Боевые действия, которыми сопровождалось создание Государства Израиль в 1948 году, привели к появлению около миллиона палестинских беженцев. Большинство из них бежало на Западный берег, удерживаемый Иорданией. Другие бежали в сектор Газа, удерживаемый Египтом, в Иорданию, Ливан, Сирию, Египет и даже дальше. Арабо-израильская война 1967 года привела к новому перемещению более чем 500 тысяч палестинцев. Из них около 240 тысяч стали беженцами вторично.
Генеральная Ассамблея в ноябре 1948 года приняла свою первую резолюцию о предоставлении помощи палестинским беженцам. Реагируя на сообщение исполняющего обязанности посредника Ральфа Банча о том, что "положение беженцев в настоящее время является критическим", она создала орган Организации Объединенных Наций по оказанию помощи палестинским беженцам (ЮНРПР). Во время своего короткого существования этот орган направлял чрезвычайную помощь беженцам из Палестины через международные добровольные агентства.
11 декабря 1948 года Ассамблея в резолюции 194 заявила, что беженцам, желающим вернуться к своим очагам и мирной жизни со своими соседями, такая возможность должна быть предоставлена в кратчайший срок, с оплатой компенсации за имущество тем, кто предпочтет не возвращаться. В соответствии с резолюцией была учреждена Согласительная комиссия для Палестины (СКП), которой было предложено, среди прочего, содействовать репатриации, переселению, экономической и социальной реабилитации беженцев. Усилия Комиссии по обеспечению возвращения палестинцев оказались безуспешными, так как Израиль отказывался сотрудничить.
По мере того как надежды на немедленное возвращение беженцев к своим очагам улетучивались, Генеральная Ассамблея предпринимала более эффективные меры. В декабре 1949 года она создала Ближневосточное агентство Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), которое стало преемником ЮНРПР в целях осуществления деятельности, связанной с беженцами в сотрудничестве с местными правительствами.
В мае 1950 года БАПОР в своей штаб-квартире, находящейся в Бейруте, приняло на себя руководство операциями, осуществляемыми международными добровольными агентствами. За последние несколько лет деятельность БАПОР была сосредоточена на оказании непосредственной помощи в форме предоставления продовольствия, убежища и одежды. С течением времени оно корректировало свою программу в соответствии с меняющимися потребностями беженцев.
Сегодня на образование палестинских детей идет примерно 50% фондов Агентства; свыше 18% расходов БАПОР идет на услуги здравоохранения, а 11% тратится на обеспечение основной помо щи и социального обслуживания. В1992-1993 учебном году свыше 390 тысяч детей посещали 641 начальную и подготовительную школы.
БАПОР в 1993 году обслуживало свыше 2,8 млн. зарегистрированных беженцев - почти половину расчетного палестинского населения. Менее трети зарегистрированных живут в лагерях беженцев на оккупированных территориях и в арабских странах, предоставивших им убежище. Тем, кто не может заработать на жизнь, Агентство предоставляет продукты, одеяла, одежду и небольшие денежные средства. Под профессиональным руководством Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), БАПОР предоставляет медицинские услуги профилактического, лечебного и реабилитационного характера и травматическую помощь. Услуги в области образования являются совместным обязательством БАПОР и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Жизненно важная гуманитарная роль БАПОР еще более усилилась в последние годы в связи с политической обстановкой, восстанием (интифадой) на Западном берегу и в секторе Газа, а также в связи с продолжительным закрытием с тех пор оккупированной палестинской территории.
В середине 70-х годов начало гражданской войны в Ливане привело к тяжелым потерям и страданиям среди палестинцев, и БАПОР было вынуждено перевести свою штаб-квартиру из Бейрута. Чрезвычайное положение в Ливане, вызванное израильским вторжением в 1982 году, создало самые тяжелые условия для работы Агентства и привело к тому, что ему пришлось принять решение о проведении чрезвычайной операции, чтобы справиться с кризисом, угрожающим палестинцам в этой стране. Позже в 80-х годах боевые действия в Бейруте привели к значительному разрушению жилья беженцев и учреждений БАПОР.
Интифада, которая привела к забастовкам, введению комендантского часа, созданию закрытых военных районов и другим карательным мерам, налагаемым израильскими властями, обусловила создание тяжелого положения в области экономики и торговли на палестинских территориях. Агентство использовало свои фонды на чрезвычайные программы для финансирования неотложных видов деятельности на оккупированной территории.
С 1988 по сегодняшний день численность международного персонала БАПОР на оккупированной палестинской территории увеличилась с 15 до 51. Этот персонал обеспечивает определенную степень международной защиты, помогая смягчить напряженные ситуации, предотвращая плохое обращение с людьми, уменьшая число случаев вмешательства в передвижение машин скорой помощи, содействуя снабжению продовольствием и предоставлению медицинской помощи палестинскому населению, находящемуся под оккупацией.
После подписания 13 сентября 1993 года Декларации принципов о временных мерах по самоуправлению БАПОР, признав, что
разрешение проблемы беженцев является одним из вопросов, к которым можно будет обратиться позже, в рамках постоянного урегулирования после того, как будут приняты временные меры для Западного берега и Газы, выдвинула важную новую инициативу - Программу осуществления мира. К приоритетным положениям Программы относится содействие социальной и экономической жизни палестинских беженцев на Западном берегу и в секторе Газа. Проекты включают строительство и социальное развитие, займы, программы подготовки, создание возможностей для получения дохода, совершенствование школьного обучения и женских и молодежных центров, решение сложных проблем оздоровления окружающей среды. БАПОР работает в сотрудничестве с Всемирным банком, другими учреждениями системы Организации Объединенных Наций, местными и международными неправительственными организациями, правительствами принимающих стран и создающимися палестинскими органами управления. Все эти виды деятельности направлены на то, чтобы способствовать сохранению темпов позитивных изменений, вызванных подписанием Декларации принципов.
ИЗРАИЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ НА ОККУПИРОВАННОЙ ПАЛЕСТИНСКОЙ ТЕРРИТОРИИ
Еще в 1971 году наблюдались признаки проявления израильской политики создания поселений на палестинских и других арабских территориях, оккупированных с 1967 года. С1977 года создание израильских поселений было ускорено и продолжается до сего времени.
Обсуждая эту проблему в марте 1979 года, Совет Безопасности подтвердил применимость четвертой Женевской конвенции, которая запрещает создание поселений на оккупированных территориях, и заявил, что политика и практика Израиля в области создания поселений "не имеют законной силы и представляют серьезное препятствие на пути к достижению всеобъемлющего, справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке". Совет призвал Израиль не предпринимать никаких мер, которые будут изменять юридический статус, географический характер и демографический состав арабских территорий, оккупированных с 1967 года. В частности, он призвал Израиль не переводить часть своего собственного гражданского населения на оккупированные территории. Он учредил состоящую из трех членов Комиссию Совета Безопасности для рассмотрения положения, создавшегося в связи с израильскими поселениями.
В июле 1979 года Совет решительно осудил отсутствие со стороны Израиля сотрудничества с Комиссией при подготовке ее доклада и подчеркнул необходимость выступить против в вопросе о существующих поселениях. Он призвал "правительство и народ Израиля безотлагательно прекратить создание, строительство и планирование поселений".
В июне 1980 года после попыток убийства, совершенных против мэров трех палестинских городов, Совет призвал государства не оказывать Израилю никакой помощи, которая может быть использована непосредственно в связи с израильскими поселениями. Он выразил глубокую озабоченность тем, что израильским поселенцам на оккупированных территориях разрешается носить оружие, что дает им таким образом возможность совершать преступления против гражданского палестинского населения.
Ассамблея в 1983 году просила Генерального секретаря подготовить всеобъемлющий доклад о ньшешних и будущих последствиях создания израильских поселений для условий жизни пале-стинцев. В докладе Генерального секретаря от 1984 года о прямом воздействии израильских поселений делается вывод, что израильская политика оккупации, в частности создание поселений, имеет
негативное воздействие на социальную и экономическую жизнь палестинцев на оккупированных территориях. Последующие доклады подтвердили эти выводы.
СТАТУС ИЕРУСАЛИМА
Резолюция 181 Генеральной Ассамблеи 1947 года о разделе предусматривала демилитаризацию Иерусалима как отдельной единицы под эгидой Совета по Опеке Организации Объединенных Наций, который разработает статус для Иерусалима и назначит губернатора. Законодательный орган будет избран на основе всеобщего избирательного права взрослых. Этот статус будет оставаться в силе в течение 10 лет, а затем будет должным образом рассмотрен Советом по Опеке с участием граждан путем референдума.
Последовавшие за этим боевые действия воспрепятствовали осуществлению резолюции. Израиль оккупировал западный сектор района Иерусалима. Таким образом, произошел фактический раздел Иерусалима.
Однако Генеральная Ассамблея в своей резолюции 194 от 11 декабря 1948 года подтвердила как принцип интернационализации, так и существующие права. Израиль проигнорировал эту резолюцию и принял меры по распространению своей юрисдикции на ту часть Иерусалима, которую он оккупировал. 23 января 1950 года Израиль объявил Иерусалим своей столицей и расположил правительственные учреждения в западной части города.
Июньская война 1967 года радикальным образом изменила это положение. В результате войны Израиль оккупировал Восточный Иерусалим и Западный берег. С тех пор был введен ряд изменений демографического и физического характера, и Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности в нескольких резолюциях объявили недействительными меры, принятые Израилем для изменения статуса Иерусалима. Резолюция 252 (1968) Совета Безопасности, в частности, является вполне определенной в этом отношении. В ней Совет считает, "что все предпринятые Израилем законодательные административные меры и действия, в том числе экспроприация земли и находящегося на ней имущества, ведущие к изменению правового статуса Иерусалима, недействительны и не могут изменить этот статус". К Израилю был обращен настоятельный призыв "отменить все такие уже принятые меры и немедленно отказаться от проведения любых действий, которые могут изменить статус Иерусалима". Совет Безопасности неоднократно подтверждал эти два положения..
Когда Израиль предпринят шаги по превращению объединенного Иерусалима в свою столицу, Совет Безопасности 30 июня 1980 году принял резолюцию 476. После отказа Израиля выполнять эту резолюцию Совет 20 августа принял резолюцию 478, в которой он подтвердил свою позицию, заключающуюся в том, что все действия, изменяющие статус этого города, являются недействительными и призвал те государства, которые учредили дипломатические представительства в Иерусалиме, вывести их. Генеральная Ассамблея также посчитала действия Израиля нарушением международного права, которое не влияет на применение и в дальнейшем четвертой Женевской конвенции. Это понимание, подтвержденное Ассамблеей в декабре 1980 года, было вновь подтверждено в последующие годы.
В течение 80-х годов в резолюциях Организации Объединенных Наций проблема Иерусалима рассматривалась в более широком контексте недопустимости приобретения территорий силой и применимости четвертой Женевской конвенции к палестинским территориям, оккупированным Израилем с 1967 года. Иерусалим рассматривался как Генеральной Ассамблеей, так и Советом Безопасности как часть оккупированных палестинских территорий.
Сравнительно недавно, поскольку международное сообщество, и, в частности, Совет Безопасности, продолжало с озабоченностью следить за развитием событий, влияющих на вопрос о Палестине, были приняты две резолюции, выделяющиеся как важные меры Совета. Первая - это резолюция 672, принятая 12 октября 1990 года после акта насилия, который имел место в Иерусалиме в Харам аш-Шарифе, где находится мечеть Аль-Акса, третья из самых священных святынь ислама. Совет после "особого осуждения актов насилия, совершенных израильскими силами безопасности и приведших к ранениям и гибели людей", призвал Израиль "к неукоснительному соблюдению своих правовых обязательств и обязанностей, взятых им на себя в соответствии с четвертой Женевской конвенцией, касающейся защиты гражданских лиц во время войны, от 12 августа 1949 года, которая применима ко всем территориям, оккупированным Израилем с 1967 года".
Применимость четвертой Женевской конвенции к Иерусалиму была подтверждена Советом Безопасности 20 декабря 1990 года, когда он выразил серьезную озабоченность в связи с опасным ухудшением положения "на всех палестинских территориях, оккупированных Израилем с 1967 года, включая Иерусалим", и призвал Израиль соблюдать положения указанной Конвенции.
Государственный департамент Соединенных Штатов в своем последнем докладе конгрессу США отмечает, что правительство Израиля не приняло обязательство остановить или сократить строительство в Восточном Иерусалиме.
На своей сессии в декабре 1993 года Генеральная Ассамблея вновь заявила, что решение Израиля ввести в священном городе Иерусалиме свои законы, юрисдикцию и администрацию является незаконным и поэтому недействительным и не имеющим юридической силы.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Озабоченность, связанная с правами человека палестинского гражданского населения на территориях, оккупированных Израилем во время войны 1967 года, была впервые выражена Советом Безопасности в резолюции 237 (1967), которая, среди прочего, рекомендовала заинтересованным правительствам добросовестно соблюдать гуманные принципы, содержащиеся в четвертой Женевской конвенции 1949 года. Конвенция о защите гражданских лиц во время войны запрещает насильственное перемещение жителей оккупированной территории и перемещение в эту территорию гражданского населения оккупирующей державы. Конвенция также касается других вопросов, таких как обращение с лицами, которые находятся под защитой на оккупированной территории, и с задержанными лицами; она запрещает применение коллективных наказаний. Израиль является участником Конвенции.
В декабре 1968 года Генеральная Ассамблея учредила состоящий из трех членов Специальный комитет по расследованию затрагивающих права человека действий Израиля в отношении палестинского народа и других арабов на оккупированных территориях и просила его представлять доклады по мере необходимости. Израильское правительство с самого начала отказалось разрешить Специальному комитету посещать оккупированные территории для проведения порученных ему расследований.
С 1970 года Специальный комитет представлял Генеральной Ассамблее ежегодные доклады; с 1989 года к нему добавились два дополнительных периодических доклада. Не имея прямого доступа на оккупированные территории, члены Комитета решили основывать свои доклады на интервью, проводимые в ходе посещений соседних государств с отдельными лицами, на себе испытавшими ситуацию с правами человека на оккупированных территориях. Другим источником являются статьи, появляющиеся в израильской и в арабской прессе и публикуемые на оккупируемых территориях. Территориями, находящимися в поле зрения Специального комитета, являются Западный берег, включая Восточный Иерусалим, сектор Газа и оккупированные сирийско-арабские Голанские высоты.
В докладах приводятся документированные данные о положении в области прав человека на оккупированных территориях, включая сообщения об инцидентах, связанных с интифадой, отправлением правосудия ,обращением с задержанными ,обращением с палестинскими гражданскими лицами, мерами, влияющим на основные свободы, и о действиях израильских поселенцев, нарушающих международное право.
В докладах подтверждается, что особенно в последнее десятилетие Израиль по-прежнему проводил свою политику аннексии территорий де-факто с помощью таких мер, как создание или расширение поселений, конфискация собственности, перевод израильских граждан на оккупированные территории, депортация палестинцев с этих территорий и меры, направленные на то, чтобы подтолкнуть палестинцев покинуть свою родину или чтобы заставить их сделать это. Такие действия, говорится в докладах, нарушают обязательства Израиля как государства-участника четвертой Женевской конвенции.
Доклад Специального комитета явно свидетельствует о том, что, несмотря на происходящий мирный процесс, наблюдается постоянное ухудшение положения в области прав человека на оккупированных территориях. В течение рассматриваемого периода, говорится в докладе, гражданское население продолжало нести большие людские потери, вызываемые мерами, применяемыми израильскими властями в целях подавления интифады. Увеличение числа погибших и тяжелораненых, особенно среди детей, в большой степени является результатом продолжающейся практики использования секретных подразделений, дальнейшего послабления в правилах, касающегося открытия огня и применения боевых патронов, о чем также сообщалось в тот же период.
Из доклада ООН следует, что физический и психологический стресс, испытываемый населением оккупируемых территорий, был усугублен рядом беспрецедентных репрессивных мер, принятых израильскими властями. Израильская армия начала практиковать новые формы коллективного наказания, которые заключаются в разрушении целых районов при помощи тяжелой артиллерии в ходе поисков разыскиваемых лиц. Десятки невинных людей стали бездомными в результате таких поисков, цель которых заключалась в поимке горстки беглецов.
Израильские власти полностью закрыли доступ на оккупированные территории. Закрытие территорий создало значительные трудности для палестинцев и лишило средств к существованию сотен тысяч человек. Оно также оказало отрицательное воздействие на положение в области здравоохранения на оккупированных территориях, так как большинство важных центров медицинского обслуживания палестинцев располагается в Иерусалиме. Учащиеся были лишены возможности посещать занятия в тех районах, в которых они не проживают, и свыше 25 процентов учащихся не могут своевременно записаться в школы и университеты. Ограничения свободы передвижения оказало негативное воздействие на доступ к святым местам мусульман и христиан.
Кроме того, как отмечается в докладе, палестинскому населению оккупированных территорий систематически отказывается в доступе к водным ресурсам. По-прежнему применяются различные формы целенаправленного экономического давления, такие как выкорчевывание плодовых деревьев, административные притеснения. Отправление правосудия характеризуется ненадлежащим осуществлением законности и зачастую отсутствием элементарных юридических гарантий для арабского населения. Продолжается практика применения пыток и плохого обращения на допросах и после вынесения приговора.
В докладе также выражается озабоченность в отношении депортации Израилем сотен палестинцев. Эта мера была решительно осуждена Советом Безопасности, который подтвердил применение четвертой Женевской конвенции к оккупированной палестинской территории и потребовал, чтобы Израиль обеспечил безопасное и немедленное возвращение всех депортированных лиц.
В феврале 1993 года в первый раз Комиссия по правам человека Организации Объединенных Наций решила назначить Специального докладчика по вопросу о нарушениях прав человека на оккупированных арабских территориях, включая Палестину. В сентябре 1993 года г-н Рене Фильбер, бывший президент Швейцарской конфедерации, был назначен Специальным докладчиком. Ему было предложено посетить оккупированные территории в январе 1994 года. Он был первым человеком, имеющим официальный мандат от Комиссии по правам человека, которому было разрешено сделать это; он смог свободно говорить с липами, которых хотел видеть. В своем докладе от января 1994 года Специальный докладчик обратился как с призывом прежде всего принять меры, чтобы"остановить насилие, которое может стать самой серьезной угрозой для мирного процесса".
Но насилие вспыхнуло снова: 25 февраля 1994 года произошло убийство около 30 палестинцев, молившихся в мечети Ибрагима в Хевроне, одним израильским поселенцем. Эти действия были осуждены во всем мире и вызвали серьезную озабоченность в отношении будущего мирного процесса; снова раздались призывы выработать какую-либо форму международной защиты для палестинцев.
Реагируя на это массовое убийство, Совет Безопасности 18 марта 1994 года призвал принять меры, гарантирующие безопасность и защиту палестинских гражданских лиц на всех оккупированных территориях, включая временное международное или иностранное присутствие. Решительно осудив это проявление насилия, Совет призвал Израиль продолжать принимать меры, включая конфискацию оружия у своих поселенцев, в целях предотвращения актов насилия со стороны.
А ВАМ ЭТО НЕ НАПОМИНАЕТ КАРАБАХ