Помощник
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Термин ши’а, Значение термина «ши’а» в арабской лингвистике и языковедении |
NIRVANA1703 |
16.12.2007, 00:34
Сообщение
#1
|
Участник Группа: Пользователи Сообщений: 85 Регистрация: 11.03.2007 Пользователь №: 5,376 |
http://al-gadir.kz/index.php?categoryid=10...p2_articleid=24
Значение термина «ши’а» в арабской лингвистике и языковедении Термин ши’а в арабской лингвистике применяется в двух значениях: 1. Соглашение и единогласие двоих людей или двух групп в убеждении или в деле, и нет необходимости в условии, чтобы один из них был последователем другого. В «Лисан аль Араб» приводится, что: «Группу, которая объединяется между собой в определённом деле, называют шиитами».[1] Такое значение приводится также в Священном Коране: وَإِنَّ مِن شِيعَتِهِ لَإِبْرَاهِيمَ «И поистине из его (Нуха) толка (ши’ати) был Ибрахим».[2] Его светлость Ибрахим был одним из величайших пророков, которому Аллах ниспослал божественный закон, иными словами закон, отличающийся от предписаний Нуха. Но на том основании, что действия Ибрахима и методы в единобожии не имели расхождений с методами Нуха, Аллах называет Ибрахима шиитом, т.е. того же толка что и Нух. В таком значении термин ши’а не имеет временных условий, т.е. мы можем назвать шиитами людей, живших в разные столетия, но имеющих единое убеждение и дело. Аллах говорит: وَلَقَدْ أَهْلَكْنَا أَشْيَاعَكُمْ فَهَلْ مِن مُّدَّكِرٍ «И погубили Мы вам подобных».[3] Под словом «подобных» подразумеваются язычники и неверные, которые противостояли пророкам подобно тому, как это делали неверные и язычники в период пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!).[4] 2. Термин «ши’а» используется в значении последователи, приверженцы кого-либо. В «Камус аль Мухит» приводится: «Шииты это – последователи или приверженцы кого-либо».[5] Последователи и приверженцы определённых взглядов, убеждений и направлений, как правило, с проявлением любви и дружбы к тому за кем следуют. Такое значение термина ши’а также встречается в Священном Коране: فَاسْتَغَاثَهُ الَّذِي مِن شِيعَتِهِ عَلَى الَّذِي مِنْ عَدُوِّهِ «И взывал к нему о помощи тот, что из его партии, против того, кто из врагов».[6] Из приведённых двух значений термина «ши’а», второе наиболее распространённое. Всякий раз, когда нет определённого контекста, указывающего на первое значение, термин используется во втором значении. Так в книгах по арабскому языковедению и тафсирах (толкованию Корана) применяется именно второе значение данного термина. Значение термина ши’а в терминологии Историки и исследователи используют термин «ши’а» по отношению к шиитам последователям двенадцати имамов. Ниже мы остановимся на некоторых моментах. 1. Шахристани пишет: «Тех, кто следует Али и признает его руководство (халифат) по причине ясных указаний (насс) - называют шиитами».[7] 2. Ибн Халдун пишет: «Ши’а» это последователи, приверженцы, партия. Но в фикхе и идеологии принято называть шиитами тех, кто является последователем и приверженцем Али и его потомков».[8] 3. Мир Сийид Шариф Джурджани пишет: «Шиитами называют тех, кто является последователем Али, признает его имамат (руководство) сразу же после посланника Аллаха, считая имамами только Али и его прямых потомков».[9] 4. Мухаммад Фарид Ваджиди пишет: «Тех, кто считает Али своим предводителем, и является последователем его пути и его потомков, называют шиитами. Они убеждены в том, что имам не выбирается людьми, ибо имамат (руководство) является одной из основ религии, и именно поэтому посланник Аллаха должен назначить после себя своего заместителя. Другим моментом в убеждении шиитов является то, что, имамы защищены от ошибок. Шиит должен в делах и речах проявлять любовь к сторонникам имамов и вражду к их врагам. В случае притеснений и угроз со стороны угнетателей, разрешается делать такийя».[10] 5. Фируз Абади говорит: «Этот термин (шииты) относится к тем, кто является последователем Али и Ахл аль Байт».[11] 6. Абу Хасан Аш’ари говорит: «Шиитов называют шиитами потому, что они следуют Али, считая его выше всех сподвижников посланника Аллаха».[12] 7. Петрус Бастани пишет: «Шиизм - одно из больших течений в Исламе, они верят, что руководство после посланника Аллаха Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!) перешло к Али и его прямым потомкам».[13] 8. Доктор Насир ибн Али Аид Хасан Шейх (один из последователей ваххабизма) говорит: «Слово ши’а» приобрело особое значение и относится к тем, кто не признает выборность руководства на основании легитимности народа или избранных от народа групп людей. Они считают, что имамат это одна из основ религии, и посланник Аллаха не мог оставить умму без своего заместителя, предоставив этот вопрос решать самим мусульманам».[14] 9. Шейх Муфид пишет: «Тех, кто следует имаму Али, считая его превыше всех других сподвижников пророка, называют шиитами. По мнению шиитов после пророка по приказу Аллаха Али был избран предводителем мусульман».[15] Шиизм в словарном значении Джухари в книге «Сихах ал-Лугат» пишет: «Шиизм это – следование кому-либо, приверженность, оказание помощи, имение руководства». Именно в подобном значении применяется слово шиизм в книгах «Тарих аль Урус» и «Лисан аль Араб». Шиизм в терминологии Шиизм в терминологии берёт своё начало из убеждения в то, что имамат как универсальная доктрина является исключительно божественной прерогативой, т.е. только Господь выбирает лидера для людей как духовно- политического авторитета, обладающего абсолютным правом распоряжаться мусульманами и их делами. Шииты убеждены, что имам выбирается Господом посредством ясных указаний Священного Корана и благородных хадисов дорогого пророка. По приказу Всевышнего Аллаха имамы назначали своих приемников после себя. Первым из непорочных имамов был Али (да будет мир с ним!) последний из них Махди (да будем мы жертвой во имя него!). Не только в сфере религиозных наук, но абсолютно во всех областях знаний - имамы есть источник, к которому необходимо обращаться для разрешения всех своих проблем. В области правления и политической деятельности и руководства обществом имамы - лидеры, которым необходимо следовать сразу после посланника Аллаха. Покойный Шейх Мухаммад Джавад Мугнийя говорил: «Шиизм представляет собой веру в существование ясного указания от посланника Аллаха на имамат Али, не переступая границ по отношению к нему и его прямым потомкам».[16] [1] «Лисан аль Араб» термин «ши’а». [2] Коран; 37:83. [3] Коран; 54:51. [4] Тафсир «Кашшаф», том 4, стр. 441; тафсир «Аль Мизан», том 19, стр. 88. [5] «Камус аль Мухит», термин «ши’а». [6] Коран, 28:15. [7] «Аль Милал ва Нихал», том 1, стр. 47. [8] «Мукаддама» ибн Халдун, стр. 138. [9] «Китаб аль Та’рифат», стр. 57. [10] «Даират ал Ма’риф», том 5, стр. 242. [11] «Камус аль Мухит», термин: шиизм. [12] «Макалат аль Исламиин», стр.65. [13] «Даират аль Ма ‘риф», том 10, стр. 661. [14] «Акида ас-Сунна ва Джама’а фи сахабати Кирам», том 3, стр. 890, 891. [15] «Хавийт ат-Ташайю», стр. 12. [16] «Аш-Ш’иа фил Мизан» Мугнийя, стр. 33. |
Текстовая версия | Сейчас: 10.12.2011, 11:54 |