IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Шуша, центр ювелирного искусства Азербайджана
почему
сообщение 24.02.2006, 13:48
Сообщение #1


Знаток
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 405
Регистрация: 13.12.2005
Пользователь №: 886





IPB ImageМир искусства Карабаха, как и быт его оседлого и полукочевого населения, исторически развивался и сформировался в контексте общеазербайджанской культуры, на тюркской этнокультурной основе. Это подтверждается характерными для традиционных видов ремесла, развивающегося на базе албано-тюркской этнокультурной среды, присущими им орудиями труда и производственными процессами, а также готовыми изделиями с тюркской и усвоенной азербайджанцами в средние века арабо-персидской терминологией.

Среди отличительных особенностей ремесленного производства Карабаха следует указать на преимущественное развитие и широкое распространение тех локальных видов ремесла и промыслов, связанных с полукочевым бытом. Это - шерстоткачество (производство сукон), ковроткачество и выращивание шелковичных червей, шелкоткачество, изготовление головных платков, войлока, обуви, тулупов и головных уборов, дубление кож, шорное и кузнечное дело, изготовление подков и т.д.

Карабахский край выделяется среди других исторических областей Азербайджана своей пленительной природой и разнообразнымиIPB Image естественными богатствами. Он представляет собой один из высокоразвитых ремесленных очагов Азербайджана, где было достигнуто высочайшее мастерство местных умельцев. Карабахская земля является одной из важнейших и издревле заселенных человеком зон планеты, что нашло свое подтверждение эпохальной находкой стоянки первобытного человека - неандертальца - в пещере Азых. Таким образом, азербайджанская земля принадлежит к тем зонам Земли, где сохранились самые уникальные памятники человечества. Вместе с тем Азых - свидетельство непрерывности заселенности страны, в том числе Карабаха, древним человеком, а также подтверждение непрерывного культурного прогресса и общественной эволюции многих поколений ее насельников азербайджанской земли.

Немаловажное значение для дальнейших эволюционных процессов имели разнообразные естественные богатства, в том числе занимающие важное место в развитии страны и ее жителей, богатые залежи металла. Албанский историк VIII века Моисей Каланкатуйский, перечисляя в своем знаменитом труде "История албан" естественные богатства страны, в составе которой находился и карабахский край, наряду с другими ископаемыми называет золото, серебро и охру (Моисей Каланкатуйский. История Агван, книга I, глава IV). На такой богатой природной базе в Карабахе возникли и развивались различные виды ремесла, в том числе ювелирное дело. Одним из важнейших и широко известных центров ювелирного искусства Азербайджана являлся г. Шуша, о славе которой были хорошо осведомлены не только на Кавказе, но и далеко за его пределами.

IPB ImageРасцвет ювелирного дела в Шуше напрямую и органически связан с потребностями тюркских аристократических слоев общества в богатой и нарядной национальной одежде и разнообразных украшениях. Аристократические семьи города были главными заказчиками и потребителями изготовленных местными шушинскими ювелирами драгоценностей, золотых и серебряных изделий. Для зажиточных азербайджанских семей Карабаха, живших в Шуше и ведших роскошный образ жизни, требовались, в частности различные украшения, разнообразные золотые и серебряные изделия, драгоценные камни. Следует отметить, что ювелирные изделия привлекали внимание не только богатых слоев населения. В прошлом для национальной одежды азербайджанцев вообще были присущи как завершающий ее элемент разнообразные украшения. Выдающийся азербайджанский этнограф Рашид-бей Эфендиев образно говорил, что национальная одежда азербайджанцев традиционно подходила для украшения ее разнообразными золотыми изделиями, жемчугом, кораллами. Для европейской же одежды, кроме поясного ремня, никакое иное "украшение" не подходило (Архив Института рукописей НАН Азербайджана, Q-2 (19), инв. №8160, л.62).

В противоположность Европе, менталитет азербайджанцев того периода не представлял себе женщин без драгоценностей. Согласно традиционным представлениям прошлого, девушку не могли выдать замуж или привести в дом жениха без ювелирных украшений.IPB Image Привлекает внимание то обстоятельство, что в карабахской зоне этот обычай являлся этической нормой и неукоснительно соблюдался. Все эти факторы подтверждают появление на карабахской земле такого известного и исключительно важного регионального центра ювелирного дела, как Шуша. В отличие от других центров ювелирного дела, в этом городе наряду с изготовлением золотых изделий было широко развита самостоятельная отрасль производство украшений из серебра (гюмушкарлыг) и драгоценных камней (джавахирсазлыг). Поэтому в прошлом в Шуше наряду с многочисленными золотых дел мастерами получили широкую известность и умельцы, работавшие по серебру и драгоценным камням. В заслуживающем доверия источнике 30-х годов XIX века отмечается, что тогда в Шуше имелось одних только серебряных дел мастеров 12 чел. (Обозрение российских владений за Кавказом, том IV. С.-Петербург, 1836, с.315). Через 70 лет после этого отмечено, что в Шуше 20 ювелирных мастерских, в которых работают 56 умельцев (Труды I съезда деятелей по кустарной промышленности Кавказа. Тифлис, 1902, с.60).

IPB ImageПо информации одного из последних и старейших представителей традиционного ювелирного искусства Шуши, мастера Джахангира Алиева, до сих пор с почтением вспоминают плеяду выдающихся азербайджанских ювелиров, работавших в Шуше в конце XIX - начале XX веков, в том числе зергеров, т.е. ювелиров Рустама, Бехбуда, Исмаила, Мухтара, Сейидали, торламачы (т.е. филигранщика) Алиша. В целом слава ювелиров Шуши была настолько велика, что местным мастерам делали заказы жители всего Азербайджана. Свою роль сыграло также и то, что столица Карабаха представляла собой один из важнейших торгово-ремесленных центров на местных и международных караванных маршрутах. Вот почему вплоть до начала XX века Шуша оставалась важным средоточием ювелирного искусства.

Одним из локальных особенностей ювелирного дела Шуши отметим характерное и традиционное для него изготовление позолотно-штампованных изделий - рэнгкарлыг. В связи с этим большинство украшений полировали. Другой местной особенностью шушинского ювелирного центра являлась ограниченность производства здесь дешевых серебрянных изделий. Поэтому среди шушинских мастеров мало применялась техника чернения серебрянных изделий. По этим причинам на готовых изделиях указывали не профессию умельца - "ювелир" или "серебряных дел мастер", а выбивали слова: "мастер позолотки", "эмальер", "филигранщик" и т.д.

В произведениях великого азербайджанского поэта XVIII века Вагифа, бывшего главным везиром Карабахского ханства, неоднократноIPB Image восхваляются женские ювелирные украшения, изготовленные в Шуше. Большую известность получили и пользовались повышенным спросом в силу своих достоинств и красоты золотые и серебряные изделия, в том числе разнообразные серьги и кольца, ожерелья и пряжки, пуговицы и позументы, заколки, крючки и браслеты. Ювелиры Шуши и их изделия составляют неотъемлемую органическую составную часть общеазербайджанской художественной традиции. Они - наше неувядающее наследие, отличающееся местным колоритом и особенностями.

Опираясь на лучшие традиции азербайджанского ювелирного искусства, шушинскиеIPB Image умельцы развили его и внесли в него неоценимый вклад, создав высокохудожественные шедевры, остающиеся до сих пор образцами для подражания. Долгие годы в конце XIX и начале XX века проработавший в Азербайджане в пробирной палате видный специалист ювелирного искусства В.К.Згленицкий писал: "Эти полуграмотные ювелиры, в совершенстве овладевшие секретами своей профессии, значительно превзошли своих европейских коллег. Изготовленные ими украшения своим художественным орнаментом, изысканным декором и изяществом восхищают людей. Эти мастера не имеют тех разнообразных инструментов и приспособлений, что используются в Европе при массовом производстве однообразных ювелирных изделий. Изготовленные ими украшения - это результат труда, требующего терпения и искусных рук" (Труды I съезда, с.60). Таких высоких оценок неподражаемого искусства и мастерства азербайджанских, в том числе шушинских умельцев сохранилось множество, как и неисчислимое количество изготовленных ими ювелирных шедевров, до сих пор известных как в быту, так и хранимых в различных музейных коллекциях.



Шуша – корона Карабаха


Оккупированные территории Азербайджана



Вот уже миновала 13-ая годовщина потери нами Шуши – великолепного курортного города, о котором издавна существует народное изречение: «Если Карабах – шах, то Шуша его корона». Не знаю, как мы терпим разлуке длиной более чем в 4800 дней, отделявшей нас от прекрасного нашего города-мученика? Нет, и терпение уже на исходе, и жизнь устала от многострадального ожидания. И она больше не терпит… Сколько соотечественников наших ушло в мир иной с протянутой к родной Шуше рукой…



Несколько слов об истории Шуши



Армяне, показавшие миру себя как заядлые фальсификаторы истории, сидящие сейчас в оккупированной Шуше и всячески старающиеся арменизировать ее, лезут из кожи для утверждения, будто этот город является исконно армянским. В опровержение данной лжи приведем лишь несколько исторических данных по поводу создания Шуши, много лет бывшей столицей азербайджанского Карабахского ханства.

Город-крепость был основан Панахали ханом в 1750 году, по этой же причине первоначально он назывался именно Панахабадом. Население города в основном состояло из азербайджанских семей. Даже по армянским источникам (конкретно: «Присоединение Восточной Армении к России», Ереван, 1972 г., стр. 562), в 1810 году в «Карабахском владении» жителей было 12 тысяч семейств, в числе которых находилось всего 2,5 тысяч армянских семейств. Армянский историк Б.Ишханян в своей книге «Кавказские народы» пишет: «Армяне, живущие в горных частях Карабаха – беженцы, прибывшие из Турции и Ирана. Азербайджанская земля превратилась для них в место убежища от преследований и угроз».

Напомним, что по неопровержимым историческим данным, переселение армян на Кавказ началось только после заключения Гюлистанского (12 октября 1813 года) и Туркменчайского (10 февраля 1828 года) договоров. И еще один немаловажный факт: в 1978 году в Мардакерте самими армянами был установлен памятник в честь 150-летия переселения армян в Карабах. Значит, они прибыли в Карабах в 1828 году, а Шуша была основана несколько десятков лет до переселения армян. Так что все претензии армян в отношении принадлежности Шуши армянам – чистейший бред. Шуша возникла на азербайджанской земле, город был заложен азербайджанским ханом, основное население было азербайджанским. Город застраивался в стиле азербайджанского зодчества. Дворец Панахали хана, «Гара Боюкханым бюрджи», «Гянджинские врата», дом Х.Б.Натаван, имения Гаджи Гулу, дома Асал бека, Мехмандаровых, Зохраббековых, «Мечеть Гевхараги» - блестящие примеры сказанного. На протяжении многих десятилетий Шуша была важнейшим торговым, ремесленно-промышленным и культурным центром Азербайджана. Не перечислить выдающихся выходцев из этого края, часто называемого консерваторией Кавказа – представителей науки и культуры, ученых, поэтов, писателей, музыкантов…



Изначальное присвоение Шуши



Сразу же после победы большевиков в Азербайджане, армяне, успевшие к этому времени с помощью царской России шире обосноваться в Карабахе, начали требовать самостоятельности, и руководство молодой советской страны, в составе которой был также аферист и авантюрист Анастас Микоян, в 1923 году решило образовать Нагорно-Карабахскую Автономную Область (НКАО).

Вот здесь и разыграли армяне свою уловку. По логике НКАО – бомба замедленного действия - была создана для объединения районов с преобладающим на то время армянским населением в едином административном образовании. И войти туда должны были город Степанакерт (исторический Ханкенди), а также Мардакертский, Мартунинский, Гадрутский районы. Но армяне, тогда уже планирующие последующие свои планы, добились таки включения в состав НКАО и Шуши, которая имела большое стратегическое значение, хотя никаких оснований для этого не было, так как в те времена большое численное преимущество составляло азербайджанское население города.



Сепаратистский план осуществлен



Вынашиваемый десятилетиями армянский сепаратистский план по порабощению исконно азербайджанских земель практически осуществился в период 1988-1994 годов. После фактического выхода НКАО из под контроля Азербайджана, 8 мая 1992 года армянские вооруженные формирования оккупировали город Шушу с двадцатичетырехтысячным населением. На днях миновала тринадцатая годовщина великой потери – оккупации Шуши, прекрасного уголка Азербайджана, короны Карабаха.

Много чего мы лишились потерей Шуши и других наших районов. Кроме всего прочего, в Шуше, древнем городе, осталось несчетное количество исторических памятников, в том числе, комплекс Мехмандаровых, дом Оджаггулу, дома-музеи Натаван ханум, Узеира Гаджибекова, Бюльбюля, Джаббара Гарьягды, Навваба, Мола Панаха Вагифа, могила Закира, мечети Ашагы Говхарага, Юхары Говхарага, Саатлы… Шуша был курортным городом, там было два санаторных комплекса, туристическая база на 220 мест, десятки общеобразовательных и музыкальных школ, культурно-просветительских, медицинских, социальных учреждений. А какая была здесь природа!

Шуша – родина выдающихся личностей, часть имен которых мы уже перечислили, еще сколько имен можем к ним добавить – Панахали хан, Ибрахимхалил хан, Ахмед бек Агаев, Юсиф Везир Чеменземинли, Сеид Шушинский, Хан Шушинский…

Да, не перечесть все потерянное. А армяне, обосновавшись на чужой земле, сейчас производят раскопки, по старой привычке закапывают «для будущего» свои «вещдоки», уничтожают или переделывают азербайджанские исторические памятники, одним словом, делают все возможное и невозможное для арменизации Шуши.

Но напрасно трудятся. Шуша была, есть и всегда будет азербайджанским городом!..



Гадир НАСИРОВ,

«Голос Карабаха»

http://www.azerbaijanfoundation.org/cgi-bi...000238&prev=yes





--------------------
Случай - псевдоним Бога,когда он не желает подписываться собственным
именем.


Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме


Тема закрытаОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 10.12.2011, 12:37
Администрация форума Вirlik не несёт ответственности за сообщения и размещенные материалы на форуме.
Всё написанное является частным мнением независимых пользователей форума.