IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Киноискусство в Азербайджане., История, деятели, жанры, эстетика.
Xari-bulbul
сообщение 02.03.2006, 00:03
Сообщение #1


Qarabağlı qız
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,389
Регистрация: 13.04.2005
Из: Qarabag
Пользователь №: 59



В этой теме хотелось бы поговорить о Киноискусстве в Азербайджане, все мы прекрасно помним о замечательных фильмах, снятых в Азербайджане (в основном в Советское время) "Arşın Mal Alan", "O olmasın, bu olsun", "Bextiyar", "Ehmed Haradadır?", "Ulduz" этот список можно продолжить.
Всё что касается кино в Азербайджане прошу писать здесь, как это было, что происходит сейчас, какова особенность нашего кино?
Начнем с истории:

История становления Киноискусства в Азербайджане:

Период немого кино (1920-1935)

IPB Image
История азербайджанского киноискусства начинается со 2 августа 1898-го года. Первые отечественные фильмы состояли из сюжетов хроники, снятых фотографом и прозаиком А.М.Мишоном ("Пожар нефтяного фонтана в Биби-Эйбате", "Нефтяной фонтан в Балаханах", "Народное гуляние в городском саду", "Кавказский танец" и др.) и одного художественного киносюжета ("Попался").


В 1915-ом году в городах Баку, Тифлисе и Иреване были созданы конторы кинопроката, учрежденные на Кавказе акционерными обществами (торговыми домами) братьев Пироне. В 1915-ом году это общество приступило к съемкам первого азербайджанского художественного фильма "В царстве нефти и миллионов" по одноименному роману М.Мусабекова. Съемку этого фильма финансировали нефтяные промышленники. Для снятия фильма был приглашен режиссер Б.Н.Светлов из Петербурга. Пейзажи снимались в Баку и окрестных селах, а сцены, связанные с павильонами, - в Тифлисе. Роль Лутфали-бека в этом фильме сыграл Г.Араблинский. В 1916-ом году была снята первая азербайджанская кинокомедия на основе оперетты У.Гаджибекова "Аршин мал алан", а 1919-ом году был продемонстрирован полнометражный фильм "Торжества по случаю первой годовщины независимости Азербайджана".

IPB Image
В 1923-ем году было учреждено Азербайджанское фото-кино управление (АФКУ). АФКУ осуществляло меры по национализации и объединению фото-кинотеатров и прокатных контор отдельных предпринимателей. В то время при АФКУ существовали кинотеатры "Тейяре", "Эдисон", "Миллион", "Ладья", "Меденчи" ("Промысловик") и др. В 1924-ом году вышел на экраны двухсерийный художественный фильм "Легенда о Девичьей Башне" (режиссер В.В.Валльюзек) производства АФКУ. Авторам этого, весьма интересного с этнографической точки зрения, фильма не удалось пренебрегать восточной экзотикой.


В 1925-ом году по инициативе Ш.Махмудбекова при АФКУ была организована студия по подготовке национальных актерских и режиссерских кадров в Азербайджане. Здесь обучались Дж.Джаббарлы, М.Микаилов, А.Таиров и др. С целью оказания помощи повышению художественного качества фильмов и развитию национальных кадров в Баку были приглашены известные кинорежиссеры В.И.Пудовкин, И.А.Шевченко, Н.М.Шенгелая, М.Э.Чиаурели, а также кинооператоры Г.М.Лемдег, В.Р.Лемке, А.В.Гальперин, И.С.Фролов, Я.М.Фельдман, Л.Л.Косматов, В.М.Шнейдер и др., были привлечены к кино творчеству Дж.Джаббарлы, А.М.Шарифзаде и др.

IPB Image
В последующие годы АФКУ было неоднократно переименовано на "Азгоскино" (1926-1930), "Азеркино" (1930-1933), "Азфильм" (1933), "Азгоскинопром" (1934), "Азерфильм" (1935-1940), "Бакинская киностудия" (1941-1959), а с 1961-го года это учреждение называется "Киностудия "Азербайджанфильм" имени Дж.Джаббарлы".

В 20-е годы прошлого столетия основную тематику азербайджанского кино составляли борьба против религиозного фанатизма, революция и свобода женщин.

IPB Image
Наиболее удачными образцами созданных в те годы фильмов являются "Бисмиллах" (1925, режиссеры А.М.Шарифзаде, А.Валовой), "Дом на вулкане" (1929, режиссер А.И.Бек-Назаров, совместно с "Арменкино"), "Гаджи Гара" (1929, режиссер А.М.Шарифзаде), а также фильм "Севиль" (1929, режиссер А.И.Бек-Назаров), являющийся реальным художественным отражением образа женщины-азербайджанки, борющейся за свою свободу.


В начале 30-х годов были сняты фильмы, являющиеся художественным отражением быта азербайджанского народа, темы которых были взяты из современной жизни, а также фильмы на историко-революционные темы: "Лятиф", "Исмет" (1930, 1934, режиссер М.Микаилов), "Алмаз" и "Новый горизонт" (1936, 1940, режиссеры А.Гулиев, Г.М.Брагинский), "Бакылылар" ("Бакинцы") (1938, режиссер В.В.Турин), "Кяндлиляр" ("Крестьяне") (1940, режиссер С.Марданов) и др.



--------------------
Все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие.

Джордж Оруэлл "Скотный двор"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов(1 - 3)
Xari-bulbul
сообщение 02.03.2006, 00:31
Сообщение #2


Qarabağlı qız
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,389
Регистрация: 13.04.2005
Из: Qarabag
Пользователь №: 59



Азербайджанское кино в 1935-1938 годах. (Период звукового кино)

IPB Image
Фрагмент фильма "Bextiyar" (Бахтияр)
Производство озвученных кинопроизведений в Азербайджане началось в 1935-ом году с художественного фильма "У голубого моря" (режиссер Б.В.Барнет) производства "Азерфильм" совместно с Московской киностудией "Межрайпромфильм". В главных ролях были сняты выдающиеся советские киноактеры Л.Н.Свердлин, Н.А.Крючков, В.А.Кучмина и др. В 1936-1941 гг. на экраны вышли более 10 звуковых фильмов.


В годы Второй Мировой войны были сняты киноновеллы "Сын Отечества" и "Бахтияр" (1941, 1942, режиссер А.Гулиев), посвященные воинам-героям Кямалу Гасымову и Бахтияру Керимову, фильмы - "Сабухи", посвященный жизни и творчеству М.Ф.Ахундова (1942, режиссеры А.И.Бек-Назаров, Р.Тахмасиб), "Семья единая", состоящая из трех киноновелл, связанных единой сюжетной линией (1943, режиссеры Г.В.Александров, Р.Тахмасиб, М.Микаилов), а также "Подводная лодка Т-9", посвященная героизму моряков, проявленному в годы войны (1943, режиссер А.Иванов).


В 1945-ом году была заново экранизирована музыкальная комедия У.Гаджибекова "Аршин мал алан". Режиссерам Р.Тахмасибу и Н.Лещенко удалось создать яркую реалистическую кинокомедию с сохранением национального колорита и народного юмора. Этот фильм был успешно продемонстрирован на территории бывшего СССР, а также во многих странах мира. В 1946-ом году режиссеры Р.Тахмасиб и Н.Лещенко, композитор У.Гаджибеков, актеры Р.Бейбутов, Л.Бедирбейли, А.Гусейнзаде, М.Калантарли и Л.Абдуллаев были удостоены Государственной премии СССР за фильм "Аршин мал алан".

IPB Image
Фрагмент фильма "Arşın Mal Alan" (Аршин Мал Алан)
В конце 40-х - начале 50-х годов основная деятельность "Бакинской киностудии" была направлена на снятие художественно-документальных и публицистических фильмов. В этот период было снято только два художественных фильма - "Фатали хан" (1947, режиссер В.И.Дзиган, фильм был выпущен на экраны лишь в 1959-ом году) и "Огни Баку" (1950, режиссеры И.В.Хейфиц, А.Г.Зархи и Р.Тахмасиб.


С середины 50-х годов начался новый этап в развитии азербайджанского кино. К этому времени были подготовлены национальные кадры сценаристов, режиссеров, операторов и художников, большинство из которых получили образование во Всесоюзном Государственном Институте Кинематографии (И.Касумов, Э.Мамедханлы, И.Тагизаде, Л.Сафаров, Г.Сеидбейли, А.Ибрагимов, Н.Исмаилов, Г.Сеидзаде, Ш.Махмудбеков, А.Атакишиев, Х.Бабаев, А.Нариманбеков, Т.Ахундов, Р.Оджагов, К.Наджафзаде, Дж.Азимов, Э.Рзагулиев, Н. Зейналов и др.).


Возрастание числа художественных фильмов, снятых в эти годы, привел к расширению их тематики. На экране нашли свое отражение труд и жизнь рабочих и колхозников, представителей различных профессий ("Под знойным солнцем" (1957, режиссер Л.Сафаров), "Черные камни" (1958, режиссер А.Гулиев), "Ползущие тени" (1958, режиссеры И.Эфендиев и Ш.Шейхов), "Ее большое сердце" (1959, режиссер А.Ибрагимов), "Настоящий друг" (1959, режиссер Т. Тагизаде), "Можно ли его простить?" (1960, режиссер Р.Тахмасиб), "Наша улица" (1961, режиссер А.Атакишиев), "Великая опора" (1962, режиссер Г.Исмаилов), "Телефонистка", "Есть такой остров" (1962, 1963, режиссер Г.Сеидбейли), "Мачеха" (1959, режиссер Г. Исмаилов).


IPB Image
В "Бакинской киностудии" были созданы фильмы на разные темы. Фильм "Два парня из одного квартала" (режиссеры А.Ибрагимов и И.В.Гурин, операторы М.М.Пилихина и Р.Оджагов, композитор Г.Гараев), снятый в 1957-ом году, рассказывает о борьбе народа за свободу и демократию в одной из стран Востока.


А художественный фильм "На дальних берегах" (1958, режиссер Т.Тагизаде), посвященный отважному партизану Мехти Гусейнзаде, относится к числу достижений не только азербайджанского, но и всего советского кино. Благодаря динамическим, напряженным событиям, точно переданным характерам, высокому уровню операторской и режиссерской работы, эта картина завоевала огромную славу. Начиная с 60-х годов прошлого века, в Азербайджане получили широкий размах съемки цветных фильмов. Первым образцом широкоэкранного азербайджанского цветного кино является художественный фильм "Короглу" (1960, режиссер Г.Сеидзаде). Авторы кинофильма "Утро" (1961, режиссер А.Гулиев) рассказывают о событиях в Баку, происшедших в годы революции 1905-1907 гг. Фильм "Так создается песня" (1959, режиссеры Р.Тахмасиб и М.Микаилов) посвящен народному поэту Дагестана Сулейману Стальскому. Основу сюжета фильма "История любви" (1961, режиссер Л.Сафаров), снятого на тему вечной любви, составляют мотивы дастана "Лейли и Меджнун".


Начиная с фильма "Аршин мал алан" в азербайджанском кино усилилось стремление к комедийному жанру. Эта традиция была продолжена в фильмах "Встреча" (1955, режиссер Т.Тагизаде), "Любимая песня" ("Бахтияр", 1955, режиссер Л.Сафаров, в главной роли - Р.Бейбутов), "Не та, так эта" (1965, режиссер Г.Сеидзаде), "Ромео мой сосед" (1963, режиссер Ш.Махмудбеков), "Где Ахмед?" (1964, режиссер А.Искендеров), "Улдуз" (1964, режиссер А.Гулиев), "Аршин мал алан" (1965, режиссер Т.Тагизаде), "Свекровь" (1978, режиссер Г.Сеидзаде) и др.

IPB Image
Фрагмент фильма "Ehmed Haradadır?"(Где Ахмед?)
60-70-ые годы XX столетия были примечательны приходом в кинематографию большой группы молодежи (сценаристы братья Р. и М.Ибрагимбековы, Анар, А.Ахундова, И.Гусейнов, В.Самедоглу, Р.Фаталиев, режиссеры А.Бабаев, Э.Гулиев, Г.Миргасымов, И.Эфендиев, Т.Исмаилов, Г.Азимзаде, Г.Бабаев, операторы З.Магеррамов, Р.Исмаилов, Р.Гамбаров, В.Керимов, художники Ф.Багиров, Р.Исмаилов, актеры Г.Мамедов, Ш.Алекперов, Г.Турабов, Р.Балаев, Ш.Мамедова и др.). Их сотрудничество с деятелями кино, принадлежащими среднему и старшему поколениям, привело к повышению профессионального уровня азербайджанского кино, появлению фильмов, отличающихся национальным колоритом и идейной глубиной. Например, в центре фильма "В этом южном городе" (1969, режиссер Э.Гулиев) стоит процесс борьбы нового и старого, вопросы спасения человечества от отживших себя обычаев. В фильмах, снятых за этот период, основное место занимают морально-этические проблемы, разные взгляды на современную жизнь, анализ характеров людей, формирование молодого поколения и другие темы. В их числе можно назвать фильмы "Последняя ночь детства", "День прошел" (1969, 1971, режиссер А.Бабаев), "Главное интервью", "Спасибо вам, девушки" (1971, 1973, режиссер Э.Гулиев), "Жизнь испытывает нас" (1971, режиссер Ш.Махмудбеков), "Заботы о счастье" (1976, режиссер Г.Сеидбейли) и др. В конце 70-х - начале 80-х годов в азербайджанском кино возросло внимание к морально-этическим проблемам. В фильмах сценариста Р.Ибрагимбекова и режиссера Р.Оджагова "Допрос" (1979; главный приз 14-го Всесоюзного Кинофестиваля, Душанбе, 1980; Государственная премия СССР, 1981), "Закрытые двери" (1981), "Парк" (1983), "Чужая жизнь" (1987), "Прости, если умру" (1988) особо сильно ощущается стремление к темам о сложных психологических ситуациях, наблюдениям о настоящем человеческом достоинстве, категорическом протесте против эгоизма, жесткости и жестокости. Эти же темы были по-новому раскрыты в фильмах "Скажи, что любишь меня" (1977, режиссер М.Ибрагимбеков), "Простите нас" (1979, режиссер А.Бабаев), "Серебристый фургон" (1982), "Черт перед глазами" (1987, режиссер Г.Миргасымов, премия XXI Всесоюзного кинофестиваля, Баку, 1988), "Структура момента", "Деловая поездка" (1982, режиссер Р.Исмаилов), "Дедушка дедушки моего дедушки", "Дачный сезон" (1985, режиссер Т.Тагизаде), "Кусок льда в теплом море" (1983, режиссер Ю.С.Гусман), "Легенда серебряного озера", "Водоворот", "Диверсия" (1984, 1986, 1989, режиссер Э.Гулиев). В фильме "Негодяй" (1988, режиссер В.Мустафаев) процесс деформации человеческого характера описан с помощью современных средств художественного выражения, сатирическими красками. Эта картина была встречена с большим интересом как в нашей стране, так и за ее пределами.

Продолжение следует:


--------------------
Все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие.

Джордж Оруэлл "Скотный двор"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Xari-bulbul
сообщение 01.06.2006, 10:41
Сообщение #3


Qarabağlı qız
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1,389
Регистрация: 13.04.2005
Из: Qarabag
Пользователь №: 59



На сайте Гильдии Кинорежиссёров Азербайджана (http://azdgcinema.aznet.org) можно найти информацию об азербайджанских фильмах, режиссерах, проводимых фестивалях и многую другую полезную информацию.


--------------------
Все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие.

Джордж Оруэлл "Скотный двор"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Малфыра Петровна
сообщение 14.05.2007, 11:35
Сообщение #4


Знаток
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 154
Регистрация: 28.04.2007
Пользователь №: 5,568



АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ КИНО В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ


Изображение В 1991-ом году Азербайджан приобрел независимость и перед азербайджанским обществом появились качественно новые цели и задачи. Построение в Азербайджане новых моделей развития национальной идеологи и общества, другие аналогичные социальные проблемы стали приоритетным направлениями исследований гуманитарных наук.


С 1990-го года количество снятых в Азербайджане фильмов стало заметно меньше по сравнению с предыдущими годами. Тем не менее, за эти годы азербайджанские кинематографисты обращались к весьма важным жизненным темам и сняли фильмы, отвечающие эстетическим требованиям нового времени ("Яраса" (режиссер А.Салаев), "Чужое время" (режиссер Г.Мехтиев), фильмы Вагифа Мустафаева).

Общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев сыграл огромную роль в развитии азербайджанской кинематографии. Он очень высоко ценил кино среди видов искусства и при этом особо подчеркивал, что деятелями азербайджанской кинематографии созданы десятки высококачественных экранных произведений, рассказывающих об историческом прошлом и современной жизни нашего народа.

Еще в 1970-80-е годы, когда Гейдар Алиев был руководителем Азербайджана, он с особой заботой и уважением относился к труженикам киноискусства, всячески способствовал развитию этого вида искусства. После избрания на пост Президента Азербайджана Гейдар Алиев продолжал проявить заботливое отношение и любовь к деятелям киноискусства республики. Говоря о ценных традициях киноискусства Азербайджана, Гейдар Алиев высоко ценил ряд художественных фильмов, снятых на исторические темы. Изображение

Наш народ с большим интересом смотрит документальные фильмы, посвященные Гейдару Алиеву, его многосторонней деятельности. Одним из наиболее ценных фильмов, снятых о Гейдаре Алиеве, является фильм "Президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев", снятый известным режиссером Андреем Карповым - автором целого цикла фильмов. А.Карпов поставил перед собой цель создать цикл фильмов о президентах стран-участниц СНГ. Его первый фильм из этого цикла посвящен Президенту Азербайджана Гейдару Алиеву.

ИзображениеВ съемках этого фильма, последовательно воспроизводившего наиболее важные моменты напряженной, содержательной и сложной жизни главы нашего государства, принимали участие и азербайджанские деятели кино и телевидения. С особым мастерством сняты эпизоды, описывающие Президента на рабочем месте, на встречах с беженцами, у себя дома, в кругу детей и внуков. В фильм также включены кадры о поездке Гейдара Алиева в Мекку.

Вторым фильмом, рассказывающим о широкой и многосторонней деятельности Президента Азербайджана, является фильм "Жизненный путь - пример для всех", снятый оператором О.Шихалиевым по сценарию Н.Сафарова. В этом экранном произведении лаконично отражена деятельность Гейдара Алиева после 1990-го года.

В последние годы особое внимание заслуживают фильмы сценариста и кинорежиссера Вагифа Мустафаева, рассказывающие о деятельности Гейдара Алиева. Его фильм "Момент истины" вызвал особо большой интерес зрителей. Кроме того, Вагифом Мустафаевым уже сняты 9 фильмов 12-серийного фильма "Гейдар Алиев", посвященного жизни и деятельности общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева:

1. "Генерал"
2. "Первый"
3. "Москва. Кремль"
4. "Лидер"
5. "Судьба"
6. "О настоящей любви"
7. "История одной зависти"
8. "Профессионал"
9. "Патриот".

Изображение
Один из перечисленных фильмов - картина "О настоящей любви" отличается особо большим успехом. Этот фильм был удостоен главного приза и специальной премии на Четвертом Евразийском Телефоруме, проводившемся в Москве. Фильм "История одной зависти" удостоен одной из основных наград на фестивале документальных фильмов, проводившемся в 2002-ом году в Екатеринбурге, а также Гран-при в 5-м Евразийском Телефоруме, состоявшемся в Москве.


Эти фильмы с большим успехом продемонстрированы во многих странах.

Контракт, заключенный в Баку с известными нефтяными компаниями мира нашел свое отражение в фильме Вагифа Мустафаева "Контракт века".

Среди современных режиссеров, продолжающих традиции азербайджанского киноискусства с тематической точки зрения заслуживают особое внимание фильмы Гусейна Мехтиева, Джаваншира Мехтиева, Явера Рзаева, Ниджата Фейзуллаева, Аяза Салаева, Эльдара Гулиева, Расима Оджагова, Октая Миргасымова. Фильмы, снятые режиссером Гюльбениз Азимзаде также удостоены наград в многочисленных кинофестивалях.


Кадры из азербайджанских кинофильмов


Бисимилах
Изображение

Севиль
Изображение

Бахтияр
Изображение

Аршин мал алан
Изображение

Изображение

Фатали хан
Изображение

Под знойным солнцем
Изображение

Её большое солнце
Изображение
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 10.12.2011, 16:50
Администрация форума Вirlik не несёт ответственности за сообщения и размещенные материалы на форуме.
Всё написанное является частным мнением независимых пользователей форума.