IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Сценарии для Южной Осетии и Абхазии, Грузия vs Россия
Asadulla
сообщение 30.06.2006, 20:57
Сообщение #21


Профи
****

Группа: Модераторы
Сообщений: 1,743
Регистрация: 10.04.2005
Из: Москва
Пользователь №: 30



Сценарии для Южной Осетии и Абхазии

Об авторе: Павел Семенович Золотарев - генерал-майор запаса, заместитель директора Института США и Канады РАН.


Недавняя встреча президентов России и Грузии в Санкт-Петербурге, на первый взгляд, разочаровывает. Никаких кардинальных шагов. Более того, многих грузинских политиков насторожил и встревожил намек Владимира Путина на перспективу проведения референдумов в Абхазии и Южной Осетии. Одновременно эмоциональные заявления о том, что Грузия никогда не примирится с аннексией своей территории, лишь подтвердили сомнения в искренности слов Михаила Саакашвили о приверженности официального Тбилиси мирному варианту разрешения конфликтов.

Остался без ответа и принципиальный вопрос, по которому Россия обозначила свой подход. Что важнее? Государственная целостность или право нации на самоопределение?

СОВМЕСТИМЫ ИЛИ НЕТ?

С точки зрения международного права и принципов ООН, должно быть обеспечено и то, и другое. Правда, при начальном и неглубоком рассмотрении кажется, что налицо – два несовместимых принципа, ибо придерживаться их одновременно невозможно. В каждом конкретном случае приоритет следует отдать либо сохранению государственной целостности, либо обеспечению права нации на самоопределение. Но каков должен быть критерий выбора каждого из решений?

На самом деле, ответ достаточно прост. Главное – не забывать, что государство обязано находиться на службе у своих граждан, а не наоборот. Даже тогда, когда эти граждане сами состоят на государственной службе, в том числе и на президентских постах. Предусмотренное в документах ООН право на сохранение целостности государства и право на национальное самоопределение необходимо рассматривать во взаимосвязи с задачей приоритетного обеспечения защиты прав и свобод граждан. В этом случае логика выстраивается достаточно стройная.

Если государство не в состоянии обеспечить равные права и свободы своих граждан, независимо от территории проживания, веры и национальности, то ущемленная в правах и свободах часть общества (автономное образование, субъект федерации) имеет моральное право ставить вопрос об отделении и формировании своего государственного управления. Если государство не стремится исправить ситуацию с обеспечением равных прав и свобод своих граждан, но решительно применяет силу для подавления попыток отделения, то такие действия государства не достойны поддержки, нет у него морального права на такие действия. В этом случае приоритет должен быть отдан праву нации на самоопределение.

Если государство обеспечивает в полной мере равные права и свободы своих граждан, то любые действия, направленные на подрыв государственной целостности, морально не оправданы и государство может использовать все средства для нейтрализации таких действий и сохранения своей целостности. Необходимость в пресечении попыток сепаратизма вытекает из неизбежного ущерба для интересов народа в случае попустительства лидерам подобных движений.

Жизнь показывает, что даже в самых благополучных государствах находятся личности, больные «комплексом власти», не сумевшие реализоваться в рамках принятых правил. Они готовы использовать любой повод – разницу в религиозных или культурных взглядах, исторические проблемы вековой давности и т.д., – дабы дестабилизировать обстановку, поднять население на борьбу с центральной властью ради удовлетворения собственных амбиций: получения пусть маленькой, но своей власти. Им, как правило, наплевать на интересы народа. Народ им нужен лишь как инструмент достижения узко корыстных целей. При этом у данных людей не существует сдерживающих нравственных принципов по пути к власти. Они легко идут на развязывание гражданской войны, террора и геноцида.

На поворотных моментах в развитии государств, как правило, такие «любители себя во власти» появляются в изобилии. Не случайно после распада СССР многие из бывших активистов Коммунистической партии и комсомола ринулись реализовывать свои устремления в новых условиях, легко забыв прежние идеологические установки, в том числе превращаясь в лидеров сепаратистов, руководителей бандформирований и т.д. Слабость центральной власти создает благоприятные условия для действий сепаратистов, а попытки центральной власти решить проблему силовыми методами по этой же причине с большой долей вероятности превращаются в затяжные кровавые конфликты.

В странах с развитой демократией выход из состава федеративного государства одного из субъектов может осуществляться не только в случае ущемления прав и свобод, но и с позиций обеспечения более эффективного управления. Примеры разделения Чехословакии и отделения Черногории в этом плане показательны.

ДВА ПУТИ

Возвращаясь к проблемам Абхазии и Южной Осетии, необходимо напомнить, что там конфликты перешли в военную стадию после распада СССР и при попытке центральной власти Грузии использовать силовые методы их разрешения. Слабость всех потенциалов противоборствующих сторон привела к жестокому и затяжному кровопролитию, остановленному и в том, и в другом случае благодаря активной позиции России.

Ясно, что после неудавшейся попытки силового решения ни о каком добровольном подчинении Абхазии и Южной Осетии тбилисскому руководству не могло быть и речи. В каждом из новых образований наладилась система государственного управления, сложилась и своя экономика. Однако нерешенными остались проблемы беженцев. Да и экономика в силу общих для всего региона причин носит в значительной мере теневой, связанный с криминальным бизнесом характер.

Теоретически в сложившихся условиях восстановить государственную целостность Грузии можно лишь двумя путями – мирным и военным. Но ни один из них не гарантирует успешного достижения цели.

Мирный путь долог Грузия для этого должна суметь стать привлекательной и для Абхазии, и для Южной Осетии, показать, что их народам будет лучше жить, если ими будут управлять из Тбилиси.

Такое возможно лишь при мощной экономике, развитой социальной системе и демократических институтов общества. Без внешней помощи предпосылок для этого в Грузии не просматривается. Этот путь не предполагает нарушения существующего режима поддержания мира и тем более вооруженных провокаций. Этот путь ущемляет интересы и амбиции властных структур в Тбилиси, но обеспечивает мир, защиту основных прав и свобод граждан на территории Абхазии и Южной Осетии. Однако вместе с тем необходимо предусматривать возвращение беженцев в места своего проживания. Хотя, судя по неспособности решить эту задачи в Косово, ждать ее решения от миротворческих сил в Абхазии нет никаких оснований.

Второй путь предполагает наличие превосходящей военной мощи, позволяющей быстро подавить сопротивление и установить контроль над территорией. Но применительно к Абхазии и Южной Осетии использованию вооруженной силы должно предшествовать нарушение сложившегося режима поддержания мира, вытеснение миротворческих сил России. Сегодня при помощи прежде всего США военный потенциал Грузии существенно возрос (но термин «военная мощь» еще не кажется применимым). Тем не менее, как показывает опыт войн, многократное превосходство в численности и технической оснащенности задействованных войск над формированиями противника – отнюдь не гарантия победы, если сопротивление начинает оказывать народ.

Военным путем решить проблемы невозможно. Однако не исключен вариант, когда грузинское руководство может попытаться использовать в качестве политического инструмента миротворчество, но не российское. Для этого достаточно дестабилизировать путем провокаций обстановку в Южной Осетии. Спецназ Вооруженных сил Грузии, включенный в состав трехсторонних миротворческих сил, вполне способен решить эту задачу. После чего Тбилиси потребует замены российских военных как не способных обеспечить поддержание мира и обратится за помощью в ООН и НАТО в интересах восстановления мира в Южной Осетии.

Такой или похожий, но с небольшими вариациями сценарий исключать нельзя.

НЕОСОЗНАННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Реальная политика грузинского руководства отражает внутреннюю борьбу между приверженцами каждого из этих несовместимых путей решения конфликтов – мирного и военного. Конкретные планы по развитию экономических связей, программа ОБСЕ по инвестированию экономики Южной Осетии соответствуют стремлению к мирному пути. Но, к сожалению, грузинское руководство к этим планам имеет косвенное отношение.

Непрекращающиеся провокации в Южной Осетии, попытки вытеснения российских миротворцев свидетельствуют о том, что силовой вариант остается в разряде наиболее предпочтительных для нынешних лидеров Грузии. Подтверждают данные намерения Тбилиси и периодически звучащие напоминания о применении Москвой военной силы в Чечне. «Вам можно, а почему нельзя нам?»

Аналогия правомерна, но выводы ошибочные. Россия применила в Чечне военную силу на этапе своей слабости и вынуждена была пойти Хасавюртовские соглашения. Без миротворческих инициатив со стороны Россия приняла условия сепаратистов, фактически предоставив Чечне независимость. Вот тут-то и проявилась вся сущность тех, кто взбаламутил чеченцев и поднял их на войну. Этим людям нужна была власть ради власти, а не ради интересов собственного народа. Хаос, разгул бандитизма, похищения людей, рабство и – как финал – вооруженное вторжение в сопредельную республику были закономерным следствием правления экстремистов. Последующее применение силы со стороны федеральной власти явилось не только морально оправданным, но и необходимым с точки зрения обеспечения защиты прав и свобод самого чеченского народа. Референдум подтвердил правильность этих действий.

Разумный путь к разрешению конфликтов, соответствующий интересам народов и в Абхазии, и в Южной Осетии, может быть лишь мирным.

Необходимо учитывать и тенденции, присущие глобализирующемуся миру. Пример Балкан показывает, что на фоне общих интеграционных процессов в Европе вполне допустима дезинтеграция крупных государств. Интеграция более высокого масштаба компенсирует дезинтеграцию меньшего масштаба.

На постсоветском пространстве в обозримой перспективе неизбежно начнутся интеграционные процессы, аналогичные европейским. Но для этого необходимо сосредоточение усилий каждого из независимых государств на своем развитии, на укреплении своей государственности, в той конфигурации, которая сложилась на текущий момент, а не на поиске внешних виновников своих проблем.

У оптимистов встреча президентов России и Грузии породила надежду на то, что грузинское руководство готово отложить свои властные амбиции на второй план, отдав предпочтение интересам и правам своих и соседних народов. Но скорее всего их надеждам не суждено сбыться. Заявления Михаила Саакашвили после встречи с Владимиром Путиным делают эти надежды призрачными. На замыслы грузинского президента ясно указывают попытки с помощью западных стран добиться вывода российских миротворцев с конфликтных зон. А это означает, что неплохо подготовленный американцами грузинский спецназ с высокой вероятностью этим летом пойдет на военные провокации в Южной Осетии.

Ждут этого и бандформирования на Северном Кавказе. Вновь, как и в 2004 году, у них появляется надежда на дестабилизацию обстановки во всем регионе. Для экстремистов это спасение.
http://nvo.ng.ru/wars/2006-06-30/2_scenarii.html


--------------------
Когда длинный ряд злоупотреблений и узурпаций, неизменно преследующих одну и ту же цель, обнаруживает намерение предать народ во власть неограниченного деспотизма, то народ не только имеет право, но и обязан свергнуть такое правительство и на будущее время вверить свою безопасность другой охране. (Декларация независимости США)
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
Asadulla
сообщение 26.09.2006, 19:09
Сообщение #22


Профи
****

Группа: Модераторы
Сообщений: 1,743
Регистрация: 10.04.2005
Из: Москва
Пользователь №: 30



Тбилиси требует изменения формата миротворческой операции в Южной Осетии

Тбилиси. 26 сентября. ИНТЕРФАКС - Аппарат госминистра Грузии по урегулированию грузино-осетинского конфликта требует изменения формата миротворческой операции в цхинвальском регионе.

В связи с инцидентом, произошедшим накануне в зоне конфликта у села Приси, где на противотанковой мине подорвался местный житель, аппарат госминистра в распространенном во вторник документе заявляет, что "указанный инцидент в очередной раз свидетельствует о том, насколько разителен контраст между действительной ситуацией в зоне грузино- югоосетинского конфликта и безапелляционными заявлениями наших оппонентов об уникальном характере миротворческой операции в цхинвальском регионе и ее безальтернативности".

В заявлении сказано, что "главным адресатом нашей озабоченности по- прежнему является Российская Федерация, чьи "миротворцы" с завидной аккуратностью дают нам основание для недовольства существующим форматом миротворческий миссии, который уже потерял свою функцию, и так называемой миротворческой операцией".

"Вчерашняя трагедия свидетельствует о том, что российские "миротворцы" или не могут, или не хотят обеспечить элементарные нормы безопасности даже на территориях, непосредственно прилегающих к их постам", - говорится в заявлении аппарата государственного министра Грузии.
http://www.interfax.ru/r/B/sng/14.html?men..._issue=11594207


--------------------
Когда длинный ряд злоупотреблений и узурпаций, неизменно преследующих одну и ту же цель, обнаруживает намерение предать народ во власть неограниченного деспотизма, то народ не только имеет право, но и обязан свергнуть такое правительство и на будущее время вверить свою безопасность другой охране. (Декларация независимости США)
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
Мамед   Сценарии для Южной Осетии и Абхазии   30.06.2006, 20:57
Мамед   В случае грузинских силовых акций Россия защитит с...   04.07.2006, 18:48
Мамед   МИД Грузии сомневается в искренности России 04.07...   04.07.2006, 19:11
Мамед   Буш посоветует Саакашвили, что делать с Абхазией ...   04.07.2006, 19:24
Мамед   В Грузии на границе с Южной Осетией началось строи...   05.07.2006, 18:46
Мамед   Грузия считает невозможным референдум с Южной Осет...   06.07.2006, 21:10
Javanshir   Шаги М.Саакашвили, как патриота, понятны. Человек ...   07.07.2006, 17:56
Мамед   В Южной Осетии в результате теракта погиб секретар...   09.07.2006, 13:11
Мамед   МИД Осетии: убийство Алборова спланировано Грузией...   09.07.2006, 17:24
Мамед   ПРЫГНЕТ ЛИ ГРУЗИНСКИЙ ТИГР? КОМАНДА СААКАШВИЛИ ВЫД...   11.07.2006, 21:10
Мамед   Бурджанадзе просит СБ ООН заменить миротворцев СНГ...   12.07.2006, 06:02
Мамед   Россия по звонку в ФСБ готовится к вторжению Грузи...   13.07.2006, 06:11
Мамед   Парламент Грузии решил вывести российских миротвор...   14.07.2006, 19:24
Мамед   Россия спросит мнение Южной Осетии и Абхазии, если...   15.07.2006, 17:54
Мамед   Предложения о выводе российских миротворцев из зон...   16.07.2006, 17:07
Мамед   Грузия приняла принципиальное решение о выводе рос...   17.07.2006, 21:25
Ainara   Грузия в итоге получит свое и Россиия-НЕЧЕГОШЕНЬКИ...   17.07.2006, 22:48
Мамед   [size=3]Парламент Грузии принял решение о выводе р...   18.07.2006, 18:59
Мамед   Или Грузия очень уверенна в своих силах, и поэтому...   18.07.2006, 19:47
Дост   Или Грузия очень уверенна в своих силах, и поэтом...   18.07.2006, 21:00
Мамед   Мамед, по Вашему мнению, как долго такая ситуация...   19.07.2006, 19:54
Дост   Мамед, а Россия согласиться на вывод? ... И если н...   19.07.2006, 20:07
Мамед   Мамед, а Россия согласиться на вывод? ... И если ...   19.07.2006, 20:29
Дост   Ведь Осетии будет оказываться неофициальная военн...   19.07.2006, 21:09
Дост   Меня в этой ситуации больше всего волнует то как р...   20.07.2006, 18:37
Мамед   Если Грузия сумеет восстановить свой сувернитет на...   20.07.2006, 20:07
Дост   Если Грузия сумеет восстановить свой сувернитет н...   20.07.2006, 22:42
Мамед   Министр обороны РФ Сергей Иванов не исключил обост...   20.07.2006, 20:20
Мамед   Лавров: Россия готова защищать своих граждан всеми...   20.07.2006, 20:32
Мамед   Вслед за Москвой, признавшей Абхазию, Северная Осе...   21.07.2006, 17:44
Odlar Yurdu   Грузия - ничто, как и Азербайджан и Армения, и про...   21.07.2006, 18:52
Ainara   ООН в Нью-Йорке.Нынче мода плевать на ООН,но даже ...   21.07.2006, 22:20
Мамед   Спикер грузинского парламента назвала срок вывода ...   24.07.2006, 18:28
Мамед   Южная Осетия поможет Абхазии, если Грузия на нее н...   27.07.2006, 18:40
Мамед   Грузия скапливает войска у границ Абхазии. Сухуми ...   28.07.2006, 17:47
Терпеливый   И так, разница 1.Азербайджан светское государство,...   28.07.2006, 22:26
Дост   Очень точные слова. Но хешераты есть не только в А...   29.07.2006, 23:53
Aynu-Shams   За спиной,Грузию подталкивают к войне с Абхазией,С...   30.07.2006, 07:09
Мамед   Южная Осетия продолжает добиваться вхождения в сос...   31.07.2006, 21:30
Мамед   США предлагают ввести международные полицейские си...   12.08.2006, 17:50
Мамед   МИД РФ: Россия не выведет войска из Абхазии и Южно...   14.09.2006, 18:49
Мамед   Тбилиси требует изменения формата миротворческой о...   26.09.2006, 19:09
Мамед   Абхазия Тбилиси пока не по зубам Однако грузинска...   06.10.2006, 19:51
Мамед   Главком ВВС РФ - в случае нападения на российских ...   13.10.2006, 20:32
Мамед   Парламент Абхазии попросил Путина признать независ...   18.10.2006, 17:53
Мамед   США выступают за миpное уpегулиpование абхазского ...   19.10.2006, 05:21
Мамед   США признали территориальную целостность Грузии, о...   19.10.2006, 20:40
Asadulla   Россия сочла "недальновидным" игнорирова...   14.11.2006, 06:42
Asadulla   МИД Грузии высказался за вывод российских миpотвоp...   15.11.2006, 11:45
Asadulla   Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье признали нез...   17.11.2006, 19:36
Asadulla   Россия распространила в ООН меморандум «о замороже...   28.11.2006, 22:57
Asadulla   Госдума единогласно одобрила итоги референдума о н...   06.12.2006, 20:18
Терпеливый   Защищать национальные интересы, не означает вредит...   07.12.2006, 03:00
Asadulla   Парламент Грузии: Россия провоцирует конфликты Ве...   07.12.2006, 20:10
Asadulla   Грузия и Абхазия готовятся к вооруженному конфликт...   29.12.2006, 13:46
Asadulla   Минобороны Южной Осетии: атаку Грузии на Цхинвали ...   04.02.2007, 10:53
Дост   Глава грузинской части ССПМ опроверг утверждения, ...   04.02.2007, 14:12
Asadulla   Кокойты: у Южной Осетии больше оснований для незав...   16.02.2007, 19:50
Asadulla   В Сухуми считают, что Абхазия имеет больше прав на...   16.02.2007, 20:05
Asadulla   Президенты Абхазии и Южной Осетии отвергли предлож...   16.03.2007, 19:18
Asadulla   Совет Безопасности ООН рассмотрит ситуацию в зоне ...   10.04.2007, 18:58
Asadulla   Россия и США поругались в СБ ООН в ходе обсуждения...   11.04.2007, 18:55
Asadulla   США обвинили Россию в поддержке сепаратистских реж...   25.05.2007, 07:02
БОЗ ГУРД   Сегодня на китай городе видел большую растяжку - Д...   25.05.2007, 15:03
Asadulla   Прощай, Грузия 26.07.2007 Олимпиада в Сочи став...   27.07.2007, 07:07
Asadulla   Грузия обвинила Россию в бомбардировке ее территор...   07.08.2007, 19:02
Asadulla   М.Саакашвили призвал ЕС осудить Москву за агрессию...   07.08.2007, 19:15
Asadulla   США поддержали Грузию в ракетном конфликте с Росси...   08.08.2007, 04:58
Asadulla   Путин признал Южную Осетию 16.08.2007 Грузии оста...   16.08.2007, 15:50
Asadulla   Похоже руководство РФ решило пойти по пути односто...   16.08.2007, 18:57
Сабир   Похоже руководство РФ решило пойти по пути одност...   17.08.2007, 07:27


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
7 чел. читают эту тему (гостей: 7, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 12.12.2011, 03:15
Администрация форума Вirlik не несёт ответственности за сообщения и размещенные материалы на форуме.
Всё написанное является частным мнением независимых пользователей форума.