-Как Вы объясните то, что армянская интеллигенция, в рядах которой было немало поэтов и писателей, сыграла важную роль в карабахском конфликте, проповедуя идею «Великой Армении», в то время, как азербайджанская интеллигенция так и не стала силой, способной повести за собой народ?
- Это не совсем правильное утверждение. Вспомните, что в периоды борьбы Азербайджана за независимость и начала карабахской проблемы народ на площадь выводили именно члены Союза писателей Сабир Рустамханлы и Нусрет Кясямянли.
В правлении Движения Народного Фронта были представлены такие известные литераторы как Исмаил Шихлы, Бахтияр Вахаб-заде, Халил Рза, Юсиф Самедоглу.
Кто отправлял своих детей на фронт? Халил Рза, Сабир Ахмедли.
Армяне этого не делали. Они только на словах говорили о великих, по их мнению, идеалах, а сами отправляли своих детей в Москву, США, Ливан. Я вообще считаю, что если кто-то тогда и спас честь азербайджанского народа, то это были писатели.
- Но тогда почему усилия нашей интеллигенции, спасших честь азербайджанского народа писателей, оказалось недостаточно для того, чтобы спасти сам Азербайджан от оккупации его территорий?
- Начну с того, что нельзя забывать о том, что у нас не было опыта армян, которые столетиями привыкли жить под гнетом завоевателей и эта школа ненависти передавалась из поколения в поколение.
Кроме того, я не думаю, что Армения сильно выиграла от оккупации наших территорий. Треть населения Армении уже уехала из страны, экономические показатели там также сильно уступают нашим.
Несколько лет назад Сильва Капутикян написала статью «Не хочу ненавидеть».
То есть, и армяне понимают, что выбранный ими путь – это путь в никуда.
Помимо этого, на определенном этапе азербайджанскую интеллигенцию постигло разочарование.
Если вы помните, власть в стране на какой-то момент захватили люди, далекие как от идеалов, за которые боролась интеллигенция, так и от интеллигенции как таковой.
Нельзя забывать и о том, что Центр изначально был настроен к армянам более благожелательно, чем к нам. Кровавые события января 1990 года, геноцид азербайджанцев в Ходжалы, захват Шуши и других наших городов происходили с участием советской армии.
Данные события привели к радикализации общества и к ее неспособности прислушаться к голосу интеллигенции, которая говорила о возможных последствиях карабахского конфликта.
Хотя, безусловно, я готов принять упрек в том, что наша интеллигенция не до конца дралась за свой народ.
- Вы упомянули о том, что Центр изначально был настроен к армянам более благожелательно, чем к нам. Но какие мы извлекли из этого жестокого урока вывода, учитывая то, что и ныне на российских телеканалах, в газетах, в российской Думе, бизнесе, армяне имеют куда более прочные позиции, чем азербайджанцы?
- Да, действительно армяне имеют достаточно весомые позиции в жизни российского общества, но и мы извлекли уроки из своих ошибок. Все чаще и чаще на российских телеканалах мелькают фамилии азербайджанцев.
К примеру, не по одному произведению армянского писателя не снимался российский телесериал. А по книгам азербайджанца Чингиза Абдуллаева сняли уже шесть фильмов, которые демонстрировались по телевидению. Снимались картины по книгам Рустама Ибрагимбекова, ныне активно снимает кино Мурад Ибрагимбеков.
Растет число и наших журналистов в российских СМИ, на телевидении, наших врачей. То есть, процесс идет и в очень позитивном направлении.