IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Азербайджанская Музыка
ГяНдЖиНсКиЙ_СаНаН
сообщение 22.05.2007, 11:38
Сообщение #1


Новичок


Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Регистрация: 13.05.2007
Из: Россия,Москва
Пользователь №: 5,621



Азербайджан дал миру великого теоретика музыки, Сафиатдина Урмави, создавшего новую нотную систему в 13 веке. С именами великих азербайджанских ученых и музыкантов Сафиаддина Урмави и его последователя Абдулгадира Мараги связан расцвет музыкально-теоретической мысли в XIII-XV веках на Ближнем и Среднем Востоке. Мараги был высокоодаренным и разносторонне образованным музыкантом, певцом, исполнителем на многих музыкальных инструментах. Автор музыкальных сочинений, обладатель аналитического ума, Мараги создал труды, оказавшие большое влияние на развитие музыкально-теоретической мысли. Английский ученый-востоковед Генри Д.Фармер назвал Мараги "последним классиком" средневековой науки о музыке. Исфизари (XV в.) утверждает, что Мараги обладал тремя талантами - музыканта, художника-каллиграфа и поэта. В " Фирмане" (указе) Тимура (1397 г.) Мараги назван "падишахом всех знатоков музыки".

Ранний этап (конец XIX - начало XX века) становления азербайджанской оперы и симфонической музыки связан прежде всего с широкой - поистине подвижнической - музыкальной, творческой и общественной деятельностью Узеира Гаджибекова, основоположника современной профессиональной музыки Азербайджана. Узеир Гаджибеков v создатель первой оперы на Востоке ("Лейли и Меджнун", 1908). Соратниками выдающегося композитора стали М.Магомаев, З.Гаджибеков. Азербайджанские оперы и музыкальные комедии возникли из глубин национального музыкального искусства устной традиции и непосредственно срослись с ним. Основу музыкального материала первых азербайджанских опер составили мугамы. Мугам v музыкальный феномен не только национальной, но и мировой музыкальной культуры. Среди 90 минут музыки, посланной на американском спутнике "Вояджер" в 1977 году иным цивилизациям, 2 минуты 20 секунд занимает мугам.

В середине 20 века в Азербайджане блистала самобытная композиторская школа (К.Караев, Ф.Амиров, Дж.Гаджиев, С.Гаджибеков, Ниязи, С.Рустамов, Т.Кулиев, А.Меликов, Дж.Джангиров, Р.Гаджиев), прославившая Азербайджан далеко за его пределами. В золотой фонд исполнительского мастерства вписаны имена Бюль-Бюля, Рашида Бейбутова, Вагифа Мустафазаде. Их традиции продолжили композиторы и исполнители Ш.Алекперова, П.Бюль-Бюль оглы, М.Магомаев, Р.Мустафаев, Т.Гаджиев, Э.Сабит-оглы, Н.Мамедов, О.Кязимов, Р.Миришли и другие.



--------------------
[i][b][size=7][font=Century Gothic]' `'* -.,_ **РОДИНА МОЯ АЗЕРБАЙДЖАН**_,,.- *' `'* -.,_ _,,.- ** -.,_ _,,.- *' `'* -.,_ **РОДИНА МОЯ АЗЕРБАЙДЖАН**_,,.- *' `'* -.,_ _,,.- * * -.,_ _,,.- *' `'* -.,_ **РОДИНА МОЯ АЗЕРБАЙДЖАН**_,,.- *' `'* -.,_ _,,.- * * -.,_ _,,.- *' `'* -.,_ **РОДИНА МОЯ АЗЕРБАЙДЖАН* -.,_ _,,.- *'


АЛЛАХ над НАМИ!!! Друзья с НАМИ!!! Враги под НАМИ!!! Победа за НАМИ!!!

!!!А_З_Е_Р_Б_А_Й_Д_Ж_А_Н---_=_СИЛА_=_!!![/font][/size][/b][/i]
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Малфыра Петровна
сообщение 22.05.2007, 15:06
Сообщение #2


Знаток
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 154
Регистрация: 28.04.2007
Пользователь №: 5,568



ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА


Богатое музыкальное искусство Азербайджана имеет многовековую историю развития. Первые сведения об этой музыке получены из ряда исторических памятников, обнаруженных при археологических раскопках, наскальных рисунков Гобустана (XVIII-III тысячелетия до н.э.) и Геми-Гая (III - I тысячелетия до н.э.). В эпосе "Китаби Деде Горгуд" (VII век), в произведениях Низами и Физули содержится богатая информация о музыкальной жизни средневековья, музыкальных жанрах и инструментах. В трактатах известных азербайджанских ученых Сафиаддина Урмеви (XIII век), Абдулгадира Марагаи (XIV век), Мирзабека (XVIII век), Мир Мохсуна Навваба (XIX век) приведены сведения о высоком уровне развития музыкальной культуры и исполнительского искусства в период средневековья, изучены теоретические проблемы Азербайджанской музыки.

В эпосе "Китаби Деде Горгуд", являющимся первым письменным литературным памятником азербайджанского народа, упоминаются названия различных музыкальных инструментов, приведены целые фрагменты, связанные с музыкой, наглядно свидетельствующие о древней истории нашей музыки.

Мир Мохсун Навваб Гарабаги

Изображение


Первый письменный музыкальный трактат относится к XIII столетию. Развитие музыкально-теоретического мышления Ближнего и Среднего Востока в XIII-XV веках связано с именами двух выдающихся ученых и музыкантов Азербайджана - Сафиаддина Урмеви (1217-1294) и Абдулгадира Марагаи (1353-1435). Трактаты Урмеви "Китаб аль-Адвар" и "Шерефийя" заложили основу науки о музыке в Азербайджане и создали почву для ее дальнейшего развития. Урмеви вошел в музыкальную науку как основатель школы "системности" и основоположник табулатур. Созданная им музыкальная система, нотная таблица были наиболее совершенной нотной системой и табулатурой того времени.

В трактатах, созданных после Марагаи, уже не был поставлен ряд сложных теоретических проблем, составляющих основу музыкальной теории, а частично поставленные проблемы были повторением ранее обсужденных проблем в различных вариантах. Главная же ценность этих трактатов заключалась в их практической пользе. Примерами трактатов, относящихся к этому времени можно назвать трактат младшего сына Марагаи Абдулазиза Челеби "Негаветил Адвар" и трактат его сына Махмуда Челеби "Мегасид аль-Адвар".

Мирза Садых (Садыхджан)


Изображение


В начале XVII столетия в Южном Азербайджане был создан замечательный трактат Мирзабека "О музыке".

С конца XIX столетия в ряде городов Азербайджана организуются музыкальные меджлисы, общества, кружки (меджлис под руководством Махмуда Аги в Шемахе, меджлисы под руководством Харрата Гулу Магомед оглу и Мир Мохсуна Навваба в Шуше, меджлис под руководством Мешади Мелика Мансурова в Баку). В 80-е годы XIX столетия М.М.Навваб вместе с известным ханенде Гаджи Гуси учредил "Меджлис музыкантов", где обсуждались эстетические проблемы музыки, вопросы исполнительства и искусство мугама. В этом меджлисе принимали активное участие известные ханенде и сазенде - Мешади Джамиль Амиров, Ислам Абдуллаев, Сеид Шушинский, Садыхджан и др. Ученик Харрата Гулу Гаджи Гуси был одним из выдающихся представителей шушинской школы вокального искусства. Гаджи Гуси был знатоком мугамов, музыковедом и ученым, совершенствовал ряд мугамов, сам создал новые мугамы. Мирза Садыг Асад оглу (Садыгджан) был великим таристом XIX столетия. Именно он реконструировал прежний тар и стал создателем современного тара. Продолжателями этой школы были Мешади Зейнал, Мешади Джамиль Амиров, Ширин Ахундов, Гурбан Пиримов.

Мешади Джамил Амиров


Изображение


В мире есть ряд городов, где каждый камень, каждая крепость дышит музыкой. Именно такими городами являются Вена (Австрия), Неаполь (Италия), а также город Шуша - расположенный в Карабахском регионе Азербайджана. В народе есть даже поговорка: "В Шуше даже младенцы в пеленках плачут под мугам".

Шуша вполне заслуженно завоевала славу консерватории Кавказа. Яркие представители Шушинской консерватории на всех континентах мира достойно представляют и прославляют азербайджанскую музыку.

Джаббар
Гарягды-оглы


Изображение


Шуша - Родина Мир Мохсуна Навваба, Харрата Гулу, Гаджи Гуси, Садыхджана, Мешади Иси, Абдулбаги Зулалова, Джаббара Гарягдыоглу, Кечачи оглу Мамеда, Мешади Мамеда Фарзалиева, Ислама Абдуллаева, Сеида Шушинского, Бюль-Бюля, Зюльфи Адыгезалова, Хана Шушинского, Мешади Джамиля Амирова, Гурбана Пиримова, композиторов Узеира Гаджибекова, Зульфугара Гаджибекова, Фикрета Амирова, Ниязи, Афрасияба Бадалбейли, Солтана Гаджибекова, Ашрафа Аббасова, Сулеймана Алескерова, выдающегося певца Рашида Бейбутова. И это далеко не полный перечень музыкантов - уроженцев Шуши.

В начале XX столетия, в условиях общественно-политического и культурного подъема Уз.Гаджибеков заложил основу современной азербайджанской профессиональной музыкальной культуры и создал синтез национального музыкального искусства с устными традициями и композиторского творчества, что и повлияло на усиление активного взаимодействия Восточной и Западной культур. Оперой У.Гаджибекова "Лейли и Меджнун", поставленной в 1908-ом году в театре Г.З.Тагиева была заложена основа не только азербайджанской оперы, а оперного искусства во всем мусульманском востоке. Выдающийся композитор стал основоположником жанра мугам-оперы. У.Гаджибеков хорошо понимал, что восприятие нового жанра будет сопровождаться с трудностями для азербайджанского слушателя, поэтому он обратился к поэме Физули "Лейли и Меджнун" и жанрам народной музыки (мугам, песня, танец) создал сценическое произведение, соответствующее настроению того периода, отвечающее нравственным потребностям своего народа.

Узеир Гаджибеков


Изображение

У.Гаджибеков является также основателем жанра музыкальной комедии в Азербайджане. В своих музыкальных комедиях на социально-бытовые темы ("Муж и жена", 1910; "Не та, так эта", 1911; "Аршин мал алан", 1913) композитор исходил в основном из народных песен и танцевальной музыки. Особо прославилась его музыкальная комедия "Аршин мал алан" (спектакль был поставлен в 1913-ом году). Это произведение переведено на английский, немецкий, китайский, арабский, персидский, польский, украинский, белорусский, грузинский и др. языки (всего около 70 языков). Был поставлен на сценах 120 театров, в том числе в Москве, Стамбуле, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Тегеране, Каире, Пекине, Берлине, Варшаве, Софии, Будапеште, Бухаресте и во многих других городах, не однократно экранизировано (в 1916-1917 годах в Баку, в 30-е годы в США, в 1945 и 1960 годах в Советском Азербайджане). Исполнитель главной роли Рашид Бейбутов (1915-1989) во многом именно благодаря этому произведению завоевал мировую славу. Народный артист Р.Бейбутов был незаменимым исполнителем народных и композиторских песен, а также роли Балаша в опере Ф.Амирова "Севиль". Он также был основателем и руководителем Театра Песни.

Другая знаменитая оперетта У.Гаджибекова "Не та, так эта" была экранизирована в 1919-ом году в Ялте, а во второй раз в 1956-ом году в киностудии "Азербайджанфильм".

30-е годы ХХ столетия характеризуются как период нового подъема азербайджанской музыки. В эти годы были организованы исполнительские коллективы и симфонический оркестр (был создан в 1920-ом году, ныне - Азербайджанский Государственный симфонический оркестр имени У. Гаджибекова), хор (1926), первый нотный оркестр народных инструментов (1931), ансамбль танцев (1936), Азербайджанская Государственная Филармония имени М.Магомаева (1936), Азербайджанский Союз Композиторов (1934), Азербайджанский Театр Музыкальной Комедии (1938, ныне имени Ш.Гурбанова), Азербайджанский Дом Народного творчества (1939), Научно-исследовательский кабинет музыки (1931), предназначенный для сбора и исследования Азербайджанской народной музыки.

Муслим Магомаев


Изображение

В 20-е годы Р.М.Глиер, широко используя музыкальный фольклор Азербайджана, написал оперу "Шахсенем" (первая постановка в 1927) на основе дастана "Ашыг Гариб". Эта опера была первой инициативой на пути создания классической оперы на основе образцов азербайджанской народной музыки с применением достижений мировой музыкальной культуры.

У.Гаджибеков также создал оперу "Короглу" - монументальную эпопею народного героизма (государственная премия СССР, 1941). В этой опере, отличающейся высоким профессионализмом и подлинным новаторством, нашли свое отражение национальный дух и психологическая глубина в опере "Короглу" У.Гаджибекову удалось создать органическое единство жанровых, композиционных и ладово-интонационных основ народной музыки с музыкальными выразительными средствами классического оперного искусства, создать капитальное произведение национального оперного искусства. В опере "Короглу" монументальные народные сцены, отражающие образ народа, органически сочетаются с многосторонними характеристиками главных героев. Роль Короглу исполнил классический создатель этого образа Бюль-Бюль. Он выступал в этой роли более 400 раз.




Бюльбюль
(Муртуза Мамедов)


Изображение

В 20-40 годы вступило на творческий путь поколение молодых композиторов.

В начале 30-х годов появляются произведения для симфонического оркестра ("Торжественный марш" У.Гаджибекова, "В степях Азербайджана", "Танец освободившейся женщины", "Радиомарш Азербайджана РВ-8" М.Магомаева), для оркестра народных инструментов (1-я и 2-я симфонии У.Гаджибекова).

Тема героизма и патриотизма, возродившаяся в годы войны (1941-1945) нашла свое отражение в многочисленных песнях, произведениях для народных инструментов (У.Гаджибеков, С.Рустамов), опере "Вэтен" ("Родина") Г.Гараева и Дж.Гаджиева (1945; Государственная премия СССР, 1946), в первых симфониях Г.Гараева, Дж.Гаджиева и С.Гаджибекова (это были первые образцы симфонического жанра в азербайджанской музыке). Опера Ниязи "Хосров и Ширин" (1942), романсы У.Гаджибекова "Сенсиз" и "Севгили джанан" на слова Низами также являются плодами военных лет. Основатель нового жанра гезель-романс У.Гаджибеков высоко профессионально обработав поэтику Низами, перевел эти произведения на язык музыки, создал синтез мелодии декламационного и кантиленального типа. В годы Великой Отечественной войны популярный песенный жанр прошел своеобразный путь развития в соответствии с требованиями того периода.

В послевоенные годы национальная музыка переживает период нового подъема. Азербайджанская музыка пользуется огромным авторитетом, как в нашей стране, так и за ее пределами.

Новым этапом в Азербайджанской музыке стал балет Г.Гараева "Семь красавиц" (1952, по одноименной поэме Низами, балетмейстер П.А.Гусев, Азербайджанский Театр Оперы и Балета). Балет "Семь красавиц" заложил основу новой музыкальной драматургии в балетном искусстве Азербайджана, сыграв важную роль в становлении балетного жанра.

Гара Гараев


Изображение


В 1958-ом году на сцене Ленинградского Театра оперы и балета был поставлен балет Г.Гараева "Тропою грома" (Ленинская премия, 1967; по одноименному роману П.Абрахамса; балетмейстер К.М.Сергеев). Композитор возвеличил трагическую любовь главного героя до острого конфликта и сумел создать современную по тематике и специфическую по музыкальному решению произведение. Ясная музыкальная концепция, яркие характеры и мастерское использование музыкального фольклора Южной Африки - отличительные черты этого произведения.

С.Гаджибеков написал балет "Гюлшен" (1950, Государственная премия СССР, 1952), рассказывающий о жизни наших современников. Не менее яркими образцами этого жанра являются оперетты "Гёзун айдын" Ф.Амирова (1946), "Дурна" С.Рустамова (1947), "Улдуз" С.Алескерова (1948).

50-е годы знаменательны особым развитием симфонической музыки. Важные общественно политические темы этого времени находят свое выражение в симфонических произведениях Азербайджанских композиторов различного аспекта. Ф.Амиров известен в истории музыки как основатель уникального жанра симфонических мугамов. Этот композитор высокопрофессионально пользуясь ладовыми, тематическими и другими стилистическими особенностями мугамов добился развить их до уровня симфонии. В произведениях Ф. Амирова написанных в этот период явно ощущаются присущие его симфонизму яркость оркестровых красок, жанровое разнообразие и богатство образов.

Фикрет Амиров


Изображение

Симфонизм Дж.Гаджиева отличается глубиной мышления образов, напряженным драматизмом развития музыкальной темы и эпичностью мелодики. В симфоническом творчестве С. Гаджибекова (2-я симфония; 1946) тема Великой Отечественной Войны раскрыта в драматическом плане, а музыка других его симфонических произведений привлекает внимание яркостью жанровых окрасок.

Дж.Джахангиров известен как композитор вокально-симфонических произведений (поэма "По ту сторону Аракса", 1949, Государственная премия СССР, 1950; кантата "Физули"). Вокально-симфоническая поэма "По ту сторону Аракса" представляла собой новый жанр, сочетающий особенности как симфонической, так и кантатно-ораториальной музыки. Подъем песенного жанра тесно связан с творчеством С.Рустамова, Т.Гулиева, Р.Гаджиева, Дж.Джахангирова, Г.Гусейнли, А.Рзаевой. В этот период была написана музыка на ряд кинофильмов и драматических спектаклей, широким размахом отличалось исполнительское искусство. В 1957-ом году создается первый в Азербайджане Государственный струнный квартет (А.Алиев, М.Тагиев, Р.Сеидзаде, С.Алиев; Лауреат VI Всемирного Фестиваля студентов и молодежи (1957, Москва)). Появляется новое поколение исполнителей, представленное народными артистами СССР Ф.Ахмедовой (певица), Л.Векиловой (балерина), заслуженным деятелем искусств Ч.Гаджибековым (дирижер) и др. В 1956 году проводится первый съезд Союза Композиторов Азербайджана (с 1990 года - Азербайджанский союз композиторов и музыковедов).


Солтан Гаджибеков


Изображение

60-80-е годы отличаются творческой активностью композиторов старшего поколения, появлением новых композиторских сил завоеванием значительных достижений во всех жанрах, расширением международных связей. Опера и балет становится жанром, к которому все чаще обращаются азербайджанские композиторы. Особо широко прославляются такие произведения, как "Легенда о любви" А.Меликова (1961), "Сказание о Насими" Ф.Амирова (1973; Государственная премия Азербайджанской ССР, 1974), "Тысяча и одна ночь" Ф.Амирова (1979); Государственная премия СССР, 1980).

Симфоническая и камерная музыка азербайджанских композиторов все чаще исполняется за рубежом. Симфонические мугамы "Шур" и "Кюрд овшары" Ф.Амирова, "Раст" Ниязи, симфонические произведения Г.Гараева и У.Гаджибекова прозвучали во многих странах и заслужили высокую оценку. В 80-е годы произведения А.Меликова, Х.Мирзазаде, А.Ализаде, Ф.Ализаде, Ф.Гараева, Дж.Гулиева и других с большим успехом были исполнены в городах Европы, Америки и Азии. Азербайджанские исполнители часто отправляются в гастрольные поездки в зарубежные страны.


Рашид Бейбутов


Изображение

Огромной славой пользуются народные артисты Р.Бейбутов, Ниязи, З.Ханларова, М.Магомаев. Певицы Ф.Касимова (1977, Италия, первая премия), Х.Касимова (1981, Афины, первая премия; вторая премия 8-го международного конкурса имени П.И.Чайковского (1982, Москва). Пианист Ф.Бадалбейли (1967, Градец-Кралове, ЧССР; 1967, Лиссабон, Португалия, первая премия), юные пианисты М.Гусейнов, М.Адыгезалзаде и другие являются лауреатами различных конкурсов следует особо подчеркнуть заслуги ныне действующих дирижеров Р.Абдуллаева, Дж.Джафарова, Я.Адыгезалова, Т.Геокчаева, Г.Имановой, Р.Мустафаева, Н.Азимова и других в деле пропаганды произведений наших композиторов, доведении их до слушателей.

Велики заслуги ханенде Азербайджана в деле сохранения и развитии традиций исполнения мугамов и народного искусства. Особо следует отметить имена народных артистов Х. Шушинского, Р.Мурадовой, Ш.Алекперовой, А.Алиева, С.Гадимовой, Ф.Мехралиевой, Т.Исмаиловой, А.Бабаева, И.Рзаева, заслуженных артистов - З.Адыгезалова, Г.Гусейнова, Г.Рустамова, Дж.Акперова, А.Гасымова, таристов, народных артистов А.Бакиханова, Г.Мамедова, Б.Мансурова, А.Гулиева, Р.Гулиева, заслуженных артистов А.Дадашева, М.Мурадова, Ф.Алекперова, кяманчистов: народного артиста Г.Алиева, заслуженных артистов Г.Мирзалиева, Т.Бакиханова, Ш.Эйвазовой, Ф.Дадашева, нагариста заслуженного артиста Ч.Мехтиева, гармонистов: Абуталыба (А.Юсифова), Кёр Ахада, Кербалаи Лятифа, Т.Дамирова, А.Исрафилова, исполнителя на сазе А. Насибова и других.

Тофик Гулиев


Изображение

В Азербайджане также успешно развиваются эстрадная и джазовая музыки. Еще в 1941-ом году Т.Гулиев и Р.Гаджиев сочиняли произведения для недавно созданного Азербайджанского Государственного джазового оркестра (художественный руководитель Ниязи, музыкальный руководитель Т.Гулиев). Первыми исполнителями этого оркестра были П.Рустамбеков (саксофон), А.Буньятзаде, Д.Багирбекова и другие. В 1956-ом году был создан Азербайджанский Государственный эстрадный оркестр (художественный руководитель Р. Гаджиев), в 1957-ом году - эстрадный ансамбль "Мы из Баку", в 1960-ом году эстрадный оркестр Азербайджанского телевидения и радио (художественный руководитель и дирижер Т.Ахмедов), в 60-е годы - квартет "Гая" (позже - вокально-инструментальный ансамбль, художественный руководитель, залуженный артист Т.Мирзоев), в 1966-ом году - Азербайджанский Государственный Театр Песни (художественный руководитель и солист Р.Бейбутов), в 1975-ом году - Азербайджанский Государственный эстрадно-симфонический оркестр (солист и художественный руководитель М.Магомаев), сыгравшие огромную роль в развитии эстрадного искусства в Азербайджане. Заметное влияние на повышение художественного уровня эстрадного искусства в послевоенные годы оказали оперные певцы (Р.Атакишиев, Л.Иманов). Р.Бейбутов и М.Магомаев своим творчеством значительно обогатили эстрадное искусство.

Активную пропаганду эстрадных песен вели народные артисты Ш.Алекперова, Г.Мамедов, М.Бабаев, Ф.Керимова, Э.Рагимова, Я.Рзазеде, О.Агаев, И.Гулиева, заслуженный артист А.Ганиев, а также Г.Гадиев, А.Исламзаде и другие.

Вагиф Мустафазаде


Изображение

Композитор и пианист В.Мустафазаде сыграл исключительную роль в развитии джазовой музыки в Азербайджане. В. Мустафазаде был руководителем им же созданных ансамблей "Севиль" и "Мугам", был удостоен первой премии на 8-м Международном джазовом конкурсе (Монте-Карло 1978). Р.Бабаев, В.Садыгов, А.Гусейнов, Дж.Зейналлы, А.Мустафазаде и другие джазовые исполнители также достаточно широко известны.

Нынешняя политическая обстановка в нашей стране, постоянная угроза войны составляют важную часть творчества наших композиторов, сочиняющих произведения, воспевающие Родину, призывающие к защите Отечества, посвященные Карабахской войне.

Среди таких произведений особое внимание заслуживает оратории В.Адыгезалова "Гарабах шикестеси" и "Гем карваны" (1999), симфония Т.Бакиханова "Карабаг харайы" (2001), ода А Ализаде "Родная Земля" (1993), 7-я симфония Н.Мамедова, посвященная Ходжалинским событиям (1998), кантата Р.Мустафаева "Хагг сенинледир, Азербайджан" ("Твое дело правое, Азербайджан") (1992), поэма Г.Ханмамедова "Элимде сазым аглар" для ансамбля народных инструментов (1991, посвящена Карабахским шехидам), кантата С.Ибрагимовой "Вэтен шехидляри" (1990), ее же произведение "Сенин учун дарыхырам, Шушам" ("Я скучаю по тебе, Шуша!") для тара и струнного оркестра (1999).

В 2002-ом году состоялась премьера балета А.Ализаде "Путешествие на Кавказ" по мотивам одноименного произведения А.Дюмы. В эти же годы были написаны одноактный балет Т.Бакиханова "Хейир ве Шер" ("Добро и зло", 1990), балет Г. Мамедова "Шейх Сенан" (1990) и балет О.Зульфугарова "Алибаба и сорок разбойников" (1990).

За годы независимости Азербайджанские композиторы получили возможность участвовать в различных музыкальных фестивалях, международных конкурсах, престижных культурных и музыкальных проектах мира, представить и прославить азербайджанскую музыку в мировом масштабе.

Произведения А.Меликова, В.Адыгезалова, Х.Мирзазаде, А.Ализаде, Т.Бакиханова, Ф.Гараева, И.Гаджибекова, Ф.Ализаде, Дж.Гулиева, Э.Дадашевой, Р.Гасановой, Г.Мамедова, Ф.Гусейнова прозвучали в Турции, Норвегии, Голландии, Кипре, США, Швейцарии, Германии, Таиланде и в других странах, стали победителями престижных конкурсов. В Турции состоялись премьеры произведений А.Меликова (7-я симфония), В.Адыгезалова (ораторий "Чанаггала"), в Кипре - Т.Бакиханова ("Времена года на северном Кипре", "Сюита Северного Кипра") и др. В Голландии были исполнены произведения Ф.Гараева ("Хутбе, Мугам, Суре", "Бабиль гиямати", 2000), Ф.Ализаде ("Ильгым"), Р.Гасановой ("Сэма"). Участие Ф.Ализаде ("Дервиш") и Дж.Гулиева ("Карван") в проекте "Ипек йолу" ("Шелковый путь") оказалось весьма успешным. Ф.Гусейнов стал победителем конкурса ЮНЕСКО и Японии (концерт для симфонического оркестра "Путешествие во времени"), был удостоен премии ООН (ораторий "Пусть будит мир во всем мире").

Виртуозный исполнитель мугамов А.Гасымов в 1999-ом году за успехи в деле развития и совершенствования искусства мугама был награжден золотой медалью ЮНЕСКО. В международном фестивале, состоявшемся во Франции, успешно были исполнены произведения У.Гаджибекова, Г.Гараева и Ф.Амирова в представлении Азербайджанского Государственного симфонического оркестра (художественный руководитель и дирижер, народный артист Р.Абдуллаев). На международной выставке "Экспо-2000" в Германии яркое выступление Азербайджанского Государственного Камерного оркестра, Государственного Театра Песни, Государственного Ансамбля Танцев и группы деятелей искусств также оказались в центре внимания музыкальной жизни нашего времени.

В 2003 году состоялась премьера оперы В.Адыгезалова "Хан гызы Натаван" (2003, декабрь), посвященной азербайджанской поэтессе Натаван. Это произведение нашего выдающегося композитора заняло достойное место в истории развития национальной оперы. Азербайджанская музыка сегодня переживает новый подъем. Мы ждем от нее новых больших побед, замечательных произведений и ярких талантов.




Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Asadulla
сообщение 31.05.2007, 21:10
Сообщение #3


Профи
****

Группа: Модераторы
Сообщений: 1,743
Регистрация: 10.04.2005
Из: Москва
Пользователь №: 30



http://www.magomaev.info/main.html
Персональный сайт Муслима Магомаева.
На сайте в формате МP3 предсталвено большинство песен Магомаева.


--------------------
Когда длинный ряд злоупотреблений и узурпаций, неизменно преследующих одну и ту же цель, обнаруживает намерение предать народ во власть неограниченного деспотизма, то народ не только имеет право, но и обязан свергнуть такое правительство и на будущее время вверить свою безопасность другой охране. (Декларация независимости США)
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Сабир
сообщение 26.07.2007, 08:36
Сообщение #4


Профи
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,240
Регистрация: 10.04.2005
Пользователь №: 20



«Сары гелин» - генеология песни

Азербайджан, Баку, 25 июля /корр. TrendLife Гюнель Ахмедова/

Относительно истории происхождения азербайджанской народной песни «Сары гелин» существует несколько теорий. И все они довольно противоречивы. Вероятно, по этой причине армянские теоретики от музыки выдвигают свою собственную версию, в корне отличающуюся от реальной, но тем не менее, имеющую хождение в ряде стран.

TrendLife, чтобы доказать необоснованность армянских утверждений, решил провести небольшое исследование. Мы пролистали страницы истории, встретились с суфийскими исследователями и музыкантами-теоретиками, специалистами по фольклору.

Экскурс в историю привел к интересным выводам, которые могут стать одной из основополагающих версий. Известно, что русская армия в 20-30 годах XIX века захватила часть территории Османской империи вплоть до города Эрзурума. По преданию, один из турецких полководцев влюбился в белокурую славянскую красавицу и посвятил ей стихи под названием «Сары гелин». Позже на стихи была написана музыка.

Есть и другое толкование названия песни. Слово «сары» подразумевает под собой и оттенок цвета, и светлое начало человеческой души, которое отождествляется с ее высокими, чистыми качествами. Т.о., слово «сары» имеет и переносное значение. Может быть поэтому, само выражение «Сары гелин» соотносится с идеалом женской красоты.

В поддержку последней версии приводится сура Корана «Багара» (Корова), в которой есть аят о «Воскресшей желтой корове». Здесь слово «сары» связывают с именем святой Фатимы Зохры, которая собрала вокруг себя чистых, целомудренных женщин, и этот цвет был их объединяющим символом. Таким образом, можно предполагать, что песня «Сары гелин» посвящена чистоте и благородству слабого пола.

Свою версию авторства этой песни выдвинул руководитель научно-исследовательской лаборатории Национальной консерватории Аббасгулу Наджафзаде. Он пишет, что автором музыки и стихов «Сары гелин» является поэт XVI века, полководец шах Исмаил Хатаи. Согласно его теории, Шах Исмаил Хатаи обратил внимание на танец одной девушки, одетой в желтое, и под впечатлением ее искусства, он создал данное произведение.

В то же время, как отметил музыкант Ибрагим Гасымов, певцы Анадолу утверждали, что данное музыкальное произведение принадлежит им. Аббасгулу Наджафзаде в свою очередь утверждает, что «Сары гелин» основано на мугамном ладе, а поскольку «искусство мугама принадлежит Азербайджану, то долго ломать голову не над этим и не стоит. Только надо оправдать факт».

Народный артист Акиф Исламзаде высказал иное мнение:

«Я могу с уверенностью заявить, что история песни «Сары гелин» корнями уходит в доисламский период. Песня архаичная и построена на 3-4 нотах. В начале 7 века слово «сары» имело смысл чего-то большого, у древних тюрков оно олицетворяло благородство, нежность. У нас это слово имеет два значения - цвет и тонкие струны души. До ислама у огузских племен была конкретная культура. Если основываться на исторические источники, то у огузов очень была развита музыкальная культура, и интонации, присущие ей, слышатся именно в этой песне. В те времена, когда приходили сваты, они обращались не к 35-летней матери девушки, а к убеленной сединами бабушке. Поэтому в песне и были строки «Сени мене вермезлер, ай ненен олсюн, Сары гелин» (Если тебя не отдадут мне, то пусть твоя бабушка умрет).

Итак, как мы видим, версий много, но ни одна из них не имеет отношения к армянской культуре. И не вызывает сомнения тот факт, что истоки ее надо искать в древнем азербайджанском фольклоре.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Сабир
сообщение 30.08.2007, 09:50
Сообщение #5


Профи
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,240
Регистрация: 10.04.2005
Пользователь №: 20



Из-за болезни пришлось продать дом, и все деньги ушли на лечение – гитарист Ремиш


Изображение


Азербайджан, Баку, 29 августа /корр. TrendLife Шахин Джавадсой/



Очередным гостем TrendLife стал известный гитарист Ремиш, настоящее имя которого Рафиг Гусейнов. Беседа началась с его просьбы: «Не обращайтесь ко мне Ремиш муэллим, а зовите просто Ремиш. Все обращаются ко мне так. Это мне нравится, и я к этому привык».

- Ремиш, ваша завораживающая игра на электрогитаре еще в советские годы привила многим любовь к этому струнному инструменту. Откуда у вас эта любовь к гитаре?

- Вообще-то я начинал с исполнения на таре в ансамбле Ахмеда Бакиханова. Когда попал в армию, из-за отсутствия тара, я играл на гитаре. После армии меня взяли в ансамбль Баба Саламова. Однажды он, я и гармонист Афтандил были приглашены на свадьбу в Гёйчайский район. И именно на этой свадьбе я вдруг осознал, что не смогу жить без звучания гитарных струн. Затем Афрасияб Бадалбейли, Вагиф Мустафазаде и я создали свой ансамбль. Некоторые таристы вслед за мной тоже освоили этот музыкальный инструмент. Ислам Рзаев по этому поводу даже заметил, что многие таристы, отрастив волосы, купив пару блоков сигарет, начали играть на гитаре, чтобы походить на Ремиша. Однако Ремиш из них не получится. В то время завоевать зрителя электрогитарой было очень трудно, да и выступать на телевидении на этом инструменте не разрешали. Многие не могли понять, как инструмент другого народа может быть так любим? На это маэстро Ниязи как-то очень хорошо сказал: «Разве рояль, аккордеон, кларнет и гармонь - музыкальные инструменты Азербайджана?». Если азербайджанцы могут виртуозно играть на этих инструментах, то значит, эти инструменты и наши. Если благодаря мне народ полюбил гитару, я до конца своей жизни не оставлю ее.

- Вы стали популярны благодаря гитаре?

- Когда мне было 12-13 лет, телевидения было не так развито, я выступал на радио, народ слушал меня, благодаря этому я и стал известен. Надо сказать, я овладел этим искусством не утомительными тренировками, это дар Всевышнего, (показав на свои пальцы) – это «мозоли» 40 трудовых лет.

- Одно время вы даже выступали в ансамбле Зейнаб Ханларовой…

- Действительно, некоторое время я работал в ансамбле Зейнаб Ханларовой. Одновременно как сольный исполнитель я выступал на свадьбах. Представители различных народов - грузины, евреи - приглашали меня на свои свадьбы в Алма-Ату, Кисловодск, Ташкент.

- А на каких еще инструментах вы можете играть?

- Помню, шли съемки фильма Фикрета Амирова «Шур». Для съемок необходимо было выступление ансамбля. Но пианист не пришел, и режиссер, Анвер муэллим, посадил меня за рояль, и я справился. Я могу играть на нескольких инструментах. Однако гитара – совершенно иной мир, она занимает особое место в моем сердце. Я не тренируюсь по 8 часов, подобно некоторым гитаристам, но когда душа требует, беру гитару в руки и начинаю играть. Поэтому гитара всегда в моей машине.

- Вы в числе тех, кто не получал почетных званий. Не обидно?

- Нет. Мне не по душе звания, которые содержат слово «артист». А вот звание «Деятель искусств» мне нравится, да и звучит оно красиво.

- Вы окружены любовью народа. Чего вам еще не хватает?

- Я нуждаюсь в аплодисментах. В настоящее время для молодых исполнителей каждый день организуются концерты. У меня нет для этого финансовой возможности. Нужен человек, который организовал бы концерт, а за мной дела не станет – не подведу. Как получается, что в Москве, в Петербурге я даю концерты, а на своей Родине нет? Я выступал во многих городах Турции. А однажды я выступал с концертной программой в прямом эфире одного из телеканалов Турции. На этом концерте гитаристов было много. Один даже хотел «зажать» меня, но у него ничего не получилось, да я бы и не позволил. С гитарой в руках я заставляю людей смеяться и плакать. Раньше в Азербайджане у меня было много концертов, а сейчас ни одного. Не хочу по этому поводу обращаться к кому-то, просить - это мне не к лицу. У меня есть кусок хлеба, дом, машина и Гюлю (имеет в виду жену – ред.) – этого достаточно. В ближайшее время на Общественном ТВ я выступлю с концертом, где, помимо гитары, буду играть на таре – пусть сегодняшние таристы увидят, как нужно владеть инструментом.

- Может быть, вы отстали от жизни, не знаете требований сегодняшнего дня?

- А у меня и нет желания их узнать. Я не собираюсь вливаться в наш шоу-бизнес. Когда телевидение меня приглашает на съемки, я заранее интересуюсь, кто помимо меня будет там. Если в числе приглашенных люди, не нравящиеся мне, я на съемках не участвую.

Если не секрет, сколько стоит ваше выступление на свадьбах?

- Я никогда не называю цены. Могут дать и 1 манат, и 100 манатов. А иногда я вообще не беру деньги, поскольку стесняюсь брать деньги у друзей и знакомых. Я не понимаю, когда какой-то деятель искусств оценивает свое творчество деньгами.

- А на, что же вы живете?

- Дай бог здоровья моим друзьям – они помогают. Как-то я собирался покупать машину, не хватало 2 тысяч долларов. Я позвонил одному из своих друзей, и в скором времени мне доставили необходимую сумму.

- Долгое время вы жили в Москве. Здесь вас что-то не устраивало…

- Нет, просто у меня не было здесь дома. Из-за моей болезни пришлось продать дом, и все деньги ушли на лечение, лекарства. Затем Гюлю мне сказала, что нужно продолжать жизнь. Я как бы проснулся от долгого сна. Поехал в Москву, заработал там деньги. У меня сейчас дом и здесь, и в Москве. В целом, в моем прошлом очень много хороших и плохих моментов. Однако в моей памяти всегда остается лишь хорошее.

- Вспоминает Ремиш карабахскую землю, на которой он родился и вырос?

- В последний раз я видел Карабах на фотографии. Поверьте, от прежнего Карабаха не осталось и следа. Вы не представляете, как я скучаю по Агдамскому району. Несмотря на то, что 41 год я прожил в Баку, я все же тоскую по тем местам. Я верю, что благодаря дальновидной политике Ильхама Алиева Карабах мы освободим.

- О чем мечтаете вы, когда Карабах будет свободным?

- Мечтаю посетить могилы своих предков.



Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
ADAM
сообщение 30.08.2007, 13:47
Сообщение #6


Знаток
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 169
Регистрация: 23.04.2007
Пользователь №: 5,554



Ну как вам такое, Ужасссс!!!!!!!


Министерство культуры и туризма Азербайджанской Республики направило письмо протеста в Министерство культуры Великобритании, а также в редакцию энциклопедии, на сайте которой великий музыкальный деятель азербайджанского музыкального искусства, всемирно известный композитор Кара Караев указан в качестве армянского композитора.

Об этом «Новости-Азербайджан» сообщил сотрудник пресс-службы Минкультуры АР Интигам Гумбатов. По его словам, также направлены обращения в посольство Азербайджана в Великобритании с просьбой прояснить ситуацию.

«Это очередная провокация со стороны армян. Весь мир знает, что Кара Караев является азербайджанским композитором. В подобных случаях не только правительство Азербайджана должно выражать свой протест, но и все граждане Азербайджана», - сказал он.

Кара Абульфаз оглы Караев родился 5 февраля 1918 года в Баку в семье профессора медицины. В 1935 году он поступил в Азербайджанскую консерваторию. Благотворно повлияло на Караева общение с Узеиром Гаджибековым, под руководством которого он изучал основы азербайджанской народной музыки.

Первое произведение Караева — кантата «Песня сердца», было исполнено в дни декады азербайджанского искусства в Москве в Большом театре. Тогда же, в 1938 году, Караев стал студентом Московской консерватории. Здесь его учителями были многие выдающиеся музыканты, однако решающее значение для молодого композитора имели занятия в классе Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

В консерватории Караев написал две симфонии и совместно с Джовдатом Гаджиевым оперу «Вэтэн» («Родина») о событиях Великой Отечественной войны.

Он написал множество сочинений разных жанров: кантаты «Песня счастья», «Героям Нефтяных Камней»; три симфонии, Концерт для скрипки с оркестром, несколько оркестровых сюит, два квартета, хоры, песни, романсы, произведения для фортепиано, скрипки; музыку к спектаклям и кинофильмам.

За балет «Тропою грома» (1958) Караев был удостоен Ленинской премии. Караев - автор получившего всемирное признание балета «Семь красавиц».

Большое внимание уделял Караев педагогической, научной и общественной деятельности. Он - бессменный руководитель Союза композиторов Азербайджана, академик республиканской Академии наук. Учениками профессора Караева были ныне известные композиторы.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 10.12.2011, 01:59
Администрация форума Вirlik не несёт ответственности за сообщения и размещенные материалы на форуме.
Всё написанное является частным мнением независимых пользователей форума.