IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Ковровое искусство в Азербайджане
Ive
сообщение 17.11.2005, 19:53
Сообщение #1


потому!
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,033
Регистрация: 07.10.2005
Из: рай
Пользователь №: 415



IPB Image

IPB Image


История коврового искусства в Азербайджане зародилась давно, еще в бронзовом веке. Именно в эту эпоху ковер стал неотъемлемым предметом обихода древних жителей этой страны, воплощая в себе эстетику гармонии, идеи, художественный вымысел, полет фантазии, четкость изображения, всю цветовую гамму окружающей природы.

IPB Image

Еще в V веке до н.э. греческий философ Ксенофонт указывал, что иранцы заимствовали обычай изготовлять и пользоваться коврами у далеких предков азербайджанцев – мидян. А античный историк Геродот оставил потомкам сведения о том, как на Кавказе изготовлялись применявшиеся в ковроткачестве растительные краски, обладающие большой прочностью и красивейшими оттенками. Начиная с VI века н.э. исторические и литературные памятники дают обширные и ценные сведения об азербайджанском ковре.

IPB Image

Восторженные высказывания о величайшем разнообразии, искусстве выделки, редкой красоте средневековых азербайджанских ковров часто можно встретить в трудах албанского историка Моисея Каланкатуйского (VII век), арабских авторов Масуди, Табари, Аль-Мукаддаси, Ибн Хаукаль, Аль-Истахри (IX-X века). Особо выделяется в их статьях тема выделки тонких высококачественных безворсовых ковров и ковровых изделий.

В VIII-XV веках азербайджанские ковры превратились в один из основных товаров, вывозимых с Кавказа на Запад. Как символ роскоши и причастности к высокой культуре они запечатлены на многих картинах великих художников Европы. Например, ковер "Зейва" вписан в картину "Мадонна Каниника" голландского живописца Яна ван Эйка (XV век), итальянский художник эпохи Возрождения Пинтурикью в "Сцене из жизни Энея" изобразил ковер "Гянджа" Газахской зоны, нидерландский художник XV века Ганс Мемлинг дал изображения азербайджанских ковров сразу в нескольких своих произведениях, в том числе в известном триптихе, посвященном Деве Марии.

Особый, "золотой век", прожил азербайджанский ковер в XVI веке, с образованием государства Сефевидов, когда на престол взошел шах Исмаил Хатаи. Поэт, историк, философ, шах Исмаил покровительствовал музам: в годы его правления в стране наивысшего расцвета достигли музыка, поэзия, архитектура, различные виды народно-прикладного искусства, в том числе и ковроделие. Художники-миниатюристы, каллиграфы того времени сыграли огромную роль в формировании школы азербайджанского орнаментального искусства, которая позднее оказала огромное влияние на Восток и создала единый, т.н. "тебризский стиль".

С середины XIX века азербайджанскими коврами могли любоваться тысячи посетителей различных выставок, проводившихся во всем мире. И уже на первых международных Тифлисских выставках 1850 и 1857 года уникальные изделия азербайджанских мастеров были удостоены призов. В истории азербайджанского ковра важную роль сыграли Московская политехническая выставка 1872 г. и Всероссийская выставка промышленности и искусства 1882 г., на последней из которых, в частности, экспонировались ковры и вышивки, созданные знаменитой поэтессой Хуршуд Баку Натаван. Эти и многие другие выставки принесли азербайджанскому ковру всемирное признание, славу и награды – золотые, серебряные, бронзовые. А ныне азербайджанские ковры стали достоянием величайших музеев мира, частных коллекций…

IPB Image


Художественные традиции

Любой вид искусства имеет свои технологические особенности, тип, стиль, жанр, школу, и конечно, всех этих особенностей не избежал и азербайджанский ковер, включающий две яркие, неповторимые группы – безворсовые и ворсовые ковры.

Безворсовые ковры именуются еще "коврами быта", обыденной жизни и деятельности народа. Это палас, килим, джеджим, шадде, варни, зили, сумах – представляющие собой как бы начальный этап развития ковроделия, когда ковры создавались путем простого продевания и обвязывания нитей основы и утка. Ворсовые же ковры наиболее сложны по технике вязания: они создаются с помощью узловязания способом – "тюркбаф", открывающим широкое поле деятельности для узоров, сочетания цветов, сюжетов. Именно ворсовые ковры, вобравшие в себя всю красоту окружающего мира, мастерство и вдохновение мастера, и сегодня ткутся разных размеров: малые – халча, гяба, намазлыг, тахт-усту, дошанак и крупные – даст халы, гяба, каждый имеет определенное значение. При этом эстетический принцип азербайджанского ковра вложен в плоскостное решение "картинок", ритмику рисунка, традиционность членения на центральное поле и бордюр, лаконичную геометрию элементов, и все это – во все разнообразии форм, мотивов, художественных идей.

В Азербайджане всегда существовали локальные школы ковроткачества, и школы эти всегда взаимно влияли, обогащали друг друга. В наше время выделяется семь признанных ковровых школ: Бакинская, Губинская, Ширванская, Гянджинская, Газахская, Карабахская и Тебризская. Губинские ковры "Пирябедиль", "Гымыл", "Сырт-чичи" поражают тонкостью выделки и мелким растительным рисунком, убористой цветовой гаммой ярчайших красок, ширванские "Мугань", "Табистан", "Шильян" больше тяготеют к наиболее древним композициям, со строгой идеей ритма и спокойным, монументальным колоритом. Гарабахские ковры "Ханлыг", "Малыбейли", "Лямпа" вбирают в себя мастерство композиции, изобретальность фантазии, красочность колорита, а бакинские "Хили-бута", "Новханы", "Фатмаи" привлекают тонким рисунком и сложнейшим орнаментом. В грубошерстных, с бархатистым переливом коврах Гянджи и Газаха "Фахралы", "Шихлы" и "Борчалы" – крупные стилизованно-упрощенные геометрические построения, в тебризских "Сараби", "Афшан", "Лечек-турундж" – декоративная вязь орнамента, круговые и спиральные формы декора, создающие образ вечной гармонии мира.


IPB Image


Более древнюю историю, чем орнаментальные изделия, имеют сюжетные ковры Азербайджана, темы которых черпались из самой жизни, вдохновлялись прекрасной природой, были тесно связаны с самим укладом, бытом, традициями, социально-историческими процессами. "Содержание" ковров этого типа столь же многообразно, как и сюжеты романов, созданных на протяжении веков. Самые древние по происхождению мотивов и образов это "Овчулуг" – охотничьи ковры, наиболее стойкие в декоративном искусстве Азербайджана. Славятся и ковры с традиционными мотивами восточной классической литературы, излюбленными мотивами которых и по сей день остаются темы и сюжеты произведений великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви.


--------------------
Свободу Национальному Герою Азербайджана Расиму Акперову




Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 12.12.2011, 01:29
Администрация форума Вirlik не несёт ответственности за сообщения и размещенные материалы на форуме.
Всё написанное является частным мнением независимых пользователей форума.