IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЯЗЫКА
Бакинка
сообщение 19.08.2005, 23:40
Сообщение #1


Участник
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Регистрация: 19.08.2005
Из: Баку
Пользователь №: 250



Процесс складывания азербайджанского этноса и языка, по нашему мнению, охватывает период, длившийся с IV-III вв. до н.э. до X-XI вв. нашей эры. Безусловно, этот период имел свои этапы, но установить их по времени конкретно пока не представляется возможным.

Было нами отмечено, что по существующей концепции с середины VIII в. до н.э. началась иранизация населения Манны и это якобы привело к сложению ираноязычного атропатенского народа где-то к концу I тысячелетия до н.э.

Исследования, а также высказывания ученых дают констатировать, что единого ираноязычного народа и языка, способного иранизировать местное население, в Мидии и Манне не было. Не были ираноязычными также вторгавшиеся на эту территорию скифы (искутаи), киммеры (камары) и саки.

Правда, на территории Манны и Мидии, как установил Э.А.Грантовский, начиная с VIII в. до н.э. обитали также ираноязычные племена. Там обитали, несомненно и эламоязычные и хурритоязычные племена. Но все они составляли меньшинство по сравнению с алтайскими племенами. Этнический процесс вел к тому, что где-то в середине I тысячелетия до н.э. население Мидии, включавшее также Манну, этнически разделилось на две части, причем часть (ираноязычная - как собственно иранские племена, так и ассимилированные, и местные) смешалась с персами, а часть вошла в состав тюркского населения Атропатены.

Итак, во время существования Мидийского государства население Манны не могло быть иранизировано, если даже допустить, что межплеменной мидийский язык в Мидии был иранским. Этого не произошло и в период господства Ахеменидов (550-331 гг. до н.э.) по той простой причине, что, наоборот, к концу существования этого царства Мидия этнически разделилась на две части и одна часть - Малая Мидия (Манна) стала называться новым названием - Атропатена. Об иранизации населения в парфянское время также не может быть и речи, ибо в этот период Атропатена была государством со своей столицей. Что же касается Сасанидского периода, то он характеризуется уже процессом складывания азербайджанского народа.

Высказывалось мнение, что в распространении иранского языка на территории Манны - Атропатены большую роль сыграли скифы и саки, ибо они считаются ираноязычными.

Но мы в своих трудах привели некоторые аргументы в пользу мнения, что ишкузы и саки в Мидии не были ираноязычными, они являлись древнетюркскими, или алтайскими племенами.

Если согласиться с мнениями И.Дьяконова, Э. Грантовского, остается необъяснимым: почему тогда эти “ираноязычные” мидияне, скифы, саки, киммеры не переросли в ираноязычный народ на территории Атропатены? Почему скифский и мидийский языки не привели к образованию нового языка иранской ветви? Тем более, что по мнению Э.Грантовского, в VI в. до н.э. на территории Атропатены существовало только ираноязычное население (Грантовский 372).

Но И.М.Дьяконов пишет, что “значительная часть мидян в быту не говорила на иранском языке” (Дьяконов 291). Большая часть названий маннейских и мидийских областей и личные имена, помянутые в ассирийских источниках, по признанию Э.А.Грантовского, - не ираноязычные. Далее он отмечает, что “в период полного преобладания в Иране иранских языков местные города и поселения продолжали носить не иранские названия” (Грантовский 220). В целом этнический процесс на территории Азербайджана по характеру и направленности прошел два больших периода. Первый, начавшийся где-то с середины I тыс. до н.э., завершился в VII-VIII вв. Этот период можно условно назвать “албанским”. Он характеризуется образованием и функционированием племенного союза и государства и соответствено складыванием албанской народности и албанского языка, с начала общеразговорного, затем письменного. Второй период охватывает VII (VIII) - Х вв., когда завершилось формирование азербайджанского этноса и сложился общеразговорный, но бесписьменный язык, названный арабскими географами “арранским”.

Вместе с тем, нельзя умалять большого влияния сельджукских огузов на азербайджанский язык, как и на туркменский и турецкий языки. Это видно хотя бы из того, что в ХIII-ХV вв., как явствует из литературных памятников, эти языки были более близки друг к другу, чем теперь. Указанное обстоятельство говорит о том, что язык племени албан должен был подвергаться сильному влиянию языков раннесредневековых тюркских племен и языков сельджукско-огузских племен в средние века. Если булгарский, хазарский и суварский языки, входившие в западно-хуннскую ветви языков, имели общие структурные признаки, то в азербайджанском языке еще в раннем средневековье огузские элементы должны быть существовать со времени оседания здесь гуннов, кангаров, суваров, чолов, булгаров, печенегов, хазаров и др. Эти языки, как известно, являются результатом ареального расчленения тюркских языков.

В отношении языков киммеров, скифов (ишкузов), саков, а также языков гаргаров, гугаров, албанов, тюркских племен Атропатены прийти к какому-либо определенному заключению пока невозможно. Языки этих племен должны были выделиться в результате древнейшей фазы расчленения древнетюркских языков. Следовательно, следует говорить об определяющем влиянии огузов и кыпчаков на азербайджанский язык, а не на формирование азербайджанского этноса.

Огузский этап в этническом процессе в Азербайджане, по нашему мнению, характеризуется следующими моментами. На этом этапе происходило взаимодействие пришлых тюркских с местным тюркским населением. Массовое переселение тюркских племен имело место и при монголах. Но сельджукские огузы не определили этнического лица азербайджанского народа, они лишь увеличили численность тюркского населения, и с этого времени число огузских слов в азербайджанском языке заметно возросло.

Огузы не могли играть решающую роль в формировании азербайджанского народа и его языка, ибо к тому времени процесс это в основном завершился. С приходом огузов в ХI-ХII вв. и тюркских племен с монголами (ХIII в.) начинает образовываться новые - современные азербайджанские диалекты вместо диалектов, существовавших ко времени формирования азербайджанского народа.

Таким образом, мнение о том, что тюркизация в Азербайджане началась в основном со времени проникновения огузов, следует признать ошибочным. Оно не подтверждается и топонимическими данными. Азербайджанский народ сформировался не под влиянием огузов, а является продуктом сложного этногенеза, в котором в качестве тюркских этнических компонентов приняло участие древнейшее тюркское ядро и проникавшие сюда с первых веков до ХII-ХIII вв. с севера тюркские племена. Последние ускорили процесс формирования азербайджанцев как народности.



ЛИТЕРАТУРА

Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. - М., 1974.
Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н.э. - М.-Л., 1956.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 10.12.2011, 12:37
Администрация форума Вirlik не несёт ответственности за сообщения и размещенные материалы на форуме.
Всё написанное является частным мнением независимых пользователей форума.