IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> МЕДИЦИНA В ДРЕВНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Ive
сообщение 16.01.2006, 18:38
Сообщение #1


потому!
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,033
Регистрация: 07.10.2005
Из: рай
Пользователь №: 415



Медицина в Азербайджане имеет древнюю историю, уходящую корнями вглубь тысячелетий. История врачевания в нашей стране имеет почти столь же древние корни как и медицина Древнего Египта и Шумера. Дело в том, что медицина - неизбежный спутник цивилизации, а высокоразвитая цивилизация в Азербайджане существует как минимум с IV тысячелетия до нашей эры - именно столько лет первым азербайджанским земледельческим поселениям в Гюльтепе, Мингечауре и Ханларе. Уже в те далекие времена местные врачеватели умели проводить очень сложные хирургические операции. Об этом свидетельствует обнаруженный на территории Азербайджана человеческий череп со следами трепанации, датированный IV тысячелетием до нашей эры. Напомню, что наиболее знаменитые медицинские папирусы древнего Египта были созданы лишь тысячелетием позже.
Историю развития медицины в Азербайджане можно четко разделить на четыре периода развития: первобытный, древнейший, эллинистический, средневековый исламский и современный. В настоящей статье мы попытаемся вкратце рассказать о первых трех этапах.


<H4 style="MARGIN: 10px 5px; TEXT-INDENT: 1px; LINE-HEIGHT: 150%" align=center>ШАМАНИЗМ И ДРЕВНЕЙШАЯ МЕДИЦИНА</H4>IPB ImageВ доисторические времена медицина древнего Азербайджана существовала в форме народного врачевания, опыт которого передавался из уст в уста. В далеком прошлом врачевание осуществлялось шаманами, жрецами и первыми профессиональными целителями. Основными методами лечения были магия и шаманизм. Шаманы, которых предки азербайджанцев и других тюркских народов называли словом 'гам' или 'кам' (отсюда происходит и слово 'камлание'), практиковали специальную лечебную музыку и танцы ('гам ойуну'), а также психологическое воздействие на пациента (внушение, гипноз). В качестве элемента психологического воздействия использовались различные струнные, духовые и ударные инструменты, в том числе шаманский бубен. Элементы подобного лечения до сих пор сохранились у некоторых тюркских народов Сибири и горного Алтая.
Еще с древних времен предки азербайджанцев, тюрки огузы, использовали в лечебных целях множество дикорастущих растений. Одним из тюркских названий лекарства было 'ота' (от слова 'от' - трава). Народные лекари, являвшиеся хранителями медицинских знаний и традиций, именовались 'отачи', т.е. 'травники'. В тюркском героическом эпосе 'Книга деда моего Горгуда' описана сцена лечения раненого бойца лекарственными травами: 'Исцелит тебя горный цветок и молоко матери - говорил Горгуд. Как сказал он эти слова, сорок стройных дев побежали, горных цветов нарвали... Молоко смешали с горным цветком, к ранам юноши приложили... Врачевателям юношу поручили'. Несмотря на то, что этот эпос был впервые записан в средние века, он повествует о далеких доисламских временах и языческом прошлом азербайджанского народа.
Тюрки Азербайджана почитали и обожествляли растения, у них был распространен культ богини воды, трав и деревьев. Оленг, которую считали женой верховного бога Тенгри-хана или равной ему богиней. Оленг считалась покровительницей врачей, рожениц и маленьких детей. В начале весны тюрки устраивали пышные празднества в честь этой богини, во время которых сжигали полынь и другие лекарственные растения. Еще с глубокой древности тюрки верили в то, что душа ребенка зарождается в растении или цветке и лишь потом переходит в чрево матери. Герой эпических легенд, шаман и целитель Горгуд в одном из мифов рассказывает о своем рождении так: 'Я вышел из цветка, попал в чрево матери, родился от сероглазой девушки дива (сказочное сверхъестественное существо)' ('Книга Отца Моего Коркута', перевод Аллы Ахундовой, Баку, 1989).


<H4 style="MARGIN: 10px 5px; TEXT-INDENT: 1px; LINE-HEIGHT: 150%" align=center>НАСЛЕДИЕ ШУМЕРА</H4>Еще в III-II тысячелетиях до н.э. жители древнего Азербайджана наладили тесные контакты с древним Шумером и Аккадом. В эту эпоху на территории Южного Азербайджана возник мощный племенной союз кутиев, на сто лет установивший свое владычество над всем Междуречьем. В течение этих ста лет происходил активный культурный взаимообмен между племенами древнего Азербайджана и жителями Месопотамии. В этот период кутийская аристократия познакомилась с древневавилонскими медицинскими текстами, а вавилоняне импортировали лекарственные растения с высокогорных лугов Азербайджана.
Какие лекарственные растения были популярны в Азербайджане III-II тысячелетиях до нашей эры? Лекарственные средства того периода можно разделить на две категории. Во-первых, это были лекарственные травы, минералы и средства животного происхождения, импортировавшиеся в Азербайджан из Междуречья Тигра и Евфрата, во-вторых - лекарственные растения, издревле применявшиеся местным населением Азербайджана. Несколько слов о лекарственных средствах, поступавших в древний Азербайджан из стран Междуречья. Врачи того периода широко использовали для припарок и компрессов хвои сосны и пихты.IPB Image Считалось, что эти компрессы вытягивают гной и исцеляют раны. В медицинских целях использовали также алоэ древовидное, плоды граната и белену черную. Отвар кожуры, цветков и коры корней граната был известен как средство от поноса. Напомним, что кожура граната используется в народной медицине Азербайджана с той же самой целью и поныне. Широкое использование шафрана в народной медицине Азербайджана также восходит корнями к медицине древнего Шумера и Вавилона. Шафран использовался как тонизирующее и улучшающее аппетит средство (Мухаммед Мумин. 'Подарок правоверным'. 1669. Рукопись из коллекции Института рукописей НАН Азербайджана, с.445)
Жители древнего Азербайджана импортировали из Шумера также масло кунжута. Даже современное научное название этого растения Sesamum происходит от шумерского 'шем-шем' или 'сем-сем' (Муравьева Д.А., Гаммерман А.Ф. Тропические и субтропические лекарственные растения. Москва, Медицина, 1974, с.35). Кунжут использовался как легкое слабительное и кровоостанавливающее средство. Завозили сюда из Междуречья и плоды финиковой пальмы, косточки которой применялись против глистов. Очень популярны были также представители семейства луковых (чеснок, лук репчатый и лук порей), из которых готовили притирания и компрессы против инфекционных заболеваний кожи и мягких тканей. Широко применялись на всем Ближнем Востоке, в том числе и в Азербайджане, представители зонтичных (кориандр, фенхель, укроп), а также крестоцветные (капуста, горчица и редис). В основном, их использовали для улучшения аппетита и пищеварения. Медицинское применение находили также бобовые (горох, чечевица) и злаки (ячмень, пшеница), а также лен и кунжут. (Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. Москва, Наука, 1990, 319 стр.)


<H4 style="MARGIN: 10px 5px; TEXT-INDENT: 1px; LINE-HEIGHT: 150%" align=center>МЕДИЦИНА ОГНЕПОКЛОННИКОВ</H4>Информация о лекарственных средствах и медицине древних азербайджанцев содержится в древнейшем памятнике литературы народов Азербайджана и Ирана, священной книге огнепоклонников зороастрийцев 'Авесте' (I тыс. до н.э.). Оценивая роль 'Авесты' в нашей культуре следует помнить, что Азербайджан являлся одним из центров зороастрийской религии и верховный храм огнепоклонников Азергушнасп, служивший своеобразным 'Ватиканом' для последователей Заратуштры всего мира, находился именно в городе Газака (Шиз) в Южном Азербайджане. Почти все древние и средневековые источники называют Азербайджан родиной пророка Заратуштры. Например, знаменитый арабский историк Якут ал-Хамави (1179-1229 гг.) писал: 'Урмия - большой древний город в Азербайджане. Это, как утверждают, родина Зардушта (Зороастра), пророка огнепоклонников... Шиз - один из округов Азербайджана. Там имеется весьма почитаемый храм огня, от которого зажигаются огни огнепоклонников на Востоке и Западе... Другие передают, что в Шизе был храм Азершаха, весьма почитаемого у огнепоклонников, куда вступившие на престол цари ходили пешими' (Якут ал-Хамави. Муджам ал-Булдан (Географический словарь стран). Баку, 'Элм',1983 стр.12, 28-29).
IPB Image Из 'Авесты' следует, что еще в I тыс. до н.э. древние азербайджанцы имели определенные знания в области анатомии. Позвоночник считался 'столбом и источником жизни', в котором вырабатывается сперма. Исключительно важное значение придавалось костному мозгу, который считался местом пребывания жизни. Медицина в 'Авесте' определяется как искусство сохранять тело в здоровом состоянии. Основными способами лечения были психотерапия, лекарственные травы и хирургия. В 'Авесте' сказано следующее: 'У врача есть три оружия: слово, травы и нож'. Наиболее искусным считался врач, лечащий словом и внушением. ('Авеста'. Священная книга зороастрийского учения. Тегеран, 1967, с.47).
Согласно 'Авесте', первым врачом на Земле был Трита. Этот врач изобрел первые противоядия и лекарства и разработал основные методы лечения, включая хирургию. Согласно преданию, бог добра Ахура Мазда (Ормузд) ниспослал ему с неба 10 000 лекарственных растений, которые прежде росли вокруг дерева вечной жизни. Кроме того, Трита считался одним из первых жрецов хаомы (ритуального опьяняющего напитка). Поскольку хаома воспринималась как источник жизни и здоровья, так и ее первый жрец считался первым врачом.
Считалось, что волшебное растение 'хаома' (до сих пор точно неизвестно о какой траве идет речь) растет только в Азербайджане. Среднеазиатский ученый девятого века Абу Рейхан Бируни писал: 'Маги считают, что это растение без стебля. Оно растет в Азербайджане в таких местах, куда никто не может добраться.' (Абу Рейхан Бируни. Собрание сочинений. Т.4, Ташкент, ФАН, 1974, с.873). Напомню, что 'магами' в древнем Азербайджане называли не волшебников и чародеев, а наследственную касту зороастрийских жрецов из мидийского племени 'магов', которые занимались также и лечением. Само слово 'маг' перешло в европейские языки из древнеазербайджанского (мидийского) языка.


<H4 style="MARGIN: 10px 5px; TEXT-INDENT: 1px; LINE-HEIGHT: 150%" align=center>ПЛАТА ЗА ЛЕЧЕНИЕ</H4>В священной книге древних азербайджанцев постулируются взаимоотношения между врачом и пациентом, включая размер платы за лечение. В 'Авесте' указано какую плату может получить врач за ту или иную услугу. В те далекие времена денег еще не было и оплата осуществлялась натурой, то есть различными предметами и продуктами. Любопытно, что при определении оплаты принимался во внимание уровень материального благосостояния больного. Глава семейства среднего достатка отдавал за хирургическое лечение одну голову крупного рогатого скота, в то время как представитель родовой знати за ту же услугу платил колесницей с четырьмя лошадьми. Плата за оперирование жен также зависела от материального достатка их мужей: врач получал ослицу, либо корову, либо кобылу, или верблюдицу.

<H4 style="MARGIN: 10px 5px; TEXT-INDENT: 1px; LINE-HEIGHT: 150%" align=center>ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ</H4>IPB Image

В те времена, когда человечество еще ничего не знало о микробах, азербайджанцам было присуще зачаточное представление о невидимых возбудителях заболеваний. Считалось, что мельчайшие болезнетворные частицы создаются и распространяются богом зла Ангра Майнью (Ахриманом), который породил 99 999 болезней. Поэтому, каждый человек был обязан бороться с болезнями, антисанитарией и тому подобными вещами как со злом. Огромное значение зороастрийцы придавали личной гигиене. В IV веке до н.э. в государстве Атропатена (Южный Азербайджан) загрязнение источников воды, колодцев, рек, почвы считалось тяжким преступлением и каралось смертной казнью. Государственные чиновники внимательно следили за чистотой окружающей среды. Для улучшения микроклимата и борьбы с 'нездоровым воздухом' практиковалось воскурение благовоний - мирры и ладана, а также окропление помещений ароматическими составами из розы, фиалки и других растений.
Любой труп считался нечистым и прикосновение к нему запрещалось. Тела умерших изолировались в специальных погребальных сооружениях, именовавшихся 'Башнями Молчания', куда могли входить лишь жрецы в специальных перчатках и матерчатых масках на лице. Это ограничивало распространение болезнетворных микробов и значительно снижало масштабы эпидемий.


<H4 style="MARGIN: 10px 5px; TEXT-INDENT: 1px; LINE-HEIGHT: 150%" align=center>СИНТЕЗ ВОСТОЧНОЙ И ГРЕЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ</H4>Медицина древнего Азербайджана повлияла на развитие науки в древней Греции. Учение Гиппократа (IV в. до н.э.) о том, что мир состоит из четырех элементов (огня, воздуха, земли и воды) было заимствовано им у древних азербайджанцев и иранцев. Точно так же, древние греки позаимствовали у народов Востока идею о том, что человеческий организм состоит из четырех элементов: слизи, желчи, черной желчи и крови. Позже эта доктрина получила известность как 'гуморальная теория Галена'. Известный немецкий востоковед Г.Э. фон Грюнебаум, отмечая роль зороастризма в развитии древнегреческой цивилизации, писал, что восточная мудрость, воспринятая греками и византийцами 'опиралась на общечеловеческое согласие и впервые была провозглашена Зороастром мидийцам, персам и большинству других древних народов Азии, и в ней высшим провозглашается достоинство интеллекта, развитие наук' (фон Грюнебаум Н. Основные черты арабо-мусульманской культуры. Москва, Наука, 1986, с.94)
Древние греки заимствовали у предков азербайджанцев и множество лекарственных средств. В эллинистическую эпоху немало греческих врачей работало на территории Мидии (древнего Азербайджана). К их числу относится Эразистрат (IV в. до н.э.), греческий врач из египетского города Александрии, который часто навещал столицу Великой Мидии город Эктабаны, где знакомился с опытом древнеазербайджанской медицины. Именно в Александрийской академии происходил процесс обогащения древнегреческой медицины элементами, заимствованными из медицинской практики народов Востока. (История древнего мира. Часть 2: Греция и Рим. Под ред. А.Г.Бокщанина. - Москва, Просвещение, 1982, с.164).
В качестве примера можно привести лекарственные кашки Галена (I в. д. н.э.) - смеси лекарственных трав, пряностей, вина и меда. Прообразом этих лекарственных кашек послужили 'гувариши' - лекарственные составы широко распространенные в древнем Азербайджане, Иране и Индии и позже ставшие известными греческим врачам (Мухаммед Мумин. Подарок правоверных. 1669. Рукопись из коллекции Института рукописей НАН Азербайджана, с.197).
Таким образом, анализ исторических источников доказывает, что медицина в Азербайджане имеет очень древние корни, а врачи древнего Азербайджана не только внесли вклад в формирование Восточной медицины, но и способствовали развитию медицины в древней Греции.




Фарид Алекперов,
доктор исторических наук, заведующий отделом перевода и информации
Института рукописей им. М.Физули НАН Азербайджана


--------------------
Свободу Национальному Герою Азербайджана Расиму Акперову




Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 10.12.2011, 16:12
Администрация форума Вirlik не несёт ответственности за сообщения и размещенные материалы на форуме.
Всё написанное является частным мнением независимых пользователей форума.