Версия для печати темы

Нажмите сюда для просмотра этой темы в обычном формате

КСАМ _ Культура Азербайджана _ Ковровое искусство в Азербайджане

Автор: Ive 17.11.2005, 19:53

IPB Image

IPB Image


История коврового искусства в Азербайджане зародилась давно, еще в бронзовом веке. Именно в эту эпоху ковер стал неотъемлемым предметом обихода древних жителей этой страны, воплощая в себе эстетику гармонии, идеи, художественный вымысел, полет фантазии, четкость изображения, всю цветовую гамму окружающей природы.

IPB Image

Еще в V веке до н.э. греческий философ Ксенофонт указывал, что иранцы заимствовали обычай изготовлять и пользоваться коврами у далеких предков азербайджанцев – мидян. А античный историк Геродот оставил потомкам сведения о том, как на Кавказе изготовлялись применявшиеся в ковроткачестве растительные краски, обладающие большой прочностью и красивейшими оттенками. Начиная с VI века н.э. исторические и литературные памятники дают обширные и ценные сведения об азербайджанском ковре.

IPB Image

Восторженные высказывания о величайшем разнообразии, искусстве выделки, редкой красоте средневековых азербайджанских ковров часто можно встретить в трудах албанского историка Моисея Каланкатуйского (VII век), арабских авторов Масуди, Табари, Аль-Мукаддаси, Ибн Хаукаль, Аль-Истахри (IX-X века). Особо выделяется в их статьях тема выделки тонких высококачественных безворсовых ковров и ковровых изделий.

В VIII-XV веках азербайджанские ковры превратились в один из основных товаров, вывозимых с Кавказа на Запад. Как символ роскоши и причастности к высокой культуре они запечатлены на многих картинах великих художников Европы. Например, ковер "Зейва" вписан в картину "Мадонна Каниника" голландского живописца Яна ван Эйка (XV век), итальянский художник эпохи Возрождения Пинтурикью в "Сцене из жизни Энея" изобразил ковер "Гянджа" Газахской зоны, нидерландский художник XV века Ганс Мемлинг дал изображения азербайджанских ковров сразу в нескольких своих произведениях, в том числе в известном триптихе, посвященном Деве Марии.

Особый, "золотой век", прожил азербайджанский ковер в XVI веке, с образованием государства Сефевидов, когда на престол взошел шах Исмаил Хатаи. Поэт, историк, философ, шах Исмаил покровительствовал музам: в годы его правления в стране наивысшего расцвета достигли музыка, поэзия, архитектура, различные виды народно-прикладного искусства, в том числе и ковроделие. Художники-миниатюристы, каллиграфы того времени сыграли огромную роль в формировании школы азербайджанского орнаментального искусства, которая позднее оказала огромное влияние на Восток и создала единый, т.н. "тебризский стиль".

С середины XIX века азербайджанскими коврами могли любоваться тысячи посетителей различных выставок, проводившихся во всем мире. И уже на первых международных Тифлисских выставках 1850 и 1857 года уникальные изделия азербайджанских мастеров были удостоены призов. В истории азербайджанского ковра важную роль сыграли Московская политехническая выставка 1872 г. и Всероссийская выставка промышленности и искусства 1882 г., на последней из которых, в частности, экспонировались ковры и вышивки, созданные знаменитой поэтессой Хуршуд Баку Натаван. Эти и многие другие выставки принесли азербайджанскому ковру всемирное признание, славу и награды – золотые, серебряные, бронзовые. А ныне азербайджанские ковры стали достоянием величайших музеев мира, частных коллекций…

IPB Image


Художественные традиции

Любой вид искусства имеет свои технологические особенности, тип, стиль, жанр, школу, и конечно, всех этих особенностей не избежал и азербайджанский ковер, включающий две яркие, неповторимые группы – безворсовые и ворсовые ковры.

Безворсовые ковры именуются еще "коврами быта", обыденной жизни и деятельности народа. Это палас, килим, джеджим, шадде, варни, зили, сумах – представляющие собой как бы начальный этап развития ковроделия, когда ковры создавались путем простого продевания и обвязывания нитей основы и утка. Ворсовые же ковры наиболее сложны по технике вязания: они создаются с помощью узловязания способом – "тюркбаф", открывающим широкое поле деятельности для узоров, сочетания цветов, сюжетов. Именно ворсовые ковры, вобравшие в себя всю красоту окружающего мира, мастерство и вдохновение мастера, и сегодня ткутся разных размеров: малые – халча, гяба, намазлыг, тахт-усту, дошанак и крупные – даст халы, гяба, каждый имеет определенное значение. При этом эстетический принцип азербайджанского ковра вложен в плоскостное решение "картинок", ритмику рисунка, традиционность членения на центральное поле и бордюр, лаконичную геометрию элементов, и все это – во все разнообразии форм, мотивов, художественных идей.

В Азербайджане всегда существовали локальные школы ковроткачества, и школы эти всегда взаимно влияли, обогащали друг друга. В наше время выделяется семь признанных ковровых школ: Бакинская, Губинская, Ширванская, Гянджинская, Газахская, Карабахская и Тебризская. Губинские ковры "Пирябедиль", "Гымыл", "Сырт-чичи" поражают тонкостью выделки и мелким растительным рисунком, убористой цветовой гаммой ярчайших красок, ширванские "Мугань", "Табистан", "Шильян" больше тяготеют к наиболее древним композициям, со строгой идеей ритма и спокойным, монументальным колоритом. Гарабахские ковры "Ханлыг", "Малыбейли", "Лямпа" вбирают в себя мастерство композиции, изобретальность фантазии, красочность колорита, а бакинские "Хили-бута", "Новханы", "Фатмаи" привлекают тонким рисунком и сложнейшим орнаментом. В грубошерстных, с бархатистым переливом коврах Гянджи и Газаха "Фахралы", "Шихлы" и "Борчалы" – крупные стилизованно-упрощенные геометрические построения, в тебризских "Сараби", "Афшан", "Лечек-турундж" – декоративная вязь орнамента, круговые и спиральные формы декора, создающие образ вечной гармонии мира.


IPB Image


Более древнюю историю, чем орнаментальные изделия, имеют сюжетные ковры Азербайджана, темы которых черпались из самой жизни, вдохновлялись прекрасной природой, были тесно связаны с самим укладом, бытом, традициями, социально-историческими процессами. "Содержание" ковров этого типа столь же многообразно, как и сюжеты романов, созданных на протяжении веков. Самые древние по происхождению мотивов и образов это "Овчулуг" – охотничьи ковры, наиболее стойкие в декоративном искусстве Азербайджана. Славятся и ковры с традиционными мотивами восточной классической литературы, излюбленными мотивами которых и по сей день остаются темы и сюжеты произведений великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви.

Автор: Ive 17.11.2005, 19:54

Музей ковра

С эпохи раннего средневековья азербайджанские ковры "вывозятся в свет", становясь достоянием музеев и частных коллекций. Для сохранения богатейшего наследия страны в 1967 году при Министерстве культуры Азербайджана был создан Государственный музей азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства, неоценимую помощь в подготовке экспозиций которого оказал народный художник страны, всемирно известный эксперт ковроткачества Лятиф Керимов.

Регулярные экспедиции сотрудников музея по районам республики позволили значительно пополнить выставочный фонд, детально изучить технологию ковроткачества, обработки шерсти, изготовления красителей, техники производства, конструкции станков и других ковроткацких инструментов. Сегодня музей не только храм искусства с уникальными коврами в хранилищах, но и крупный научный центр страны, из которого черпают познания отечественные и зарубежные специалисты.

Азербайджанский музей ковра обладает самой крупной в мире коллекцией ковров, что позволило провести в Баку по линии ЮНЕСКО два представительных симпозиума по искусству восточных ковров. Международное признание получили музей и как центр по изучению и пропаганде восточного искусства. Самыми древними экспонатами музея являются подписанный автором хурджин (1827 год) с отлично сохранившимися красками и цветовой гармонией, охотничий ковер (XVII век) тебризской школы, ковер "Хиля афшан" (XVIII век) бакинской школы, безворсовые ковры – килим, зили (XVIII век), знаменитые ковры XIX и XX веков.

Азербайджанское ковровое искусство уже давно и прочно заняло свое место в развитии мирового ковроткачества, а это означает, насколько крупный вклад привнес азербайджанский народ в сокровищницу мировой культуры. Оценок этому в последние годы дано немало, одна из них – принятие музея в 1986 г. в самую престижную международную музейную организацию ИКОМ (Международный Совет музеев при ЮНЕСКО).

Автор: Xari-bulbul 17.11.2005, 21:42

Да, действительно, некогда Азербайджан был центром ковроткачества.
Наши ткачихи ткали очень красивые и прочные ковры.

Но я где-то читала, что наши ковры в каталоге Oriental carpets записаны не как азербайджанские. :evil:
Не буду говорить кто там приписал себе авторство (думаю, что вы и сами догадались), так как пока нет доказательств.

Если кто знает, официальный сайт этого каталога и как об можно поподробней узать, скажите, пожалуйста!

Автор: Xari-bulbul 17.11.2005, 22:06

Вот ещё одна статья про Азербайджанские ковры, килимы и паласы:

Окинем взором Азербайджанскую Республику, расположенную на юго-востоке Кавказа, на западном берегу Каспийского моря. Перед нами раскроются бесконечные просторы: реки и луга, песчаные берега моря и горы, вершины которых покрыты снегом. Плодородные земли, мягкий климат, горячие лучи солнца создают прекрасные условия для жизни растений, которые почти все в этом краю, а их насчитывается более шести тысяч видов, обладают целебными свойствами. Здесь на протяжении тысячелетий развивались различные виды ремесла, в частности искусство ковроделия. Ковроткачество один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Азербайджана. Данные археологических исследований, проводимых на территории нашей республики, памятники литературы свидетельствуют о том, что искусство ковроделия зародилось в Азербайджане в глубокой древности. Ковры и ковровые изделия, произведенные в Азербайджане, неоднократно восхвалялись во многих исторических книгах, классической литературе и фольклоре. Как описать азербайджанский ковер? Его нужно увидеть, ибо он вобрал в себя все многоцветье природы Азербайджана - синеву неба и зелень лесов, густые тени на склонах гор и белизну снежных вершин. Волшебно переливающиеся краски ковра впитали в себя рубиновую яркость зерен граната и золотистое сияние айвы, медь шафрана и лиловые оттенки винограда. Неисчерпаемое сплетение узоров, полет творческой фантазии и высокое мастерство - вот что такое азербайджанский ковер. В средние века Азербайджан, по свидетельству исторических источников, являлся одним из центров производства на Востоке как безворсовых, так и ворсовых ковров. Есть основания утверждать, что в VI-VII веках северо-восточная часть Азербайджана была центром производства высококачественных ковров.

IPB Image IPB Image

Знаменитый китайский путешественник Хуан Тес-анк, который во второй четверти VII века прибыл в Иран, пишет в своих воспоминаниях: "Азербайджан является самым крупным центром ковроткачества". Летописец того же века Моисей Каланкатуйский отмечает в "Агван тарихи", что в северной части Азербайджана изготовляли шелковую ткань, разноцветные, пестрые ковры. В рукописи "Худуд-ал-Алем", относящейся к Х в. (932 г.), говорится, что Азербайджана, в том числе Мугань, славились своими чувалами и паласами; города Нахчыван, Хой и Салмас - своими зили, коврами, поясами, другими тканными изделиями; Ардебиль и Ширван - цветными шелковыми и шерстяными тканями.

IPB Image

Один из известных историографов Абу Джафар Мухаммед Тебери (839-923 гг.), говоря о захвате Азербайджана арабами, пишет, что на северо-востоке Азербайджана в 22 году хиджры (642 г. н.э.) производились высокосортные ковры. Историк и путешественник Аль Мукаддаси (Х в.), описывая азербайджанский город Баку и его рынок, отмечает: "...Продают на этом рынке шелк и одежды, и не имеют себе подобных выделывающиеся у них ковры". Описания ковров встречаются также в азербайджанской классической литературе, особенно в произведениях великих азербайджанских поэтов Гатрана Тебризи (XI в.), Низами Гянджеви, Хагани Ширвани (XII в.) и других. В XIII веке знаменитый путешественник из Венеции Марко Поло пишет: "В Азербайджане много искусных мастеров, изготавливающих ткани, ковры и сабли, распространенные по всему миру". Уже со второй половины XV в. азербайджанские ковроткачи использовали в шелковых коврах золотые и серебряные нити, драгоценные камни. В XIII - XIV вв. художественные изделия, создававшиеся в Азербайджане (ювелирные украшения, ковры), привлекают внимание европейских, в частности венецианских негоциантов.

Купцы, путешественники, послы из разных стран, побывавшие в Азербайджане, вывозили в качестве товаров, подарков красочные ковры и ковровые изделия, и не случайно уже начиная с XV века азербайджанские ковры изображались на полотнах знаменитых европейских живописцев. Их можно увидеть на картине Ганса Гольбейна "Послы", великий нидерландский художник Ян Ван Эйк написал свою знаменитую "Мадонну каноника Ван дер Пале" на фоне азербайджанского ковра типа "Куба".

IPB Image
"Куба" Кубинская группа, Азербайджан, конец XIX века. Шерсть, ручная работа, 298х134см, плотность 30х40 Азербайджанский Государственный музей ковра

В XVI - XVII вв., в эпоху Сефевидов, ковровое искусство Азербайджана переживало этап самого бурного развития. В этот период Тебриз, Ардебиль, Шемаха, Баку, Гянджа и Барда считались центрами ковроткачества. Прекрасные по качеству и технике исполнения художественные ковры, вытканные столетия назад в Ширване, Карабахе, на Апшероне, в Кубе, Казахе, Гяндже, Мугани, Талыше, ныне украшают крупнейшие музеи стран Западной Европы, Америки.

IPB Image

Девяносто процентов ковров, известных во всем мире под названием "кавказских", в особенности безворсовых, составляют азербайджанские ковры. В 1928 году в Азербайджане было организовано "Азерхалча бирлиги" (Азербайджанское ковровое объединение), которое руководит ковровыми фабриками, находящимися в разных районах республики. Ткачихи, соблюдая классическую традицию, ткут ручным способом тонкие, красочные ковры, которые не раз с успехом экспонировались на крупных международных выставках и ярмарках в Багдаде, Лейпциге, Монреале, Пловдиве, Алжире, Каире, Дамаске, Измире, Триполи, Тегеране. Во всех пунктах ковроткачества Азербайджана открыты специальные профтехшколы, где обучаются ковроткачеству и изучают технические особенности ковров. В 1967 г. в Баку открыт первый в мире Государственный музей ковра, где представлены великолепные образцы азербайджанских ковров и ковровых изделий всех видов. Экспозицию этого уникального музея украшают старинные ковры, вытканные в XVIII - XIX вв., художественно-орнаментальные ковры, созданные в советское время. Организация государством вышеназванных учреждений создала предпосылки для более углубленного изучения художественной, теоретической и технологической сторон коврового искусства. По технологии производства и художественному решению азербайджанские ковры делятся на два вида: безворсовые и ворсовые. Для выделывания безворсовых ковров, напоминающих гобелен, ткачихи Азербайджана применяют семь видов техники, ворсовые же ковры ткутся лишь двумя способами.

IPB Image

Каждый район Азербайджана славится самобытными коврами и ковровыми изделиями, свойственными именно данной зоне.


IPB Image
“Килим” Ширванская группа, Азербайджан, начала ХХ века Шерсть, ручная работа, 303х189 см. плотность 70х90 Азербайджанский Государственный музей ковра.

К азербайджанским безворсовым коврам относятся палас, джеджим, шедде, килим, зили, верни, сумах и др. С давних времен в быту были широко распространены безворсовые ковровые изделия: хурджун (дорожная сумка), мафраши (подобные сундуку), чалы (попоны) и др.

В Азербайджане ковроделием веками занимались женщины, бережно передавая это искусство из поколения в поколение. Композиция, орнаментация, художественные средства, как бы сложны они не были, близки и понятны каждой ткачике. Из рассказов старожилов очевидно, что в старину в Карабахе (в Барде, а впоследствии и в Шуше) не было ни одной женщины, не занимавшейся ковровым тканьем.
Одним из основных предметов приданого девушки, являлся ковровый комплекс ("Дастхали-гебе"), состоявший из трех или четырех частей.
Девушка, выходившая замуж, должна была непосредственно участвовать в изготовлении этого комплекта.

Интересно, что женщины, приходившие сватать девушку, обычно справлялись у нее: "Умеешь ли ты ткать ковер?".
В 1917 году в 222 селениях Гянджинского уезда 33069 человек занимались ковроткачеством, что составляло 49% жителей этих селений и 56% всех кустарей уезда. В этом же году в 97 селениях из 111 Кубинского уезда 39979 человек являлись ковроткачами, что составляло 81% кустарей всего уезда.
Такие же цифры можно встретить в селениях Ширвана и Апшеронского полуострова. Все эти факты подтверждают то обстоятельство, что ковроткачество получило чрезвычайно широкое распространение у азербайджанского народа и являлось одним из основных видов прикладного искусства.


http://www.media-az.com/azerbaijan/russian/kovr.html

Автор: Xari-bulbul 04.12.2005, 14:09

Ковровое искусство Азербайджана


В истории культуры каждого народа имеется область искусства, где отражен его богатый духовный мир, воплощены коренные, присущие ему, черты характера, интеллекта, мировоззрения. Для азербайджанского народа таким видом искусства является искусство ковроделия. На протяжении тысячелетий земледельцы и скотоводы Азербайджана, жители городов и сел рождались, жили и умирали на коврах.

Ткачество и ковроткачество известны многим народам, однако был необходим своего рода синтез определенных географических, экономических и социальных условий, чтобы художественное начало в ковроделии стало главенствующим и превратилось в подлинное искусство, всесторонне отразившее суть народной философии, национального характера.


IPB Image

Таким краем, счастливо сочетающим все эти условия, является Азербайджан, где величественные горы, альпийские луга, лесные массивы, просторы степей, долины рек и морское дыхание Каспия сосредоточены на сравнительно небольшой территории и создают в совокупности яркую природно-климатическую палитру со своеобразными ландшафтами, богатыми разнообразной фауной и флорой. В этой уникальной среде формировалось художественное мышление народа, благодаря которому ковроделие выделилось из других видов декоративно-прикладного искусства и превратилось в одну из важнейших сторон творческой деятельности населения Азербайджана.

О том, что ковроткачество в Азербайджане зародилось еще в древнейшие времена, свидетельствуют археологические памятники, остатки ковроткацких инструментов.

Развитие искусства ковроделия в Азербайджане прослеживается с эпохи бронзы. Уже тогда, во II тыс. до н. э., судя по археологическим данным, на азербайджанской земле из мягкой ковровой ткани изготовляли всевозможные предметы быта, отличавшиеся высокими техническими и художественными достоинствами. Греческий историк Ксенофонт в V веке до н. э. сообщал, что иранцы позаимствовали у мидийцев - далеких предков азербайджанцев - обычай широкого пользования коврами не только как предметом домашнего обихода, но и как произведениями искусства, обладающими художественной выразительностью. Примечательно высказывание его современника, "отца истории" Геродота об умении кавказских народов приготовлять растительные краски высокой стойкости и необычайно богатых цветовых оттенков, которые применялись в ткачестве.


IPB Image

Знаменитый английский ученый-искусствовед А.Поуп относит искусство бронзового века к памятникам материальной культуры, обнаруженным на территории Азербайджана. Он утверждает, что найденная небольшая глиняная фигурка коня, относящаяся ко II тыс. до нашей эры, из Маку - города Южного Азербайджана. На этом коне, кроме седла, видна попона с изображениями охотничьей собаки, джейрана, птицы, а также с узорами из цветов и веток.

Начиная с VI века нашей эры, сведения об азербайджанском ковре, несмотря на их разрозненность, более точны и обширны. Следует подчеркнуть, что упоминания об азербайджанском ковроделии в исторических памятниках неизменно содержат высокую оценку ковров, отмечают их прекрасную выделку и редкую красоту. Характерно в этих высказываниях и другое. Авторы сообщают нам о разнообразии форм коврового искусства, широком диапазоне его технологических и художественных особенностей. В анонимном сочинении "Худуд-ал-Алем" (Х в.) отмечается: "Мугань... славится своими чувалами и паласами, города Нахичеван, Хой и Салмас - своими зили, коврами, поясами и другими вязаными изделиями, Ардебиль и Ширван - своими шелковыми и шерстяными изделиями".

Красочные описания ковров оставили нам великие азербайджанские поэты Гатран Тебризи (XI в.), Низами Гянджеви (XII в.), Хагани Ширвани (XII в.). Это соединение поэзии слова высочайшего художественного уровня с поэзией декора, интерес мыслителей, философов к ковроделию свидетельствуют о том, какое важное место занимает ковроткачество в культуре азербайджанского народа, являя собой социальный и национальный феномен, получивший признание во всем мире.

Изображение азербайджанских ковров можно увидеть на средневековых восточных миниатюрах, полотнах итальянских, голландских, фламандских художников XV-XVIII веков. Шедевры азербайджанских мастеров ковроделия уже на протяжении нескольких столетий украшают лучшие музеи мира. Составляя национальную гордость народа, азербайджанский ковер именно в силу своих самобытных художественных особенностей стал общечеловеческим достоянием, явлением интернациональным, способствуя развитию мировой культуры.

IPB Image

Исследования показывают, что Азербайджан всегда являлся школой кавказского ковроткачества. 90% ковровых композиций, прославленных как "кавказские", составляют достижения азербайджанских мастеров. Начиная со II половины XVIII века, в Азербайджане существовали 20 ханств. Некоторые из них, в том числе Карабахское ханство, оказали заметное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь своего времени, оставили яркий след в истории, прикладном искусстве страны. Основным занятием женщин и девушек Карабахского ханства было ковроткачество. Здесь ткали ковры отличного качества. Некоторые из этих ковров до сих пор хранятся в различных музеях мира.

Говоря о карабахской ковровой школе, надо отметить, что развивалась она в двух зонах - горной и низменной. В ХIХ веке основную роль в горной зоне ковроткачества Карабаха играли город Шуша и села Дашбулаг, Довшанлы, Гиров, Тернивиз, Малыбейли, Чанахча, Тун, Туглар, Гадрут, Мурадханлы, Гасымушагы, Губадлы, Гозаг, Мирсеид, Багирбейли, Ханлыг, Тутмас. Начиная со II половины XIX века, население многих районов Карабаха занималось производством ковров в основном для продажи. Например, сотканные в больших количествах в селах ковры затем продавались в Тебризе и Стамбуле. Необходимо отметить, что основными покупателями ковров, производимых в Карабахе, в это время были армянские перекупщики, которые часто давали приобретенным ковровым изделиям вымышленные армянские названия.

Известный кавказовед Я.Зедгенидзе в своей монографии "Елизаветпольская губерния, город Шуша", (Тифлис, 1891), отмечал, что в Шуше ткались в большом количестве ковры на заказ. В качестве заказчиков часто выступали армяне, которые сами ткать ковры на должном уровне не могли. По их требованию, на азербайджанских коврах указывали армянские имена и другие пожелания заказчика. Однако все эти ухищрения не помогли армянам стать хорошими ковроделами, но привели к тому, что до сих пор несведущие "специалисты" называют азербайджанские ковры "армянскими".

IPB Image

Во второй четверти ХIХ века основным центром производства карабахских ковров становится город Шуша, являвшаяся столицей Карабахского ханства. Именно в Шуше наряду с классическими ковровыми композициями появляются новые: "Бахчада гюлляр", "Сахсыда гюлляр", "Булут", "Атлы-итли". Опубликованные в конце ХIХ века материалы свидетельствуют о том, что сотканные в Шуше в тот период ковры и паласы по красоте и качеству во всем Кавказе занимали одно из первых мест.

На выставке 1867 года в Париже шушинские ковроткачи, такие, как Мешеди Байрам Курбан оглу, Джаббар Хаджи Акпер оглу, Фатьма Ага Шериф кызы, Ахмед Дашдемир оглу, были удостоены премий. Шушинские ковры экспонировались в 1872 году в Москве на Политехнической выставке и были также удостоены премий. Бостонский музей Высшего Искусства (США) имеет в своей коллекции уникальный ковер XVIII века, сотканный в Шуше. В музее Текстиля (США) имеется датированный XVIII веком знаменитый шушинский ковер "Афшан", в музее “Метрополитен” в Нью-Йорке хранится ковер XVIII века "Верни". Все они постоянно получают восторженные отзывы специалистов и посетителей.

Вместе с общественным, социально-экономическим развитием города Шуши культура и искусство достигли здесь совершенства, что, в свою очередь, способствовало зарождению особой шушинской школы ковроткачества. Благодаря особенностям шерсти местных пород овец, ковры Карабаха отличались особенно высоким, густым, пушистым ворсом. Карабахские ковры по своим художественным и технологическим способам производства, по размерам отличались от аналогичных изделий в других ковроткаческих школах Азербайджана. Эти ковры были соразмерны помещениям красочных дворцов карабахских ханов, они приходились также по вкусу жителям ханства. Именно для карабахской ковровой школы характерно производство комплектов, состоящих из трех- пяти халы и ковров больших размеров, так называемые "дасты". Ткались они исключительно с особенностями, присущим этой ковровой школе. Карабахские ковры отличались жизнерадостным и ярким колоритом. Их цветовая палитра очень богата, насыщенна, она отображает тончайшую гамму цветов природы Карабаха.

В карабахскую школу ковроткачества по художественному построению, технологическим особенностям, цветовому решению входили и такие ковроткацкие центры, как Зангезур и Нахчыван. Классическими образцами карабахской школы являются ковры с композиционными узорами "Аран", "Бахчада гюллер", "Балыг", "Буйнуз", "Барда", "Бахманлы", "Карабах", "Годжа", "Гасым ушагы", "Лемберан", "Муган", "Талыш", "Лянкяран", "Лемпе", "Малыбейли", "Хангервенд", "Ханлыг", "Хантирме", "Челеби", "Шабалыд бута".

Геометризованные формы растительных мотивов и красочная гамма цветовых сочетаний придают карабахским коврам своеобразие.

В общей сложности карабахские ковры насчитывают около 33 различных композиций, часть которых заимствована и переработана на основе тебризских и иранских ковров. Распространена и сюжетная тематика: "Атлы-итли", "Итли-пишикли", "Марал-джейран", "Уч падишах". Сотканные в Карабахе шелковые, ворсовые и безворсовые ковры всемирно известны. Относящийся к XVI-XVII вв. и сотканный в Барде образец шелкового зили хранится в Берлине в музее Искусств, вытканный в ХIХ веке в селении Лемберан безворсовый ковер "Верни" хранится в музее “Метрополитен” в Нью-Йорке. Золотым фондом считается коллекция карабахских ковров и ковровых изделий из фонда Государственного музея азербайджанского ковра и народного прикладного искусства им. Лятифа Керимова. В статье представлены несколько ковров из вышеупомянутой коллекции. К сожалению, в свое время самый уникальный из этих карабахских ковров украшал экспозицию филиала музея ковра в г. Шуше, разместившегося в архитектурном здании, принадлежавшем одному из влиятельных людей Шуши Керим беку Мехмандарову. Сегодня 20% территории Азербайджана захвачено армянскими вооруженными формированиями. Это земля Карабаха. На оккупированных территориях неизвестна судьба множества древних памятников, а также ценных экспонатов 22 музеев, оставшихся под оккупацией. Их около ста тысяч, и многие из них сегодня выдаются за памятники армянской культуры. Это, в первую очередь, относится к карабахским коврам из коллекции Шушинского историко-краеведческого музея.

Правительство Азербайджана прилагает все усилия для защиты и возврата культурных ценностей, принадлежащих азербайджанскому народу. Сохранение культурного наследия является обязанностью каждого гражданина страны, что зафиксировано в ст. 40 Конституции Азербайджанской Республики.

Ройа Тагиева, искусствовед


Принятый в 1992 году в члены ООН и ЮНЕСКО Азербайджан присединился ко всем международным соглашениям по защите культурного наследия. Особенно актуально для Азербайджана его присоединение к Гаагской Конвенции 1954 года "О защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов", а также к Парижской Конвенции ЮНЕСКО от 14 ноября 1970 года "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности". Народ Азербайджана верит и надеется, что придет время, когда на прекрасной земле Карабаха вновь будут ткать бесценные шедевры коврового искусства - ковры Карабаха.

http://www.irs-az.com/gen/n15/15-23.htm

Автор: Ive 16.01.2006, 18:51

Вышивальные искусства в Азербайджане очень сильны!!

красота заключенная в нитях...

IPB Image



IPB Image

Автор: Aminazinka 02.02.2006, 00:07

услышав , что в Баку есть необычный музей ковров, я решила обязательно его посетить....это было в 2002 году...лето...Встретила такое хамство,что не передать....Прийдя туда первое что заметила, не было нигде обозначена цена входного билета..Вообще ,мое появление там вызвало у них огромное любопытство, так как я с явными чертами Азербайджанки..Оказалось , что в летнее время обычно сюда ходят только туристы и то редко,а так в основном посещение в учебное время(школьники, студенты)..Так вот, на вопрос сколько стоит билет? для всех 1 000 манат(2 ширвана), но потом пройдя чуть внутрь, я заметила все же действительно обьявление с ценой билета - для всех - 2 ширвана.Скидки для студентов. Тогда я спросила, а что, если студентка из москвы то действует,на что мне ответили сейчас у администратора спросим...Вернувшись женщина сказала, что я теперь должна платит 3 ширванов так как иностранка!(((
Как??Где это у вас написано??? Так решила администратор наш...Я им обьясняю, что я Азербайджанка!!!!!!!!!!!!!!!!!!А она плати или уходите!!!!!!!!!!!! Так обидно было...просто из принципа я ушла....Женщина ко мне вышла-администратор лет 45 -я мило попрощалась и напомнила ей, что мы не на базаре!!!это Музей!!!Это лицо Родины!!Потом удивляемся ,почему наша молодежь так мало посещает музеи... sad.gif
зато посетила его в 2004 году...очень понравилось, там лучше заказать экскурсовода)
советую всем))

Автор: Ive 03.02.2006, 14:30

да уж.. аминазинка...обидно наверное тебе было в 2002г huh.gif

я не была ни разу в этом музее sad.gif (штыдна) но обязательно посещу как только приеду в Азербайджан! smile.gif


Автор: Ive 15.02.2006, 19:52

В Азербайджане есть Ковродельческие школы smile.gif

По географической позиции, особенностям узоров, композиции, цветовому решению и техническим особенностям азербайджанские ковры условно делятся на 7 ковродельческих школ:

1. Губинская
2. Бакинская или Абшеронская
3. Ширванская
4. Гянджинская
5. Газахская
6. Карабахская
7. Тебризская



Автор: почему 24.02.2006, 18:22

Большая часть сюжетов азербайджанского коврового орнамента свидетельствует о традиционности их в общем ремесленном производстве Азербайджана.

IPB Image

IPB Image

"Рустам и Сохраб". Карабахская школа. XIX век

IPB Image

"Мафраш худжрун". XIX век

Автор: B@nDi 24.02.2006, 22:15

почему, огромное пасибо!!!
если есть ещё такие большие фотки, скиньте пожалуйста!!!

|Русская версия Invision Power Board (http://www.ws.ea7.net)
© Invision Power Services (http://www.ws.ea7.net)