Версия для печати темы

Нажмите сюда для просмотра этой темы в обычном формате

КСАМ _ Культура Азербайджана _ Новруз

Автор: Айтан 30.01.2006, 19:58

Новруз (праздник прихода весны) или, по-азербайджански, Новруз Байрамы является одним из самых главных и любимых праздников в Азербайджане, наряду с Новым годом и религиозным Рамазан Байрамом. Хотя праздник Новруз в основном отмечается в мусульманских странах, он не является религиозным праздником, а, строго говоря, является празднованием наступления дня весеннего равноденствия, символизирующего обновление природы.
По мнению ученых история этого праздника восходит к Древней Месопотамии. В Вавилоне Новый год отмечался 21 дня нисану (март-апрель), и праздник продолжался 12 дней, причем к каждому дню были приурочены свои ритуалы, представления и другие развлечения. Происхождение праздника Новруз также часто связывают с древней религией азербайджанцев - зороастризмом. Вполне определенно, что Новруз отмечался и в доисламские времена и позднее. В советское время Новруз Байрамы праздновался неофициально, так как советская власть запрещала отмечать этот день и даже преследовала за его празднование. Тем не менее многие годы в каждой азербайджанской семье отмечали Новруз Байрамы, сохраняя вековые традиции.
Праздник Новруз связан с весной, началом сельскохозяйственных работ, обновлением природы и наступлением теплых дней. Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магическими действиями, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающую природу. Фактически, подготовка к празднику начинается за месяц до него. Каждая из предстоящих четырех недель - а вернее, четырех сред - посвящена одной из четырех стихий и называется соответственно, хотя названия иногда отличаются, в зависимости от региона. Четыре предшествующие празднику среды называются Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода и стоячие воды приходили в движение. Во вторую - огонь, в третью - земля. В четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна. По словам ученых, в Ширване эти среды были посвящены следующим природным стихиям: первая воздуху, вторая воде, третья земле, четвертая растительности, потому что по представлениям народа, в первую среду согревается воздух, во второй - вода, в третий оживляется земля, в четвертую деревья и растительность.
Самой важной среди этих сред считается последняя - Ахыр Чершенбе, когда разворачиваются главные события. Этот день насыщен различными обрядовыми действиями, которые охватывают все сферы жизни народа и преследуют цель обеспечить благополучие себе, своей семье и обществу в наступающем новом году, освободиться от всех бед и отвратить от себя и семьи неприятности и другие невзгоды. Среди обрядов, исполняемых при приготовлении к празднику Новруз, основным считается обряд приготовления ритуальной пищи Сэмэни (солода), которая является символом плодородия природы и человека и имеет магическое и культовое значение. Например, с помощью Сэмэни производят обряд очищения бесплодных женщин. Для этого на голову женщине кладут блюдо с проросшей пшеницей Сэмэни, наливали туда воду, а другая женщина ножницами прорезает струю воды, проговаривая: "О, сила, сделавшая плодородным этот сэмэни, сделай плодородной эту женщину". Процесс приготовления Сэмэни выглядит почти как религиозный обряд, к нему допускаются только женщины. Огонь под казаном, где варится сэмэни разжигает "баши бутов гадын" (буквально "счастливая женщина"), обрядом же руководит самая уважаемая женщина ("агбирчек"). К месту приготовления сэмэни не подпускают мужчин, иноверцев и женщин с дурным глазом. В некоторых регионах в казан кладут щепотку соли от дурного глаза. Церемония приготовления сэмэни называется сэмэни тойу ("свадьба сэмэни") и сопровождается ритуальными песнями и танцами.
Что касается происхождения обряда сэмэни, считается, что он связан с возрождением природы и культом растительности. В Азербайджане, в частности в Губинском районе, был распространен следующий интересный обряд: в последнюю среду неплодоносящие фруктовые деревья "брались на поруки". С этой целью кто-либо, взяв топор, шел к дереву якобы с намерением срубить его. В это время к нему подходил некто и осведомлялся о причине его намерения. Тот объяснял, что дерево не плодоносит. Тогда второй упрашивал первого не рубить дерево и брал его на поруки до следующего года. Аналогичным способом все неплодоносящие деревья брались на поруки, и ни одно из них не срубалось. Другие очень интересные обычаи связаны с водой и огнем. Отношение к воде как очищающему средству основано на реальном ее свойстве смывать грязь. В числе связанных с водой обрядов часто упоминается обряд перепрыгивания через проточную воду для очищения от грехов прошлого года. Имел место и такой обычай, когда члены семьи в последнюю ночь старого года обрызгивали друг друга водой перед сном. Будучи колыбелью огнепоклонничества, Азербайджан обладает богатейшими традициями, связанными с огнем, который также считается средством очищения. Широко распространено разжигание праздничных костров на улицах, крышах домов, возвышенностях, а перепрыгивание через костер в последнюю среду перед Новрузом считается обязательным обрядом для каждого человека независимо от пола и возраста. Принято либо прыгать через один костер семь раз, либо по одному разу через семь костров. В древности костры разжигал несовершеннолетний мальчик с помощью огнива. Этот огонь считался чистым. Если говорить непосредственно о дне праздника, то о его наступлении - наступлении весеннего равноденствия, возвещали выстрелами и ракетами. По традиции, в первый день праздника все домочадцы должны были находиться дома, никуда не ходили и никого не принимали. В народе говорят: "Если в праздничный день не будешь дома, будешь семь лет скитаться".
Все предшествующие празднику дни посвящены основательной уборке дома и приготовлению праздничной пищи, которая также имеет свои собственные традиции. Например, приготовленная к празднику пища должна была включать компоненты, которые не использовались для приготовления повседневной пищи. Здесь следует упомянуть магическое значение, придаваемое числу семь, так оно часто встречается в различных обрядах. Среди них следует отметить "йедди ловун" - в последнюю среду на праздничный стол на медном подносу должны подаваться семь обязательных продуктов (предметов) - соль, хлеб, яйцо, рута, уголь, зеркало и другие. По обычаю этот поднос и продукты на нем являются символическим даром Солнцу.
Согласно поверьям, изобилие и многочисленность блюд на праздничном столе должны обеспечить семью достатком этих продуктов в Новом году. Некоторые виды ритуальной пищи - к примеру, яйцо - имеют и магическое значение - они якобы содержат в себе зародыши будущей жизни. Обязательными на праздничном столе являются традиционный плов нескольких видов, сладости и фрукты. В наше время большинство вышеописанных традиций соблюдается, хотя и менее строго. В частности, весьма интересное описание празднования Новруз Байрамы в Баку дано в книге Гусейнгулу Сарабского "Старый Баку", отрывок из которого мы приводим ниже. "Новруз отмечался в Баку намного торжественнее, чем другие праздники. Готовились к нему загодя. Каждый вторник во дворе каждого дома или у ворот разжигали костер. Женщины бросали в огонь узерлик - душистую траву руту, приговаривая слова, призванные отвести от их семьи все беды и напасти. В Баку было много людей, которых кормило море, и ожидавшие их матери, жены, дети добавляли: "Стихни, гилавар, подуй же, хазри, чтоб вернулся домой мой отец (или сын, муж). Ближе к Новрузу старательно прибирались дома, повсеместно наводили чистоту. Готовили к праздничному столу шекер-чурек, бадачурек, пахлаву, другие сладости. Чем меньше оставалось до праздника, тем оживленнее становилось. Бакалейщики украшали свои лавки зеркалами, рисунками из "Шахнаме" Фирдоуси, бумажными фонарями. Каждый лавочник вывешивал над дверью колокольчик, звеня им вовсю, расхваливал свой товар. Безудержно веселилась детвора, забавляя игрой "кос-коса" взрослых, которые щедро вознаграждали юных затейников сладостями.
Добывалось угощение и таким путем. Большинство бакинских домов были одноэтажными, взобраться с улицы на их крышу было нетрудно. Привязав к веревке маленьких мешочек, спускали его через дымоход и никогда не поднимали его пустым, ибо хозяин дома непременно что-нибудь клал в него. В предпраздничный день все семейство собирается дома. Для главы стелился специальный тюфячок. Без позволения старшего никто не смеет притронуться к еде. А он еще занят - совершает намаз, затем читает молитву. В это время вбегает старший сын, сообщает, что прозвучал выстрел, извещающий о наступлении праздника. Отец достает из кармана часы, открывает крышку и говорит, что еще осталось несколько минут. Неторопливо усаживается, пробует кусок праздничной дыни. Хозяйка приносит молочный плов, разливает всем. Едят плов, после чего убирают скатерть. Открытые в праздничный день ворота и двери домов извещали, что хозяин дома. Посреди комнаты, на ковре стелилась скатерть. В цветных тарелках выставлялось угощение.
Гостей пришедших на праздничную встречу, встречал старший сын или племянник хозяина дома. Окропив руки пришедшего розовой водой, они приглашали его в дом. По знаку хозяина тотчас же приносили чай для гостя. В праздник было принято угощать чаем, настоянным на кардамоне, корице, имбире… Такие визиты наносились в течение трех дней. Затем наступал черед женщин, праздновавших Новруз неделю".




Ребята, напишите пожалуйста про Новруз!
кто такой Кёса, Кэчяль?
очень нужна информация.

Автор: почему 30.01.2006, 20:13

Новруз имеет более древние корни чем любой из праздников мира. И он терпел многоразовые изменения. Это праздник не зароастрийцев, ни митраистов, ни мусульман, ни ираноязычных, ни тюркоязычных....а праздник всех.

Наши предки скифы (скузы) или же огузы (гузы) имели свой подход. Например, древние тюрки верили в Хызра называя его святым или же иной раз пророком. Но корни его более древни и уходят во времена скифов. У древних скифов было божество Гойтосир, Гойт-Асар, Асар или же Азер. Именно он оживлял природу весной, именно он вдувал жизнь во все живое. Он же хранитель огня. После принятия Ислама тюрки стали верить в святого Хызра. Хызр и есть тот Гойтосир.


есть слух что, При Советской власти Новруз был практически под запретом. Лишь в 60-70 гг. благодаря писателю Исмаилу Шыхлы праздник вновь получил свое первостепенное значение...

IPB Image

IPB Image

IPB Image

IPB Image



IPB Image

IPB Image

Автор: ELSHAD 30.01.2006, 20:43

эх ностальгия..sad.gif особенно последняя фотка.. smile.gif

Автор: Narmina 30.01.2006, 23:44

rolleyes.gif только чера спрашивала, нет ли на форуме этой темы....и вот, открыли smile.gif

к сожалению большего, чем написано выше сама не знаю....в этот день так хочется в Баку rolleyes.gif
посмотреть как наши красавцы прыгают через костер! wink.gif

Автор: LinE 31.01.2006, 20:07

яица красить люблю.
особенно красиво получается когда зеленью замотать, закрепить ниткой, такие ууууузоры smile.gif

Автор: Айтан 31.01.2006, 20:34

Намишка, о как всё получилось smile.gif
Лайн, а у меня никогда эта зелень к яйцам номально не прикрепляется dry.gif
и так и сяк пробовала..в конце концов например из 10 яиц токо 1 номально получается!

а кто знает стихи про Новруз?
и что надо говорить когда через огонь прыгаешь?
какие самые запомнившиеся моменты в жизне у вас связаны с Новрузом?
вот я например в 5 лет когда через тонгал прыгала, упала в него blink.gif
но, к счастью, папа был рядом и спас меня laugh.gif

Автор: LinE 31.01.2006, 20:40

нужно крепко завязывать ниткой простоsmile.gif

обожаю семени!!!

(семени, семени сахла мени!!!)


а еще мамины пахлава и щекербураааа ммм...

Автор: Эминофф 01.02.2006, 15:28

QUOTE(почему @ Jan 30 2006, 09:43 PM) *

есть слух что, При Советской власти Новруз был практически под запретом. Лишь в 60-70 гг. благодаря писателю Исмаилу Шыхлы праздник вновь получил свое первостепенное значение...


Не слух, а правда. И Исмаил Шихлы был не один. Шыхали Курбанов тоже постарался.

Автор: ELSHAD 01.02.2006, 16:07

QUOTE
Когда прыгают говорят "Agirligim odda qalsin!"
да. но кром этого мы кажется еще что то говорили. "Угурлуг" кажется. только сейчас обратил внимание на эта слова. может я ошибаюсь надо выяснить ))

Автор: Терпеливый 01.02.2006, 16:23

Надо будет хорошо справить наш праздник Новрузsmile.gif

КСАМ думай думайsmile.gif
А все давайте советыsmile.gif

Автор: Айтан 04.02.2006, 00:20

smile.gif)ох...так мало времени осталось...нашла я
только один стих про Новруз на русском языке!!!
этож просто ужас!!такой праздник, а про него всего лишь 1 стих!!! dry.gif


Базар – подносы, как парад,
Доверху сладости лежат!
Вот, Пахлава Бакинская,
Мутаки Шемахинские,
Рулеты Ордубадские
И Кольчи Ленкоранские,
Шакяр чурек, Шакяр бура
И Нан азербайджанский…

Повсюду сладостей гора,
Не знаю, что купить,
И этот радости базар
Мне долго не забыть!

Мне взглядом трудно охватить такое разноцветье, -
Здесь веселятся и поют и взрослые, и дети!

Борьба, костры, подарки,
Кябабы и кунжут!
Большой весенний праздник,
Тебя давно здесь ждут!
Салам, тебе и всем друзьям,
В Баку пришёл Новруз Байрам!



Автор: **DEK** 04.02.2006, 13:49

QUOTE(ELSHAD @ Jan 30 2006, 08:43 PM) *

эх ностальгия..sad.gif особенно последняя фотка.. smile.gif


Да, да точно.... согласен полностью с табой. Еще папаг атты... особенно интересно было, когда бросали шапки к порогам дверей своих друзей, одноклассников...!!! Да так забавно было... smile.gif
Уже сколько лет отмечаю Новруз в Москве, а так в Баку хочеться!!! Эх... sad.gif

Автор: LinE 15.02.2006, 14:51

QUOTE(Терпеливый @ Feb 1 2006, 06:23 PM) *
Надо будет хорошо справить наш праздник Новруз

КСАМ думай думай
А все давайте советы

нужно чтобы обязательно было много сямини, пахлава и костер(чтобы прыгать через него)
если был бы узкий круг (только все свои) то можно и на улице (хотя холодно наверное будет в это времяsad.gif )




IPB Image

Автор: Ive 15.02.2006, 20:32

Азербайджанцы внимательно следят за праздничным столом. На столе должны быть семь блюд, начинающихся на букву "с", а также сумах (сушеный барбарис), уксус, молоко, сэмэни (сладкая похлебка из пшеничного солода с мукой), сябзи (зелень) и др. Кроме этого, на стол ставятся зеркало и свечи, перед зеркалом - покрашенные яйца. Это тоже имеет символическое значение: свеча означает огонь, свет, который оберегает людей от сглаза, зеркало символизирует ясность, прояснение.



По традиции, в первый день праздника все должны быть дома. В народе говорят: "Если в первый день Новруза не будешь дома, то семь лет не видать тебе дома".В древности, как правило, наружные двери не запирались. В первый день Новруза всю ночь горит свет, погасший огонь, отключенный свет признаки несчастья.

Автор: почему 24.02.2006, 12:37

В старину Новруз в Азербайджане именовался праздником “Туран” и отмечался 7 дней. Под влиянием этой традиции в старину свадьбы продолжались 7 дней. Кроме того, поныне существует традиция выставлять на праздничный стол 7 видов праздничных угощений

Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви в свой “Хамсе” сообщает, что праздник Новруз отмечали ещё в 350 г. до н.э., т.е. 24 столетия назад

Существует также обычай сажать в Новруз дерево, но ни в коем случае нельзя рубить деревья. Согласно народному верованию, сажать в Новруз тут (шелковица), инжир (фига), каштан – благой знак. Продолжая эту традицию, в современном Азербайджане в дни Новруза закладывают парки, сады, лесополосы

в этот день принято всей семьей посещать могилы родных и близких.

Одним из дошедших до нас обрядов Новруза, связанных с хозяйством и скотоводством, является обвязывание красной материей рогов быка, дойной коровы, баранов, выделенных для свадьбы.

В Новруз нельзя закалывать лошадь, убивать собак, даже змей.



В Новруз растет число свадеб. Желающие женить детей пытаются приурочить свадебные торжества к Новруз-Байраму, т.к. в народном представлении созданная в эти дни семья благополучна. В Азербайджане очень много мужских имен “Новруз” и женских “Бахар” (“Весна”). Как правило, этими именами называются дети, появившиеся на свет весной, в праздник Новруз

IPB Image

Автор: Elin 28.02.2006, 23:50

Сегодня - первый чяршянбя - од чяршянбяси. Поздравляю всех с постепенным наступлением Новруза.

Автор: Xari-bulbul 28.02.2006, 23:55

Спасибо! Я тоже прсоединяюсь к поздравлению! smile.gif

А Od çerşembesi и Yalançı çerşembe это одно и тоже?

Автор: почему 01.03.2006, 11:58

Ура biggrin.gif скоро Новруз Байрамы!

Поздравляю


Автор: TOTANI 01.03.2006, 12:05

QUOTE(Elin @ Mar 1 2006, 12:50 AM) *

Сегодня - первый чяршянбя - од чяршянбяси. Поздравляю всех с постепенным наступлением Новруза.


Насколько знаю 2 чяршянбя. Первый был на прошлой неделе.

Автор: почему 01.03.2006, 12:30

На Новруз можно гадать.

кто какие гадания знает rolleyes.gif


Автор: Elin 01.03.2006, 13:20

QUOTE(Xari-bulbul @ Feb 28 2006, 09:55 PM) *

А Od çerşembesi и Yalançı çerşembe это одно и тоже?


Извините, но я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Я никогда не слышала про Яланчы чяршанбя. Все 4 чяршянбя связаны с природой - од, су, хава вя торпаг. Других, может быть народных названий я не знаю. sad.gif

А у нас совершенно не Новрузовское настроение. За окном снегопад. sad.gif

TOTANI, я наверное что-то перепутала. потому что по календарю на самом деле вчера был второй чяршянбя. Вай, отстала от жизни из-за переезда. sad.gif

почему, гаданий много! Например девушка на выданье должна стоять спиной к двери. Через плечо бросить башмак. Если башмагупадет носом к двери, значит девушка в этом году выйдет замуж. Если нет, то увы... засидиться дома. smile.gif Языг гыз...

Автор: TOTANI 01.03.2006, 13:25

А если башмаг упадет как нужно, но девушка не выйдет замуж?
Бедные девушки...

Автор: почему 01.03.2006, 14:03

лучше вообще не бросать башмаки wink.gif tongue.gif

а мне нравится загадывать желание, зажать руками уши и пойти в другую комнату, и то о чем говорят (первое что услышишь) то и сбудется wink.gif smile.gif


Автор: B@nDi 01.03.2006, 19:57

QUOTE(почему @ Mar 1 2006, 04:03 PM) *

лучше вообще не бросать башмаки wink.gif tongue.gif

а мне нравится загадывать желание, зажать руками уши и пойти в другую комнату, и то о чем говорят (первое что услышишь) то и сбудется wink.gif smile.gif

да, это называется гапы пусмаг)))
а ещё мона дузду кёкя йемяк ночью и не пить воду.потом ложишься спать.во сне парень принесёт тебе стакан воды.это будет твой будущий мужинёк)))


Автор: Xari-bulbul 01.03.2006, 20:16

QUOTE(B@nDi)
да, это называется гапы пусмаг)))


А qapı busmaq это называется потому, что раньше девушки стояли под дверями соседей и слушали. smile.gif

Я конечно же не верю в приметы и гадания, но это интересно, как составляющая наших традиций.
Ещё девушки гадали в Новруз следующим образом:
Брали стакан с водой, обручальное кольцо и волос девушки, которой гадают.
В кольцо вдевают волос и держат над стаканом с водой, сколько раз кольцо стукнется о стенки стакана, во столько лет девушка и выйдет замуж.

Автор: Keb_ab 02.03.2006, 13:53

QUOTE(Narmina @ Jan 31 2006, 01:14 AM) *

rolleyes.gif только чера спрашивала, нет ли на форуме этой темы....и вот, открыли smile.gif

к сожалению большего, чем написано выше сама не знаю....в этот день так хочется в Баку rolleyes.gif
посмотреть как наши красавцы прыгают через костер! wink.gif





С наступающим вас праздником, дорогие мои земляки!!!


Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение

Автор: почему 06.03.2006, 13:22

IPB Image IPB Image

в Южном Азербайджане наливают в кувшин чистую воду, и каждый член семьи бросает в кувшин с водой какой-нибудь предмет, после чего кувшин выставляется наружу со стороны киблы, т. е. Мекки. Утром на следующий день все члены семьи собираются, и, как правило, открывая книгу Хафиза (сборник стихов известного персидского поэта, уроженца Шираза), вытаскивают из кувшина по одному предмету и, соответственно, начинают гадать с помощью газелей Хафиза. Если их содержание хорошее и соответствует мечте или желанию лица, опустившего данный предмет в кувшин, значит, его мечта или желание сбудется в новом году.

В этот день утром необходимо съесть что-нибудь сладкое, к примеру, мед, или если его нет — сахар. После чего следует понюхать ароматный дым, что является символом освобождения от «злых духов».

первый день Нового года в каждой семье всю ночь должен гореть свет. Это знак благополучия, тушить огонь ни в коем случае нельзя, т, к. это является признаком несчастья. Празднование Нового года завершается днем на 13-й день Новруза Все должны выйти из дому или выехать за город, или на окраину села и провести весь день на лоне природы и этим освободиться от невзгод числа «13», которое азербайджанцы считают «невезучим». Люди как бы стараются оставить в поле всевозможные невзгоды, которые могут случиться за год, а к вечеру возвращаются домой. Последний, 13-й день Нового года, завершается старинными играми — скачками на верблюдах и лошадях, различными молодежными и детскими играми, соревнованиями, в которых участвуют наравне с мужчинами женщины и девушки.

Автор: Айсу 15.03.2006, 23:07

QUOTE(Гарик..... @ Mar 14 2006, 11:56 PM) *

Как так? Не мусульманский праздник?

Если не трудно,объясни пожалуйста smile.gif

Нет,не трудно,постараюсь обьяснить.
Новруз Байрамы,является одним из самых любимых праздников в Азербайджане.Но надо сказать,что хотя праздник Новруз и отмечается в мусульманских странах, он не является религиозным праздником,ведь Новруз уходит корнями в зороастрийские верования.Люди отмечают этот праздник как день весеннего равноденствия,праздник прихода весны.Если будет интересно,можно будет рассказать об историю возникновения этого праздникаsmile.gif

Автор: TOTANI 16.03.2006, 08:43

Кстати отмечают новруз не во всех мусульманских странах, а только тех которые были связаны с зороастризмом.

Автор: TOTANI 16.03.2006, 08:58

Праздник Новруз связан с верованиями древних индо-ариев и праздновался в древнем Иране. Его проведение приурочивали ко дню весеннего равноденствия. Этот праздник был натуралистическим, и символизировал преклонение человека перед силами природы.

История происхождения его неизвестна. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш, убитый туранцем Афрасиябом. Эта легенда упоминается в Авесте (Ард-Яшт 17:42) [1, c. 370]. Более подробно она описана в "Шах-намэ" Фирдоуси. "Из дошедших до нас источников явствует, что день похорон Сиявуша был назван "Новруз" и ежегодно отмечается как праздничный..." [2, c. 3].

Известно, что этот праздник содержал анимистические элементы. В день Новруза древние индоарии поклонялись т.н. "фраваши" - духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев "совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков (Новруз). Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия" [3, c. 69].

Британская ученая М. Бойс отмечает, что помимо всего этого, в зороастризме этот праздник был посвящен непосредственно огню, который древние зороастрийцы считали жизненной силой и поклонялись ему. "Зороастр приурочил этот праздник к весеннему равноденствию, использовав, по-видимому, древнее празднование наступления весны, которое посвятил Аша-Вахишта ("Лучшей праведности") и огню. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года - лета - и отмечает ежегодное поражение Злого Духа. По зороастрийским обычаям, в полдень Нового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа Рапитвина, несущего тепло и свет. После этого духу Рапитвина ежедневно поклоняются в отведенное ему полуденное время, которая сейчас называется "Рапитва" и призывают в молитвах Аша-Вахишта в течение всего лета" [4, с. 45].

Посвящение этого праздника огню в более поздней зороастрийской традиции несомненно. В день Новруза еще с Ахеменидского и Сасанидского периодов в храмах совершались поклонения огню. Иранские правители того периода принимали в этот день подарки от покоренных народов [4, c. 71]. Огни разжигались повсюду, начиная с самого высокого места на крышах домов и кончая свечами на праздничных столах [3, c. 72]. В настоящее время эти обычаи частично сохранились. Так, в некоторых районах Азербайджана "на всех холмах разжигаются костры" [5, c. 106]. Люди становятся в круг вокруг огня и исполняют фольклорные песни [5, c. 106, 115]. Свечи также являются атрибутами праздничных столов в день "Новруза" и предшествующих ему дней (приготовления к нему начинаются за несколько недель до праздника) [5, c. 115].

Аналогичные традиции сохранились в Иране и Средней Азии. Например, Негмати А. Н. пишет, что жители Самарканда и окрестных селений в высшей степени торжественно отмечают наступление последнего вторника накануне Нового Года по персидскому календарю (Новруз) [9, c. 38]. После захода Солнца народ разжигает костры, поют песни, играют на национальных инструментах. Под звуки бубна они организуют факельное шествие к окраине реки и там устраивают празднества. Они прыгают через разведенные ими костры и купаются в реке. Более зажиточные таджики в этот день организуют совместные трапезы для малоимущих сограждан. Прыгая через костры, они желают от природы обильного урожая, и ищут защиты от злых духов и джиннов. Прыгают через костер даже женщины с грудными детьми, надеясь, что таким образом они в течение года будут избавлены от напастей и несчастий.

Сохранились в настоящее время и другие атрибуты этого зороастрийского праздника. Например, зороастрийцы наполняли сосуды семенами пшеницы или ячменя, заливали их водой, а затем, когда они прорастали, относили их домой, и ставили в особое место [3, c. 72]. Точно также в настоящее время оставляют на прорастание семена злаков к празднику в Азербайджане, Иране и Средней Азии [5, c. 115]. На праздничный стол зороастрийцы ставили яйца - символ зарождения жизни и специфические сладости [3, c. 72]. Они присутствуют на праздничных столах и в настоящее время [5, c. 115].

Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Новруз, он имеет доисламское происхождение, и его философия, а также обрядность не имеют к исламской религии никакого отношения. Несомненно, что помимо иранских национальных компонентов в этот праздник были привнесены и языческие тюркские обряды. Дело в том, что в древнейшие времена тюрки (туранцы) и иранцы имели самые непосредственные культурные контакты, которые продолжаются до сегодняшнего дня. Сведения об этом содержатся и в Авесте (Ард-Яшт 17:38). Более того, исторические корни (языческое и зороастрийское прошлое) и натурфилософская сущность этого праздника находится в противоречии с Исламом, сущность которого заключается в строгом единобожии и отрицании преклонения перед природными силами

Автор: Ranetka 16.03.2006, 13:01

QUOTE(Xrushbeyli @ Mar 16 2006, 02:20 PM) *

Новруз не религиозный праздник.
Слышал что Новруз от слов "нов" и "руз" персидскими корнями что означает "новое богатство" и напоминает нам о приходе Весны.

молодцы иранцы biggrin.gif

Автор: Aminazinka 16.03.2006, 21:04



а зачем так настраивать форумчан против Новруза? rolleyes.gif
не понятна ваша позиция...


QUOTE(TOTANI @ Mar 16 2006, 11:28 AM) *




Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Новруз, он имеет доисламское происхождение, и его философия, а также обрядность не имеют к исламской религии никакого отношения. Несомненно, что помимо иранских национальных компонентов в этот праздник были привнесены и языческие тюркские обряды. Дело в том, что в древнейшие времена тюрки (туранцы) и иранцы имели самые непосредственные культурные контакты, которые продолжаются до сегодняшнего дня. Сведения об этом содержатся и в Авесте (Ард-Яшт 17:38). Более того, исторические корни (языческое и зороастрийское прошлое) и натурфилософская сущность этого праздника находится в противоречии с Исламом, сущность которого заключается в строгом единобожии и отрицании преклонения перед природными силами

Автор: ELSHAD 21.03.2006, 12:17

Eziz forumchikler! smile.gif Novruz Bayraminiz Mubarek olsun!
Butun xalqimiza emin-amanliq, bereketli iller, can sagligi arzulayiram! smile.gif

IPB Image

Автор: B@nDi 21.03.2006, 15:15

Mende xaminizi tebrin edirem!ne4e ne4e gozel bayramlara cixasiniz!!!
sizin ailelerinizi xoshbextlik arzu edirem)))


Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение

Автор: Fatishka 22.03.2006, 01:25

Novruz Bayraminiz mubarek! nece-nece bele bayramlara cixasiz! sevgi dolu gunler arzulayiram size !!! smile.gif

Автор: Али 22.03.2006, 08:15

Навруз к исламу никакого отношения!

Автор: почему 12.04.2006, 16:14

вот и прошел мой любимый праздник sad.gif

жааааааааалко, есчо хочу



кто нить гадал в этот Новруз??

Автор: Vita 12.04.2006, 20:27

QUOTE(почему @ Apr 12 2006, 05:14 PM) *

жааааааааалко, есчо хочу
кто нить гадал в этот Новруз??


ИншаАллах, дождёшься в следующем году Новруз. biggrin.gif
Лично я не гадала, просто смысла не вижу.
Знаю, что есть девушки, которые гадают на "суженного-ряженного"...Он и так появится, когда время придёт. smile.gif

Автор: почему 13.04.2006, 08:11

QUOTE(Vita @ Apr 12 2006, 09:57 PM) *


ИншаАллах, дождёшься в следующем году Новруз. biggrin.gif
Лично я не гадала, просто смысла не вижу.
Знаю, что есть девушки, которые гадают на "суженного-ряженного"...Он и так появится, когда время придёт. smile.gif


Да все дождемся, куда денемся smile.gif

а что, если гадают, то только на суженного blink.gif

В жизни есть кроме этого и более интересные момэнты smile.gif


|Русская версия Invision Power Board (http://www.ws.ea7.net)
© Invision Power Services (http://www.ws.ea7.net)