Помощник
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
"Чей город - Дербент?" |
t-rex |
27.10.2005, 15:59
Сообщение
#61
|
Знаток Группа: Пользователи Сообщений: 154 Регистрация: 14.04.2005 Пользователь №: 63 |
ДЕРБЕНТ ПРОТИВ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ
В Дербентском районе Дагестана, где компактно проживают азербайджанцы, против наших соотечественников подготавливаются диверсионные планы. Об этом Дагестанскому бюро АПА в эксклюзивном интервью сообщил один из представителей интеллигенции города Дербент, пожелавший остаться неизвестным. [img]http://www.chernovik.net/2005/32/images/foto03.jpg[/img] На фото: мэр г.Дербент, Феликс Казиахмедов По его словам, теми, кто совершил нападение на дербентскую мечеть «Джума» 9 апреля текущего года, дирижировали лезгинские националисты и армяне (Дагестанское бюро АПА в информации, распространённой в связи с этим событием, сообщала со ссылкой на некоторые источники, что за этой диверсией стоит глава городской администрации Дербента, лезгин Феликс Казиахмедов (на фото)). «Лезгинские националисты уже близки к тому, чтобы захватить город. Они уже частично добились того, чего хотели. В ходе последней переписи местного населения численность азербайджанцев и лезгин искусственно было уравнена. Приверженцы идеологии «Садвала» прибегают ко всем средствам, чтобы доказать, что Дербент является древней лезгинской землёй». В 1992 году Дербентский заповедный музей возглавлял еврей. После него на эту должность был назначен азербайджанец. Но лезгинские националисты не смирились с этим и добились назначения на эту должность националиста Назима Кязымова, приехавшего сюда из Санкт-Петербурга. В настоящее время заповедником, в который входит также и Нарынгала, руководит именно этот человек. Назим Кязымов является автором одной из книг антиазербайджанского толка. В этой книге, которая была неофициально распространена в Южном Дагестане, нашли своё отражение клеветнические выступления против Азербайджана. Автор утверждает, что древняя Дербентская крепость была построена лезгинами. Самым печальным является тот факт, что эта книга хранится также и в музее, где её демонстрируют зарубежным гостям. Недавно Назим Кязымов издал ещё одну книгу антиазербайджанского характера. Не исключено, что эти книги переправляются и в Азербайджан. По словам представителя дербентской интеллигенции, против дербентской мечети «Джума» готовится ещё одна диверсия. В мечеть хотят назначить двоих имамов. Один из них должен быть шиитом, а другой – суннитом. Те, кто добиваются этого, прекрасно знают, что 95% населения древней дербентской земли составляют азербайджанцы, которые не согласятся с процессами, происходящими в мечети «Джума». Готовящие вахаббитов для совершения нападения на мечеть прекрасно понимают, чем это может обернуться для азербайджанцев. Наш собеседник коснулся и другого интересного вопроса: «Дербент внесён в список древних городов и исторических памятников ЮНЕСКО. Название Дербента числится среди самых древних городов мира. Самым страшным является то, что лезгинские националисты рука об руку с армянами представляют древний АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ город ЮНЕСКО в качестве древнего ЛЕЗГИНСКОГО. Исторически считалось так, что когда у какого-то народа отнимали его крепость, то этот народ считался побеждённым. Наверное, это сравнение было бы неуместным, но Нарынгала Дербента, находящаяся на территории России, в которой компактно проживают азербайджанцы, находится сейчас в чужих руках.» В ходе беседы стало известно, что в Дербенте тайно функционирует армянская община: «Одним из её активистов является пенсионер, бывший учитель Аркадий Казарян. Армяне тайно добиваются того, чтобы натравить другие народы на азербайджанцев и добиться их депортации. На самом деле, планы совершаемых против азербайджанцев деяний составляются в Ереване». А активисты «Садвала», стремящиеся создать самозванное государство, получают материальную и моральную подпитку из Армении. Интересно, что 15 июля в рамках визита в Дагестан президент России Владимир Путин побывал также и в Дербенте. Среди встречающих его был и лезгинский националист Назим Кязымов. После дагестанского визита В. Путин подписал специальное распоряжение относительно статуса города Дербента. Согласно этому распоряжению, в Дербент будут вложены инвестиции как в древний и исторический город. Естественно, что эти деньги попадут в руки Феликса Казиахмедова, Назима Кязымова и других националистов. А они хорошо знают, на какие цели будут расходовать эти деньги. Наш собеседник утверждает, что идеологическим центром лезгинских националистов является Южно-Дагестанский университет, находящийся Дербенте. Этот вуз, ректором которого является профессор Нариман Османов, служит колыбелью антиазербайджанских идей. Немало и тех, кто приезжает сюда из Азербайджана и обучается здесь. Многие покупают диплом университета за деньги. Специальная группа людей набирает в северном регионе Азербайджана студентов для этого университета. Они прекрасно знают, что этот университет является не только очагом образования. Достаточно сказать только то, что в Южно-Кавказском университете преподавание ведется по книге «Кавказская Албания – Лезгистан», автором которой является лезгинский националист, известный в качестве ярого врага Азербайджана, идеолог «Садвала» Гаджи Абдурагимов. Именно в этом университете ведётся серьезная пропаганда против нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. В связи с вышесказанным, Дагестанское бюро АПА обратилось к председателю общества «Азери», функционирующему в Дербенте, Зейналу Бабаеву. Он также подтвердил большую часть сказанного: «После включения Дербента в список древних городов ЮНЕСКО ежегодно в городской бюджет поступает огромная сумма денег. Интересно, что эти средства расходуются, в основном, на территорию Нарынгала и нижнюю часть города. А на те кварталы, где находятся древние кладбища, мечети, бани, дома, и где компактно проживают азербайджанцы, не выделяется ни копейки. Нужно принять во внимание, что Дербент, начиная с крепости и до моря (с запада на восток), разделен на 9 кварталов. В том, что Дербент был включён в список древних городов ЮНЕСКО большую роль сыграла старая часть города. Как может быть, чтобы эти территории остались без присмотра? Здесь существуют другие интересы. Я намерен отправиться в Азербайджан в связи со сложившейся в Дербенте ситуацией и встретиться с компетентными лицами. Имеется много вопросов, которые должны найти свое решение в Азербайджане. Существуют такие проблемы, о которых просто невозможно выступать с какими-либо заявлениями». http://www.chernovik.net/2005/32/st_12.htm (по материалам Day.Az, 10 августа 2005) Ответ на статью: ЧЕЙ ГОРОД ДЕРБЕНТ? Уважаемый представитель азербайджанской «интеллигенции»! Прочитав публикацию «Дербент против азербайджанцев» в №32 «ЧК», я понял, что вы, как и другие бакинские авторы всяких пасквилей, утверждаете, что Дербент – это древний азербайджанский город, в котором не место лезгинам и другим дагестанцам. [img]http://www.chernovik.net/2005/34/images/foto10.jpg[/img] Послушать вас, так в Дербенте жили только «азербайджанцы» и никто кроме них. Как известно, Дербенту официально 2700 лет, и у Птолемея на карте он значится не как Дербент, а как Албанские ворота (заметьте, не азербайджанские!). Лезгинские ворота В VI веке, когда Албания подпала под власть Персии как марзбанство (иранское наместничество – прим. ред.), персидский царь Хосров I Ануширван (531-579), чтобы укрепить северную границу Персидской державы, согнал со всей Албании строителей и вместо сырцового укрепления воздвиг грандиозные сооружения. Албанский историк Моисей Каганкатваци (VII в.) писал: «Цари персидские (имея в виду Хосрова и его отца Кубада) изнурили страну нашу, собирая строителей и изыскивая разные материалы для построения великого сооружения». На северной стене крепости имеется албанская лезгиноязычная надпись, что подтвердил академик Акакий Шанидзе. Как следует из исторических данных, крепость построена албанами-лезгинами в VI веке, когда предки азербайджанских тюрков ещё кочевали на Алтае (Алатау). Дербент никак не может быть изначально азербайджанским, ибо предки азербайджанских тюрков в лице туркмен-сельджуков вышли из Средней Азии во главе с Тогрул-беком в XI веке и Кавказ начали заселять с XII-XIII веков. По этому поводу арабский энциклопедист Якут Хамави, побывавший на Кавказе в XII веке, писал: «Ранее Ширван лекзов теперь заселён как саранчой туркменами-сельджуками». Разве это не аргумент? Не только дербентская земля, но и Ширван был лезгинским. После нашествия монголов на лезгинский Ширван в XIII веке большая часть коренного населения была истреблена в войнах с ними, и на освободившихся огромных территориях поселились предки азербайджанцев – туркмены. Что их раньше там не было, подтверждает тот факт, что единственное ранее найденное на Кавказе тюркское письмо – это письмо некоего Папу-Хасана, написанное в конце XIII века. Ни Низами Гянджеви, ни Катран (что значит по-лезгински «Сокол») Месхети не были азербайджанцами, у них нет ни одной строчки, написанной на азербайджанском. Что касается дербентской земли, она была территорией Албанской провинции Лакз. В V и VI веках при воздвижении грандиозных дербентских стен сюда были переселены персидскими царями таты и персы из иранской провинции Табаристан. Впоследствии это название в изменённом виде – Табасаран и табасаранцы – перешло на часть леков-лекзов, оказавшихся под властью персов. И поныне южнее Дербента расположены бывшие ираноязычные сёла, население которых неправильно называют азербайджанскими. Обратите внимание на их иранские названия: Сабнова, Гьимейди, Билкъеди, Белиджи, Нюгди, Митагъи, Мугъарти, Музаим, Хели-Пенджик и т. д. Средневековые авторы писали: «Оплотом Ширвана являются лезгины». Из-за их непокорности и постоянных войн в Иране сложилась поговорка «Если шах глуп, пусть идёт войной на лезгин». Отмечая воинственность лезгин, азербайджанские тюрки и иные говорят: «Лезги чыхды, хенжел чыхды, канн чыхды», что в переводе значит: «Где лезгин – там обнажится кинжал и прольётся кровь». Высокую честь и достоинство азербайджанцы называют «Лезги намус». Как Дербент и дербентская земля могут быть азербайджанскими, когда до 552 г. в районе Дербента в Чоре находился лезгинский (албанский) патриарший престол? Правда, позже он из-за неоднократных нападений кочевников – хунов и аваров, пришедших из глубинных регионов Азии и обосновавшихся на Сулаке, был переведён для безопасности вглубь лезгинской земли в город Партав (нынешняя Барда около Карабаха). Если вы хотя бы немного сведущи в области истории, вы должны знать, что Джума-мечеть, на которую претендуют шииты-азербайджанцы, является переделанной древней лезгинской автокефальной церковью. Она построена ими в IV веке. Аналог её находится в Сирии. Наблюдательный Александр Бестужев-Марлинский ещё в начале ХIХ века догадался об этом. Он просто заметил, что вход в неё не с севера, как обычно бывает в мечетях, а с юга. Для шиитов и суннитов, чтобы они не ссорились, нужно строить отдельные мечети. Стоило бы в Дербенте как в главном городе всего Лезгистана (Северного и Южного) построить огромную соборную мечеть и назначить Верховным муфтием всех лезгин вместе с этническими группами известного в народе своим благочестием шейха Сиражудина Хурикского. Стоит также рассмотреть предложение вернуть часть территории Джума-мечети в качестве исторического памятника для возрождения христианской церкви. Для этого нужно пригласить из России в Дербент на поселение несколько сот семей христиан-удинов. Они являются этническими лезгинами, которых выжили из районов Южного Лезгистана (села Варташен, Нидж, Султан-нуха и т. д. в Азербайджане). Сейчас удины вынуждены жить разбросанно по всей России в количестве 3700 человек (2002 г.). Восстановив в их лице древнюю культуру лезгин, мы могли бы через неё связаться с христианским миром. Куда не ступала нога тюрка? Впервые тюрки появились в Северной Лезгинии в XVII веке. Это отдельные тюркские племена, заселённые при Шах-Аббасе в город Дербент, где к этому времени жили, по историческим документам авторов-современников, черкесы, то есть местные горцы, а также греки и персы. Азербайджанцы или тюрки не упоминаются. Тюркский, азербайджанский элемент усилился в Дербентской зоне, когда кайтагский уцмий Султан-Ахмад, зазвав из Ширвана и Кубы в XVII веке падаров, шахсевенов и другие тюркские племена, поселил их на территории севернее Дербента. Там они находились в качестве раятов (крепостных крестьян – прим. ред.), и за ними позже закрепился этноним теркемейцы. От них образовалось около десяти сёл: Падар, Салик, Великент, Джемикент, Татляр и т. д. До 30-х годов те этнические группы, которые мы сейчас называем «азербайджанцами» Дагестана, делились официально на отдельные народы: на персов (население Дербента), теркемейцев (север Дербентского района), татов-мусульман (окрестности Дербента) и лезгиноязычное население 9 сёл Табасаранского района. В конце 30-х годов всех их по указке из Азербайджана объединили и назвали «азербайджанцами». Мне непонятно, как совершилось такое «чудо», что ираноязычные персы и таты, тюркоязычные теркемейцы и лезгиноязычные жители Табасарана, которые относятся к различным не то что языковым группам, но даже и семьям, стали азербайджанскими тюрками. Тем более «азербайджанец», как казахстанец и дагестанец, не этноним, а скорее – гражданство. В таком случае тем более неправильно, если граждан Дагестана назвали гражданами Азербайджана. Совсем другую политику вели по отношению к народу, который в течение 2-х тысячелетий считал себя лекдами-лезгинами: его раздробили на отдельные племена. В одной республике не должна действовать национальная политика двойных стандартов – одних делить, других объединять. Вас пугает преобладание численности лезгин в Дербенте. Ну, это же естественный процесс. Ведь основное население Северного Лезгистана – это лезгины и этнические лезгины (табасаранцы, рутульцы, агулы, цахуры), а Дербент – главный их город; куда же вы посоветуете им поселяться? Лезгины в Дагестане – второй по численности народ после аварцев. По переписи 2002 года в Дагестане основные народы следующие: Аварцы вместе с андо-дидойцами и арчинцами – 758438; Лезгины вместе с лезгиноязычными – 502630; Даргинцы вместе с кайтагцами и кубачинцами – 425526; Кумыки – 365804; Лакцы – 139732. Лезгины имеют полное право указывать их численность вместе с этническими группами, как это делают азербайджанцы и другие дагестанские народы. Лезгины имеют право на свою культурную столицу! Некоторые же хотят, чтобы мы заселяли города, которые контролируются аварцами и даргинцами, чтобы мы там все перемешивались друг с другом и взаимно ассимилировались. Или на худой конец расселиться по всей России и испариться как капелька на раскалённой сковороде. Нет уж. Разве мало мы уступили наших древних албанско-лезгинских городов: Шаки (Щеки), Ганзах (Гендже), ЦIри, Шемаха, ПартIав (Берда), Кьвепеле (Кабеле), Паку (Бакы) и более поздние: Хачмас, КIала (Куба), Закатала и др. Вдобавок к этому «азербайджанцы» (националисты) постоянно претендуют ещё и на Дербент. Просто они придерживаются правила: лучшая защита – нападение. В то же время они, конечно же, прекрасно знают, кто истинный хозяин этой земли, а кто пришелец из алтайских предгорий. Вы не можете вынести того факта, что мэром города стал Феликс Казиахмедов, не потому, что он не соответствует по профессионализму и деловым качествам, а потому, что он не вашей национальности. Казиахмедов молодой, энергичный и очень порядочный, как о нём отзываются, мэр. За ним стоит народ, в том числе и местные прогрессивно настроенные азербайджанцы. О «Садвале», который вы называете чуть ли не центром террора, полпред Президента в ЮФО Дмитрий Козак отозвался как о национальном движении лезгин. Народ, который не имеет своей республики и представитель которого не входит в тройку власти (даргинец, кумык и аварец), должен иметь хоть своё национальное движение, через которое, как через парламент, решает свои проблемы. «Садвал» будет существовать до тех пор, пока не свершится конечная цель – воссоединение лезгинского народа. На самом деле, что не хватает азербайджанцам в Дагестане, ведь они равноправны с коренными большими народами? У них есть республиканское телевидение, радиовещание, свой театр, свои школы, газеты, они являются титульной нацией РД. То есть всё, чего лишены лезгины в Азербайджане. Лезгины имеют полное право требовать принятия ответных мер. То есть вести обучение азербайджанских детей в школах Дагестана на лезгинском, взамен лезгин в Азербайджане, обучающихся на азербайджанском. Вправе они и причислять азербайджанцев в Дагестане к лезгинам, как это делается в Азербайджане с лезгинами, крызами, будугами и хиналугцами. Тогда азербайджанцы убедятся, кто и где ущемлён. Лучше не поднимайте этот вопрос, иначе вы услышите массу аргументов не в вашу пользу. Живите лучше в мире и согласии, как жили наши предки, и не поддавайтесь провокациям. Гьаджизхва ЧIудхури Газета "Черновик", Махачкала, http://www.chernovik.net/index.php?paper_i...t_id=54[/color] НУ КАК ВАМ? p.s. Уже год, как на территории Южного Дагестана (в т.ч .Дербента) прекращено вещание АзТВ1)... |
t-rex |
16.05.2006, 01:24
Сообщение
#62
|
Знаток Группа: Пользователи Сообщений: 154 Регистрация: 14.04.2005 Пользователь №: 63 |
По ходу тема живая ещё. Тут Самир про меня вспомнил. Кое какие пояснения.
Соглашусь со всем, о чём моя земляка написала. Даже ностальгия как-то вернулась (учитывая, что я в 8й школе до 8го класса учился, мама с сестрой сегодня в гостях у знакомых дербентских евреев были). Я был год назад в городе (три года до этого не ездил). Я не узнал город: как внешне (много старого снесли взамен на постройку магазинов и т.д.), так и по лицам – чужие, незнакомые, неприветливые…Это как в Баку, независимо от нации среди людей какие-то общие правила были. Все были единым народом. Теперь у каждой группы свои законы в соответствие с аналогичными в сёлах, откуда они приехали. Уехали евреи и русские, их мета заняли соседи – в основном лезгины, табасаранцы, даргинцы. Чей теперь это город? Ели говорить о численном соотношении, то здесь доля лезгин действительно сильно выросла. Думаю, они на втором месте после азербайджанцев (которые, кстати, тоже часто уезжают). Но следует вспомнить о том, в чьих руках власть в городе, бизнес, кто реально владеет всеми сферами жизни Дербента. Тут уже безоговорочно всё перешло в руки гостей из Юждага…Каким образом это происходило – долгая тема. Факт в том, что теперь переписывается история города, подобно тому, как её переписывают армяне в Карабахе. Причём не только в Дербенте, но и на республиканском уровне (там азербайджанцев практически нет). Встречаю в дагестанских СМИ разговоры о том, что хорошо бы вернуть ещё и «исконно дагестанские» земли – Закаталы и Белоканы… [/size] [size="3"]p.s. Мавзолей не "Тути-бике", а "Тату-бике" ) -------------------- >> Reloaded Fire (mp3, 3.52Mb. 05.06.2006)
|
Текстовая версия | Сейчас: 12.12.2011, 04:16 |