Версия для печати темы

Нажмите сюда для просмотра этой темы в обычном формате

КСАМ _ Культура Азербайджана _ ИСКУССТВО АЗЕРБАЙДЖАНА ЗА РУБЕЖОМ

Автор: Ive 16.01.2006, 18:26

ИСКУССТВО АЗЕРБАЙДЖАНА ЗА РУБЕЖОМ

Во всех странах, у всех народов принято уважать свое прошлое и беречь его свидетельства в виде памятников материальной культуры. У нас же проблема безразличия к культурному достоянию, увы, приобрела характер и масштабы неприятной традиции. Если бы это была проблема сегодняшнего или хотя бы вчерашнего дня, то, наверное, можно было бы и не бить тревогу. Быть может, именно об этой черте нашего характера и существует фраза: "тюрки народ талантливый, но плохо берегут созданное".

IPB ImageК употребляемым в обиходе с незапамятных времен фразам "Сам упал – не плачь" и "Что было – то прошло" лишь в прошлом столетии писателем Мир Джалалом была присовокуплена не менее достойная быть крылатой фраза "[b]Псу брошу, а чужаку не отдам
!". Увы, тот факт, что лучшие образцы национального искусства сегодня украшают экспозиции ведущих музеев и частные коллекции мира, свидетельствует о том, что в стране хватало и хватает тех, кто и псу их бросает, и чужакам отдает – не бесплатно, разумеется.


Сегодня мало найдется в мире авторитетных музеев, где бы отсутствовали образцы азербайджанского искусства. В ведущие музеи Москвы и Санкт-Петербурга мы вывозили свои творения сами, либо же отдавали их по первому требованию. А как же было не отдавать? Ведь все обязательные к исполнению указания поступали к нам именно из этих городов. И потом, быть представленными в музеях, имеющих статус общесоюзных, представляя тем самым "советскую культуру" в целом – об этом в то время мечтали многие. Так, во времена коммунистического режима в центральных музеях было накоплено немало образцов искусства с "окраин", однако при развале СССР об их возвращении никто почему-то и не подумал. Хотя сама Россия подняла вопрос о собственных долях во всесоюзных объектах, располагавшихся на территориях бывших союзных республик, и получила большую часть требуемого.

Этой обстановкой, когда взаимные претензии можно было решать путем переговоров, удачноIPB Image воспользовался и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, благодаря настойчивости которого был возвращен на свое место уникальный громадный котел, в свое время изготовленный по заказу знаменитого эмира Теймура для мечети Ходжи Ахмета Ясави в г. Туркестане, а позже переданный в Государственный Эрмитаж. Между прочим, этот котел был изготовлен в 1399 г. тебризским мастером Абдулом Азизом Шарафеддином.

в том же Эрмитаже немало произведений, которые с полным правом могли бы затребовать и мы. Среди них бронзовая люлька XIII века, глазированный кирпич ханегяха Пир Гусейна XIV века, бронзовый поднос V-VIII вв., иллюстрированная "Хамса" Низами XVв., произведение искусства Мирзы Гадима Иревани XIX в. и др. Помимо этого, в бывшем Музее этнографии народов СССР в Санкт-Петербурге также хранятся ценнейшие образцы азербайджанского искусства. Если в Оружейной палате (стальной налокотник XVI в., художественный щит XVI в., стальной шлем XVI в., отражающие высокий уровень развития отечественного искусства обработки металла в указанный период) в Москве экспонируются уникальные старинные образцы нашего искусства, то в Государственном историческом музее, Музее искусств народов Востока, Государственной Третьяковской галерее – также и современные.

IPB ImageЗамечательный образец азербайджанского ковроткачества, ставшего предметом легенд и преданий, - ковер "Шейха Сефи" (1539 г.) также разлучен со своей родиной. Это произведение искусства, представляющее собой гимн творческой фантазии и воображению человека, экспонируется ныне в лондонском Музее Виктории и Альберта под стеклянным колпаком. О колпаке я упоминаю для иллюстрации того поучительного факта, что в зарубежных музеях особое внимание уделяется эстетическим нормам при экспонировании произведений искусства. У лондонского "Шейха Сефи" имеются два оригинала-предшественника: один изготовлен в 1505 г. и хранится в тегеранском музее ковра, другой соткан в 1530 г. и хранится в музее искусств Лос-Анджелеса. Вообще в музеях и частных коллекциях США велико число произведений азербайджанского декоративно-прикладного искусства. Среди них по художественным достоинствам выделяются бронзовый сосуд XII-XIII вв., карабахский ковер 1802 года, губинский ковер XIX в.

Говоря о наших творениях в знаменитом парижском Лувре, я каждый раз вспоминаю кражу "Джоконды" Леонардо да Винчи из этого музея в 1911 г. неким итальянским маляром. При расследовании выяснилось, что этот похититель не мог смириться с превращением творения его великого соотечественника в достояние чужой страны. Я далек от намерения кого-то призывать к воровству, но одновременно хочу спросить, кто из наших состоятельных сограждан или ответственных за культуруIPB Image добился возвращения на родину хоть одного встреченного в антикварных магазинах зарубежных стран произведения отечественного искусства. Тем более что в Баку произведения искусства продаются по бросовой цене, и потери от этого процесса можно было бы возместить аналогичным путем, пусть даже ценой финансовых расходов! Видимо, настала пора создать отдельную структуру, которая занималась бы этим вопросом, пропагандировала бы отечественное культурное наследие за рубежом и одновременно противодействовала бы ставшим уже привычным периодическим посягательствам наших соседей. Кстати, как ни обидно, приходится заметить, что в Государственной картинной галерее Армении еще в коммунистическую эпоху экспонировались ценнейшие произведения, подаренные зарубежными армянами, с указанием имени дарителя, тогда как в Азербайджанском государственном музее искусств даже в период независимости переданные в дар зарубежными художниками-азербайджанцами работы, достойные служить украшением экспозиции, хранятся за семью печатями.

Возвращаясь к прерванной теме, хочу сказать, что в музеях Франции хранятся лишь работы, по-настоящему представляющие собой образец высокого искусства. Именно к таковым относятся хранящиеся в Лувре бронзовый сосуд XII века, тебризский ковер XVI века, а в Музее декоративного искусства – художественные ткани XVI века и сюжетный ковер XVI века.

География художественных экспонатов отечественного происхождения не ограничивается перечисленными IPB Imageстранами, их можно встретить в ведущих музеях, а также частных коллекциях Германии, Швейцарии, Турции, Венгрии, Италии, Грузии, Ирана, Индии и др. Такое положение с одной стороны вызывает гордость, а с другой чувство боли в связи с тем, что столь большое количество несравненных произведений искусства безвозвратно покинуло Азербайджан. Периодически ставится вопрос о возвращении этих творений на родину, но при этом не поясняется, на какой закон или норму международного права при этом следует ссылаться. Будь такой закон, вероятно, он уже давно был бы применен на деле. СIPB Image другой стороны, очень часто не кто иной как мы сами повинны в недооценке жемчужин собственной культуры.

Сегодня все международные тяжбы и споры относительно образцов материальной культуры регулируются конвенциями и другими документами, принятыми в XX веке. Один из таких документов – Гаагская конвенция 1954 года, запрещающая нанесение ущерба, разграбление культурного наследия только во время военных действий.

Необходимо остановиться на еще одной проблеме. Хотя все эти творения больше и не в наших руках, мы не должны забывать, что они принадлежат нам. Не забывая этого, мы обязаны сделать так, чтобы и другие знали это, чтобы наши недобрые соседи не могли успешно пропагандировать по всему миру образцы азербайджанской культуры как "армянские". Увы, таких случаев было и есть предостаточно. Такое происходит и по незнанию, и преднамеренно. Если нам все же удаться, проявив характер, добиться возвращения нашего культурного достояния в наши музеи, то и остальные проблемы потеряют свою остроту. В этом деле большие надежды возлагаю на интеллигенцию и состоятельных сограждан. Нельзя забывать, что никто за нас не будет беречь созданное нами. До сих пор мы достаточно натерпелись за свое невнимание к этому важному делу, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. В противном случае, будет утрачено и то немногое, что осталось у нас.



P.S. В работе использованы исследования академика Расима Эфендиева, имеющего большие заслуги в уточнении адресов произведений отечественного искусства за рубежом.



Список некоторых крупнейших

зарубежных музеев, где хранятся

образцы азербайджанского

художественного творчества



США

Нью-Йорк: Музей Метрополитен, частная коллекция Джона Рокфеллера, Галерея антикварного искусства

Вашингтон: Текстильный музей, Галерея Фрир

Лос-Анджелес: Музей искусств



Великобритания

Лондон: Музей Виктории и Альберта, Британский музей, Галерея ковров стран Востока



Франция

Париж: Лувр, Музей декоративного искусства, Дом-музей Александра Дюма

Лион: Музей декоративного искусства, Музей старинных ковров

Марсель: Музей изящных искусств



Швейцария

Берн: Музей истории, Музей ковра, магазин турецкого антиквариата

Женева: Музей керамики, магазин ковров стран Востока

Цюрих: Музей прикладного искусства

Базель: магазин кавказских ковров, Музей истории



Россия

Москва: Оружейная палата, Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Музей искусств народов Востока

Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, Музей этнографии народов СССР



Турция

Стамбул: Музей дворца Топкапы, Музей ковра, Музей турецких и мусульманских произведений

Измир: Археологический музей.

[/b]

Автор: tim 27.11.2006, 19:23

Культура спасет Мир! таким лозунгом выступает Ассоциация культурологии Азербайджана, под руководством профессора культурологии Фуада Мамедова. Хоть этой организации уже 15 лет, члены этой организации не останавливаясь верят в спасение резк, с каждым днем падающего уровня культуры в народе.. Цель ее заключается в помощи государству в оказании помощи во всех сферах культуры, но к сожалению пока попытки помощи не были даже замечены.. Искусство Азербайджана за рубежом.. Не удивительно что с января этого года никто не заинтересовался ответить или высказать свое мнение об этой теме.. К сожалению я считаю, что уровень искусства на данный момент даже в самой стране на не достойном уровне, говорить о том что за рубежом, даже не приходит в голову.. По моему реклама нашей культуры, нашего искусства за рубежом в первую очередь должно быть заинтересованно наше правительство, которое избиралось чтобы представлять идеи народа, который уже сам не знает чего хочет.. Если равительство или алигархи не будет заинтересованно в этом вопрсое никто не сможет помочь этому...

|Русская версия Invision Power Board (http://www.ws.ea7.net)
© Invision Power Services (http://www.ws.ea7.net)