - жизнерадостная круговая пляска, иногда с хоровым пением, где есть Ведущий (мюршид), движения которого повторяет весь коллектив. Чаще всего "Яллы" - танец мужественного, героического характера, но иногда он может включать в себя и элементы шуточной пантомимы: мюршюд имеет право "наказать" того или иного участника за ошибку в танце, заставить его во время танца взять в руки или в рот какой-нибудь предмет (палку, башмак, ленту), поднять на плечо барана и т.д. "Яллы" издавна бытует в двух своих видах: "игровом", с ярко выраженной сюжетностью, раскрытию которого подчинены и хореография, и музыкально-исполнительские приемы; и трактованном как танец психологический, связанный с выражением эмоционального строя человека, эмоцией радости, бодрости. Второй тип "Яллы" известен только в инструментальном исполнении (духовые, ударные). Другим коллективным танцем является "Джанги", в прошлом, как правило, исполняемый воинами. "Джанги" танцуют иногда и при состязаниях юношей в борьбе, ловкости владения оружием. В медленных танцах народные исполнители часто используют характерный хореографический прием - танец на носках. Часто используют и другой, изящный прием - "сюзме" ("скольжение", "плавное движение") - своеобразное четкое "обыгрывание" всего тела с такими мелкими, "плывущими" движениями ног, что они кажутся неподвижными. Примечательной стороной народно-танцевальной культуры Азербайджана зачастую является наличие программных заголовков, которые в некоторых случаях указывают на причину появления того или иного танца (как, например, "Вагзалы", связываемый со строительством Бакинского железнодорожного вокзала); некоторые танцы связаны с полом и возрастом определенных исполнителей. Таковы, к примеру, танец "Узундара" - "Длинное ущелье" - танец солидных по возрасту женщин. Насыщенная мелизматика, точно парящая мелодия прекрасно воплощается в танце через изящный исполнительский приём сюзмэ (своеобразные чёткие танцевальные движения с такими мелкими, "плывущими" шагами танцора, что ноги кажутся не подвижными). Или "Мирзаи", исполняемый стариками. Как и песни, танцы "звучат" в наиболее популярных в народном художественном сознании ладах: шур, сегях, раст; реже - шуштер, чаргях. Часты в женских танцах лады сегях, шур. Танцы, наряду с поэтическими диалогами и пантомимой, органически входят в народные театрализованные песни-игры: "Каравелли", "Кёс-кёса", "Гюлэшмэ". В популярном танце "Шалахо" - заметен переход от энергичного движения мелодии к поступенному и обратно, от энергичного движения мелодии к плавному. Нередко в целях достижения игрового эффекта, как, например, в юмористическом танце "Гытгылыды" (характерные шуточные исполнительские "приговорки") главным выразителем характера танцевальной мелодии выступает асимметрия тактов. -------------------- Вместе Мы сила!
|
Текстовая версия | Сейчас: 12.12.2011, 01:29 |