Река Тертер, одна из главных водных артерий Карабаха, берет начало в западной части Карабахского нагорья и, направляясь сначала на северо-восток, а затем на восток, протекает по территории Кяльбаджарского,Агдеринского, Тертерского и Бардинского районов Азербайджана и впадает в Куру. В период существования государства, а затем отдельных княжеств Кавказской Албании эти земли входили в состав Зарской (Цар-ской), Хаченской и Утийской исторических областей.Природа окружила эту шумную горную реку великолепным ландшафтом - высокими горами, отвесными скалами, густыми лесами и зелеными долинами.
В верховьях и по среднему течению реки, в удаленных от шумных караванных дорог и скрытых от вражеских набегов горных местностях сохранилось немало каменных свидетельств средневековой истории и культуры Кавказской Албании - развалины крепостей, башни и мосты, культовые здания. Особый интерес представляют ансамбли средневековых монастырей, которые расположились вдоль ущелья Тертера, в глухих, отдаленных от крупных населенных пунктов местах. Это развалины Зарского (Царского) монастыря, великолепный Худаванкский комплекс, монастырь святого Елисея, родовая усыпальница нижнехаченских князей - Хатираванк и множество других памятников. Мы остановимся здесь на крупнейших архитектурных комплексах Тертерского ущелья, наиболее ярко представляющих культовое зодчество и в целом историю Кавказской Албании, этой важнейшей составной части истории Азербайджана.
Худаванк или Дадиванк - крупнейший в Азербайджане монастырский комплекс. Он находится в селении Ванк Кяльбаджарского района, на левом берегу реки Тертер, на склоне невысокого холма. Известный ученый Д.А.Ахундов предложил на основе удинского языка ги-
потезу о связи названия Худаванк-Хотаванк с культом Митры и божества Луны (1, с.225). На наш взгляд, есть более простое объяснение, связанное с "Худа" - Бог и "ваник" - место: "Худаванк" - "обитель Бога".
Название Дадиванк предание связывает с именем одного из учеников апостола Фаддея - Дада. Фаддей,
брат апостола Фомы, одного из 12 апостолов, был направлен в числе 72 апостолов для проповеди в языческие страны (2, с.221). Моисей Каланкатуйский сообщает: "В удел нам, жителям Востока, достался святой апостол Фаддей, который получил мученическую смерть от Санатрука, царя Армении" (3, с.6). Согласно преданию, один из его учеников - Дади после мученической смерти был привезен и похоронен в Малом Сюнике, и на этом месте построили монастырь, который носит его имя.
Таким образом, в соответствии с преданием место, на котором стоит монастырь, издавна считается святым. В VI
веке здесь была воздвигнута крупная однонефная базилика - древнейшее из сохранившихся сооружений монастыря.
В XIII веке на средства членов верхнехаченского албанского княжеского рода монастырь был реставрирован и дополнен новыми постройками. Здесь возвели великолепную церковь крестово-купольного типа с приделами по четырем углам; галерееобразный притвор,объединивший новую соборную и более старые зальныецеркви в единый объем; огромный притвор перед однонефной базиликой; небольшую купольную церковь к югу от основной группы зданий; второй крупный притвор и другие строения.Позже появилась колокольня, высокая шатровая кровля которой стала завершающим аккордом сложной композиции монастырского ансамбля.
Главная церковь комплекса построена в 1214 году княгиней Арзу хатун, женой князя Вахтанга. Её ктиторская надпись из 19 строк занимает часть южной стены церкви, возведенной из чистотесаных квадров прекрасного камня: "Милостью всемогущего Бога, Отца и Сына Его Единородного Иисуса Христа и благодатью всесвятого Духа я, покорная слуга Христа, Арзу хатун, дочь великого князя князей - Курда и супруга Вахтанга, царевича, государя Атерка и всего Верхнего Хачена, с великой надеждой построила сию соборную церковь на месте упокоения супруга моего и сыновей моих..." (4, с.16).
Арзу хатун - двоюродная сестра могущественных Закаре и Иване Долгоруких, одна из примечательных личностей Албании XIII века,оставившая след в замечательных архитектурных памятниках того времени. Вместе с мужем Вахтангом (Вахрамом) и выдающимся албанским государственным деятелем Мхитаром Гошем Арзу хатун финансировала строительство церкви в Гошаванке (5, с.110). Вахтанг Атерк-
ский и его жена известны в истории Албании и как близкие друзья и соратники Мхитара Гоша,некоторое время жившего в их замке, где он начал составлять свой "Судебник".
Соборная церковь Худаванка принадлежит к ряду самых выдающихся памятников албанского зодчества. Она привлекает совершенством форм и пропорций, классической сдержанностью и лаконичностью декора (6, с.119).
Монастырь св.Елисея (обитель Нерс - Михра) находится на одном из отрогов горы Муровдаг, окружен высокими холмами и глубокими ущельями. Южная сторона монастырского двора завершается глубокой пропастью, на дне которой течет один из притоков реки Тертер. С трех других сторон возвышается стена, возведенная из камня на известковом растворе.
О монастыре сохранились сведения, указывающие на его древность и важную роль в истории албанской церкви. В "Истории албан" Моисея Каланкатуйского сообщается, что священник села Урекан похитил мощи святого Елисея и привез их в свое село."Оттуда перенесли их в святое братство Нерс-Михра".Следующее сообщение относится к 704 году (3. с.7-8). Албанский историк в числе прибывших на встречу с армянским католикосом Илией, расправившимся при помощи арабских войск с диофизитской частью албанского духовенства, упоминает и "настоятеля монастыря Нерс-Михр со всем братством своим", которые "не заразились сектой" (3, с. 243), т.е. остались верны монофизитству.Из приведенного отрывка из "Истории албан" явствует, что в период правления Вачагана в V веке уже существовала обитель Нерс-Михра, которую правомерно отнести к числу древнейших албанских монастырей.Композиция монастыря по-своему интересна.Культовые здания - церковь и часовня - расположены в ряд в центре двора и делят его на две части: внутреннюю восточную и парадную западную. Комплекс состоит из церкви с притвором, семи часовен и нескольких прямоугольных в плане зданий, предназначенных для жилья и хозяйственных нужд.Церковь св.Елисея - однонефный сводчатый зал,построенный из груботесаных камней. Однако в кладке встречаются чистотесаные камни, возможно, относящиеся к более древним постройкам монастыря. Полукруглая в плане алтарная апсида не имеет возвышения и по ширине равна ширине зала. Церковь имеет два входа - с юга и запада, через притвор.
В одной из часовен, построенной подобно остальным зданиям комплекса из нетесаного камня, находилась могила албанского царя Вачагана III Благочестивого, который, как сообщает Моисей Каланкатуйский, созвал Агуенский собор и построил в Албании столько церквей, сколько дней в году. На его могиле, по свидетельству епископа Макара, "лежит треугольная могильная плита, изготовленная особенно тщательно и гладко отполированная, но без надписи. Возле этой плиты стоит крест-памятник, замечательный не только своей древностью, но и своей архитектурной формой древнего искусства..." На лицевом камне этой часовни написано: "Это есть могила царя Вачагана" - и указана дата ее постройки - 1286 г. Необходимо заметить, что недалеко от мона-
стыря находятся развалины села Дивтаган, которое являлось личной собственностью царя Вачагана и служило его летней резиденцией. Этот благочестивый царь, а вместе с ним и зять его Абл-Аббас, согласно источникам, скончались в Баргюшаде (7, с.128). Видимо, прах его был перенесен после смерти в родное село и похоронен в монастыре.
Монастырь интересен и своим труднодоступным с военной точки зрения расположением. Он являет собой олицетворение замкнутости, отрешенности от всего мирского и житейского, что, вероятно, было характерно для самых древних монастырей Албании, которые были созданы раннехристианскими братствами отшельников.Это подтверждается и его древним названием - обитель, братство Нерс-Михра.
Хатраванк - монастырский комплекс, расположенный на реке Тертер ниже Хотаванка. Он известен и как усыпальница рода княгини Дофи или Доп (8). Речь идет об еще одном албанском хаченском княжеском роде, оставшемся в истории под именем своей родоначальницы. Сын албанского князя Кара-Григора и Дофи Гасан Храбрый был женат на Мамкан, дочери князя Курда и сестре Арзу хатун.
Комплекс сформировался в ХIII веке. Он состоит из храма, колокольни, жилых помещений, житницы, часовни и ограды. Это уникальное сооружение, не имеющее аналогий в христианском зодчестве Южного Кавказа. Трехнефное внутреннее пространство довольно крупного храма (17 х 14 м), в отличие от обычных базилик, имеет асимметричное решение, обусловленное прежде всего наличием внутри двух часовен, занимающих северо-восточный и юго-восточный углы. Средний неф заканчивается алтарной апсидой с одним северным приделом. С северо-запада к основному объему примыкает еще один узкий сводчатый придел.
Необычно и расположение купола. Он находится не перед алтарной апсидой, а в среднем отрезке центрального нефа, в западной половине храма. Четыре опоры, поддерживающие подкупольные арки, имеют разное сечение - крестообразное, прямоугольное, многогранное. Но главная особенность купола заключается в том,что он не имеет барабана и опирается непосредственно на восьмигранное невысокое основание. В христианской архитектуре Албании это пока единственный известный нам пример, который, несомненно, связан с влиянием мусульманской архитектуры (6, с.103).
Мы рассмотрели лишь три крупнейших памятника албанской культовой архитектуры в ущелье реки Тертер и ее притока. История этих монастырей тесно связана с историей Кавказской Албании, начиная с первых веков нашей эры и до позднего средневековья. Они сохранили память о первых проповедниках христианства в Кавказской Албании - восточной окраине христианского мира, об албанских царях, князьях и деятелях церкви, построивших великолепные памятники зодчества и запечатлевших на них свои имена. Вся история Карабаха - Арцаха, исторической азербайджанской области, нашла отражение в архитектуре этих построек. Армянская оккупация стала бедствием для этого бесценного наследия. Длительное время проводимый армянской церковью процесс их арменизации приобрел еще более вызывающий характер, о чем свидетельствуют книги, издаваемые в Армении. Положение усугубляется бесконтрольностью оккупированной территории, на которой не действуют никакие международные соглашения, в том числе и по охране исторического наследия. Вследствие этого памятники мусульманской архитектуры Карабаха и оккупированных прилегающих районов разрушаются, а в архитектуру христианских вносятся несвойственные им элементы для доказательства "армянского происхождения".
Наш долг привлечь внимание мировой общественности к этой проблеме и спасти от фальсификации ценнейшие памятники истории и архитектуры Азербайджана.
Гюльчохра МАМЕДОВА,
доктор архитектуры, профессор
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ахундов Д.А. Архитектура древнего и раннес-
редневекового Азербайджана. Баку, 1986.
2. Мамедова Ф. Политическая история и истори-
ческая география Кавказской Албании (Ш в. до н.э. -
VШ в.н.э.). Баку, 1986.
3. История албан Моисея Каланкатуйского. Пер.
К.Патканова (с примечаниями и приложением). СПб., 1861.
4. Тер-Григорян Т. Армянские надписи на памят-
никах Азербайджана. // Научный архив Института исто-
рии НАНА. Инв. № 976.3.
5. Киракос Гандзакский. История. Баку, 1946.
6. Мамедова Г.Г. Культовое зодчество Кавказской
Албании. Баку, 1977.
7. Орбелиан С. Из истории рода Сисакан. // Науч-
ный архив Института истории НАНА.
8. Епископ Макар Бархударянц. Арцах. См.: Гад-
жиева У. Деэтнизация кавказских албан в XIX веке. Ба-
ку, 2004.
The author gives information about architecture
and history of the three monuments of Karabakh located
in Terter valley. These are Hudavang monastery, st.
Eliseus monastery and Hatravang monastery which are
the masterpieces of christian culture of Caucasian
Albania. It's necessary to point out that Armenian
aggression had catastrophic consequences for this
region.