Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Российско-Азербайджанские отношения!!! (азербайджанская печать и мнения СМИ)
КСАМ > Политика и экономика > Российско-азербайджанские отношения
FioRucci
Валех Алескеров: Отношения между Азербайджаном и Россией развиваются в правильном направлении | 20.01.2006г.

Р. Абдуллаев / «Тренд»
Отношения между Азербайджаном и Россией развиваются в правильном направлении, становятся более интенсивными. Hо пока рано говорить, что они достигли идеального уровня. Об этом, как передает «Тренд», заявил вице-спикер парламента Азербайджана Валех Алескеров в опубликованном 20 января интервью «Российской Газете».

По его словам, сторонам необходимо приложить еще больше усилий, чтобы контакты между странами стали более тесными. Как отметил вице-спикер азербайджанского парламента, несмотря на то, что, начиная с 2000 года, товарооборот между Россией и Азербайджаном постоянно растет, он далеко не соответствует потенциальным возможностям сторон.

Вместе с тем, В. Алескеров отметил, что в Каспийском регионе достаточно нефти и газа для любых трубопроводных проектов. «Я думаю, очень скоро наступит момент, когда в регионе потребуются дополнительные маршруты, мощности и пропускные способности», отметил вице-спикер, заметив, что «любого инвестора, вкладывающего многомиллиардные средства в производство углеводородов, интересуют в основном две вещи: снижение рисков и увеличение доходов. То есть во главу угла ставятся исключительно коммерческие интересы, а не политические амбиции. По самым жестким оценкам, средняя стоимость прокачки по этой трубе будет 3-3,5 доллара за баррель в ближайшие двадцать лет.
Сабир
КУДА ШАГАЕТ АЗЕРБАйДЖАН
Сергей Маркедонов

4 апреля 1992 года между Россией и Азербайджаном были установлены дипломатические отношения. 15 лет назад начался новый этап двусторонних отношений. Если раньше это были отношения между центральной и региональной властью, то, начиная с апреля 1992 года, они получили статус межгосударственных. До вхождения Северного Азербайджана в состав Российской империи (XIX в.) на его территории существовало 15 ханств и несколько более мелких владений, находящихся в васссальной зависимости от Персии. В результате Гюлистанского (1813 г.) и Туркманчайского (1828 г.) мирных договоров, завершавших российско-персидские войны 1804-1813 и 1826-1828 гг., территория Северного Азербайджана вошла в состав Российской империи.

В составе дореволюционной России территории нынешнего Азербайджана были административно объединены в Бакинскую и Елизаветпольскую губернии. Само понятие Азербайджан как государственно-правовая, а не географическая категория, появилось в начале ХХ в. В дореволюционный период для обозначения азербайджанцев российская администрация использовала этноним «татары» («кавказские татары») или рассматривала их в рамках религиозного дискурса ("мусульмане"). Свои политические интересы «кавказские татары» отстаивали в составе мусульманской фракции в Государственной думе России. После Октября 1917 г. на Южном Кавказе государственная власть перешла в руки Закавказского комиссариата, а затем Закавказского сейма. В мае 1918 г. Закавказье как единое государственное образование распалось. 28 мая 1918 г. была провозглашена Азербайджанская Демократическая республика (АДР) - первое государственное образование азербайджанцев в новейший период. Правящей партией в республике стала партия "Мусават" («Равенство»). В апреле 1920 года в Азербайджане на долгие семь десятилетий установилась советская власть. В период «парада суверенитетов» азербайджанская политическая элита приняла решение «восстановить» свою государственность.

Тот факт, что «восстановленная» азербайджанская государственность существует уже на протяжении 15 лет (и не просто существует, а демонстрирует жизнеспособность и эффективность, играет ключевую роль в Большой игре на Южном Кавказе и на Ближнем Востоке), заслуживает особого внимания. Первая Азербайджанская республика просуществовала чуть меньше двух лет. 28 мая 1918 года АДР была провозглашена, а уже в апреле 1920 г. началось установление советской власти в республике. В 1920 году «первый» Азербайджан был признан de facto Верховным Советом Союзных Держав на Парижской мирной конференции. Однако в Лигу наций АДР не попала. В Меморандуме Генерального секретаря Лиги указывалось, почему это сделать невозможно: «Территория Азербайджана являлась частью Российской империи, ввиду чего возникает вопрос, достаточно ли объявления в мае 1918 года о независимости и признания Союзными Державами в мае 1920 года для того, чтобы считать Азербайджан де-юре полностью самоуправляемым государством». В 1920 году этого оказалось недостаточно…

Иное дело постсоветский Азербайджан — пример государства с диверсифицированной внешней политикой. В этом смысле Баку после 1991 года научился извлекать уроки из собственной истории. В период первой республики азербайджанская элита сперва играла роль младшего брата Турции, а потом «нефтяной вышки» Великобритании. «Второй Азербайджан» действует гораздо более тонко, стараясь «не складывать яйца в одну корзину», считаясь «своим» и в США, и в России: с одной стороны участвует в прозападном ГУАМе, а с другой — заявляет о стратегическом интересе к партнерству с РФ. Об этом Ильхам Алиев не постеснялся заявить и в ходе своего вашингтонского визита в 2006 году. В 2004-2005 гг. Баку нашел свои пути и к Тегерану. В последние годы по азербайджанскому пути во внешней политике (как это ни парадоксально) идет Армения, отказываясь от односторонней «привязки» к России. Некоторые попытки диверсификации внешнеполитической стратегии предпринимает и Казахстан, который все больше попадает в фокус интересов американского Госдепартамента. Однако Астане и Еревану далеко до Баку в умении держаться на геополитических качелях…

Таким образом, история межгосударственных отношений постсоветских РФ и Азербайджана началась 15 лет назад. В «кавказской политике» России азербайджанское направление занимает особое место. Баку находится между двух крайних полюсов кавказской «Большой игры». Если крайним антироссийским полюсом является Тбилиси, то наиболее последовательной пророссийской силой считается Ереван. Так вот, в отличие от Грузии, целенаправленно декларирующей свой стратегический курс на евроатлантическую интеграцию и избавление от российского «имперского наследия», Азербайджан стремится к конструктивным отношениям с Россией. В 1997 году между двумя нашими государствами был подписан «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности». В 2001 и 2004 годах были подписаны Московская и Бакинская декларации по налаживанию «высокого диалога» между двумя государствами. Товарооборот между нашими странами достиг к 2007 году 1, 5 млрд. долларов США.

России и Азербайджану удалось также найти взаимопонимание по вопросу Каспия. По словам заместителя министра иностранных дел Азербайджана Халафа Халафова, «благодаря российской стороне первым достижением в этом вопросе можно считать договоренность по статусу между Азербайджаном и Россией, к которой позже присоединился и Казахстан». В Азербайджане не открывают «музеев оккупации», зато там функционируют и сегодня 346 школ, где ведутся занятия на русском языке. 15 тыс. студентов также имеют такую возможность. В Баку не рассматривают российское военное присутствие (Габалинская РЛС, проект «Касфор») как проявление «десуверенизации». Многие представители официального Азербайджана, начиная с президента Ильхама Алиева, неоднократно давали высокие оценки миротворческому потенциалу России в процессе карабахского урегулирования. И тот факт, что тезис о возможном размещении российских миротворцев в зоне армяно-азербайджанского противостояния был в 2006 году дважды озвучен именно в Баку, о многом говорит. Представить себе позитивные высказывания в Тбилиси о российском миротворчестве невозможно.

Но это лишь одна сторона медали. С другой стороны Азербайджан — член ГУАМ, организации, заработавшей себе имидж своеобразного анти-СНГ и ставшей определенным противовесом российскому влиянию в «ближнем зарубежье». Тем более, что в сегодняшнем «обновленном» ГУАМ «первые скрипки» играют главные оппоненты России — Украина и Грузия. В Москве ревниво наблюдают и за развитием американо-азербайджанских отношений. В отношениях Москвы и Баку нет того уровня сотрудничества, прежде всего в военной и политической сферах, который есть сегодня в отношениях между Россией и Арменией. В отличие от Армении, Азербайджан не состоит в ЕврАзЭС и ОДКБ. У Баку свои подходы к взаимоотношениям с Грузией. Во многом «охлаждение» двусторонних российско-азербайджанских отношений в конце 2006 года было вызвано именно серьезными разночтениями во взглядах на Грузию.

Азербайджан имеет «свое» мнение на транспортные и энергетические проекты, к которым без особых симпатий относятся в Москве. Речь идет о «проекте века» Баку-Джейхан, а также о строительстве дороги Карс-Ахалкалаки-Баку, которая идет в обход Армении, усиливая изоляцию нашего стратегического партнера. Не слишком довольны в Москве и энергетическому партнерству между Азербайджаном и Польшей (главным оппонентом РФ среди членов ЕС, который ухудшает динамику российско-европейских отношений в целом). По мнению директора Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхама Шабанова, «сегодня Польша выстраивает новую концепцию своей нефтегазовой безопасности. В качестве основных партнеров она хотела бы видеть Казахстан, Азербайджан, Грузию и Украину. Если точнее, Варшаве нужна каспийская нефть, которая через Грузию и Украину должна быть транспортирована в Польшу».

Между Москвой и Баку есть серьезные расхождения по вопросу о российско-армянском стратегическом партнерстве. Неучастие Азербайджана в ОДКБ, членство в ГУАМ и активное сотрудничество с НАТО и США во многом и диктуется пророссийской ориентацией Армении. В военном присутствии РФ в Армении (особенно после вывода российских частей из Грузии и их передислокации в соседнюю республику) лидеры Азербайджана видят опасность эскалации армяно-азербайджанского противостояния. Насколько обоснованы подобные опасения — другой вопрос. Но то, что борьба с «рукой Москвы» — выгодный политический "брэнд" оппонентов Ильхама Алиева, не вызывает сомнений.

Азербайджан занимает выгодное положение не только на Юге Кавказа, но и на всем постсоветском пространстве. Он является связующим звеном между Кавказским регионом и Центральной Азией. Республика обладает большими углеводородными ресурсами. По словам американского политолога Збигнева Бжезинского, "Азербайджан можно назвать жизненно важной "пробкой", контролирующей доступ к бутылке с богатствами Каспийского моря и Средней Азии. Независимый тюркоязычный Азербайджан, по территории которого проходят нефтепроводы и далее тянутся на территорию этнически родственной и оказывающей ему политическую помощь Турции, помешал бы России осуществить монополию на доступ к региону и таким образом лишил бы ее главного политического рычага влияния на политику государств Средней Азии".

Однако для России «азербайджанский фактор» имеет не меньшее значение и во внутренней политике. По данным официальной статистики, с 1989 по 1999 гг. численность азербайджанцев в России увеличилась с 335,9 тыс. до 462,7 тыс. чел. (миграционный прирост — 62,8 тыс.). Численность российских азербайджанцев согласно Всероссийской переписи 2002 г. — 621,5 тыс. чел. (13-й по численности этнос РФ). Экспертные оценки дают иные, более высокие цифры. По данным правоохранительных органов России и посольства Азербайджана в РФ — 1,5 млн. и 1 млн. человек соответственно. Азербайджанцы расселены в 55 субъектах РФ. По подсчетам директора Института международных экономических и политических исследований РАН профессора Руслана Гринберга, только денежные переводы в Азербайджан составляют 1,8-2,4 млрд. долл. США. Таким образом, заинтересованность России в стабильности и поступательном развитии соседнего Азербайджана очевидна.

Однако, несмотря на всю сложность двусторонних отношений, Россия и Азербайджан имеют большой потенциал для развития партнерства. Одной из наиболее мощных азербайджанских диаспор является диаспора на территории РФ. Однако потенциал диаспоры нельзя свести только к денежному аспекту. Диаспора — это мощный фактор развития российско-азербайджанских отношений и урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. В свою очередь Азербайджан — это территория проживания диаспор дагестанских народов (лезгины, аварцы, цахуры), чье влияние на этнополитические процессы на российском Северном Кавказе также заметно.

Но самое главное — это то, что Баку и Москва учатся исправлять ошибки, допущенные в начале 1990-х гг., и извлекать из них уроки. Для России такой ошибкой был крен в сторону Армении и отказ от диверсифицированной политики на Юге Кавказа. Для Азербайджана – поддержка чеченских сепаратистов в первой половине 1990-х гг. В этой связи, однако же, следует особо подчеркнуть, что нормальные российско-азербайджанские контакты не должны ни в коем случае означать «забвения» Армении. Армения — многовековой геополитический союзник России, и в самом армянском государстве российское присутствие в Закавказье рассматривается как позитивный фактор. Речь должна идти о сбалансированной и диверсифицированной политике. За примером далеко ходить не надо. США проводит по отношению к Азербайджану «покровительственный курс», не замечая несоответствия политических реалий республики «демократическим стандартам». Это прекрасно продемонстрировали парламентские выборы в 2005 году. Накануне выборов в Милли меджлис (парламент) Азербайджана третьего созыва в ноябре 2005 г. сенатор-республиканец Ричард Лугар, возглавлявший делегацию Сената американского Конгресса, заявил в Баку: «Я не пропагандирую и не ожидаю революцию в Азербайджане». В 2006 году Азербайджан был назван «исламским союзником США» (ранее этот титул принадлежал Турции). Вместе с тем США оказывает финансовую помощь Армении и даже непризнанной Нагорно-Карабахской Республике. И хотя в последнее время в Вашингтоне все чаще слышатся призывы уменьшить финансовые вливания в Армению (в Карабах эти дотации планируют даже прекратить в 2008 году), до последнего времени именно эта республика была второй после Израиля страной по масштабам получения американской помощи.

Азербайджан — мусульманская страна, но светское государство, декларирующее приверженность демократическим идеалам и жесткое неприятие исламского фундаментализма. В октябре 1991 г. в республике была учреждена Азербайджанская исламская партия прогресса. Затем была сформирована Азербайджанская Исламская Партия (АИП). Ее основными целями стали "социальная и экономическая независимость Азербайджана путем установления в стране исламских законов". Помимо нее, в постсоветский период возникли такие экстремистские организации, как "Джейшулла" ("Армия Аллаха") и "Хизбулла" ("Партия Аллаха"). Позиции официальной власти по отношению к "политизированному" исламу были достаточно жесткими. В 1995 г. АИП было отказано в перерегистрации. В мае 1996 г. были арестованы ее лидеры, а в 1997 г. осуждены за сотрудничество с иранскими спецслужбами. Сегодня, когда Россия вовлечена в борьбу с международным исламским терроризмом, соседство с политически стабильным светским государством, занимающим непримиримую позицию по отношению к религиозным экстремистам, чрезвычайно важно. Таким образом, Россия и Азербайджан, несмотря на некоторые существенные расхождения во взглядах на «Большую игру» в Закавказье (армянский вопрос, Нагорный Карабах, взаимоотношения с США), заинтересованы друг в друге. С одной стороны, России нужен стабильный, светский, демократический (в возможных на постсоветском Востоке рамках) Азербайджан. С другой стороны, Азербайджану необходимо фактическое (а не формально-правовое) присутствие на Северном Кавказе сильной российской государственной власти и понимание ею внутриполитических реалий в закавказской республике.

Сергей Маркедонов - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук
Самир
Вцелом оцениваю эту статью как положительную. Впервые, пожалуй, из уст российских политологов слышны словосочетания "диверсификация внешней политики России" и "искоренение одностороннего курса на Армению".
Сабир

Противоракетный политический торг

Россия может совместно с США использовать Габалинскую РЛС

Похоже, Москва начала публичные политические торги на фоне определенной материализации планов Вашингтона относительно размещения элементов системы противоракетной обороны (ПРО) Пентагона на территориях Чехии и Польши. Именно так ряд экспертов оценивают заявление посла России в Азербайджане Василия Истратова о том, что Кремль может рассмотреть вопрос совместного с США использования находящейся в Азербайджане Габалинской радиолокационной станции (РЛС). «США неоднократно проявляли заинтересованность в получении информации от тех или других РЛС, которыми располагает Россия, в том числе и от Габалинской РЛС, которую Россия арендует у Азербайджана», – сказал он 15 мая.

При этом, по словам Истратова, о конкретных ответах России говорить пока преждевременно, поскольку «все зависит от того, какие предложения сделают США». Постановку же Вашингтоном вопроса о совместном использовании Габалинского радара дипломат считает возможным.

Напомним, Габалинская РЛС – одна из составных частей российской системы слежения за пусками баллистических ракет. По словам бывшего начальника штаба Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) генерал-полковника Виктора Есина, «объект в Габале контролирует космическое пространство на дальности в 6 тысяч километров – до севера Африки и юго-запада Азии». У Москвы с Баку с 2002 года действует десятилетнее соглашение об аренде станции, плата составляет 14,4 млн. долл. в год.


Генерал Есин, комментируя «НВО» заявление посла РФ в Азербайджане, был несколько удивлен постановкой вопроса последним: «В общем-то, это вопрос не новый: Россия давно предлагала американцам посредством совместного использования Габалинской РЛС контролировать иранское ракетоопасное направление, которым Пентагон так обеспокоен. Коллизия здесь в другом: если американцы согласятся прийти в Габалу, то у них автоматически отпадает необходимость строить аналогичную РЛС в Чехии. Потому что радар в Азербайджане с лихвой контролирует ракетную обстановку по отношению к Ирану».

Экс-начштаба РВСН согласен с дипломатом Истратовым в том пункте, что США могут официально поставить перед Россией вопрос о совместном использовании Габалинского радара. Он пояснил «НВО», что «реализация данного проекта возможна в рамках выполнения Меморандума о создании совместного центра обмена данными о степени предупреждения и уведомления о пусках ракет, который был подписан президентами РФ и США в 2000 году». «Поэтому, – полагает специалист, – в юридическом смысле США ничего не мешает согласиться с предложением российской стороны. Более того, есть уже и практический опыт: упомянутый центр создавался и даже был опробован – на его базе были проведены три учения, которые показали, что данная совместная структура вполне может функционировать. То есть нужна лишь политическая воля».

«Разумеется, – конкретизирует свой вывод Виктор Есин, – если Пентагон согласится использовать Габалинскую РЛС, то американцам будет весьма трудно – а это трудно и сейчас – убедить Россию в необходимости строительства аналогичной РЛС в Чехии. Да и Москва будет ставить условия: мы вам – Габалу, вы нам – отказ от планов в Европе». Но последовательность действий Москвы должна заключаться не только в этом, считает генерал. Дело в том, что, по его словам, ранее отрабатывались активные мероприятия по созданию совместной ПРО на Европейском театре военных действий (ТВД). «То есть здесь логика должна быть такой, – поясняет он: – Не просто нам предложить: вот вам радиолокационная станция в Азербайджане, которую мы совместно используем, и все на этом. А надо действовать альтернативно: одновременно предложить реализовывать тот проект, который отрабатывался по созданию европейской ПРО».

[an error occurred while processing this directive]
Очевидно, что с возможным «приходом» в Габалу у Пентагона явно отпадает надобность и в политическом зондировании обстановки в отношении строительства РЛС в Грузии. Поводом послужило заявление главы Агентства по противоракетной обороне (ПРО) Пентагона генерал-лейтенанта Генри Оберинга, сделанное 1 марта в Брюсселе, – он четко обозначил стремление США разместить радиолокационную станцию на Кавказе. В какой именно из трех стран Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия) генерал предпочел бы видеть РЛС, он не уточнил, но ясно, что, по очевидным обстоятельствам (в Азербайджане РЛС уже есть, Армения – верный союзник России и член ОДКБ), что данный «тендер» выиграла бы Грузия.

Напомним также, что Россия на заявление американского ракетчика отреагировала крайне резко. И уже 2 марта посол США в Грузии Джон Теффт заявил, что у Вашингтона нет планов размещения радара в этой стране. Генерал Оберинг также поспешил «дезавуировать» свои же заявления, сказав, что США пока что не обращались к странам Кавказского региона с просьбой разместить на своей территории объекты ПРО.

Тем не менее ряд грузинских политиков буквально начали звать американцев: мы только «за», стройте у нас свой радар! «У американцев же не может не быть заинтересованности в размещении РЛС на Кавказе, – убежден экс-начштаба РВСН генерал Есин. – Разместив там станцию, они получили бы возможность контролировать испытательные пуски ракет, которые проводятся на полигоне Капустин Яр в Заволжье, о чем они давно мечтают». Лишь 4 мая глава МИД Грузии Гела Бежуашвили заявил, что Грузия «не ведет и не планирует каких-либо переговоров о размещении на территории страны систем ПРО». А свои высказывания по этому поводу в интервью британской газете «Financial Times», которое он дал ранее, назвал «недоразумениями в связи с интерпретацией в СМИ». У проблемы совместного российско-американского использования Габалинского радара есть и денежный аспект. Ведь в случае, если в Пентагоне скажут «да, мы согласны прийти в Габалу», должны быть определены доли финансирования эксплуатации оборудования РЛС. Генерал Есин полагает, что «в этом случае мы за использование объекта в Азербайджане будем платить значительно меньше, чем сейчас».
Masalli
С визитом в Азербайджане находится заместитель министра иностранных дел России


В настоящее время в МИД Азербайджана проходит встреча заместителя министра иностранных дел АР Араза Азимова с российским коллегой Сергеем Кисляком, находящимся в Баку с визитом.
26.VII.07

13:05

В ходе встречи обсуждаются вопросы военного характера, а также проблемы безопасности.

После переговоров с А.Азимовым С.Кисляк проведет встречу с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. Какие-либо другие встречи Кисляка в Баку не предусмотрены.

------------------
25.VII.07

21:48

Российская делегация под руководством заместителя министра иностранных дел России Сергея Кисляка прибыла сегодня в Баку.

Как передает Day.Az, в МИД Азербайджана сообщили, что целью визита является провождение межмидовских консультаций, касающихся сотрудничества в сфере безопасности.

В ходе визита, который продлится до 28 июля, С.Кисляк проведет переговоры со своим азербайджанским коллегой Аразом Азимовым, а также другими официальными лицами.

Т.М.
Day.Az, АПА
Сабир
Сергей Маркедонов (Москва): "Гонка вооружений сдерживает войну на Южном Кавказе"

За последние несколько лет Азербайджан под началом Ильхама Алиева превратился из проблемного закавказского региона в центр внимания международной общественности. Переговоры по статусу Нагорного Карабаха ведутся на высоком уровне ОБСЕ, в республику зачастили представители США, вопрос о дальнейшем использовании Габалинской РЛС остается открытым, отношения с Ираном стабилизировались, а 13 октября 2006 года стало известно, что Азербайджан не только в состоянии теперь обеспечивать себя топливом, но и готовится начать его экспорт в страны Евросоюза.

Эксперты отмечают, что на сегодняшний день сложилась наиболее удачная конъюнктура, позволяющая проводить Азербайджану независимую от больших государств политику. На вопросы, связанные с положением закавказской республики на мировой арене, в интервью корреспонденту "Кавказского узла" ответил политолог, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов.

- Очевидно, что Азербайджан, для защиты интересов иранских азербайджанцев и расширения собственного влияния в регионе, должен быть заинтересован в сотрудничестве с США. Как это может стратегически отразиться на российско-азербайджанских взаимоотношениях?

- Я считаю, что Азербайджан – это та страна на Южном Кавказе, которая не может позволить себе в силу объективных причин одностороннюю политику: либо принять исключительно проамериканскую позицию, либо исключительно пророссийскую. С точки зрения какой-то внутриполитической солидарности, Азербайджану гораздо ближе Россия. Вспомним парламентские выборы в республике в ноябре 2005 года. Кто первый признал их законность? Не Центральная избирательная комиссия Азербайджана, а Владимир Рушайло, бывший российский чиновник, ответственный секретарь СНГ. Совершенно очевидно, что режим "суверенной демократии" или "вертикали власти", конечно, гораздо ближе азербайджанским политикам, - российским политикам в этом смысле Азербайджан тоже близок. Достаточно вспомнить интервью "Новой газете" Модеста Колерова(1), опубликованное в 2006 году, где он назвал Азербайджан "прекрасной страной", а традиционные положительные отзывы об Армении, которую у нас называют стратегическим союзником, не озвучил(2). С другой стороны, проблема иранских азербайджанцев, сложные отношения с Ираном толкают Азербайджан в объятия Соединённых Штатов. Есть еще карабахская проблема, по которой у Азербайджана с Россией непонимание. Взаимоотношения с Арменией – тоже сложный вопрос в российско-азербайджанских отношениях. На этих основаниях у Азербайджана есть определенная заинтересованность в сотрудничестве с американцами.

Но существуют факторы, сдерживающие от слишком глубокого продвижения в сторону США. Американцы достаточно требовательны (не всегда, конечно). В отличие от Европы, они на многое закрывают глаза, - в частности, на нарушения во время тех же парламентских выборов в 2005 году. Но, тем не менее, США периодически вспоминают про демократию и права человека в Азербайджане. Это не очень удобно для Азербайджана. Перспектива американской военной кампании против Ирана также пугает Азербайджан. Высокопоставленные азербайджанские чиновники, начиная с Ильхама Алиева, много раз заявляли о том, что военный вариант решения иранской проблемы не устраивает Азербайджан. Действительно, война США с Ираном - это и экологическая катастрофа (под бомбежку попадут большие нефтехранилища и Каспий может стать зоной экологического бедствия), это беженцы, которые наводнят Азербайджан (в республике до сих пор не решена до конца проблема беженцев из Карабаха и Армении).

Поэтому Азербайджан не может быть ни пророссийским - из-за карабахской проблемы - и не может быть слишком проамериканским - из-за ситуации с правами человека, невысокого уровня демократии и возможного военного конфликта США с Ираном.

Азербайджан проводит политику "качелей" (которая в последние пару лет превратилась в политику "карусели"). За последние три года улучшились отношения Азербайджанской республики с Ираном. Достаточно сказать, что если Иран до 2004 года занимал проармянскую позицию, то последующие визиты Ильхама Алиева в Иран и Ахмадинежада(3) в Баку эту ситуацию изменили: появились заявления иранских чиновников об уважении к территориальной целостности Азербайджана и всякого рода разговоры о необходимости налаживания трансграничных отношений.

У Азербайджана неплохие отношения и с Израилем - это тоже ни для кого не секрет, хотя Израиль является врагом Ирана. То есть Азербайджан проводит достаточно осторожную, диверсифицированную политику.

- Как потенциальное военно-политическое сотрудничество между Азербайджаном и США может отразится на ситуации вокруг Нагорного Карабаха? Не приведёт ли это к возобновлению военных действий азербайджанской стороной?

- На сегодняшний момент я не вижу предпосылок для возобновления военных действий по нескольким причинам. Первая состоит в том, что на Южном Кавказе происходит региональная гонка вооружений. Пока – только обычных вооружений. Мы видим, что Азербайджан заявляет о наращивании военного бюджета, но и Армения 21 сентября 2006 год провела масштабный военный парад в честь 15-летия Дня независимости, который явился своего рода идейно-политической демонстрацией. И это возымело определенное действие.

Почитайте азербайджанских политологов, которые комментируют этот парад: там много критики по отношению к собственной власти, которая, мол, бахвалится, но не занимается реконструкцией армии. Региональная гонка вооружений отчасти сдерживает открытые военные действия. Когда вы знаете, что у вашего оппонента кольт, то свой кольт вы применять не захотите. Второй кольт уравнивает шансы. Взаимная гонка вооружений имеет аналогичный эффект. По крайней мере, у Азербайджана очевидного преимущества нет, хотя иной раз официальные лица о нём говорят, но это тоже высказывания скорее политико-идеологического характера.

Следующий момент: Азербайджан в течение многих лет активно работал в средствах массовой информации для создания образа страны, пострадавшей от армянской агрессии. Согласитесь, что введение им военных сил в зону карабахского конфликта этот имидж разрушит в одночасье. Это не в интересах Азербайджана, потому что в той же самой Америке миллионная армянская диаспора и влиятельное армянское лобби. Кстати, во время своего визита в Вашингтон в 2006 году Ильхам Алиев аппелировал к поправке № 907(4), которую, мол, хорошо было бы полностью отменить. Хотя с 1992 года утекло много воды, эта поправка существенно ревизована, а военно-политическое сотрудничество Азербайджана и Штатов существует, тем не менее, она еще остается неким фактором сдерживания.

В случае же военных действий, очевидно, что армянское лобби эффективно поработает в Европе и в США, и у Азербайджана будет не очень хороший имидж. Кроме того, кто вам сказал, что война будет блицкригом? Я, например, на сегодняшний момент не вижу предпосылок для её быстрого завершения. Значит, война будет позиционной, будут жертвы, которые неизбежно скажутся на рейтинге действующей власти. Одно дело - бахвалиться, а другое дело - реально воевать. Здесь есть много факторов, судя по которым Ильхам Алиев, как очень трезвый прагматичный квалифицированный политик, не рискнет начинать военные действия, хотя милитаристская риторика, возможно, будет нарастать. Но я думаю, что руководство Азербайджана в военных действиях не заинтересовано. Да, у кого-то могут сдать нервы, и какие-то факторы внезапности мы должны держать в уме, но вряд ли это произойдёт в реальности.

К тому же, фактор армянского лобби и американо-армянского сотрудничества тоже существует. Напомню, что, до последнего времени, второй страной после Израиля по объёмам американской материальной помощи была Армения. Конгресс США помогает и Нагорному Карабаху. Сумма там небольшая, но, тем не менее, это тоже фактор, который нельзя сбрасывать со счетов(5). Поэтому говорить о том, что США в этом вопросе твердо на стороне Азербайджана нельзя.

- В случае нарастания милитаристской риторики со стороны Азербайджана, возможна ли вероятность, что Иран окажет экономическую и военно-консулитативную помощь Армении и НКР?

- Я не думаю, что Иран будет напрямую в это вмешиваться. Честно говоря, при всей нашей демонизации этой страны, вряд ли Иран будет занимать однозначную позицию по отношении к Армении. В период карабахского конфликта тоже не все было однозначно. Можно вспомнить сбитый иранский самолет, который вызвал серьезное осложнение отношений между Ираном и Арменией. В 1991-92 гг. президентом Азербайджана был антиирански настроенный Абульфаз Эльчибей, поэтому Иран занимал проармянскую позицию. Сейчас ситуация изменилась. Не надо судить о современной ситуации по реалиям 1992 года. Сейчас всё более сложно.

- Насколько реалистична ситуация, при которой Азербайджан откажет России в продлении срока аренды Габалинской РЛС и заключит прямое соглашение с США о её совместном использовании (или, вообще, полностью сдаст внаём американцам)?

- Я не стал бы исключать этот вариант. Многое будет зависеть от позиции России. Думаю, что опять же предметом торга будет карабахская проблема. Но еще раз повторю: мне кажется, что Азербайджан все-таки будет заинтересован в двувекторных отношениях. Угроза превращения Азербайджана в авиабазу США в войне с Ираном мало кого греет в Баку. Именно это, я думаю, остановит от однозначного решения.

Азербайджан – страна, которой сложно что-то диктовать, как для США, так и для России. Чем мы можем, допустим, "прижать" Азербайджан? Вот, попыталась же Россия это сделать в начале 2005 года по вопросу поставок газа. Но это тоже самое, что блокировать Тулу в сфере самоваров и пряников(6).

У Азербайджана есть определенные ресурсы, которые позволяют, в общем-то, на фоне Кавказа чувствовать себя уверено. Да и жители республики не привыкли к райским кущам, - поэтому здесь особенных рычагов для давления на Азербайджан я не вижу.

Допустим, Азербайджан откажется продлить срок аренды Габалинской РЛС. Что может сделать Россия? Признать Карабах? Вряд ли. Поэтому лучше все заморозить как есть и ничего не менять. Американцы могут признать Азербайджан страной-изгоем? Замечательно, но когда большой Ближний Восток трещит по швам, зачем еще один враг? У Азербайджана сейчас хорошая конъюнктура и удачная линия политики. Но она хороша в условиях status quo(7). Когда этот статус начнет рушиться, тогда придется делать выбор. Но сейчас политика "качелей" абсолютно оправдана.

- Поскольку, противовесом фактору национальной идентичности может стать идентичность религиозная, то, не пойдёт ли Иран, в целях расширения своего влияния в Кавказском регионе, на тайное создание ячеек "Хезбаллы" на территории Азербайджана или северокавказских республик РФ? Чем это могло бы грозить в перспективе?

- Вопрос интересный. Я думаю, что религиозный фактор в Азербайджане важен сам по себе, без всякого Ирана. Процесс исламизации Азербайджана идёт, и есть несколько причин, которые этому способствуют. Первая причина – это отсутствие серьезной светской оппозиции. Светская оппозиция стараниями действующей власти практически разгромлена. Более того, среди лидеров светской оппозиции нет персонажей, таких как Саакашвили или Тимошенко. Все персонажи связаны либо с абсолютно провалившимся Эльчибеем, либо с людьми, находящимися в изгнании, - такими как Муталибов, Гулиев, - почти неизвестными в азербайджанском обществе. Плюс - в Азербайджане "суверенная демократия", поэтому особенно светскую оппозицию там и не пестуют. То есть налицо отсутствие светской оппозиции, но в то же время присутствие многочисленных социальных проблем.

Азербайджан - страна модернизирующаяся, что порождает расслоение общества. Баку – это город контрастов. Я был там в апреле 2007 года и могу свидетельствовать, что в столице много невероятных небоскребов, хорошие дороги, аэропорт, и все это соседствует с достаточно бедными кварталами. На улицах можно встретить людей вполне исламистской внешности. И это в Баку, - а если поехать по всей республике, я думаю, что таких контрастов будет ещё больше. К тому же, нельзя сказать, что в стране нет коррупции. Все это порождает, естественно, внутренний исламский протест. Плюс - есть разочарование в сотрудничестве Азербайджана со светскими режимами. Мол, мы посотрудничали со Штатами, и что? Поправка № 907 была ревизована, но не отменена, Карабах не сдают...

Давайте попробуем встать на исламскую точку зрения. Не зря даже вполне себе лояльный к власти глава азербайджанских мусульман шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде и то заявил недавно о том, что вполне возможно объявить Армении джихад. До того ведь карабахский конфликт всегда рассматривался в рамках националистического спора: мол, армяне захватили наши азербайджанские земли. Это не неверные, которые борются с правоверными мусульманами. Так еще конфликт не рассматривался. Для Востока кризис национализма сопровождается исламским всплеском. Так было в том же Иране, Алжире, Палестине, где на место "Фатх" пришел "Хамас" и "Исламский джихад", и в Ливане, где на месте националистов приходит "Хезболла".

Ислам – это серьёзный фактор. Процессы исламизации Азербайджана не следует связывать только с Ираном. К Дагестану это тоже имеет прямое отношение, потому что он граничит с Азербайджаном и оттуда приходит салафитское движение (у нас его называют "ваххабизмом"). Но это тоже сообщающиеся сосуды. Ваххабизм никак не связан с иранским исламом и, наоборот, не против него. То есть исламизация Азербайджана еще и многопланова. Есть религиозная интервенция через Иран, но есть и через Дагестан, - т.е. российско-дагестанский фактор тоже присутствует. Разное восприятие ислама существует и в самом Азербайджане - большинство населения шииты, но есть и сунниты.

- Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде, конечно, не аятолла Хомейни, но в Азербайджане около 70% населения, также, как и в соседнем Иране, исповедуют шиитское направление ислама. Как Вы считаете, возможна ли в Азербайджане исламская революция по типу иранской?

- Я не вижу пока предпосылок для этого. Шейх-уль-ислам в свое время говорил, что "у нас есть бог и пророк – Гейдар Алиев". Это совершенно богоборческая фраза с точки зрения мусульманина. То есть Аллахшукюр Пашазаде - не радикал. Он абсолютно "встроенный" во власть человек.

Происламские настроения среди народа бродят, но я пока не вижу сильного иранского влияния. Конечно, попытки Ирана использовать ситуацию были, но это ещё не какая-то последовательная система мер. Все-таки, есть фактор национализма, который пока полностью не утратил привлекательности. Азербайджанцы, которые проживают на территории Ирана, воспринимаются как какое-то притесняемое меньшинство, - в массовом сознании есть некие претензии к Ирану и это сдерживает процессы исламизации. Хотя я уже назвал те причины, по которым возможна исламизация даже без участия Ирана. Притом разноплановая исламизация: и с юга – с шиитской стороны, и с севера – ваххабитская.

- Способен ли религиозный фактор пересилить национальное самосознание азербайджанцев (т.н. "тюркизм") и приобрести в республике значительно более важное значение, нежели теперь?

- В обозримом будущем, я думаю, будет происходить борьба этих двух тенденций, но пока я не вижу причин, чтобы исламский фактор победил в ближайшей перспективе. В отдалённой – возможно. Я думаю, что здесь, как и в Турции, будет конкуренция идентичностей. На сегодняшний момент Азербайджан, как и другие государства Южного Кавказа, является типичным конгломератным сообществом. Борьба "светскости" и религиозности еще не закончилась, сейчас переходный период, но не будем забывать, что этот переход сам по себе может быть очень длительным.

- Возвращаясь к военной тематике, если США всё же решатся на силовую акцию против Ирана, то не станет ли Азербайджан вторым после Ирака плацдармом, с которого будет происходить вторжение американских войск?

- Думаю, что теоретически Азербайджан может им стать, - но в Баку не горят желанием в этом участвовать. Куда будет направлять ответные удары Иран? До Америки он, очевидно, не достанет, а вот Азербайджан под боком. Если что, ударить по Азербайджану Иран вполне сможет.

- Возможна ли в этой ситуации попытка Азербайджана присоединить населённые этническими азербайжданцами территории Ирана?

- Я думаю, что нет. Вспоминается публикация одного автора, который привел знаменитую легенду о Рустаме, который повитуху затянул в лоно матери(8). Так вот иранские азербайджанцы – это такой Рустам: их численность в два-три раза больше жителей самого Азербайджана. Они развивались в других условиях, это люди большей религиозной мотивации, чем прошедшие советскую школу азербайджанцы. Это народ, имеющиё другую гражданскую идентичность, - азербайджанцы, но другие. Говорить о том, что их "боевое слаживание" произойдет довольно быстро, я бы не стал.

- В случае возникновения военного кризиса вокруг Ирана не затронет ли это российский Северный Кавказ - в плане активизации действий НВФ и обострения религиозных и политических противоречий?

- Это маловероятно. Ведь Иран никогда открыто не поддерживал исламистов на Северном Кавказе. Я общался на эту тему с сотрудниками иранского посольства, с иранскими учеными. Все-таки ваххабитское движение не считается "своим" в Иране. Другой вопрос, что таковым его считают разные террористические группировки, которые поддерживают Иран по всему свету, та же "Хезболла", которая отходит от узко шиитского догматизма, пытаясь претендовать на роль общеисламских структур, защищающих правоверных в целом. Я не вижу прямой связи Ирана и кавказских незаконных вооруженных формирований. Всё-таки слишком по-разному они понимают ислам.



С Сергеем Маркедоновым беседовала собственный корреспондент "Кавказского узла" Александра Кондрашева
Самир
Интересная статья, Сабир спасибо. Однако мне кажется, что автор не совсем владеет или понимает ситуацию в Азербайджане, особенно что касается религии. Он был только в Баку и по Баку (по 2 млн. человек из 8-ми) судит о всей стране и всем населении.
Masalli
Лейла Алиева: «Изменения в отношениях между Россией и Азербайджаном не будут ни радикальными, ни кардинальными»


Назначение на пост премьер-министра России профессионала свидетельствует о том, что идет подготовка к очередным президентским выборам.

Такую мысль высказала политолог Лейла Алиева, передает Bakililar.AZ со ссылкой на «Новости - Азербайджан».

По ее мнению, Путин, приведя профессионала с позитивным характером на пост премьер- министра, готовит себе замену.

«Несмотря на то, что режим Путина не либеральный, он хорошо понимает, что если к власти не придет профессионал, то обществу и стране будет очень трудно идти вперед»,- отметила она.

Говоря о влиянии произошедших кадровых изменений в России на взаимоотношения двух стран, Алиева отметила, что каждое изменение привносит что-то новое в эти отношения. «Они не будут ни радикальными, ни кардинальными. Если к власти в России придут профессионалы, то отношения между Азербайджаном и Россией станут еще лучше», - сказала политолог.

Отвечая на вопрос, почему аналогичные изменения не происходят в Азербайджане, Алиева сказала, что главе государства легко управлять, работая с этими кадрами, поэтому нет необходимости в каких-либо изменениях. Для руководителя страны является нормальным факт смены правительства. «Если он этого не делает, значит, эти кадры не создают для него проблем».

«С другой стороны, стабильная ситуация в стране, образовавшаяся за счет нефтяных ресурсов, в некоторой степени принимается мировым сообществом. Поэтому нет необходимости в смене правительства».

Политолог считает, что негативные последствия долгого отсутствия изменений в правительственных кадрах мы почувствуем в будущем. «Есть такие проблемы, которые нельзя решить только за счет нефтяных средств. Нельзя за счет нефтяных средств долгое время сохранять стабильность»,- отметила она.

Bakililar.az
Masalli
Сергей Глазьев: «Азербайджанцев в Москве намного больше, чем в Брюсселе»

Как сообщает АзерТАдж, многие российские политики уверены, что после смены правительства в Российской Федерации курс по отношению к Азербайджану не изменится.

Депутат Государственной Думы Сергей Глазьев заявил, что курс нового правительства России по отношению к Азербайджану не изменится, а будет продолжаться в таком же плане.

По его мнению, вопрос российско-азербайджанских отношений больше зависит от Азербайджана, потому что, как многократно декларировалось в решениях по созданию единого экономического пространства, все эти интеграционные формы открыты для всех государств постсоветского пространства.

Сергей Глазьев считает, что Азербайджан также может в любую минуту присоединится к идее создания единого экономического пространства, так же как это сделал Узбекистан и Таджикистан.

По словам парламентария, большинство азербайджанцев как граждан, находящихся в этой стране, заинтересованы в более тесной экономической интеграции. «Для этого достаточно походить по Москве и посмотреть на граждан города Москвы, азербайджанцев в Москве намного больше, чем в Брюсселе, поэтому это отвечало бы интересам народа Азербайджана», заявил С.Глазьев.

Смешной какой...С каким городом сравнил Москву laugh.gif
Терпеливый
Сергей Марков: «…Прекратите развивать ГУАМ, поддерживать антироссийские политические режимы, и поддержка России Азербайджану обеспечена. У нас все очень просто, как вы к нам, так и мы…»

14 Сентября 2007 - Day.Az



Эксклюзивное интервью Day.Az с советником и ведущим аналитиком Кремля, директором Института политических исследований России Сергеем Марковым.

- Российские СМИ сегодня открыто пытаются усилить националистические тенденции в Азербайджане. При этом следует учесть, что за крупными российскими изданиями стоят люди Кремля. С чем связаны нападки российской прессы?

- Все это началось достаточно давно. Власти Азербайджана выбрали себе в качестве главного союзника – США, соответственно азербайджанское правительство все более последовательно выступает в русле американской политики.

Одним словом, Азербайджан становится кавказской Турцией. Политические дивиденды от проекта Баку-Тбилиси-Джейхан для Азербайджана где-то оправданы. Проект не выгоден России, но он нужен Соединенным Штатам.

Что касается ГУАМ. Вступление Азербайджана в эту организацию и активное участие в ней является откровенно антироссийским действием.

Помимо этого, поддержка Азербайджаном усилий враждебных России стран обсудить в Генеральной ассамблее ООН вопрос о поддержке Москвой сепаратистских режимов на постсоветском пространстве также направлено против РФ.

Но это еще не все. Азербайджанские власти также открыто поддерживают резко недовольный Россией тбилисский режим. Антироссийские настроения в азербайджанской политике соответственно привели к росту антиазербайджанского настроения в российской элите, что тесным образом трансформируется в средства массовой информации.

Если раньше в России о недостатках в Азербайджане умалчивали, оказывая поддержку, то сегодня это уже не так. Вспомним поддержку Кремля во время выборов. В тот период Россия всей своей мощью оказала поддержку азербайджанским властям в противостоянии попыткам оранжевой революции в стране.

Сегодня ситуация изменилась. Азербайджанское руководство слишком уверено в том, что американцы им помогут во всем. Поэтому Москва заняла четкую позицию в отношении Баку. И все это, к сожалению, приводит к росту непонимания между Россией и Азербайджаном, что, в свою очередь, в различных формах трансформируется в СМИ.

Мы являемся сторонником максимально теплых отношений. Объективные интересы диктуют сторонам необходимость в добрососедских отношениях. И мы должны для этого сделать все. Насколько нам удастся достичь теплых отношений – вопрос остается открытым.

- Но не стоит все-таки забывать, что разжигая в Азербайджане этнический конфликт, определенные силы в Кремле тем самым, подыгрывают экстремистам в собственной стране, прежде всего на территории Северного Кавказа. Здесь можно отметить, затяжной конфликт в Чечне, этнические конфликты в многонациональном Дагестане, Карачаево-Черкесии, между Северной Осетией и Ингушетией…

- Это не так. Россия никоим образом себя под удар не ставит. Таких проблем в России нет, потому что это страна, где этнические нацменьшинства чувствуют себя комфортно. Можно говорить о недостаточно хорошей жизни нацменьшинств.

- Тогда можно поставить вопрос иначе. Что должен сделать Баку¸ дабы заполучить стопроцентную поддержку Кремля по всем злободневным вопросам, в частности, и по нагорно-карабахскому конфликту?

- В первую очередь прекратите развивать ГУАМ, поддерживать антироссийские политические режимы, и поддержка России вам обеспечена. У нас все очень просто, как вы к нам, так и мы.

- Но не исключено, что обострение отношений между Москвой и Баку связано и с энергетической борьбой между США и Россией. Ведь и Азербайджан втянут в это противостояние, как страна, обладающая собственными энергоресурсами и, как страна, расположенная между Азией и Европой…

- Да. Этот фактор играет немаловажную роль в похолодании отношений между Россией и Азербайджаном. И будет правильно, если Баку займет нейтральную позицию.

- Вы считаете, что Баку не нейтрален? Но согласитесь, что любое государство в первую очередь заботиться о собственных национальных интересах…

- Сегодня Азербайджан не нейтрален. Баку находится в плотной связке с США.

- Почему Москва называет Ереван «стратегическим союзником», а Баку «стратегическим партнером»? В чем разница?

- Да потому, что на территории Армении размещены российские военные базы. Помимо этого, Ереван поддерживает Москву во всех международных организациях, а также входит в ОДКБ, ЕврАЗЕС.

У нас с Арменией нет особых проблем, которые есть с Азербайджаном.

Эмин Алекперов
Day.Az


P.S- Вот только почему то, не хотят говорить, что Армения всегда использовалась против нас.
Я уверен, что как только Россия поставит стоп армянам, которые умело используют Россию, при этом все думают, что одна Россия использует Армению, многое изменится в лучшую сторону.
Keb_ab
Цитата(Терпеливый @ 17.09.2007, 17:17) *


P.S- Вот только почему то, не хотят говорить, что Армения всегда использовалась против нас.
Я уверен, что как только Россия поставит стоп армянам, которые умело используют Россию, при этом все думают, что одна Россия использует Армению, многое изменится в лучшую сторону.


И когда этот день настанет?
Самир
Цитата(Keb_ab @ 18.09.2007, 13:32) *
И когда этот день настанет?
Когда Россией будут управлять абсолютно бездарные дипломаты.
Keb_ab
Цитата(Самир @ 18.09.2007, 16:34) *

Когда Россией будут управлять абсолютно бездарные дипломаты.


Т.е. в ближайшие 100 лет нам в этом вопросе не светит?
smile.gif
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2011 Invision Power Services, Inc.
|