|
На днях в газете «Новый Меридиан», выходящей в Нью-Йорке, была опубликована статья Чрезвычайного и Полномочного Посла, Постоянного представителя Азербайджанской Республики при ООН Агшина Мехдиева. Учитывая актуальность затрагиваемых в статье вопросов, Ksam.org предлагает ее вниманию читателей.
Неприкрытая пропаганда расизма, или больное воображение армянского «кинорежиссера»
«Новый Меридиан»
(Нью-Йорк), № 810, 20-27 мая 2009 г.
Опубликованная на страницах газеты «Новый Меридиан» статья «кинорежиссера» А.Мирумяна «Геноцид» (№ 807, 29 апреля-6 мая), особенно ее оскорбительный тон, вряд ли может кого-то оставить равнодушным. Автор статьи наивно рассчитывает вызвать сострадание у читателей газеты к «трагедиям» армянского народа. Пытаясь привить чувство презрения к, как он выражается, «недочеловекам» с «грязными устами», «ублюдкам», «лицедеям», «по уши измазанным кровью головорезам», виновным во всех бедах и страданиях его соотечественников, Мирумян, слабо скрывая собственные ксенофобские предрассудки, достигает, в действительности, совершенно противоположного результата. Неприемлемая для общечеловеческих ценностей и здравого рассудка расистская позиция автора статьи, оскорбление религиозных чувств людей и допускаемые им откровенные фальсификации не могут не вызвать справедливого возмущения и осуждения. Очевидно, что раздаваемые автором целым народам, религиям и политическим деятелям «комплименты» важно рассматривать в контексте тех фактов, которыми он пытается придать своей позиции благопристойный облик. Если суммировать все, что воспроизвели уста армянского «кинорежиссера», то, по его разумению, получается следующая любопытная картина: во-первых, армяне облагородили населяемые ими ныне земли, да что тут говорить – обогатили своей явью все человечество – в то время, когда Азербайджан и Турция вообще не существовали. Во-вторых, «головорезы» азербайджанцы с тюрками, откуда не возьмись, свалились на «несчастных» армян, облюбовали их «исконные» земли и стали всяческими способами истреблять и выселять их оттуда. В третьих, против армян, несомненно, существует заговор, так как реализации «недочеловеками» с «грязными устами» и «ублюдочными» манерами «гнусных» планов против «многострадальных» армян всячески способствовали «друзья всех обездоленных», «любители кошек», «политические авантюристы», «подрядчики строительства коммунизма», «медвежатники», «шестерки» и «лауреаты Нобелевской премии». В четвертых, армянский народ оказался сильнее этого «заговора», «сорвал маски с лицедеев», «поднял знамя Свободы» и «избавился от грязных объятий азербайджанцев».
Статья Мирумяна не случайно называется «Геноцид». Хорошо известно, что термин «геноцид» в Армении и в среде армянской диаспоры давно уже превратился из юридического понятия в абстрактное феноменальное явление, насаждаемое в армянском обществе из поколения в поколение с целью воспитания ненависти и вражды к соседним народам, создания идеологической основы для территориальных притязаний и оправдания собственных преступлений. В то время как человечество все больше задумывается о мире, стабильности и сотрудничестве, попытки армянских политиков и их сторонников с помощью надуманных обвинений привлечь целый народ к суду истории способствуют только разжиганию национальной и религиозной розни и усилению напряженности.
Тем не менее даже самая изощренная пропаганда никогда не будет способна исказить реальное положение вещей. Причина же этого прискорбного для армянских идеологов и их приспешников, подобных Мирумяну, весьма проста – армянская концепция вражды и ненависти начинает трещать по швам, когда под давлением неопровержимых фактов становится очевидной ее лживая сущность. Рассмотрим все по порядку.
Архивные материалы, да и исследования армянских историков, доказывают, что Карабах был частью всех государственных образований, созданных предками азербайджанцев на территории Азербайджана начиная с IV века до н.э. вплоть до его оккупации Россией в начале XIX века. С IV века до н.э. до VIII века н.э. Карабах был частью Кавказской Албании, которая охватывала территорию от реки Араз на юге до Дербента на севере. В IV веке христианство было провозглашено официальной религией в Кавказской Албании. Кавказские албанцы являлись одним из автохтонных народов Кавказа и предтечей современной азербайджанской нации. У них был свой алфавит и литература. Именно им, а не армянам, принадлежат многочисленные древние архитектурные памятники в Карабахе, которые Мирумян без всяких на то оснований выдает за армянские. Другое дело, что в условиях продолжающейся оккупации этого региона Арменией, прилагаются целенаправленные усилия с целью изменения облика азербайджанских городов, сел и деревень, а также находящихся на их территории памятников архитектуры и культуры.
После завоевания региона арабами в начале VIII века доминирующей религией в Азербайджане постепенно становится ислам.
В IX-XIV веках Карабах входил в состав азербайджанских государств Саджидов, Саларидов, Шеддадидов, Атабеков, Джалаиридов. В XV веке Карабах был в составе азербайджанских государств Гарагоюнлу, а затем Аггоюнлу. Начиная с XVI века, Карабах, будучи частью Карабахского (Гянджинского) беклярбекства, находился в составе государства Сефевидов. С XVI по XIX века Карабахом владела фамилия Зияд оглы из тюркского (азербайджанского) племени Гаджаров. В середине XVIII века на территории Азербайджана образуются ханства, среди которых было Карабахское ханство. Оно располагалось на территории между Курой и Аразом и было населено преимущественно азербайджанцами-мусульманами. 14 мая 1805 года азербайджанским ханом Ибрагимом Халилом, которого никак не заподозришь в армянских корнях, и представителем российского императора генералом Цициановым был подписан Трактат о переходе Карабахского ханства под власть России. Данный документ является весомым свидетельством исторической принадлежности Карабаха Азербайджану. По официальным российским данным 1810 года, в Карабахском ханстве было до 12 тысяч семей, в том числе 9500 азербайджанских и лишь 2500 армянских. Данные 1823 года свидетельствуют о том, что в Карабахском ханстве имелся один город – Шуша – и около 600 сел (из них 450 азербайджанских и около 150 армянских), в которых проживали около 90000 человек, в том числе в Шуше примерно 1048 азербайджанских семей и 474 армянские, а в деревнях – соответственно 12902 и 4331.
Положившие конец русско-иранским войнам первой половины XIX века Гюлистанский и Туркманчайский мирные договоры 1813 и 1828 годов закрепили включение северного Азербайджана, включая Карабахское ханство, в состав России. Именно в этот период начинается массовое переселение армян на Южный Кавказ, включая, среди прочего, территорию сегодняшней Армении и регион Азербайджана, известный ныне как нагорно-карабахский.
По признанию русского ученого Н.Шаврова, только с 1828 по 1830 годы на Южный Кавказ были переселены 40000 персидских и 84000 османских армян. С еще большим размахом начинается переселение армян в период с 1893 по 1894 годы (Н.Шавров, «Новая угроза русскому делу в Закавказье. Предстоящая распродажа Мугани инородцам»). Как писал известный русский дипломат и писатель А.Грибоедов, «армяне большею частью поселены на землях помещичьих мусульманских... Переселенцы ... теснят мусульман... Также мы немало рассуждали о внушениях, которые должны делать мусульманам, чтобы помирить их с нынешним их отягощением, которое не будет долговременно, и искоренить из них опасение насчет того, что армяне завладеют навсегда землями, куда их на первый раз пустили» (А.Грибоедов, «Горе от ума. Письма и записки»). Согласно официальным статистическим данным, число армян, переселенных в Карабах в период с 1831 по 1916 годы, выросло в более чем 6 раз. Особенно сильным был рост армянского населения в Иреванском регионе, где численность армян с 1829 по 1916 годы увеличилась в 8 раз.
Увеличение удельного веса армян сопровождалось одновременным вытеснением азербайджанцев с населяемых ими земель. Крупномасштабное насилие разразилось сначала в Баку 6 февраля 1905 года. Оно продолжалось в следующем году и распространилось на другие части Закавказья, имеющие смешанное мусульманское (азербайджанское) и армянское население. Нагорный Карабах был главным центром боев. Общее число потерь значительно разнится от 3100 до 10000. Информация свидетельствует о том, что азербайджанцы понесли больше потерь.
С началом Первой мировой войны армяне, выдвинув лозунг «Великой Армении», открыли второй фронт в тылу - за спиной Османской армии и приступили к карательным операциям против мирного населения восточных вилайетов. 17 мая 1915 года армянские отряды захватили Ван, объявили о создании «Армянской Республики Ван» и полностью разрушили мусульманскую часть города. В результате совершенного насилия около 30000 мусульман были убиты. В связи с военной необходимостью в ответ на измену и предательство Османское правительство было вынуждено издать 1 июня 1915 года указ о переселении неблагонадежного армянского населения из зоны боевых действий. Называя события 1915 года геноцидом, армянские авторы, в том числе Мирумян, опускают важные детали, способные пролить свет на политику предательства и насилия, взятую на вооружение армянами в тот период. От рук вооруженных армянских отрядов, подкрепленных обещаниями больших держав, погибли сотни тысяч мирных турецких граждан. Поэтому односторонняя пропаганда «геноцида армян» воспринимается не иначе как оскорбление памяти жертв армянского террора и насилия.
Помимо этого, армянская версия «геноцида» вызывает серьезные сомнения из-за слишком уж явных и грубых фальсификаций, к помощи которых зачастую прибегают армянские идеологи, пытаясь придать убедительность своим аргументам. Нередко доходит до курьезов. Например, в день так называемого «геноцида», ежегодно отмечаемого всемирным армянством 24 апреля, мне не раз приходилось видеть на экранах телевизоров и в печатных изданиях разных стран как текстовая часть информации о «совершенных против армян злодеяниях» подкреплялась картиной известного русского художника Василия Верещагина «Апофеоз войны», изображающей гору человеческих черепов в пустыне. Очевидно, что авторы подтасовки, выдавая эту картину за фотографию, запечатлевшую ужасы «геноцида», делали расчет на обывателя, которому и невдомек, что эта картина, на самом деле, была написана в 1871 году, т.е. задолго до предполагаемого события. Другая фальсификация подобного рода связана уже с фотографией жертв массовой резни в азербайджанском городе Ходжалы, учиненной армянами 25-26 февраля 1992 года. В общей сложности, только за одну ночь самым жестоким образом были убиты 613 мирных жителей Ходжалы, включая 63 ребенка, 106 женщин и 70 стариков. Так вот, оказывается, фотодокументы этой трагедии самым циничным образом эксплуатируются армянскими писаками разных мастей в собственных интересах. Так, в № 42 от 19-25 октября 2007 года русскоязычной газеты «В новом свете», выходящей в Нью-Йорке, снимком убитых ходжалинских детей сопроводили материал некого Эдварда Парьянца о том, что в Конгрессе США был поднят вопрос о признании со стороны США геноцида армян. В конечном итоге, после протестов возмущенных читателей редакцией газеты, были принесены извинения и опубликовано опровержение. Эти и многие другие подтасовки не оставляют сомнений в том, что мы имеем дело не со случайными ошибками, а с целенаправленной ложью армянской пропаганды, ярким представителем которой является «кинорежиссер» Мирумян. Не припомню ни одного другого случая, чтобы сторона, пострадавшая от тяжкого преступления и понесшая значительные человеческие потери, прибегала бы к такого рода постыдным методам для достижения справедливости. К армянским фальсификациям мы еще вернемся, а сейчас продолжим хронологический анализ. После осуществленного большевиками в октябре 1917 года переворота власть в Баку на определенное время оказалась в руках Бакинского Совета. Председателем Исполкома Бакинского Совета был член большевистской партии армянин С.Шаумян, активно сотрудничавший с националистической армянской партией «Дашнакцутюн». Как большевики, так и дашнаки сходились, как минимум, в одном – и тем и другим нужно было задушить национально-освободительное движение в Азербайджане. В марте 1918 года воинские формирования Совета, в значительной мере состоявшие из армян, учинили в Баку варварские погромы. Только за один день 31 марта были убиты более 30000 азербайджанцев. Бесчинства армян продолжились в других азербайджанских городах. Всего в марте-апреле 1918 года армяно-большевистскими вооруженными отрядами было убито более 50000 азербайджанцев.
Однако Бакинский Совет и армянские националистические силы не смогли остановить движение азербайджанского народа к своей независимости, которую он провозгласил 28 мая 1918 года.
По условиям заключенного 30 октября 1918 года между Османской империей и Великобританией Мудросского соглашения Южный Кавказ был объявлен сферой влияния Великобритании. В том же году британские войска вступили в Баку. Одновременно союзные державы признали нагорную часть Карабаха вместе с соседним Зангезурским уездом административной единицей Азербайджана и подтвердили назначение правительством Азербайджана Хосрова Султанова в качестве губернатора Карабахского генерал-губернаторства. В 1919 году армянская ассамблея нагорной части Карабаха официально признала власть Азербайджана. Это было закреплено в подписанном 26 августа 1919 года временном соглашении между правительством Азербайджана и армянами Карабаха. «Кинорежиссеру» Мирумяну и ему подобным «борцам за справедливость» было бы полезно повнимательнее копаться в истории и находить, помимо сомнительного достоинства переписки между, как он выражается, «политическим авантюристом», «подрядчиком строительства коммунизма», «неудавшимся госсекретарем», «медвежатником» и «шестеркой», более весомые документы.
Уже на следующий день после провозглашения независимости Азербайджан, руководствуясь принципом добрососедства и принимая во внимание обращение армянской стороны, решил передать часть Иреванского уезда, в том числе город Иреван в качестве столицы, новообразованной Республике Армения, у которой не было даже своей территории. Азербайджанцы составляли значительную часть населения этого армянского государства, территория которого, согласно армянским историкам, среди которых тоже нет единого мнения, составляла от 8000-9000 кв.км. до 10000 кв.км. Однако, не довольствуясь этим, Армения предъявила притязания на другие азербайджанские земли, включая Зангезур, Нахчыван и нагорную часть Карабаха. Летом 1918 года отряд армянских иррегулярных сил во главе с Андраником начал целенаправленную кампанию по уничтожению и выселению азербайджанского населения. Политика армянского правительства сводилась к тому, чтобы путем террора и угроз заставить азербайджанское население покинуть свои родные очаги для будущей армянской колонизации этих земель. В результате в тот период в Зангезуре и Иреване было уничтожено и разрушено сотни азербайджанских селений, тысячи людей были убиты, сотни тысяч азербайджанцев были изгнаны со своих родных земель. В ночь с 22 на 23 марта 1920 года армянские отряды совершили нападение на Шушу, Ханкенди и другие населенные пункты в нагорной части Карабаха. Таким образом, одной из сторон было нарушено временное соглашение от 26 августа 1919 года.
Территориальные притязания Армении не ограничивались только Азербайджаном. Усилия по насильственному присоединению Ахалкалакского и Борчалинского районов Грузии вызвали кровопролитную армяно-грузинскую войну в конце 1918 года. Именно во многом из-за ненасытного стремления Армении к расширению собственного территориального пространства за счет соседей, три южнокавказских государства не смогли мобилизовать свои силы и сплотиться для защиты собственной независимости перед лицом большевистской угрозы. По мнению очевидца событий тех времен З.Авалова, «таково было неизбежное последствие политического азарта, которым диктовались территориальные требования Армении, несоответствия поставленных ею задач собственным силам и фатальной ослепленности в оценке событий и обстановки» (Зураб Авалов, «Независимость Грузии в международной политике, 1918-1921 гг.»).
После установления Советской власти на Южном Кавказе процесс отторжения азербайджанских земель в пользу Армении продолжился. Так, 30 ноября 1920 года, с целью советизации Армении, западная часть Зангезурского уезда, население которого в основном составляли азербайджанцы, была включена в состав Армении. В результате Нахчыванский край оказался отрезанным от основной территории Азербайджана. И лишь Нагорный Карабах оставили в составе Азербайджана, предоставив этому региону статус автономной области. По этому вопросу также напрашивается важное уточнение, так как армянские идеологи упорно не хотят видеть очевидных фактов. Так, в ответ на притязания Армянской ССР на Нагорный Карабах Кавказское бюро ЦК РКП (б) на своем заседании, состоявшемся 5 июля 1921 года, вынесло решение о том, чтобы «... Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую автономию с административным центром в гор. Шуше...». Таким образом, Нагорный Карабах не «насильственно втолкнули», как выражается Мирумян, не «передали» и не «включили» в состав Азербайджана, как без устали утверждается армянской стороной, а «оставили» в пределах Азербайджана. Вряд ли есть необходимость разъяснять разницу между словами «втолкнуть», «передать», «включить» и словом «оставить». Смысловая нагрузка здесь более чем очевидна. Умалчивается же при этом армянскими авторами то, что административные границы автономной области были очерчены таким образом, чтобы обеспечить количественное превосходство армянского населения. Мирумяну и ему подобным выразителям идеологии армянского экспансионизма, было бы небезынтересно обратить внимание на тот факт, что гораздо большему по численности азербайджанскому населению Армении в привилегии иметь аналогичный автономный статус было отказано. К тому же, прежде чем писать статью, Мирумяну стоило бы позаботиться о собственной логике, которая явно страдает не только отсутствием способности анализировать факты, но и элементарными противоречиями. Наверное, только Мирумян, выдающий себя то за кинорежиссера, то за журналиста, может объяснить откровенную нестыковку в своих рассуждениях. Так, он пишет, что Сталин «в 1920 году ... подарил Карабах Азербайджану», а несколькими абзацами ранее в этой же статье утверждает, что в 1923 году Нагорный Карабах «насильственно втолкнули в состав Азербайджана». Как это получается, что в 1920 году Карабах подарили Азербайджану, в 1923 году этот подарок вновь вручили его обладателю, в то время как во всех армянских источниках, к тому же, утверждается, что Азербайджану эта земля была передана только в 1921 году?
С 12 марта по 5 декабря 1936 года Азербайджан, Армения и Грузия входили в состав Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики. Еще до вступления Азербайджана в эту федерацию Басаркечярский район Ново-Баязетского уезда и две трети Шаруро-Даралагезского уезда уже были переданы Армении. После вхождения Азербайджана в Закфедерацию значительная часть Газахского уезда, целый ряд деревень Джабраильского уезда Нахчыванской автономии были включены в состав Армении. В результате, территория Армении увеличилась с 8000-10000 кв.км. до 29800 кв.км., в основном за счет азербайджанских земель. Интересно, что сейчас скажет Мирумян в отношении «рождественских подарков». Тем более, что на этом история передачи азербайджанских земель Армении не заканчивается, она продолжается уже в плоскости изменения их демографического баланса в пользу армян.
Советское руководство во главе со Сталиным всячески поощряло «возвращение» зарубежных армян в Армению. Так, согласно армянским источникам, более 42000 армян прибыли в Армению между 1921 и 1936 годами. Следующим этапом по изменению демографического состава населения Армении был подписанный Сталиным в ноябре 1945 года указ об иммиграции зарубежных армян, в соответствии с которым в 1946 году в Армению прибыло более 50000 иммигрантов, в 1947 – 35400, а в 1948 – около 10000. Под предлогом обеспечения рабочей силой хлопкосеющих районов Мугано-Мильской степи Азербайджанской ССР и расселения на освобождаемых землях прибывающих из-за рубежа армян Советом Министров СССР было принято два постановления – «О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР» от 23 декабря 1947 года и «О мероприятиях по переселению колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР» от 10 марта 1948 года. Согласно этим постановлениям, в период между 1948 и 1953 годами более 150000 азербайджанцев были переселены со своей исторической родины на территории нынешней Армении в безводную тогда Мугано-Мильскую степь в Азербайджанской ССР. В то же время к середине 1961 года 200000 армян прибыли в Армению, еще несколько десятков тысяч иммигрантов переселились в период с 1962 по 1973 годы.
Судьба же остававшихся в Армении до конца 80-х годов прошлого столетия 250000 азербайджанцев была решена сразу же после начала нового витка территориальных притязаний на Нагорный Карабах. За короткий период все они были насильственно депортированы и, тем самым, завершено осуществление политики целенаправленного уничтожения следов самого присутствия азербайджанцев в Армении. Массовое изгнание сопровождалось насильственными действиями. Только за три дня с 27 по 29 ноября 1988 года в городах Гугарк, Спитак и Степанаван Армянской ССР были убиты 33 азербайджанца. В общей сложности на территории Армении в период этнической чистки 1987-1989 годов были убиты 216 азербайджанцев. Среди убитых было 5 младенцев и 18 детей различного возраста. Практически все нападения на азербайджанские населенные пункты были санкционированы официальными властями Армении и возглавлялись руководителями, ответственными работниками районов, сотрудниками местных правоохранительных органов.
Мирумяну, конечно, нет дела до страданий азербайджанцев, ставших жертвами агрессивного национализма и политического экстремизма его соотечественников. Но представив на суд общественности изуверски кастрированную «правду», этот радетель интересов армянского народа, даже захлебываясь от ненависти, должен был предположить, что фальсификации рано или поздно раскрываются, а их авторы прилюдно изобличаются. Сокрушаясь о судьбе армян, покинувших Азербайджан и которые, оказывается, до сих «скитаются по миру без крова», Мирумян самым наглядным образом демонстрирует свою расистскую сущность. Иначе он вспомнил бы об изгнанных из Армении, Нагорного Карабаха и семи прилегающих к нему районов сотнях тысяч азербайджанцев, истерзанных армянской машиной смерти десятках тысяч людей, повинных лишь в том, что они иной веры и этнического происхождения.
Мирумян ссылается на «всемирно известного ученого» С.Амбарцумяна, которого Михаил Горбачев согнал с трибуны съезда якобы за произнесенное слово «геноцид». Небезынтересным был также диалог этих двух людей на заседании Президиума Верховного Совета СССР 18 июля 1988 года. Горбачев спросил Амбарцумяна о том, сколько в Ереване составляло азербайджанское население в начале века. Вместо неожиданно оробевшего «всемирно известного ученого» ответил сам Горбачев – «43 процента азербайджанцев было в Ереване в начале века». И тут же поинтересовался у не успевшего еще прийти в себя Амбарцумяна о том, какой процент составляют азербайджанцы сейчас в столице Армении. Прижатый к стенке таким нетипичным для коммунистической эпохи и самого генерального секретаря ЦК КПСС вопросом, армянский академик, утративший к тому моменту дар речи и явно стыдясь собственной беспомощности, все же выдавил: «Сейчас очень мало. Наверное, один процент». При этом не были даны разъяснения, куда девались недостающие проценты. Может «кинорежиссер» Мирумян знает? Он любит проводить «журналистские» расследования.
Как бы этого не хотелось слышать Мирумяну и ему подобным армянским фальсификаторам, и убийство 216 азербайджанцев в Армении, и массовая резня в Ходжалы, жертвой которой только в течение одной ночи стали 613 азербайджанцев, и этнические чистки на территории Армении и оккупированных азербайджанских землях, и многие другие тяжкие преступления – дело рук представителей армянского народа. Да, это они «со своей многовековой культурой», как выражается Мирумян, во имя мифической «Великой Армении» пытали, сжигали заживо, обезглавливали, вешали невинных людей, вспарывали животы беременным женщинам, насиловали детей.
Как и многие свои соотечественники, Мирумян не мог не вспомнить о событиях в некоторых азербайджанских городах, квалифицируя их как «резню». Действительно, 28 февраля 1988 года были спровоцированы межэтнические беспорядки в городе Сумгаит, унесшие жизнь 26 армян и азербайджанцев. Но Мирумян и подобные ему «кинорежиссеры» и «журналисты», как правило, «забывают» вспомнить некоторые важные детали, проливающие свет на истинные причины событий того времени. Так, за несколько дней до трагедии в Сумгаите, а именно 22 февраля 1988 года, на шоссе Ханкенди-Агдам у населенного пункта Аскеран армянскими боевиками была расстреляна мирная демонстрация азербайджанцев, выражавших естественный протест против принятия незаконных актов по отторжению Нагорного Карабаха от Азербайджана. В результате, погибли двое азербайджанских юношей, ставших первыми жертвами конфликта. Событиям в Сумгаите также предшествовали поджоги домов и нападения на азербайджанцев в Ханкенди и насилие в отношении азербайджанского населения в Армении, вызвавшие потоки беженцев и перемещенных лиц, размещенных, в том числе, в Сумгаите. Даже под давлением неопровержимых фактов, мирумяны упорно не хотят признавать, что беспорядки в Сумгаите были провокацией, спланированной при активном участии армянских националистических кругов, с тем чтобы создать благоприятную почву для широкой антиазербайджанской кампании и склонить общественное мнение в СССР и за рубежом в свою пользу. Известно, например, что одним из действующих лиц в сумгаитских событиях был Эдуард Григорян, армянин по национальности, уроженец Сумгаита, убивший в ходе этих событий пятерых армян и непосредственно участвовавший в погромах армянских квартир. Ему не удалось скрыться с места преступления, как на то рассчитывали те, кто его направлял и им руководил. На основании показаний потерпевших, главным образом армян, судом было установлено, что Григорян являлся одним из организаторов массовых беспорядков. В материалах следствия есть также данные, указывающие на то, что роль «проводника» у погромщиков играли и другие армяне. Помимо этого, интерес вызывает тот факт, что активисты армянского националистического комитета «Карабах», проживавшие в Азербайджане, уже за два месяца до начала событий в Сумгаите начали в массовом порядке покидать город, снимать деньги со своих счетов в сберкассах, продавать имущество – хотя обстановка на тот момент не предполагала скорой дестабилизации. Интерес третьих сил в беспорядках в Сумгаите и, в последующем, в других азербайджанских городах подтвердил также нынешний президент Армении С.Саргсян, который в бытность премьер-министром заявил на состоявшихся в конце марта 2005 года парламентских слушаниях по проблеме Нагорного Карабаха, что за этими событиями стоял ЦК КПСС. После смерти в ноябре 2007 года бывшего председателя КГБ СССР В.Крючкова британские СМИ фактически подтвердили это суждение. Так, онлайн версия газеты «The Times» сообщила в своей статье от 30 ноября 2007 года, что именно КГБ являлся организатором провокаций в крупных городах Советского Союза, включая Баку и Сумгаит. При всех этих обстоятельствах важно заметить, что Верховным судом Азербайджана по фактам преступлений в Сумгаите были осуждены 66 человек, целый ряд высокопоставленных чиновников лишены своих должностей. В то же время в Армении никто не был привлечен к ответственности за зверское убийство 216 азербайджанцев. Стоит ли говорить о преступлениях, совершенных армянскими военными в Ходжалы и других оккупированных территориях Азербайджана, если они находят оправдание со стороны высшего политического руководства Армении. Мирумян озвучивает еще один известный тезис, согласно которому «Армения с Азербайджаном не воевала». По его убеждению, «воевал Карабах». Практике известен не один случай, когда оккупант маскируют свою собственную роль в силовом захвате территории другого государства путем создания на оккупированных территориях квазинезависимых марионеточных режимов. Армения в этом случае не исключение. Имеющиеся многочисленные факты доказывают прямое участие вооруженных сил Армении в военных действиях против Азербайджана и присутствие этих сил на оккупированных территориях. К сожалению, формат газетной статьи не может вместить описание всех материальных доказательств. Обратимся, однако, к некоторым высказываниям на этот счет независимых источников.
Как выразился докладчик Парламентской Ассамблеи Совета Европы Д.Аткинсон, «в военных сражениях за нагорно-карабахский регион, помимо местных армян, принимали участие и армяне из Армении. Сегодня солдаты из Армении размещены в нагорно-карабахском регионе и в прилегающих районах, находящиеся в регионе люди имеют паспорта Армении, а правительство Армении перечисляет значительные бюджетные средства в эту зону».
Согласно выводам Международной группы по предотвращению кризисов (Крайсис Груп), «хорошо обученная и оснащенная оборонительная армия Нагорного Карабаха – это в первую очередь сухопутные войска, значительная часть состава которых обеспечивается Арменией». По оценкам этой неправительственной организации, военное присутствие Армении на оккупированных территориях Азербайджана обеспечивают 10 тысяч граждан этой страны. При этом важными представляются сведения о том, что многие призывники и солдаты-контрактники из Армении направляются на оккупированные территории принудительно на общих основаниях прохождения срочной воинской службы, а не в качестве добровольцев, как утверждает армянская сторона. Крайсис Груп считает, что «между вооруженными силами Армении и Нагорного Карабаха существует высокая степень интеграции» (Нагорный Карабах: взгляд на конфликт с места событий». Доклад № 166 Европа, 14 сентября 2005 года).
В заключительном докладе Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ по итогам президентских выборов в Армении в 1998 году выражается «крайняя обеспокоенность тем фактом, что одна из передвижных урн для голосования была переправлена через Государственную границу Республики Армения для сбора голосов армянских солдат, дислоцированных в Кяльбаджарском районе [Азербайджана]» (Заключительный доклад БДИПЧ ОБСЕ от 9 апреля 1998 года).
В докладе Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки 1994 года «Семь лет конфликта в Нагорном Карабахе» делается однозначный вывод о том, что «с правовой точки зрения присутствие вооруженных сил Армении в Азербайджане делает Армению стороной конфликта, квалифицируемого в этой связи как международный вооруженный конфликт между правительствами Армении и Азербайджана». В принятой Парламентской Ассамблеей Совета Европы 25 января 2005 года резолюции № 1416 было обращено внимание на международно-правовую ответственность Армении и заявлено, что «оккупация иностранной территории государством-членом представляет собой грубое нарушение обязательств этого государства как члена Совета Европы...». Наверное, только изощренное «кинорежиссерское» воображение Мирумяна может объяснить, как это возможно, чтобы Армения не воевала, но ее вооруженные силы принимали бы непосредственное участие в военных действиях против Азербайджана, присутствовали на оккупированных азербайджанских территориях и еще умудрялись бы голосовать на выборах президента Армении, будучи расквартированными на этих территориях. Неужели в антиармянском заговоре, помимо, «друзей всех обездоленных», «любителей кошек», «политических авантюристов», «подрядчиков строительства коммунизма», «медвежатников», «шестерок» и «лауреатов Нобелевской премии», принимают также участие Парламентская Ассамблея Совета Европы, Международная группа по предотвращению кризисов, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Хьюман Райтс Вотч. Как объяснит Мирумян это обстоятельство, а также тот факт, что еще 1 декабря 1989 года Верховный Совет Армянской ССР принял постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха»? Вряд ли мы получим разъяснения. Такие, как Мирумян, видят окружающее лишь через призму собственного ущербного мировоззрения.
Мирумян называет азербайджанцев «ублюдками», «по уши измазанными кровью головорезами», «недочеловеками с грязными устами». Оскорбление же им ислама – еще одно проявление известной «карикатурной» диффамации, преследующей цель нагнетания религиозной ненависти, распространения идей этнической и расовой нетерпимости. Любопытно, однако, что все эти предрассудки армян к своим соседям не мешают им без малейшего угрызения совести присваивать культурное наследие азербайджанцев, выдавая его при этом за свое. Цинизм, с которым армяне «заимствуют» чужую культуру, не имеет аналогов. На эту тему сказано и написано немало. Одним из недавних объективных материалов на эту тему, с которым мне удалось ознакомиться, была статья Вадима Свирина «Станет ли «Сары гелин» гимном Армении?», напечатанная в газете «Московская правда» 26 марта сего года. Российский журналист не может скрыть своего изумления, когда, штудируя различные источники, обнаруживает многочисленные факты «заимствований» азербайджанской музыки армянами. Он пишет:
«Умыкали песни, романсы, танцевальные мелодии, оперетты и оперы. Началось это еще в начале прошлого века. Особенно «везло» в этом смысле классику азербайджанской музыки композитору Узеиру Гаджибекову. У него «заимствовали» и выдавали за армянские популярнейшие музыкальные комедии «Аршин мал алан», «Асли и Керре», «Мешади Ибад», «Муж и жена»... Показательна история с «Аршин мал алано», которую У.Гаджибеков написал еще в 1913 году, а первая киноэкранизация либретто была осуществлена Бакинским акционерным обществом «Фильма» в 1917 году. Тифлисский армянин – режиссер Рубен Мамулян, прекрасно обо всем этом осведомленный, ставит в самом конце 30-х годов прошлого века в Голливуде «классическую армянскую» музыкальную комедию «Аршин мал алан». Далее Свирин сообщает о скандале, разразившимся в сентябре прошлого года, поводом для которого стала мелодия азербайджанского композитора Тофика Кулиева «Сене де галмаз», использованная дуэтом фигуристов в показательном выступлении под названием «Армянский танец». Недавно в одном из музыкальных магазинов в центре Нью-Йорка я сам наткнулся на альбом Дживана Гаспаряна под названием «Сделано в Армении». Почуяв неладное, я принялся внимательно изучать список композиций, включенных в альбом, и, конечно же, обнаружил известное азербайджанское произведение «Сары гелин», обозначенное в альбоме как «Сары агчык». Действительно, примеров подобных плагиатов множество. Они касаются как музыки, так и произведений искусства и даже кухни. Что тут сказать? Видимо, веры в собственную «многовековость» недостаточно, чтобы иметь уникальную и неповторимую культуру.
Все вышеизложенное вписывается в концепцию официального Еревана о «несовместимости армян и азербайджанцев». Хотя она существует и целенаправленно внедряется в сознание армян на протяжении многих лет и даже уже веков, впервые эта концепция была озвучена на официальном уровне бывшим президентом Армении Р.Кочаряном в Дипломатической академии МИД России в январе 2003 года. Несмотря на справедливое негодование международной общественности, слова главы армянского государства так и не были дезавуированы. Более того, эта откровенно расистская концепция живет и развивается в политике Армении, а также внедряется в сознание людей посредством «выстраданных» ненавистью трудов таких провокаторов и лжецов, как Мирумян. Я сознательно закавычил слово «кинорежиссер» перед фамилией этого персонажа, так как всегда считал деятелей культуры посланцами добра и мира. После написанного же Мирумяном пасквиля вряд ли уместно ассоциировать его с культурой.
Агшин Мехдиев
Чрезвычайный и полномочный посол
Постоянный представитель Азербайджанской Республики при ООН
|