ЦЕНА СТРАХА... и ГКЧП, генерал Ярузельский, Хонеккер, Чаушеску держались на страхе
То, что эта власть не болеет за свой народ - уже ясно всем. Единственное, чем они болеют точно - хроническая спазма гонорарных сосудов. Спазма, заставляющая их денно и нощно смотреть на все - страну, людей, ресурсы, природу, памятники истории - только с одной ясной целью: сколько это может стоить, сколько можно из этого выжать, за сколько это можно продать?
После известного решения Тарифного Совета, в азербайджанских СМИ десятки экспертов критикуют власти, приводят цифры, примеры, доказывают всю пагубность этого решения для азербайджанской экономики. Можно даже провести своеобразный конкурс: какой аргумент наиболее ярко и точно свидетельствует о неизлечимости этой спазмы гонорарных сосудов наших властей.
НОКАУТ, ПЯТЬ БАЛЛОВ
Если бы меня выбрали в жюри этого конкурса - я просто не знал бы, кому дать пальму первенства. К примеру: в США литр бензина стоит дешевле, чем в Азербайджане, а средняя зарплата в США - почти в 25-30 раз больше, чем у нас. Нокаут, пять баллов. Или такой аргумент: азербайджанские власти недавно обиделись на Россию, которая увеличила цены за газ в 2 раза. Обиделись, устами президента И.Алиева ответили: так дела не делаются, нельзя так резко поднимать цены, мы с вами больше не дружим и газ вообще покупать за это не будем. Сказали и... тут же подняли своему населению цены на электричество в 3,2 раза! Эти аргументы нравились мне больше других, пока по ТВ не выступил известный депутат и не произнес тираду, которой мог бы позавидовать сам Черномырдин, автор выдающихся афоризмов российской политической сцены. Наш депутат удрученно спросил с экрана: "Мы же только недавно в парламенте ввели уголовное наказание за неуплату за электричество, так как по старым ценам большая часть населения просто не платила. А что будет сейчас, когда цены подняли еще в 3 раза?!".
Мне же по душе реплика другого депутата, который в одной из газет искренне удивлялся: "Столько времени обсуждали бюджет на 2007 год, только что утвердили - чернила еще не высохли, всего неделя, как этот бюджет вступил в силу и вдруг - на тебе! Тарифный Совет перевернул все с ног на голову! Зачем же бюджет на год утверждали по старым ценам?!" Честно говоря, после всего этого уже как-то и не хочется заниматься критикой правительства. Надоедает! Критика уместна там, где хотят выяснить истину, исправить ошибки, принимать более правильные, эффективные решения. Когда же властям наплевать на то, что думают о них граждане их страны (все равно сфальсифицируем все выборы, назначим членов муниципалитета, депутатов парламента, президента - кого хотим), когда властям наплевать на то, как живет народ их страны, и их заботят только ежемесячно поступающие на их банковские счета в международных оффшорах сотни миллионов долларов, чего можно добиться в этом случае пусть даже аргументированной критикой? Им станет стыдно? Или они "поймут", что так страной руководить нельзя? Бросьте, уважаемые!
ЛИБО СВАЛИТЕ НАС, ЛИБО САМИ СВАЛИВАЙТЕ
Наши власти давно уже все "поняли". Они давно уже руководят нашей страной по принципу - либо свалите нас, либо - сами сваливайте отсюда. А если не можете ни того, ни другого - молчите и не мешайте нам заниматься любимым делом - выжимать из этой страны, этого народа, этих природных ресурсов максимум личной прибыли. Да и общество давно это уже поняло. Не случайно, что любимыми темами обсуждений на свадьбах и "ясах" в последнее время стали две - можно ли свалить эту власть, если "да" - то как? И - в какую страну и каким образом можно свалить отсюда? Как получить вид на жительство или статус беженца в европейских странах? Те, кто предпочитает не обсуждать эти две актуальные темы (как свалить эту власть или как сваливать отсюда самим) - молчат. Пьют, едят - и молчат, выбирая из предложенных властями трех вариантов самый для них приемлемый.
Поэтому я не хотел бы сейчас пространно анализировать все тяжелые, если не катастрофические, социальные и экономические последствия последних решений властей. Все и так ясно. В декабрьском номере "Реального" я уже писал в статье "Хроника необъявленной катастрофы" об экономической политике властей, поэтому не буду повторяться. Отмечу лишь, что происходящее в последние дни - только цветочки. Несколько лет, пока будет расти нефтедобыча, власти будут то поднимать цены под напором монополистов, то повышать зарплаты и пенсии, чтобы сбить волну возмущения. Выброс очередной массы денег, не подкрепленных товарным производством, будет порождать новый виток неконтролируемой инфляции до нового решения тарифного совета под напором монополистов. И так будут они танцевать на этих качелях, затыкая нефтедолларами дыры своей нерадивой экономической политики, пока не растранжирят весь Нефтяной фонд. То, что эти ресурсы не вечны и скоро закончатся, напомнил на днях еще раз и Всемирный Банк в своем рапорте по Азербайджану. Но вернемся к теме.
Мне, например, показался интересным тот факт, что перед самым объявлением решения о многократном повышении цен на энергоносители и коммунальные услуги, президент страны взял отпуск и покинул страну. То же самое было и при предыдущем резком повышении цен в январе 2006 года. Но дело не только в президенте. Никто из руководства страны, (повторяю, никто!) не выступил в эти дни с разъяснением и аргументацией этого решения. Где президент? Где премьер-министр? Где вице-премьеры? Где министр экономического развития? Где министр энергетики и промышленности? Где министр финансов и другие министры? Где советники и помощники президента по экономике, руководитель администрации и заведующие соответствующими отделами? Где пресс-секретари (хотя бы)? Нет! Прозвучал лишь непонятный лепет неизвестного технического сотрудника Тарифного Совета - и все. Что означает сие "гробовое молчание"? Кажется, у Станислава Ежи Леца есть такой афоризм - "некоторые даже когда молчат, совершают грамматические ошибки". Это к тому, что своим молчанием высшие чины азербайджанской власти совершают намного большую ошибку, чем тот молодой парень, которого "подставили", заставив публично аргументировать и защищать решение Тарифного Совета. Потому что того молодого парня, в самом худшем варианте, люди просто пожалеют - "Он здесь причем? Его-то, бедного, как подставили!". А о руководителях, принимавших это решение и сейчас разбежавшихся, спрятавшихся в своих кабинетах, что подумают? Конечно, по большому счету, властям все равно, что думает о них население. За исключением одного - население не должно думать, что власти их боятся. Все что угодно, но только не это. Пусть думают, что власть их ненавидит, презирает, ни в грош не ставит - это все нормально, это - допустимо. Но - бояться? Ни в коем случае! Нет ничего более опасного для властей, если народ поймет, что они (власти) его (народа) боятся!
КСТАТИ, О СТРАХЕ
После выборов 2003 года, силового разгона протестующих против фальсификаций, репрессий против оппозиции, журналистов, один из руководителей силового ведомства заявил в интервью телекомпании ANS: "Оппозиция сама виновата в том, что потерпела поражение. Она вывела слишком мало людей на митинги протеста, вывела бы больше - что могли бы мы тогда сделать?" Я помню, какой шок произвело это признание на некоторых оппозиционеров! Они удивленно переспрашивали друг у друга: "Он действительно так сказал?" Их удивление было понятно - после всех репрессий, после всех силовых наездов на оппозицию, один из главных силовиков страны публично признал, что они - тоже люди, не "железные дровосеки", просто сперва подсчитали - стоит ли игра свеч, увидев, что стоит (оппозиционеров на улице мало) - пошли на них с дубинками. Подсчитали бы, что игра свеч не стоит (протестующих было бы больше) - их самих из кабинета трактором не вытащили бы!
И так было всегда и везде. ГКЧП, генерал Ярузельский, Чаушеску, Хонеккер и другие - все авторитарные режимы, как, в конечном счете, оказалось, держались не столько на мощных структурах армии и спецслужб, сколько на страхе населения перед властями. Исчезал страх - исчезали авторитарные режимы. На днях мы беседовали с руководителем одной оппозиционной партии на дипломатическом приеме, и я спросил его в шутку: "Ну что вы все время подаете заявки на проведение митинга, не боитесь, а вдруг - разрешат, и вы не сможете вывести сторонников на митинг?". Он усмехнулся, помолчал, а потом ответил: "Ты знаешь, - боимся этого. Но, как видно, власти боятся еще больше, чем мы, поэтому и не дают разрешения. Вот и переписываемся с ними, каждый боясь за свое".
Так что, уважаемые читатели, нас заставляют переплачивать не за газ, электричество, воду, транспорт, продукты питания, справки и т.д.. Все, что собирается с населения сверх положенного по справедливости и закону - это цена за страх.
ЭЛЬДАР НАМАЗОВ
Специально для “Реального”
http://realazer.com/2007/_81/st1.htm