IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Геноцид казахского народа: материалы для раздумья....
Kipchak
сообщение 13.10.2005, 18:22
Сообщение #1


Участник
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 94
Регистрация: 05.10.2005
Из: Баку-Астана
Пользователь №: 394



Материал номер 1. Массовые репрессии 1937-1938 гг.


Последняя треть 1930-х гг. ознаменовалось новой волной политических репрессий, принявших массовый характер.

Укрепление культа личности Сталина и нетерпение всяческого инакомыслия, попытки все трудности развития страны объявить результатом деятельности "врагов народа" привели к физическому устранению почти всех сколько-нибудь влиятельных лидеров, могущих составить оппозицию правящему режиму, т.е. всех руководящих партийных и советских работников.

В 1937-1938 гг. в "национал-фашизме" и шпионаже были обвинены Т Рыскулов, Н. Нурмаков, С. Ходжанов, У. Кулумбетов, О. Исаев, О. Жандосов, А. Досов, А. Асылбеков, Ж. Садвакасов, С. Сафарбеков, Т. Жургенов и многие др.

Репрессированны были и виднейшие деятели культуры и науки - А. Бокейхан, А. Байтурсын, М. Дулатулы, Ж. и Х. Досмухаммедулы, М. Тынышбайулы, М. Жумабай, С. Сейфуллин, И. Жансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров, Ж. Шанин, К. Кеменгеров и многие др.


Обвинения, выдвинутые против них, были абсурдными, в частности, их объявляли виновными в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-х - 30-х гг., связях с японской разведкой, попытке отделения Казахстана и т.п.

В Караганде и ряде районов прошли показательные открытые процессы над "врагами", однако большая часть их была осуждена т.н. "тройками" - внесудебными органами карательной машины НКВД.



В московском издательстве “Русский раритет” вышла в свет первая книга на арабском языке о деятельности первого дипломата-казаха - “Назир Тюрякулов - полпред СССР в Королевстве Саудовская Аравия (письма, дневники, отчеты)”

“НП” посвятило личности посла несколько публикаций, сообщало и о многолетних сборах материалов о полпреде родственника Назира Тюрякулова - Ыбрая Исмаила. Наиболее драматичной была история его поисков дочери полпреда Анель. И вот - новая страница в самоотверженной работе Ыбрая Исмаила в воссоздании образа Назира Тюрякулова - новая книга о нем на арабском языке. “НП” публикует сегодня отклики на это уникальное издание людей, причастных к нему.

Сын хлопкоторговца из Коканда
Это издание было подготовлено Посольством Республики Казахстан в Российской Федерации, а именно стараниями посла Казахстана в России Т.Д.Мансурова и А.М.Сыдыкова. В сборнике впервые в наиболее полном объеме представлены документы, связанные с деятельностью Назира Тюрякулова в период пребывания его на должности полпреда СССР в Королевстве Саудовская Аравия (1928 - 1935 гг.). В основном представлены материалы, принадлежащие перу самого полпреда, поэтому сборник можно считать собранием сочинений Назира Тюрякулова.

В 1928 г. Тюрякулов назначается полпредом в Саудовскую Аравию, именовавшуюся в то время Королевством Хиджаз, Неджд и присоединенные области. Именно на этой должности, которую он занимал вплоть до 1936 года...

....3 ноября 1937 года по надуманному обвинению в пантюркистской агитации и призывах к “террористическим методам борьбы с руководителями Советской власти” он был приговорен к высшей мере и в тот же день расстрелян.

2 сентября 2005
№ 35 (379) НП
http://www.np.kz/2005/35/index35.html


--------------------
user posted image
user posted image
user posted image
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов(1 - 6)
Kipchak
сообщение 13.10.2005, 18:30
Сообщение #2


Участник
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 94
Регистрация: 05.10.2005
Из: Баку-Астана
Пользователь №: 394



Материал номер 2. Туркестан под властью советов.

Мустафа Чокай-оглы.

ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ

Советская власть в Туркестане началась с огульного отрицания за местным коренным населением права на участие во власти. 3-й Туркестанский съезд Советов в своей резолюции от 19 ноября 1917 года решительно и твердо заявил: - Включение в настоящее время мусульман в органы высшей краевой власти является неприемлемым... Какая же это была власть в мусульманской стране без мусульман? За ответом обратимся к маленькой брошюрочке некоего Б. Р. Тагеева - "В долине роз и крови", выпущенной сов. Государственным издательством в Москве в 1927 г. Там на стр. 65 мы читаем: "Началась новая эра Туркестана под властью самобытных ташкентских "большевиков" - отбросов колониального режима... Колонизаторский характер новой советской власти был закреплен резолюцией 3-го Туркестанского Съезда Советов". Вот эту власть "отбросов колониального режима" Сталин ныне выдает за власть туркестанских "национальных крестьянских советов"... Как же чувствовали себя под этой властью туркестанцы-крестьяне? Позвольте на этот вопрос ответить простыми словами бесхитростного заявления "бедняка-мусульманина", оглашенного 5-го июня 1919 г. на заседании 3-го краевого съезда коммунистической партии Туркестана в Ташкенте. Там мы читаем: - Мы, бедные мусульмане, как находились при Николае Кровавом скотиною, так находимся и теперь при нынешнем пролетарском правительстве. И даже хуже, хотя не сопротивлялись советской власти. Представители власти объявили, что они будут бороться с капиталистами, и под этим предлогом начали обирать и наживать в свои карманы. Один бедный пролетарий имел лошадь и арбу, занимался извозом и тем кормил семью. Приходит красноармеец и отбирает лошадь без всякой оплаты. И бедняк с семьей остается голодный на произвол судьбы. Под предлогом, что будут обирать баев (богатых), обобрали всех, все 84-тысячное население города (Намангана). Конфисковали весь наманганский товар, до замков включительно... - Представители власти только и делали, что защищали своих русских, хорошо их кормили, хорошо обували, дома свои разукрашивали чужими шелковыми материями и другими драгоценностями. А нам, мусульманам, что сделали? Кормили? Нет! Обували? Нет! Если бы обували, не ходили бы мы, бедные, босыми. Если бы кормили, не умирали бы по 1.000 - 10.000 голодными. Что осталось в наших домах? Остались одни рваные одеяла. Больше ничего! ..

...

-... От мусульман отбирают все, и не только отбирают, но и убивают их. Наши солдаты вместо защиты несут грабежи и убийства... В кишлаках (туземных селах) население терроризировано и бежит. Растут шайки разбойников. Но, может быть, возразит кто-нибудь, что это-де не партия,а красная армия чинит насилия. Но партия стоит во главе. Во главе всех партийных органов власти стоят партийные товарищи, но они не принимают никаких мер для улучшения положения. Под их покровительством всюду процветают пьянство и безобразия, и, конечно, партия несет на себе вину за это. Мусульманский пролетариат просит помощи у русских, но те отвечают, что не доверяют им. Мусульман травят, мусульман даже убивают. Мусульманская беднота терпит от наших отрядов, уничтожавших без разбору (их) имущество, женщин и детей... -

...

Я прошу французских коммунистов и особенно коммунистов-сирийцев обратить сугубое внимание на то, что туркестанцев преследовали, убивали, резали жен и детей, "без различия партии". Чтобы подвергнуться зверствам красноармейцев, чтобы быть убитыми агентами московского правительства, требовался лишь один признак-надо было быть коренным туркестанцем.

...

Говоря о голоде среди туземного населения, в частности среди казахского, Турар Рыскулов свидетельствует, что один "из ззаслуженных руководителей Октябрьского переворота в Туркестане Тоболин на заседании Туркестанского Центрального Исполнительного Комитета заявил прямо, что киргизы (казахи), как экономически слабые с точки зрения марксистов все равно должны будут вымереть. Поэтому для революции важнее тратить средства не на борьбу с голодом, а на поддержку лучше фронтов (см. предисловие, стр. ХII). "Количество умерших от голода (мусульман),говорит Рыскулов(стр.77),исчисляется в огромных размерах..." Но цифр он не приводит. Советские источники (1919 г.) называли кошмарную цифру в один миллион сто четырнадцать тысяч (1 114 000).
...



Например: - В Перовске (ныне Кзыл-Орда) сидел самодержец Гержот. От него откочевал целый народ - киргизы (казахи). При этом откочевании вымерло около одного миллиона человек.
...

Имею в виду акт советской власти, позорней которой едва ли можно сыскать в истории культурных стран. 21 января 1925 года в годовщину смерти Ленина, туземное население старого города Ташкента, по распоряжению властей, было поставлено на колени. И в этом положении подлинных колониальных рабов туземцы оставались в течение нескольких минут.
...

Национальный состав органов советского управления в Узбекистане выглядит в следующем виде: русских - 61,9% и коренных национальностей - 24,7%.
...

Число казахских школ, пишет т. Швер, теперь стало 1 600 против прежних (до революции) 660... Затем прибавляет: "Процесс развития народного образования можно проследить и по росту денежных ассигнований на эту цель. Так, например, в прошлом бюджетном году на дело народного образования было отпущено 9 с половиной миллионов рублей; а в только что истекшем году - уже около 13 миллионов рублей. Я последую за этими цифрами. "Обращусь к "ЭНБЕКШИ КАЗАКУ". В номере от 14.6.27 этой газеты писалось: Казахских школ имеется около 1600, но из них число школ, имеющих помещение, еле-еле достигает 40... Комментарии излишни: 1600 на бумаге, а на деле "еле-еле достигает 40". Говоря о школьном бюджете, комиссар народного просвещения Казахстана Токтабай-оглы Карим приводил следующую не лишенную интереса справку: "В 1911 году в русско-киргизских школах на одного учащегося тратилось 17 рублей, а ныне в школах первой ступени (соответствует прежним русско-туземным школам) мы тратим 7 руб. 70 коп. т. е. менее почти в два с половиной раза. В русских школах первой ступени на одного учащегося тратится 16 рублей. На одного учащегося в средних уч. заведениях в 1913 году тратилось 180 руб. теперь - 22 р. 71 коп, и дальше: - В казахских аулах только полтора процента школ имеет помещение, а в русских поселках помещением обеспечено 28% школ.

http://kungrad.com/history/biblio/turk/


--------------------
user posted image
user posted image
user posted image
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Kipchak
сообщение 13.10.2005, 18:42
Сообщение #3


Участник
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 94
Регистрация: 05.10.2005
Из: Баку-Астана
Пользователь №: 394



Материал номер 3. Алматы, 17-18 декабря 1986 г. /Желтоксан/.

Свидетельства очевидцев – Декабрь 1986

Четаева Эмма Алексеевна (Байсеитовой 42, кв.39).
Я, как очевидец, никакого национализма не усматриваю. Если бы общество выступало против тех, кто не казах, то мне не удалось бы мимо людей пройти с ул. Мира через площадь в свой дом.

Шмидт (Фурманова 193, кв. 43).
Я считаю, что это выступление нельзя расценивать как националистическое. Ведь против, конкретно, русскоязычного населения не было каких-либо действий. Пострадали-то казахи. Нигде в городе в эти дни лично я не наблюдал каких-либо выпадов в адрес русских.

Звонцов М.А. (Фурманова 193, кв.44)
Свидетельствую о событиях 17 декабря 1986 года, свидетелем которых я был. С утра в этот день в район площади стали собираться неорганизованные группы людей, которые обсуждали решение пленума ЦК. Никаких противоправных действий со стороны собравшихся я не видел.


К вечеру на площадь стали стягиваться организованные группы молодежи. Из толпы слышались выкрики, осуждающие решение пленума, были лозунги аналогичного содержания. На трибуне находились представители власти, которые настойчиво предлагали очистить площадь, предупреждали о применении силы. Однако обстановка оставалась достаточно спокойной, если не считать, что время от времени милиция выхватывала из толпы 2-3 человека (чаще девушек) и увозила их.

В какой-то момент на толпу пошли пожарные машины с водометами. С этой минуты начались беспорядки. Толпа переворачивала и жгла автомашины, забрасывала камнями солдат, пыталась штурмовать здание ЦК. Курсанты были вооружены саперными лопатками. Все это было 17 декабря 1986 года.

Были нападения на проходящие по ул. Фурманова автобусы и другой автотранспорт. К часам к 12 вечера площадь в основном была очищена, но в разных местах продолжались стычки демонстрантов с курсантами погранучилища. Курсанты были вооружены саперными лопатками. О происходящем на площади 18 декабря не знаю, т.к. в этот день был на работе.


Нурлиев Б.С. (начальник инструментального участка АЭВРЗ).
Во время декабрьских событий 1986 года я был свидетелем, когда всех работников цеха, за исключением 2-3 казахов, с утра вооружили палками и железными прутьями и отправили на площадь для наведения порядка. Когда я по делу зашел в другой цех (литейный), где в основном работали казахи, то услышал, как парни казахи возмущались тем, что их коллег-русских ребят послали бить казахов. Они бросили работу и собирались идти на площадь и готовы были ринуться в бой. Начальник ЛЦ Кокебаев С.К. и мастер Сидоренко кое-как их удерживали.

Кагарманова Р.Г. (Байсеитовой 42, кв. 71).
17 декабря 1986 года возле книжного магазина : на грузовой машине со спущенными бортами привезли водку. Я думала, что-то продают и когда подошла, то незнакомый мужчина меня вышвернул и сказал: для тебя здесь делать нечего, убирайся отсюда. С возмущением пошла дальше. Возле другой машины (пирожковоз) бесплатно раздавали сигареты. Дома, услышав топот, выглянула. Это были девушки лет 17-18, за ними гнались 7-8 милиционеров. Они поднялись на 16 этаж и начали избивать девушек дубинками. Несколько девушек потеряли сознание. Я начала кричать не своим голосом: прекратите, почему избиваете. Уже после 2-х часов всех, кто остался на площади без движения, стали нагружать в машину милицейскую (автозак), а в 4 часа 18 декабря площадь смыли горячей водой. 18 декабря на площади были солдаты с дубинками в спецжилетах и собаками.

Шарикбаев С.Ж. (Фурманова, 193, кв.48 ).
17 декабря с 18.00 наблюдали следующее: :Были пущены пожарные машины, обливали водой демонстрантов. Поздно вечером колонна милиции во главе с бронетранспортером вытесняли молодежь по ул. Фурманова в сторону Абая. Дальше с балкона нам не было видно. На следующее утро войска с дубинками и щитами оцепили площадь. В 10-11 им предлагали разойтись. Но собравшиеся требовали, чтобы к ним вышли члены правительства. В ответ войска стали оттеснять. Завязалась драка. Прозвучала команда и войска применили дубинки. Молодежь бросала камни. Вперед выехали бронированные машины. Около одного часа продолжалась эта перепалка. Солдаты били дубинками по голове тех, кого удалось догнать. Получилась давка у магазина "Береке" и "Головные уборы". Падали с высоты 2-3 метра. Подбегавшие солдаты их оттаскивали в машины, а тех, кто пытался бежать, били дубинками и ногами. Это массовое побоище происходило под нашими окнами. В руках у демонстрантов были лозунги: "Каждому народу - своего вождя", "Да здравствует ленинская национальная политика", были портреты Ленина.

Толеубаева Гульжан (Байсеитовой 49, кв. 35).
Начали избивать молодежь резиновыми палками, в ответ кидали камни, начали поливать водой. Упавшего с "достройки института Казгипроводхоз" одного парня начали избивать резиновой палкой. Девушка при отступлении упала на фонтане, солдаты подбежали и начали ее пинать и избивать. Парней полуживых солдаты тащили по земле через всю площадь, перед ЦК избивали большими кучами до смерти. Вытащив пожилую женщину из квартиры они повели ее куда-то на площадь. В ответ на эти избиения молодежь сожгла машины.

Сагимбаева Г. (Байсеитовой 40, кв.22).
Когда утром пошла в магазин "Береке" за продуктами, здесь я увидела, как по арыкам волокли за руки, за ноги девушек, не обращая внимания не их крики и вопли. Некоторые были искалечены, их швыряли в машины. Чуть не уволокли продавца, которая хотела заступиться за кого-то. Некоторые девушки, пришедшие за продуктами, тоже попались. Их жестоко избивали. Придя домой из окна увидела еще одну ужасную картину: шедшую по улице бабушку-казашку ударил по спине дубинкой подбежавший к ней сзади милиционер. Бабушка упала. Мы все были в шоке, соседка плакала лежа на полу. Выйти все боялись. В эти страшные дни русские показали свой шовинизм. С каким удовольствием они избивали девушек, отбивали внутренности, садили на холодную землю, били по низу живота и говорили: "чтобы не плодились казахи".



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КАЗАХСКОЙ ССР
О ВЫВОДАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ КОМИССИИ
ПО ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ,
СВЯЗАННЫХ С СОБЫТИЯМИ В ГОРОДЕ АЛМА-АТЕ
17-18 ДЕКАБРЯ 1986 ГОДА




Рассмотрев материалы комиссии, заслушав и обсудив сообщение ееcопредседателя, народного депутата СССР тов. Шаханова М. Ш., Президиум Верховного Совета Казахской ССР отмечает, что выступление казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате не было националистическим и в начальной стадии не носило противоправный характер. Непосредственной причиной протеста молодежи послужили откровенное пренебрежение мнением населения и партийных масс республики со стороны центра, направившего первым секретарем ЦК Компартии Казахстана по стереотипу доперестроечных времен малоизвестного в республике партийного работника, недооценка возросшего самосознания народа.

Неумелые, политически неоправданные действия руководства республики, паническая оценка демонстрации рабочей и учащейся молодежи против скоротечного и по сути оскорбительного для достоинства республики решения пленума ЦК Компартии Казахстана, предпринятые не адекватные ситуации меры по отношению к демонстрантам, способствовали перерастанию событий в негативные формы. Вместо того, чтобы с самого начала избрать тактику равноправного диалога, была сделана ставка на подавление выступления молодежи столицы силой. Руководство этим процессом взяли на себя представители центра и новый партийный руководитель республики, отключив практически от принятия решений не только местных руководителей, но и ее высшие законодательные и исполнительные органы. Узким кругом лиц из центра решался вопрос о переброске в Алма-Ату спецчастей внутренних войск из других регионов, о применении силы для подавления демонстрации.

После упущенного момента для контакта с демонстрантами, когда обстановка уже обострилась и мирное настроение молодежи на площади стало сменяться нетерпением и агрессивностью, попытка диалога переросла уже в прямые оскорбления и хулиганские выходки по отношению к руководителям республики, вышедшим к микрофонам на трибуне. Стали звучать противоправные призывы, начались стычки с силами охраны порядка, забрасывание их камнями, поджоги машин и другие нарушения.

Вооружение рабочих дружинников по указанию партийных органов палками, металлическими прутьями и обрезками кабеля придало событиям характер противостояния сторон по национальному признаку. Это стало одной из серьезных политических ошибок тех дней.

Подавление беспорядков сопровождалось избиением людей, причем, нередко задержанных без разбора, применением других жестоких методов, включая использование малых саперных лопаток и служебных собак, что впоследствие лицемерно отрицалось в официальных версиях освещения декабрьских событий, вызывая недоумение и возмущение их очевидцев.

Сегодня требуется взвешенный подход к оценке этих событий с учетом конкретной обстановки тех дней, неожиданности происшедшего, но это ни в коей мере не оправдывает допущенных тогда грубых политических просчетов со стороны союзного руководства и руководства республики, вследствие которых первоначально мирный протест молодежи г. Алма-Аты привел к драматическим результатам, большому числу пострадавших среди демонстрантов и сил охраны порядка.

Много нарушений допускалось в процессе судебно-следственного разбирательства уголовных дел участников событий, которое проводилось скоропалительно и с выраженным обвинительным уклоном. Наряду с беспринципностью отдельных следователей и судей, здесь немалую роль сыграло давление со стороны партийных органов.


Председатель Верховного Совета Казахской ССР
Е. АСАНБАЕВ

Алма-Ата, 24 сентября 1990 г.


--------------------
user posted image
user posted image
user posted image
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Kipchak
сообщение 13.10.2005, 18:46
Сообщение #4


Участник
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 94
Регистрация: 05.10.2005
Из: Баку-Астана
Пользователь №: 394



Материал номер 4. Кокандское правительство - реальная попытка построения единого Туркестанского государства

Историки на самом деле не только не изучили деятельность Кокандского правительства, но не знают даже его точный персональный состав. Первоначально правительство возглавлял министр-председатель и министр внутренних дел семиреченский казах М. Тынышпаев, его заместителем являлся татарин И. Шагиахметов (Шах-Ислам (Ислам) ШАГИАХМЕТОВ - выпускник юридического факультета Петербургского университета; редактор-издатель газеты "Туркестанский край", член Туркестанского Временного Народного Совета, в феврале 1918 г. был арестован большевиками в Коканде; в 1920 г. бежал в Индию, где заболел и был отправлен во Владивосток, к родным); управляющим отделом внешних сношений - казах М. Чокаев; управляющим отделом народной милиции и общественной безопасности - узбек У. Ходжаев (Убайдулла ХОДЖА (ХОДЖАЕВ) (1886-1942) - частный поверенный, член Всероссийского Мусульманского Совета, член Туркестанского Временного Народного Совета); министром землеустройства и водопользования - узбек Х. Юргули-Агаев (Хидаят-бек ЮРГУЛИ-АГАЕВ - ученый-агроном, его женой была выпускница петербургского Патриотического института Жозефина Станиславовна Юргули-Ага (урожденная Трушковская); министром продовольствия - узбек А. Махмудов (Абиджан МАХМУДОВ (МАХМУДОВ) - предприниматель-горнопромышленник, владелец типографии в Коканде); зам. министром внутренних дел - казах А. Уразаев (Абдурахман-бек УРАЗАЕВ - помощник присяжного поверенного, член Туркестанского Временного Народного Совета); министром финансов - еврей С.А. Герцфельд (Герцфельд Соломон АБРАМОВИЧ - в 1903 г. приехал в Ташкент из Одессы, присяжный поверенный, один из лидеров местных евреев, убит большевиками во время кокандских событий).

В правительстве, состоявшее из высокообразованных и подготовленных кадров, оказались представлены основные тюркские народы края и национальные меньшинства.

Вскоре, в начале 1918 г., Тынышпаев, несогласный с некоторыми действиями правительства, которые, как он считал, могут обострить отношения с большевиками, вышел из правительства. Его место в середине января 1918 г. занял Чокаев. Среди руководства автономного Туркестана были серьезные противоречия, разные ориентации - российская, германская, турецкая и др. Вот здесь и проявили себя политические слабости местных элит.

В январе 1918 г. Кокандское правительство известило о намерении созвать 20 марта 1918 г. свой парламент на основе всеобщего, прямого, равного, тайного голосования, гарантируя немусульманскому населению 1/3 мест. Такой общетуркестанский парламент, несомненно, сплотил бы всех туркестанцев и стал бы непреодолимым препятствием для большевиков. Получилось, что, ориентируясь на этнический состав населения, учитывая интересы меньшинства и не забывая при этом о профессиональной подготовленности депутатов, правительство приняло удачное решение.

Местные большевики по приказу из центра приступили к подготовке ликвидации Кокандского правительства.

В феврале 1918 г. Кокандская автономия, просуществовав более двух месяцев, была разгромлена.

По свидетельству очевидца, многие здания, в том числе правительственные, типографии, амбулатории при разгроме Коканда сгорели. Превратились в пепел также 11 тысяч дворов, 37 мечетей, 11 медресе, а также банки, магазины, коммерческие конторы, базарные лавки, дуканы, школы и т. д. "Одна третья часть старого города превращена в развалины, - сообщалось в газете "Улуг Туркистан" 2 апреля 1918 г. - Сейчас тысячи кокандцев остались без крова, одежды и еды. Такое, наверное, не бывает даже после войны... Точное количество погибших пока не известно. Кроме того, многие взяты в плен", в том числе члены правительства (Абдуллаев Р. Хроника противостояния // Звезда Востока. 1995. №11-12.С.201.). При обстреле Коканда большевиками использовалась не только артиллерия, но и аэропланы. В итоге погибло свыше 10 тыс. мирных жителей. Выходившая в Ташкенте в 1917-1918 гг. газета на казахском языке "Бирлик Туы" ("Знамя единения") констатировала, что большевистская власть "сравняла с землей населенный мусульманами старый город, погубила тысячи жизней невинных беззащитных мусульман, разграбила все имущество их..."

Коканд был сожжен и разграблен отрядами Красной гвардии, дашнаков, частями Ташкентского гарнизона. Эта операция стала на деле не победой, а поражением Советской власти. В дальнейшем вместо достаточно лояльного к России Кокандского правительства, состоящего из европеизированных казахских и узбекских интеллигентов, она оказалась лицом к лицу с басмачеством, как верно писал большевик Г.И. Сафаров (Вольдин) в начале 20-х годов.


Разгром Кокандской автономии ускорил дальнейшее продвижение большевиков в Центральную Азию и повлиял на судьбу других мусульманских государств в составе России, которых вскоре ожидала та же участь - "суверенных" советизированных республик.

Таким образом, национально-революционное движение центральноазиатских тюркских народов окончилось разгромом Кокандской автономии и полным падением доверия местного населения к русской революции, центральной и местной Советской власти. Кокандские события показали, что в Туркестанском крае, с абсолютным преобладанием тюркско-мусульманского населения, необходимого единства в рядах местной духовной и политической элиты не было.

Анахронизмом выглядят утверждения, присутствующие до сих пор в научной литературе и средствах массовой информации, о панисламистских и пантюркистских устремлениях как туркестанских народов, так и вообще российских тюрок в 1917 г. и в годы гражданской войны. Национальные и этнократические интересы оказались гораздо сильнее подобных доктрин, которые затронули на самом деле узкий круг местных интеллектуалов.

В течение многих десятилетий в общественном сознании под влиянием советской историографии складывался устойчивый миф о чуть ли не изначальном сепаратизме тюркских народов.

Для распространения советской власти серьезным препятствием был "туркестанизм", ощущение общности тюркских народов Туркестана. Чтобы сокрушить "туркестанизм", потребовалось разрушение многовековой этнической интеграции Центральноазиатского региона, для чего пришлось пойти на создание в 20-х годах соответствующих национальных республик. Разрушение органичного единства Туркестана изображалось как "воплощение" в жизнь продекларированного большевиками права народов на самоопределение.

Из статьи "Русская революция 1917 года и тюрки Центральной Азии". Автор- Исхаков Салават Мидхатович.

http://tatar-history.narod.ru/azia-tyrk.htm


--------------------
user posted image
user posted image
user posted image
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Самир
сообщение 14.10.2005, 11:34
Сообщение #5


Магистр
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 5,031
Регистрация: 18.04.2005
Пользователь №: 82



Интересная информация, спасибо.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Свояк
сообщение 30.11.2005, 17:49
Сообщение #6


Свободный Волк
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2,256
Регистрация: 01.05.2005
Пользователь №: 120



Kipchak, Брат пиши побольше таких материалов! Чох Сагол!


--------------------
Моя жизнь это борьба и пока я борюсь я дышу.............
(Алиджанаблы Хаджалы-Керим)


Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Дост
сообщение 02.01.2006, 23:03
Сообщение #7


Местный
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,145
Регистрация: 14.05.2005
Пользователь №: 149



Kipchak, lichno ja etogo ne znal. Spasibo za etu infu. Navernoe netu ni odnogo tjurksogo naroda s kotoroj ne prozoshlo takoj tragedii ... (turki, azerbajd*anci, kazahi, krimskie tatari, kumiki i drugie narodi) ...
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 10.12.2011, 12:27
Администрация форума Вirlik не несёт ответственности за сообщения и размещенные материалы на форуме.
Всё написанное является частным мнением независимых пользователей форума.